Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

О развитии взаимных инвестиций государств – участников СНГ в контексте Соглашения о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций от 8 июня 2023 года

Инвестиции являются одним из важнейших направлений экономического развития. Активизация сотрудничества в сфере взаимных инвестиций позволяет выйти на новый уровень экономического взаимодействия государств, который откроет большие перспективы, формирующие новые конкурентные преимущества и широкие возможности.

Приток инвестиций способствует ускорению роста ВВП и улучшению инвестиционного климата. Взаимные инвестиции выступают механизмом, оказывающим положительное воздействие на экономический рост государств, служат источником прироста капитала, как в производстве, так и в сфере услуг.

По данным, опубликованным в докладе Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), глобальные потоки прямых иностранных инвестиций в 2023 году сократились, что связано в первую очередь с неопределенностью перспектив экономического роста в мире.

В 2023 году объем Прямых иностранных инвестиций в страны СНГ составил 23,2 млрд. долларов, инвестиции из стран СНГ составили почти 32,5 млрд. долларов.

Источник: Доклад ЮНКТАД О мировых инвестициях в 2024 году

Конечно, это незначительные цифры в общем объеме ПИИ в мире.

Они составляют около 1,7% входящих инвестиций и чуть более 2% исходящих инвестиций.

Динамика ПИИ в СНГ, млн. долл.

Входящие ПИИ

Государство

2018

2019

2020

2021

2022

2023

СНГ

27 998

49 735

19 027

53 484

-5 726

23 214

Азербайджанская Республика

1 403

1 504

507

-1 708

-4 474

253

Республика Армения

267

100

59

366

998

443

Республика Беларусь

1 421

1 293

1 398

1 238

1 603

2 060

Республика Казахстан

3 898

3 284

3 670

3 353

6 541

3 223

Кыргызская Республика

144

404

-402

226

55

490

Республика Молдова

313

523

150

404

591

428

Российская Федерация

13 228

32 076

10 410

38 639

-15 205

8 364

Республика Таджикистан

360

364

107

84

174

141

Туркменистан

1 607

1 854

1 436

1 287

936

1 378

Республика Узбекистан

625

2 316

1 728

2 275

2 498

2 187

Украина

4 732

6 017

-36

7 320

557

4 247

ВЕСЬ МИР

1 376 139

1 729 239

984 578

1 621 808

1 355 749

1 331 813

Исходящие ПИИ

Государство

2018

2019

2020

2021

2022

2023

СНГ

36 638

22 697

5 561

65 443

10 325

32 483

Азербайджанская Республика

1 761

2 432

825

77

172

1 875

Республика Армения

7

-133

-27

25

50

54

Республика Беларусь

50

16

88

-71

173

23

Республика Казахстан

-1 095

-2 620

-2 206

1 452

-1 535

913

Кыргызская Республика

100

67

2

2

-455

2

Республика Молдова

38

43

-2

33

50

12

Российская Федерация

35 820

22 024

6 778

64 072

11 510

29 510

Республика Таджикистан

82

23

70

48

12

40

Туркменистан

           

Республика Узбекистан

2

3

11

3

4

12

Украина

-127

842

22

-198

344

42

ВЕСЬ МИР

1 010 629

1 444 809

779 507

1 881 922

1 574 724

1 550 584

Источник: Доклад ЮНКТАД О мировых инвестициях в 2024 году

При этом накопленные входящие ПИИ в странах СНГ в 2023 году составили почти 617 млрд. долларов, накопленные исходящие – 306,5 млрд. долларов., что составляет 1,2 и 0,7% от мировых ПИИ соответственно.

Источник: Доклад ЮНКТАД О мировых инвестициях в 2024 году

Динамика накопленных ПИИ по странам СНГ, млн. долл.

Накопленные входящие ПИИ

 

Государство

2000

2010

2022

2023

СНГ

49 965

650 137

687 409

616 730

Азербайджанская Республика

1 791

14 253

32 503

32 745

Республика Армения

513

4 405

7 124

7 499

Республика Беларусь

1 306

9 904

15 440

15 822

Республика Казахстан

10 078

82 648

154 419

157 198

Кыргызская Республика

432

1 698

3 506

3 810

Республика Молдова

449

2 897

4 933

5 531

Российская Федерация

29 738

464 228

359 982

278 812

Республика Таджикистан

136

1 226

3 329

3 333

Туркменистан

949

13 442

41 537

42 915

Республика Узбекистан

698

2 564

13 649

14 804

Украина

3 875

52 872

50 987

54 261

ВЕСЬ МИР

7 377 201

19 842 937

44 375 102

49 130 846

Накопленные исходящие ПИИ

Государство

2000

2010

2022

2023

СНГ

19 478

366 404

345 040

306 549

Азербайджанская Республика

1

5 790

26 981

28 717

Республика Армения

 

150

571

618

Республика Беларусь

24

205

1 496

1 470

Республика Казахстан

16

16 212

16 792

17 381

Кыргызская Республика

33

2

26

27

Республика Молдова

23

990

425

448

Российская Федерация

19 211

336 355

299 131

258 240

Республика Таджикистан

   

283

323

Туркменистан

       

Республика Узбекистан

 

152

202

210

Украина

170

6 548

-867

-885

ВЕСЬ МИР

7 408 709

20 440 527

40 569 644

44 380 560

Источник: Доклад ЮНКТАД О мировых инвестициях в 2024 году

Если говорить о взаимных накопленных прямых иностранных инвестициях, то по оценке Евразийского банка развития они составляли на середину 2023 года 45,6 млрд. долларов.

Динамика взаимных накопленных ПИИ в СНГ, млрд долл.

Источник: Аналитический обзор ЕАБР по взаимным прямым инвестициям в государствах – участниках СНГ

Основными инвесторами выступают традиционно Российская Федерация, а также Республика Казахстан и Азербайджанская Республика. Существенно растет доля Республики Узбекистан.

Основная часть инвестиций приходится на сырьевые отрасли. Вместе с тем, последнее время наблюдается рост инвестиций в обрабатывающую промышленность при снижении доли металлургии и информационных технологий.

Структура накопленных взаимных ПИИ в СНГ по секторам, %

Источник: Аналитический обзор ЕАБР по взаимным прямым инвестициям в государствах – участниках СНГ

По оценке ЕАБР, по состоянию на первую половину 2023 г. реализовывалось 418 взаимных инвестиционных проектов стран СНГ на сумму 47,3 млрд долл. Наблюдается постепенный рост взаимных инвестиций в рамках Содружества, а также рост капиталоемкости новых инвестиционных проектов. Средняя стоимость превышает 100-150 млн. долларов, что более чем в 2 раза превышает показатели 2016 года.

Распределение инвестиционных сделок по их капиталоемкости в СНГ по состоянию на первую половину 2023 г.

Источник: Аналитический обзор ЕАБР по взаимным прямым инвестициям в государствах – участниках СНГ

На пространстве Содружества в настоящее время наблюдается динамичный рост прямых иностранных инвестиций, направленных на развитие новых проектов, однако, существует значительный нереализованный потенциал и перспективы углубления сотрудничества в инвестиционной деятельности.

Подписанное 8 июня 2023 года Соглашение о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций явилось значительным шагом к дальнейшей либерализации условий для осуществления инвестиционной деятельности и развитию межгосударственных кооперационных связей.

Соглашение призвано более детально, чем двусторонние договоренности, защищать как права инвестора, так и интересы государства. Соглашение должно придать импульс сотрудничеству и привлечению капиталов, способствовать открытию новых сфер и созданию дополнительных рабочих мест.

В Соглашении удалось отразить современные подходы к заключению региональных торговых соглашений в сфере услуг и инвестиций, которые отвечают актуальным направлениям развития экономик стран Содружества и мировой экономики в целом. Кроме того, для углубления торгово-экономических связей с партнерами по СНГ в Соглашение включен ряд положений из права ЕАЭС.

Соглашение направлено на обеспечение благоприятных условий роста экономик государств – участников СНГ, расширения взаимной торговли, повышения уровня ее либерализации и на осуществление инвестирования лицами одной Стороны на территориях других Сторон, а также оно будет стимулировать повышение уровня жизни населения Сторон.

Несмотря на то, что внимание инвесторов в настоящее время большей частью сосредоточено на сырьевых секторах и обрабатывающей промышленности, предоставление национального режима и защита инвестиций будут способствовать привлечению инвестиций и в другие сферы.

Для государств – участников СНГ, подписавших Соглашение, гарантированы предсказуемые и понятные условия доступа на рынки различных секторов услуг. Условия работы для инвесторов будут не хуже тех, что действуют для местных предпринимателей или инвесторов третьих стран. При этом каждое государство определило перечень чувствительных секторов, в которых оно может сохранить ограничения для иностранных компаний.

Соглашение создает единые правила для всех его участников, предусмотрены гарантии защиты инвесторов от незаконного изъятия собственности.

Таким образом, Соглашение о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций, либерализуя условия для инвестиционной деятельности на пространстве СНГ, будет способствовать дальнейшей региональной экономической интеграции, развитию различных секторов экономики и, впоследствии, экономическому росту в государствах – участниках Содружества.

Обзор подготовлен департаментом экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ с использованием материалов Евразийского банка развития