В Уфе продолжается работа XVII Форума творческой и научной интеллигенции государств – участников СНГ.
Заседания, обсуждения и круглые столы проходили на нескольких площадках нашей столицы. В Греческом зале Башоперы обсуждались творческие инновации и национальные культурные традиции стран СНГ, в Межвузовском студенческом кампусе Евразийского научно-образовательного центра поднимались проблемы науки и образования в эпоху цифровой трансформации. О волонтерстве, как ресурсе развития общества и связи поколений, участники форума говорили на площадке Молодежного пространства «Йэшлек House», а в Национальном музее РБ обсуждалось 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Круглые столы, посвященные кинопроизводству в странах СНГ и инклюзивному искусству, прошли в кинотеатре «Родина» и Молодежном театре. Корреспондент «Молодежки» приняла участие в круглом столе в Шаляпинском зале Уфимского государственного института искусств им. Загира Исмагилова, тема которого была обозначена как «Взаимодействие творческих вузов стран Содружества».
Во-первых, стоит отметить исключительное гостеприимство УГИИ и высокий профессионализм модераторов — исполняющего обязанности ректора Института искусств Ильмара Альмухаметова и театроведа и доцента ГИТИС Екатерины Морозовой. Они самым волшебным образом преобразовали стандартный формат сплошь позитивных докладов-отчетов в интересную, а порой и острую полемику, приглашая присутствующих студентов и гостей круглого стола задавать наболевшие вопросы.
Я сразу же воспользовалась приглашением и задала вопрос о судьбе Летней школы СТД, которая в этом году не состоялась в Москве. Всего их было шестнадцать. А ведь именно там молодые актеры и режиссеры разных стран, в первую очередь стран СНГ, могли не только творчески взаимодействовать с коллегами, но и набираться солидного опыта на уроках по режиссуре, сценоречи, актерскому мастерству, сценобою, на мастер-классах и совместных театральных постановках у лучших педагогов Щепки, Щуки, ГИТИСа, ВГИКа. Причем абсолютно бесплатно! Отобранные по кастингу участники оплачивали только проезд. Эта стажировка для молодых актеров (принимали участников только до 35 лет), особенно из стран Содружества, была просто бесценной!
Вопрос про закрытие этой школы вызвал бурную реакцию зала, а, например, проректор Государственной консерватории Узбекистана Сайера Гафурова назвала его обсуждение одним из самых полезных аспектов дискуссии. У присутствующих студентов тоже были насущные вопросы к участникам конференции. И ни один не остался без ответа! На многие из них отвечали (прекрасно и исчерпывающе) сами модераторы.
Несмотря на ограниченное время открытого и закрытого заседаний круглого стола, студенты УГИИ блеснули талантами и порадовали участников чудесными концертными номерами. «Кампанеллу» Ференца Листа темпераментно и виртуозно исполнил студент 2 курса Никита Игуменов (класс профессора Льва Франка).
Необходимую этно-ноту, представляя искусство Башкортостана, задал ансамбль кураистов. Участники форума, где подавляющее большинство были музыканты, искренне наслаждались поэтичным, нежным, проникновенным звучанием «башкирской флейты», его тембровым богатством.
Удивило и порадовало выступление инструментального трио — Валерии Ахметшиной (домра), Дмитрия Бусарева (баян) и Тимура Гареева (балалайка-котрабас). Эти студенты, кстати, лауреаты международных конкурсов, и их несомненно ждет большое будущее.
Ну а «вишенкой на торте» стало исполнение песни Загира Исмагилова на слова Мустая Карима «Хыял» (мечта). Вокал солистки Башоперы, молодого педагога кафедры вокального искусства Эльвины Ахметхановой был похож на сбывшуюся мечту меломана. Драматическое сопрано редкой красоты наполнило Шаляпинский зал целой феерией эмоций.
Выступающие представители стран Содружества в своих докладах основную часть уделяли представлению и успехам родных учебных заведений. Было безумно интересно узнать о том, как сейчас живут и развиваются творческие вузы нашего бывшего общего дома — СССР.
Старший преподаватель и заведующая кафедрой «Истории музыки» Туркменской национальной консерватории им. Майи Кулиевой из Ашхабада рассказала об участии учащихся консерватории в различных творческих конкурсах стран Содружества. На последних 17-х Дельфийских играх в Бишкеке туркменские студенты были удостоены ряда медалей, а также отмечены специальными дипломами. Налажено сотрудничество с Туркменской, Казанской и Санкт-Петербургской консерваториями, а также с Казанским Федеральным университетом.
Впечатлила презентация ректора Государственного института искусства и культуры Узбекистана Нодирбека Сайфулаева. Кратко, ярко, информативно были озвучены достижения и вектор ближайших планов института. Узбекская делегация всем участникам подарила содержательные и хорошо изданные буклеты про alma mater, отдельные подарки получили и модераторы. Традиционная восточная щедрость гостей была приятна, а у меня ассоциацией всплыло название старого советского фильма «Ташкент — город хлебный».
Нодирбек Бахтиярович особо подчеркнул пятикратное увеличение государственного финансирования в сфере культуры. Я тут же спросила — увеличились ли стипендии и сколько сейчас получают студенты творческих вузов? Но ректор, широко улыбнувшись, попросил разрешения не отвечать на данный вопрос. Теперь вот мучаюсь в догадках — где стипендии выше, в Узбекистане или России?
Еще в перерыве некоторые участники спрашивали, что лучше посетить в Уфе? Сетовали на то, что не организованы небольшие обзорные экскурсии по столице Башкортостана. «Мы ведь здесь в первый, а, может быть, и в последний раз, —говорили мои собеседники, — у вас такой красивый город, здесь столько музеев и туристических достопримечательностей, но самостоятельно, без знания города, трудно все осмотреть…»
Чолпон Турумбаева, проректор Кыргызского государственного университета культуры и искусств им. Б. Бейшеналиевой, кандидат исторических наук:
— Мы давно сотрудничаем с ФНГС. У нас одна общая цель: развитие культуры и искусства. Мы все стремимся дать достойное образование своим студентам. Без дружбы и единства тесное сотрудничество невозможно. В сфере творчества обмен опытом жизненно необходим. Фестивали и конкурсы способствуют профессиональному росту и развитию. Мы проводим различные мастер-классы и совместные научно-практические конференции, наши педагоги и аспиранты печатают статьи в российских журналах.
В последнее время государство уделяет серьезное внимание развитию искусства в Кыргызстане. Например, в прошлом году на эти цели из казны выделено более семисот тысяч миллионов сом.
Екатерина Морозова, театровед, кандидат искусствоведения, доцент ГИТИС:
— Одна из задач форума — это «сверить часы». Как мы видим, выступления участников были посвящены не проблемам, а презентациям своих учебных заведений и разговору о возможности того, чем они могут поделиться. Во всех творческих вузах стран СНГ идут очень активные процессы преобразований. В них есть востребованность. Очевидно, что необходима контактность. Вопрос в другом — как эту контактность выстраивать? Можно гостеприимно приглашать: «Приезжайте к нам!» Но на этом обычно все и расходятся. Все упирается в финансы и организацию. Зачастую многое зависит от руководителей вузов.
Но важность творческого сотрудничества вузов стран СНГ необходимо озвучивать постоянно. Чтобы донести это до людей, отвечающих за финансирование науки и искусства.
Я преподаю историю восточного театра в ГИТИСе и давно изучаю культуру стран Азии. Есть так называемое «таинство знания». То есть вроде бы мы все молодцы (каждое государство в отдельности) и готовы поделиться опытом. Но нет очевидных площадок для передачи этого опыта. Наш форум — одна из таких площадок.
Вторая, закрытая, часть круглого стола открылась с подписания меморандума о сотрудничестве УГИИ с Государственным институтом искусства и культуры Узбекистана. Его подписали ректоры вузов Ильмар Разинович Альмухаметов и Нодирбек Бахтиерович Сайфулаев. Еще была принята резолюция о создании совместного научного журнала.
Ильмар Разинович преподнес всем участникам-музыкантам форума поистине царские подарки — уникальную книгу «100 башкирских народных песен и наигрышей» с нотами и вложенным диском.