Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Устойчивое развитие как один из важнейших приоритетов в деятельности СНГ

10 сентября открылась 79-я сессия Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН. Ее основным приоритетом является восстановление центральной координирующей роли всемирной организации в мировых делах. Повестка дня крупнейшего глобального форума насыщенная: в ходе недели высокого уровня, проводимой в его рамках, состоится Саммит будущего, планируются заседания по устранению экзистенциальных угроз, вызванных повышением уровня моря, по популяризации Международного дня борьбы за полную ликвидацию ядерного оружия, по проблеме устойчивости к противомикробным препаратам и многим другим важным темам.

При этом в центре внимания как всей 79-й сессии, так и Саммита будущего будут глобальные усилия по ускорению прогресса в достижении 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР), провозглашенных в принятой 25 сентября 2015 года резолюции ГА ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (Повестка дня – 2030).

Одним из вопросов, вносимых на рассмотрение Генеральной Ассамблеи в текущем году, также будет принятие резолюции о сотрудничестве между Организацией Объединенных Наций и Содружеством Независимых Государств на очередной двухлетний период. В предыдущей такой резолюции от 21 ноября 2022 года ГА ООН приветствовала «усилия государств – членов СНГ по достижению целей, соответствующих целям и принципам ООН», в том числе, безусловно, касающихся устойчивого развития.

Следует отметить, что ЦУР и решаемые для их достижения задачи в принципиальном плане совпадают с основными приоритетами в деятельности Содружества, которые были определены еще в период его формирования. В Повестке дня – 2030 содержится призыв к сочетанию наращивания экономического роста с решением вопросов в области образования, здравоохранения, социальной защиты и трудоустройства, а также экологических проблем. В свою очередь, Устав СНГ провозгласил одной из основных целей Объединения всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства посредством межгосударственной кооперации и интеграции.

Эти же ориентиры содержатся в таких важнейших документах, как Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, обновленная редакция которой принята в 2020 году, и Стратегия экономического развития СНГ на период до 2030 года. Сотрудничество в рамках Содружества в них рассматривается с точки зрения совместного решения задач экономического роста с учетом необходимости укрепления человеческого потенциала государств – участников Объединения, создания надлежащих социальных условий для всех категорий населения.

Так, в Концепции дальнейшего развития СНГ нацеленность Содружества на повышение уровня жизни, благосостояния граждан и социальной защиты населения органично сочетается с приоритетами взаимодействия в сфере экономики, а также в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, в том числе направленного на борьбу с изменением климата.

Основной целью реализации Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года также обозначено создание благоприятных условий для устойчивого экономического развития, повышения уровня жизни, благосостояния граждан государств – участников СНГ. При этом определенные в Стратегии задачи во многом созвучны Повестке дня – 2030.

В частности, на снижение рисков, связанных с нехваткой продовольствия для населения, направлены совместные усилия стран Содружества по формированию общего аграрного рынка, дальнейшему расширению взаимной торговли продукцией сельского хозяйства и росту ее производства, а также укреплению инфраструктуры аграрной отрасли. Одно из центральных мест в повестке Межправительственного совета по вопросам агропромышленного комплекса СНГ и других органов, затрагивающих в своей деятельности эту проблематику, занимает обеспечение продовольственной безопасности.

На стратегический уровень выведено также сотрудничество государств – участников СНГ в области промышленной кооперации, создания совместных производств, взаимных инвестиций, реализации энергетических проектов, инфраструктурного и инновационного развития. Во многом благодаря этому, например, в первом полугодии 2024 года производство продукции промышленности в целом по СНГ составило 104,3 % по отношению к аналогичному периоду прошлого года, коммерческие перевозки грузов – 104,9 %.

В значительной степени экономическому росту стран Содружества способствует функционирование зоны свободной торговли, которая существенно расширила рынок товаров для каждого из ее участников. Как следствие, за последние четыре года товарооборот в СНГ увеличился более чем на две трети. Только за 2023 год он вырос на 5,8 %, за первый квартал текущего года – на 6,5 %. Недавно вступило в силу подписанное в ходе заседания Совета глав правительств СНГ в 2023 году Соглашение о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций. Это еще больше усилит экономический эффект от взаимодействия в рамках Содружества.

Наращивание объемов реализации товаров и услуг предполагает рост их производства, увеличение производственных мощностей и дополнительное привлечение трудовых ресурсов. Об этом свидетельствуют ключевые экономические показатели. ВВП государств – участников СНГ в прошлом году вырос на 3,8 %, что на 1,1 % превышает общемировой рост ВВП. За I квартал 2024 года ВВП стран Содружества увеличился на 5,3 %. В наших странах снижается безработица, а в рамках СНГ создаются правовые и институциональные условия для воспроизводства, регулирования, обмена и рационального использования рабочей силы. Таким образом, на нашем пространстве отмечается исключительно положительная динамика достижения цели устойчивого развития в области обеспечения людей достойной работой и экономического роста.

Экологическое измерение деятельности СНГ на сегодняшний день также в значительной степени способствует наращиванию потенциала государств-участников в данной сфере. Кроме того, работа по достижению практически всех целей устойчивого развития в странах Содружества сегодня пересекается с программами и планами взаимодействия по всем направлениям взаимодействия в гуманитарной сфере. Координация их выполнения осуществляется профильными органами отраслевого сотрудничества.

В этом контексте особого внимания заслуживает деятельность Совета по сотрудничеству в области здравоохранения, Совета по сотрудничеству в области образования и Совета по делам молодежи государств – участников СНГ. Каждый из них не только ориентирован на решение практических задач по повышению качества медицинских и образовательных услуг, но и организует практическую работу по внедрению новых технологий в этих сферах деятельности, подготовке квалифицированных кадров с использованием возможностей стран – партнеров по СНГ, обмену опытом.

Высокую активность при поддержке Совета по делам молодежи проявляют базовые организации государств – участников СНГ в этой сфере. Интересно, что при их участии 12–15 декабря 2023 года в Москве состоялся уже Второй Международный молодежный форум государств – участников СНГ по Целям устойчивого развития. Ценность подобных мероприятий состоит и в выдвижении в ходе их проведения новых инициатив, и в том, что в их рамках формируется и укрепляется молодежный актив, который по возвращении домой, сохраняя связи с единомышленниками в других странах Содружества, обеспечивает продвижение целей устойчивого развития.

Межгосударственный экологический совет государств – участников СНГ – еще одна структура Содружества, которая активно вовлечена в реализацию «зеленых», экологических аспектов Повестки дня – 2030. В сфере его внимания постоянно находятся возможности сближения подходов и гармонизации национальных законодательств в области охраны окружающей среды, меры реагирования на изменение климата, обращение с отходами производства и потребления. На заседаниях Совета представители профильных государственных органов государств – участников СНГ обмениваются опытом создания условий и инфраструктур для внедрения «зеленых» технологий, создания и обеспечения функционирования трансграничных особо охраняемых природных территорий.

В Содружестве проводится работа по совершенствованию институтов правосудия и оказания юридической помощи. Развернута активная деятельность Комиссии по правам человека СНГ и Комиссии уполномоченных по правам ребенка (омбудсменов) государств – участников СНГ. Создан Совет председателей верховных (высших) судов государств –участников СНГ, который нацелен на выработку согласованных принципов и правил сотрудничества между судами, укрепление межгосударственного правового сотрудничества в судебной сфере и расширение механизмов предоставления взаимной правовой помощи между судебными органами.

Комплексное видение реализации ЦУР на пространстве Содружества получило отражение в Концепции устойчивого развития для государств – участников СНГ, принятой постановлением Межпарламентской Ассамблеи СНГ от 26 ноября 2021 года № 53-16. В этом документе отмечена сбалансированность и неделимость основных составляющих устойчивого развития – социальной, экологической и экономической. В Концепции подчеркивается, что естественная культурно-историческая и экономическая интеграция народов, укрепляющая цивилизационную общность, позволяет развивать взаимовыгодное сотрудничество государств – участников СНГ и укреплять конкурентоспособность в глобальной экономике как основу для самобытного культурного развития каждого государства.

В этом контексте с учетом всеобъемлющего характера деятельности Содружества, охвата им всех аспектов экономического, гуманитарного и правового сотрудничества, его роль в реализации приоритетов Повестки дня – 2030 весьма значительна. Исходя из этого, вполне логичным должно стать более широкое использование при реализации национальных стратегий устойчивого развития государств – участников Объединения возможностей, создаваемых в ходе работы структур СНГ. Механизмы Содружества также могут быть задействованы в вопросах вовлечения молодежи и широкой общественности, бизнеса и международных партнеров в достижение целей устойчивого развития.

Информационно-аналитический департамент
Исполнительного комитета СНГ