Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Первый заместитель Генерального секретаря СНГ Леонид Анфимов выступил на Международной научно-практической конференции по стандартам избирательного процесса в Минске

Международная научно-практическая конференция «Международные стандарты и избирательный процесс: опыт и перспективы развития» состоялась 20 сентября в Минске.

 

Участие в мероприятии приняла делегация Исполнительного комитета СНГ во главе с первым заместителем Генерального секретаря Содружества Независимых Государств Леонидом Анфимовым.

Выступая на форуме, Леонид Анфимов напомнил, что впервые принципы проведения демократических выборов были сформулированы в принятых Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте о гражданских и политических правах.

В этих документах государства – члены ООН провозгласили, что каждый гражданин должен иметь право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

В 1990 году был принят Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению. В нем были изложены требования к организации демократического избирательного процесса.

И именно в Копенгагенском документе впервые было провозглашено обязательство государств приглашать международных наблюдателей на выборы с целью «повысить авторитетность избирательного процесса для государств, в которых проводятся выборы». Копенгагенский документ для 90-х годов прошлого века был своевременным, способствовал развитию демократических начал в регионе ОБСЕ и в таком аспекте, безусловно, сыграл свою позитивную роль.

Леонид Анфимов отметил, что все более очевидной становится необходимость совершенствования, развития обязательств ОБСЕ, поскольку в указанном документе признанные государствами принципы проведения выборов лишь перечислены, но не раскрыты, не наполнены конкретным содержанием и, главное, допускают неоднозначное толкование и применение.

«Это приводит к тому, что наблюдение за выборами и оценки их итогов сегодня становятся инструментами политического давления на конкретные страны со стороны ряда международных организаций. В целях сохранения возможности оказания влияния на политические процессы в государствах Содружества западные коллеги стремятся сохранить за собой возможность контроля над институтом международного наблюдения. Государства делят на две категории. Для одних оценки проведения выборов априори положительные. При любых условиях их избирательные кампании оцениваются как соответствующие международным демократическим стандартам. Другие получают оценку в зависимости от политических итогов выборов», – заявил первый заместитель Генерального секретаря СНГ.

Леонид Анфимов назвал подобную ситуацию недопустимой.

«Для нас неприемлема практика, когда некие кулуарно разработанные экспертные рекомендации, утвержденные отдельными международными организациями, являются основой для оценки выборов. Мы исходим из того, что подходы к наблюдению за выборами должны быть едины, максимально конкретными и однозначными, не допускающими их двусмысленной трактовки. При этом главной целью международных наблюдателей должно являться обеспечение условий свободного, независимого выбора гражданами своего будущего», – считает он.

Говоря о подходах к мониторингу выборов в Содружестве, Леонид Анфимов отметил созданную серьезную законодательную базу, на которую опираются представители стран СНГ, оценивая электоральные процессы.

К основополагающим международным договорам, подписанным в рамках СНГ и регламентирующим вопросы реализации избирательных прав, прежде всего следует отнести Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, принятую 26 мая 1995 года. Второй важный документ – Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, принятая 7 октября 2002 года.

В их развитие принят целый пакет международных актов. Это прежде всего Положение о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках Содружества, Декларация Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ «О принципах международного наблюдения за выборами и референдумами в государствах – участниках Содружества Независимых Государств», а также принятые МПА СНГ Рекомендации для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами.

«Принятие указанных документов является свидетельством стремления стран Содружества Независимых Государств к дальнейшей демократизации избирательного процесса, к созданию новой международной системы гарантий избирательных прав и свобод участников выборов. Таким образом, оценивая электоральные кампании, мы руководствуемся не политической целесообразностью, а опираемся на правовую базу, действующую в Содружестве», – подчеркнул Леонид Анфимов.

Из собственной практики участия в наблюдении за выборами в государствах СНГ он отметил очевидный несомненный прогресс как в подготовке, так и в проведении избирательных кампаний. Активно идет процесс совершенствования избирательных систем стран Содружества. Внедряются новые технологии, новое оборудование, новые подходы к процедуре голосования, создаются дополнительные возможности для избирателей принять в нем участие.

По мнению первого заместителя Генерального секретаря СНГ, значительно укрепились демократические принципы в организации выборов. Во всех странах совершенствуется избирательное законодательство в направлении его либерализации. Это обеспечивает открытость и прозрачность выборов, а самое главное – гарантирует свободу волеизъявления граждан.

Он уверен, что национальные законодательства наших государств отвечают общепринятым нормам проведения свободных и открытых выборов. В них содержатся такие стандарты демократических выборов, как право гражданина избирать и быть избранным, открытый и гласный характер выборов, осуществление судебной и иной защиты избирательных прав гражданина, общественное и международное наблюдение за выборами, гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса. Закреплены принципы справедливости, подлинности и свободы выборов на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей. Кроме того, во всех странах Содружества законодательно закреплен институт международного наблюдения.

«Поэтому ссылки на то, что законы о выборах в странах СНГ не соответствуют общепризнанным нормам проведения демократических выборов, мягко говоря, некорректны», – заявил Леонид Анфимов.

Он также добавил, что наблюдение за выборами – важный элемент политического сотрудничества государств – участников СНГ, объединяющий их в стремлении обеспечить развитие стран на основе принципов демократии и верховенства права. Исходя из этого, Исполнительный комитет СНГ будет и впредь прилагать усилия для совершенствования подходов к мониторингу выборов.

 

Коллекция подаренных Президенту Беларуси книг представлена в Национальной библиотеке

Коллекция подаренных Президенту Беларуси книг представлена в Национальной библиотеке. В "Алмазе знаний" торжественно открылся выставочный проект "Книги в дар Президенту".

Предваряя церемонию, генеральный директор Национальной библиотеки Вадим Гигин обратил внимание на важную дату - 30-летие института президентства и череду проведенных в связи с этим мероприятий.

Гендиректор НББ сообщил, что на выставке представлены книги, переданные библиотеке главой белорусского государства из своей коллекции. Посетители также могут увидеть издания из коллекций Президентской, Национальной библиотек. Все они были подарены белорусскому лидеру в разное время главами других государств, в том числе стран СНГ, крупными общественными, культурными деятелями. Книги имеют дарственные надписи.

Вадим Гигин отметил, что через книгу просматривается вся эпоха суверенной независимой Беларуси. Через представленные на выставке издания можно проследить, в частности, визиты главы государства в различные страны, а также широкий международный контекст народной дипломатии.

В экспозиции представлено более 50 изданий: редкие книги ХVIII-XIX веков, а также современные издания различной тематики - культура, история, искусство, экономика, наука, спорт и туризм. Библиографическую ценность и уникальность многим изданиям придают оставленные в них автографы и дарственные надписи, оригинальные переплеты, дизайнерские суперобложки и подарочные короба.

Среди редких документов - издания, связанные с белорусской историей, этнографией и культурой. Оригинальное старопечатное издание 1702 года "Житие святых", в котором на титульном листе содержится гравюра с первым датированным изображением города Могилева, репринтные издания атласов с уникальной информацией о регионах Беларуси, "Белорусские народные песни…" - ценное издание с автографом ученого и этнографа Павла Шейна, "Белорусский архив древних грамот" Ивана Григоровича, в котором содержится более 50 документов XVI-XVIII веков по истории восточных земель Беларуси. Сборник был издан на высоком для того времени археографическом уровне и приоткрыл завесу над почти неизвестной многовековой трагической и героической историей древней Беларуси.

Значительную часть коллекции составили книги о развитии разных направлений деятельности государств – участников Содружества Независимых Государств. Ряд изданий, собранных на протяжении 30 лет развития института президентства в суверенной республике, демонстрируют важные приоритеты и перспективные направления деятельности Беларуси. Таким изданием является фотоальбом "Белорусский космический аппарат. От идеи до запуска".

Впечатляет широкий географический диапазон представленных печатных изданий - Азербайджан, Зимбабве, Израиль, Казахстан, Кыргызстан, Китай, Монголия, ОАЭ, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан. Яркие, необычно оформленные книги знакомят с достопримечательностями, историческим и культурным наследием этих стран.

Дополняют книжную экспозицию официальные фото с международных поездок и встреч Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко из архива Белорусского телеграфного агентства.

 

Глава Центральной избирательной комиссии Беларуси И.Карпенко рассказал об информационно-просветительской деятельности ЦИК

"В 2023 году в соответствии с Избирательным кодексом у Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь появились новые полномочия по осуществлению информационно-просветительской деятельности. Упор в этом направлении мы делаем на молодежь. Ежегодно утверждается совместный с Министерством образования план мероприятий по повышению правовой культуры молодежи. В развитие положений названного плана проводятся диалоговые площадки, встречи, конференции, семинары-совещания, консультации по разъяснению избирательного законодательства, олимпиады, конкурсы, - рассказал Игорь Карпенко. - В этом учебном году в школах стартуют информационные часы по вопросам избирательного права. Подготовлено соответствующее методическое пособие. Издана серия книг и брошюр, посвященных выборам".

В Центральной комиссии проходят учебную практику студенты, отметил глава ЦИК. "В учреждениях образования созданы клубы молодых избирателей. При поддержке Министерства образования уточнена тематика курсовых, дипломных и магистерских работ, а также диссертационных исследований, - подчеркнул он. - Молодежь активно реализует инициативу по электоральному волонтерству. Данный институт вполне может быть закреплен в избирательном законодательстве с учетом повсеместного опыта привлечения молодежи для содействия в организации выборов и голосования.  В нашей стране к этому активно подключается Белорусский республиканский союз молодежи, Молодежный Совет при ЦИК и Молодежный парламент при Национальном собрании. Нами, по сути, уже сформирована база волонтеров. Еще одним мероприятием форума будет молодежный информационно-просветительский марафон "Выбирай.бай", который пройдет сегодня в ТЦ "Столица".

"Мы уделяем особое внимание подготовке людей, которые принимают участие в организации электоральных кампаний. В Академии управления при Президенте, региональных институтах развития образования проходят курсы повышения квалификации для потенциальных организаторов выборов. За два года обучение прошли 3466 человек. С целью повышения качества обучения слушателей совместно с Академией управления при Президенте разработан учебно-методический комплекс, - дополнил Игорь Карпенко. - Формированию экспертного мнения в сфере избирательного права способствует деятельность Научно-экспертного совета при Центральной избирательной комиссии. Убежден, что обсуждение избирательной проблематики в рамках международной конференции позволяет консолидировать экспертное сообщество в области избирательного права и технологий, способствует популяризации избирательного процесса и укреплению доверия граждан к избирательной системе, а также дальнейшему развитию избирательных технологий и законодательства".

 

И.Карпенко: информатизация избирательного процесса неизбежна

"Новые информационные технологии и искусственный интеллект удивляют и впечатляют своей функциональностью и воздействием на наш мир. Очевидно, что информатизация избирательного процесса неизбежна. Центральная комиссия совместно с заинтересованными разработала общую концепцию государственной автоматизированной информационной системы "Выборы". Технически развитая инфраструктура избирательной системы, безусловно, позволяет повысить электоральную активность населения и прозрачность избирательного процесса", - рассказал Игорь Карпенко.

Вместе с тем внедрение различных информационных решений требует глубокого анализа и прогнозирования возможных рисков с учетом уязвимости цифровых платформ и ресурсов, возникновения проблем, вызванных некорректной работой автоматизированных систем, отметил глава ЦИК. "Нельзя игнорировать новые вызовы, связанные с кибербезопасностью и защитой данных, использование информационных технологий для попыток срыва выборов и искажения их результатов, - подчеркнул Игорь Карпенко. - Поэтому нам предстоит работа по дальнейшему обсуждению положений проекта концепции и изучению передовых практик внедрения информационных технологий в избирательный процесс".

По его словам, в современных условиях одной из ключевых задач для государственных органов, субъектов гражданского общества, организаторов выборов является повышение правовой грамотности населения. Концепция правовой политики Республики Беларусь, утвержденная указом Президента от 28 июня 2023 года определяет правовое воспитание и просвещение как направления развития и формы реализации правовой политики, которые нацелены на формирование и повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан в качестве условия совершенствования национальной правовой системы. "Концепцией предписывается использование потенциала современных информационных технологий в деятельности по правовому воспитанию и просвещению, который играет существенную роль в распространении правовых знаний в обществе, особенно среди детей и молодежи", - дополнил Игорь Карпенко.

 

Глава ЦИК: Всебелорусское народное собрание - гарант стабильности и гражданского согласия в стране

"В повестку дня конференции включены вопросы безопасности и цифровизации избирательного процесса, участия гражданского общества в выборах, правового просвещения молодежи. Актуальность данных тем несомненна и все они рассматриваются в контексте обеспечения электорального суверенитета. Не случайно данное понятие нашло отражение в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь как неотъемлемое и исключительное право государства самостоятельно и независимо организовывать и проводить выборы, референдумы в целях обеспечения реализации полновластия народа и свободы его выбора при верховенстве Конституции Республики Беларусь и национального законодательства, недопущения вмешательства в избирательный процесс", - рассказал Игорь Карпенко.

"Сохранению и обеспечению электорального суверенитета будут способствовать предусмотренные законом полномочия нового конституционного органа - Всебелорусского народного собрания как гаранта стабильности и гражданского согласия в стране, - отметил глава ЦИК. - Формирование ВНС имеет глубокие исторические корни и берет свое начало от вечевых традиций Полоцкого княжества, учитывает опыт крестьянской общины, формы городского самоуправления и раннего парламентаризма, деятельности Советов и Съезда народных депутатов".

 

И.Карпенко: ЦИК Беларуси - полноправный субъект экспертного сообщества в области избирательного права

"В этом году институту выборов в Беларуси в его современном состоянии исполняется 35 лет. Еще в составе Советского Союза Верховный Совет БССР принял постановление об образовании Центральной комиссии по выборам народных депутатов Белорусской ССР как постоянно действующего государственного органа. За этот период активно шло формирование правовой базы проведения выборов и референдумов в стране, что создало объективные условия для кодификации избирательного законодательства суверенной Беларуси", - рассказал Игорь Карпенко.

Проведено 4 республиканских референдума, 28 избирательных кампаний. "ЦИК Беларуси стал полноправным субъектом международного экспертного сообщества в области избирательного права и технологий", - отметил глава ЦИК.

"Этот год был для нас особенным еще и потому, что впервые состоялся единый день голосования. Выборы депутатов всех уровней прошли в новом формате: избраны 110 депутатов Палаты представителей и 12511 депутатов местных Советов. Всебелорусское народное собрание приобрело статус конституционного органа, организованы выборы делегатов ВНС. Выборы Президента Республики Беларусь, которые пройдут в 2025 году, завершат избирательный цикл, направленный на обновление всех ветвей власти в соответствии с решением республиканского референдума 2022 года", - подчеркнул Игорь Карпенко.

"Важную роль в работе по унификации международных избирательных стандартов играет деятельность международных организаций, занимающихся научно-практическими вопросами национальных выборов, референдумов. ЦИК Беларуси является членом Всемирной ассоциации избирательных органов, Консультативного совета руководителей избирательных органов государств - участников Содружества Независимых Государств, активно развивает двусторонние контакты с коллегами иностранных государств", - дополнил глава ЦИК.

 

И.Карпенко: стандарты избирательного процесса играют ключевую роль в укреплении доверия общества к выборам

"Для нас огромная честь быть организаторами такого значимого мероприятия, которое объединило столь широкое экспертное сообщество из различных стран. Среди наших гостей руководители и сотрудники центральных избирательных органов государств - участников СНГ, парламентарии, представители межгосударственных структур, политических партий, общественных объединений, ученые и студенческая молодежь", - сказал Игорь Карпенко.

"Неизменным атрибутом демократического общества являются свободные и справедливые выборы, которые обеспечивают права граждан на участие в политической жизни и формирование органов государственной власти. Стандарты избирательного процесса играют ключевую роль в укреплении доверия общества к выборам. Сегодняшний мир выдвигает новые требования к избирательным системам, и наша задача - найти эффективные ответы на современные вызовы и выработать оптимальные пути решения проблем, - отметил глава ЦИК. - Международная конференция открывает новые возможности для обмена знаниями, опытом и идеями, и является платформой для открытой дискуссии".

 

Первый заместитель главы Администрации Президента Беларуси Н.Петкевич: роль ЦИК в формировании политической культуры в обществе огромна

"Вы сегодня будете обсуждать много тем, много проблем. Я бы хотела акцентировать внимание на одной теме, которая, на мой взгляд, является наиболее острой и крайне важной для наших стран - это формирование политической культуры в обществе, политической культуры граждан. Политическая культура - это наиважнейший компонент целостной личностной культуры. Демократии надо учить. Надо учить тому, что реализация политических прав, в частности избирательных, - это не погоня за обещаниями, лозунгами, чем-то кричащим, нестандартным только потому, что это что-то в тренде. Политические права граждан, участие в выборах - это прежде всего умное, грамотное и, главное, ответственное участие в решении государственных дел", - отметила Наталья Петкевич.

"И я вижу огромную роль именно центральных избирательных комиссий в формировании политической культуры в нашем обществе", - подчеркнула она.

Центральные избирательные комиссии - это лицо избирательной кампании, отметила Наталья Петкевич. "Потому что люди, общество, надо честно признать, зачастую судят об избирательном процессе, даже избирательном законодательстве именно по членам избирательных комиссий, доверять - не доверять и так далее. И отрадно, что Центризбиркомы наших братских стран имеют вот такие лица - высокоинтеллектуальные, умные и мудрые, - дополнила она. - Наши страны очень похожи, потому что мы государства с формирующейся молодой демократией, но уже посмели бросить вызов мировым столпам и не признать за аксиомы существующие стандарты, условия просто потому, что они кем-то когда-то установлены и почему-то признаны обязательными для применения во всем мире. Мы подвергли критическому анализу и даже посмели отбросить те из них, которые не подходят под индивидуальные условия каждой конкретной страны, не отвечают интересам соответствующего государства и общества. Конечно, это не может нравиться. Это не может не раздражать. Что делать? Продолжать в том же духе, потому что только такой подход отвечает интересам каждого конкретного государства и общества, и еще потому, что мы показываем пример. Пример того, что так можно, так работает и так нужно".