Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

ЗАЯВЛЕНИЕ
Миссии наблюдателей от
Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой и проведением внеочередных выборов в Милли Меджлис Азербайджанской Республики

 

Общие положения

По приглашению Правительства Азербайджанской Республики Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) с 13 августа 2024 года осуществляла мониторинг подготовки и проведения внеочередных выборов в Милли Меджлис Азербайджанской Республики (далее – выборы).

Выборы были назначены на 1 сентября 2024 года Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 28 июня 2024 года
в соответствии с частью I статьи 981 и пунктом 1 статьи 109 Конституции Азербайджанской Республики.

В составе Миссии были аккредитованы 133 наблюдателя, которые представляли Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Туркменистан, Республику Узбекистан, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, а также Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств.

Миссия осуществляла свои функции в соответствии с положениями действующих в рамках Содружества документов о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод граждан, принципами невмешательства в избирательный процесс и во внутренние дела государства, избирательным законодательством Азербайджанской Республики и основываясь на общепризнанных принципах и нормах международного права в области организации и проведения выборов.

На долгосрочной основе работали 10 наблюдателей от СНГ. Координировал их деятельность Штаб Миссии, располагавшийся в городе Баку.

Долгосрочные наблюдатели изучали работу избирательных комиссий, осуществляли наблюдение за процессом уточнения списков избирателей, ходом регистрации кандидатов в депутаты, агитационной кампанией. При посещении комиссий они имели доступ к документам, регулирующим избирательный процесс, получали необходимую информацию о подготовке к выборам.

Наблюдатели от СНГ обсуждали ход предвыборной кампании с руководством Центральной избирательной комиссии (далее – Центральная комиссия, ЦИК), Министерства иностранных дел, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел Азербайджанской Республики. Состоялись встречи наблюдателей с кандидатами в депутаты, руководством ряда политических партий, выдвинувших кандидатов.

В рамках мониторинга электоральной кампании Глава Миссии Анфимов Л. провел встречи с Председателем Центральной комиссии Панаховым М., Главой Миссии ШОС Ниязалиевым Н., Главой Миссии БДИПЧ ОБСЕ Бушати М., руководителем делегации Организации исламского сотрудничества Ладжалом Т., ознакомился с работой избирательных комиссий городов Баку и Сумгаит.

Миссия работала открыто и гласно, ее деятельность освещалась в прессе. Наблюдатели от СНГ отмечают, что в республике были созданы необходимые условия для международного наблюдения за выборами.

 

Законодательная база для проведения выборов

Правовую основу избирательной системы Азербайджанской Республики составляют Конституция, Избирательный кодекс (далее – Кодекс), ряд иных законодательных актов, регламентирующих отдельные аспекты избирательного процесса. На подзаконном уровне основное значение в нормативно-правовом регулировании выборов принадлежит постановлениям Центральной комиссии, принятым в целях единообразного применения избирательного законодательства.

После парламентских выборов 2020 года в Кодекс внесены изменения редакционного характера, а также уточнены используемые термины.

Эксперты Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ, работающие в составе Миссии, провели анализ избирательного законодательства Азербайджанской Республики и отмечают, что Конституция и Кодекс, а также принятые на их основе нормативные правовые акты закрепляют положения и принципы, обеспечивающие избирателям условия для свободного волеизъявления в ходе голосования, эффективного управления избирательным процессом со стороны независимых избирательных органов, гарантирующие всеобщность, открытость, гласность выборов на основе равного, прямого избирательного права и тайного голосования.

По мнению Миссии, избирательное законодательство Азербайджанской Республики отвечает общепризнанным принципам и нормам международного права и позволяет обеспечить проведение открытых, свободных и демократических выборов.

 

Формирование избирательных комиссий и их деятельность

Подготовку и проведение выборов осуществляли:

Центральная комиссия;

125 окружных избирательных комиссий (далее – окружные комиссии, ОИК);

6478 участковых избирательных комиссий (далее – участковые комиссии, УИК).

В соответствии с Кодексом голосование по выборам депутатов Милли Меджлиса не проводится для граждан, находящихся в день голосования в иностранных государствах.

Центральная и окружные комиссии как постоянно действующие государственные коллегиальные органы сформированы в 2021 году сроком на 5 лет.

Центральная комиссия состоит из 18 членов, которые избираются Милли Меджлисом: 6 членов представляют политическую партию, депутаты которой имеют большинство в парламенте, 6 – политические партии, составляющие меньшинство в Милли Меджлисе, 6 – от депутатов, не принадлежащих ни к одной политической партии.

По аналогичному принципу формируются окружные и участковые комиссии. В состав ОИК входит 9 членов, которых назначает Центральная комиссия, в УИК – 6 членов, назначаемых окружной комиссией.

Законодательством предусмотрено, что политическим партиям, блокам политических партий, выдвинувших кандидатов, которые были зарегистрированы более чем в 60 одномандатных избирательных округах, предоставляется право назначить своих представителей в состав избирательных комиссий всех уровней с правом совещательного голоса.

Кандидаты, зарегистрированные по одномандатным избирательным округам, имели возможность назначить своих представителей в соответствующие окружные комиссии, а также в участковые комиссии, расположенные на территории этих избирательных округов.

ЦИК системно и в установленные сроки проводила работу по организации избирательного процесса.

Постановлением Центральной комиссии от 29 июня 2024 года № 15/53 был утвержден Календарный план основных организационно-практических мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Милли Меджлиса Азербайджанской Республики. ЦИК в рамках своей компетенции приняла ряд постановлений, детализирующих отдельные вопросы избирательной кампании.

Обучение организаторов выборов проводилось на системной основе в рамках тренингового проекта, основанного в 2002 году и ежегодно совершенствовавшегося за счет добавления новых форм и содержания.

Центральная комиссия для повышения уровня профессиональной подготовки членов избирательных комиссий применяла каскадный метод, когда вышестоящие избирательные органы проводили обучение членов нижестоящих.

Так, с 5 по 10 августа 2024 года образованная ЦИК группа тренеров проводила практические семинары для членов окружных комиссий, которые в свою очередь с 12 по 22 августа 2024 года обучали членов УИК. Всего в проекте обучения было задействовано около 40 000 членов избирательных комиссий.

На проводимых тренингах, кроме подробного изложения действий при подготовке участков к голосованию, организации процесса голосования, подсчете голосов избирателей, заполнении протоколов об итогах голосования, проводился разбор проблемных ситуаций, с которыми организаторы выборов могли столкнуться в своей работе, и разъяснялись способы их решения.

Центральная комиссия провела также семинары для специалистов окружных комиссий по информационным технологиям. На них была представлена подробная информация об обновленных возможностях Государственной автоматизированной информационной системы, проведены практические занятия по работе со специальной программой, разработанной для прямой передачи информации о явке избирателей и предварительных результатах голосования в день выборов.

Помимо обучения членов ОИК и УИК, Центральной комиссией в рамках совместного проекта с Верховным Судом и апелляционными судами Азербайджанской Республики были организованы региональные семинары-совещания, посвященные судебному разрешению избирательных споров.

На семинарах, проводимых совместно с Министерством внутренних дел Азербайджанской Республики, была представлена подробная информация о правах и обязанностях сотрудников полиции в период предвыборной агитации, в день голосования, а также в процессах транспортировки и охраны официальных избирательных документов.

Роль и обязанности средств массовой информации в предвыборной агитации обсуждены на семинаре, организованном Центральной комиссией совместно с Агентством по развитию медиа, Аудиовизуальным советом и Советом по прессе.

Для членов участковых комиссий ЦИК разработала руководство, детализирующее их действия в день голосования.

В методических материалах для экспертных групп по рассмотрению жалоб, связанных с нарушением избирательных прав граждан, созданных при Центральной и окружных комиссиях, был подробно отражен порядок рассмотрения обращений и составления соответствующих заключений и проектов решений.

В разработанном ЦИК пособии для кандидатов в депутаты были изложены предусмотренные законодательством процедуры по их выдвижению и регистрации, сроки и правила, установленные для подачи документов, а также права и обязанности кандидатов.

Соответствующие методические материалы были выпущены для наблюдателей, сотрудников полиции, представителей СМИ.

Разработанные ЦИК информационно-методические материалы по вопросам подготовки и проведения выборов содержали необходимые разъяснения положений законодательства, образцы избирательной документации.

В рамках долгосрочного мониторинга выборов члены Миссии ознакомились с деятельностью ряда окружных и участковых комиссий. Наблюдатели отмечали профессионализм их членов, грамотное оформление документации, обеспеченность комиссий законодательными актами, методическими рекомендациями, информационными материалами, необходимым для организации голосования оборудованием.

Члены Миссии принимали участие в заседаниях Центральной комиссии и отмечают ее гласную и открытую работу, коллегиальное обсуждение рассматриваемых ею вопросов в присутствии наблюдателей и представителей средств массовой информации.

По мнению Миссии, Центральная и нижестоящие избирательные комиссии предприняли необходимые меры для проведения электоральной кампании в установленные сроки с соблюдением требований законодательства.

 

Списки избирателей

В соответствии с Кодексом в список избирателей включаются граждане Азербайджанской Республики, обладающие активным избирательным правом.

Основанием для включения гражданина Азербайджанской Республики в список избирателей является установленный уполномоченным органом факт его постоянного проживания на территории соответствующего избирательного участка (не менее 6 месяцев за последние 12 месяцев, предшествовавших дню официального опубликования решения о назначении выборов).

Единый список избирателей ведется Центральной комиссией на постоянной основе по избирательным участкам, избирательным округам и в целом по Азербайджанской Республике.

Участковые комиссии ежегодно предоставляют в ЦИК сведения, связанные с уточнением списка.

В период проведения избирательной кампании гражданам с 28 июля 2024 года была предоставлена возможность ознакомиться со списками избирателей в помещениях УИК.

Правильность своих данных в списке можно было проверить также на сайте Центральной комиссии и в центрах услуг ASAN (Государственное агентство по обслуживанию граждан и социальным инновациям при Президенте Азербайджанской Республики), введя в терминал данные удостоверения личности в разделе «Проверить статус избирателя».

В случае если данные не были отражены в системе, можно было на месте обратиться в ЦИК, введя контактную информацию в новом открывшемся окне на экране терминала.

Каждый гражданин был вправе обжаловать невключение его в список избирателей либо допущенные ошибки или неточности о нем самом или иных лицах. Участковая комиссия в течение одного дня со дня обращения должна была проверить заявление и устранить ошибку или неточность либо предоставить обратившемуся избирателю письменный ответ с указанием причины непризнания заявления.

В день голосования граждане, проживающие на территории избирательного участка и не включенные в список избирателей, по решению УИК включались в дополнительный список.

По информации Центральной комиссии, по состоянию на 25 августа в избирательные списки было включено 6 миллионов 421 тысяча 960 избирателей.

По мнению Миссии, процедура составления и уточнения списков обеспечила необходимые условия для реализации права граждан Азербайджанской Республики на участие в выборах.

 

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты

Согласно Конституции Азербайджанской Республики Милли Меджлис состоит из 125 депутатов, избираемых по мажоритарной системе сроком на 5 лет.

Депутатом парламента может быть избран гражданин Азербайджанской Республики, обладающий избирательным правом, не имеющий двойного гражданства, обязательств перед другими государствами. Ограничения касаются также лиц, работающих в системе исполнительной или судебной власти, занимающихся другой оплачиваемой деятельностью, исключая научную, педагогическую и творческую, религиозных деятелей, лиц, недееспособность которых подтверждена судом, осужденных за тяжкие преступления, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу.

Право выдвижения кандидатов принадлежит гражданам в порядке самовыдвижения, избирателям, образующим инициативную группу, политическим партиям, блокам политических партий.

В поддержку кандидата в депутаты на территории избирательного округа, по которому он выдвигался, должно было быть собрано не менее 450 подписей избирателей. При этом избиратель мог подписаться в поддержку более чем одного кандидата.

От граждан, партий, блоков партий было подано в окружные комиссии 1508 заявлений о выдвижении кандидатов в депутаты парламента. 1420 граждан приступили к сбору подписей в свою поддержку. 1195 из них подали необходимые документы и подписные листы на регистрацию. Впоследствии 64 гражданина сообщили об отказе в продолжении предвыборной борьбы. 79 претендентам было отказано в регистрации из-за недостоверности сведений о размере, источниках доходов и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, ввиду недостаточного количества достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку их выдвижения, непредоставления предварительного финансового отчета о средствах, затраченных на организацию сбора подписей избирателей.

25 претендентов обжаловали решения окружных комиссий об отказе им в регистрации в ЦИК, которая в 6 случаях удовлетворила их требования.

Из 1052 зарегистрированных кандидатов 61 отозвали свои кандидатуры.

Таким образом, на 125 депутатских мандатов претендовал 991 кандидат. При этом 310 из них выдвинуты 25 политическими партиями, 681 – самовыдвиженцы.

В связи с гибелью одного из кандидатов в дорожно-транспортном происшествии в заключительном этапе избирательной кампании участвовало 990 кандидатов в депутаты.

Список зарегистрированных кандидатов в депутаты Милли Меджлиса по каждому из 125 избирательных округов, а также сведения о кандидатах были размещены на сайте ЦИК.

Миссия констатирует, что процедуры выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты прошли в соответствии с требованиями избирательного законодательства.

По мнению наблюдателей от СНГ, участие в электоральной кампании большого количества кандидатов предоставило избирателям в день голосования широкую возможность выбора.

 

Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании

Предвыборная агитация проходила с 9 августа до 8.00 часов 31 августа 2024 года.

Согласно Кодексу предвыборная агитация осуществлялась через средства массовой информации, путем проведения массовых мероприятий, выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, другими не запрещенными законом методами.

В день выборов и за день до начала голосования предвыборная агитация не допускалась.

В соответствии с требованиями Кодекса политическим партиям, кандидаты которых зарегистрированы более чем в 60 избирательных округах, предоставлялась возможность вести предвыборную агитацию на телевидении и в периодической печати на бесплатной основе. Поскольку только партия «Ени Азербайджан» смогла выдвинуть кандидатов в требуемое количество округов, руководством партии было принято решение отказаться от такого права в целях создания равных условий для всех участников избирательной кампании.

Для ведения предвыборной агитации партии и кандидаты могли приобрести эфирное время и печатную площадь в средствах массовой информации на платной основе за счет средств своих избирательных фондов.

58 организаций телерадиовещания и редакций периодических изданий предоставили эфирное время и печатные площади для ведения агитационной кампании.

Для осуществления надзора за соблюдением правил проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации при Центральной комиссии была образована пресс-группа из сотрудников ЦИК и представителей СМИ.

Местные исполнительные органы совместно с окружными комиссиями определили 5506 мест для встреч с избирателями, в том числе 2037 в помещениях и 3469 на открытых площадках.

На официальном сайте Центральной комиссии был размещен список мест, выделенных для проведения агитации.

В республике было установлено более 10 000 специальных щитов для размещения предвыборных агитационных плакатов кандидатов в депутаты.

В ходе общения с наблюдателями от СНГ представители политических партий, выдвинувших кандидатов в депутаты, отмечали, что не сталкивались со случаями воспрепятствования агитационной деятельности или другого ущемления их прав в ходе проведения электоральной кампании.

Центральной комиссией, государственными органами, обеспечивающими подготовку и проведение избирательной кампании, проводилась значительная работа по информированию населения о предстоящих выборах.

В этих целях в помощь участникам избирательного процесса ЦИК изготовила плакаты информационного, разъясняющего и мобилизационного характера.

Было выпущено и разослано избирателям 6 516 567 уведомлений о месте и дне голосования с указанием адреса избирательного участка, времени голосования и номера избирателя в списке.

В целях оперативного информирования представителей СМИ о ходе избирательной кампании ЦИК открыла Независимый медиацентр «Выборы 2024».

По каналам телевидения и радио регулярно транслировались информационные ролики, разъясняющие права избирателей и процедуру голосования, а также социальная реклама, призывающая к участию в выборах. Для информирования граждан о дне голосования использовались плакаты, размещавшиеся в наиболее посещаемых местах.

Информация о ходе подготовки к выборам, деятельности избирательных комиссий оперативно размещалась на сайте ЦИК. Избиратели могли получить консультацию по выборным вопросам и процедурам, обратившись на горячую линию Центральной комиссии.

По мнению наблюдателей от СНГ, гражданам была обеспечена возможность получения необходимой информации о кандидатах, этапах и ходе электоральной кампании.

 

Работа с жалобами и заявлениями

Законодательство гарантирует лицам, чьи избирательные права нарушены, обжаловать такие решения и действия (бездействие) в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию, ЦИК, в суд апелляционной инстанции.

Штаб Миссии в рамках мониторинга избирательной кампании обратился в Центральную комиссию, Верховный Суд, Генеральную прокуратуру и Министерство внутренних дел Азербайджанской Республики с просьбой проинформировать о случаях поступления обращений граждан, связанных с нарушениями избирательного законодательства, и результатах их рассмотрения.

Министерство внутренних дел сообщило, что за нарушения законодательства, связанные с проведением внеочередных парламентских выборов (порча печатных агитационных материалов, воспрепятствование встрече кандидатов с избирателями и др.), к административной ответственности привлечено 4 человека. 

Из 49 обращений, поступивших в Службу «102», 15 переданы по подведомственности в Центральную комиссию, 10 не нашли своего подтверждения, 24 находятся в стадии проверки.

По информации Генеральной прокуратуры, на двух кандидатов в депутаты заведены уголовные дела: на одного – за нанесение гражданину тяжких телесных повреждений, на второго – за мошенничество.

Верховный Суд проинформировал, что по состоянию на 30 августа 2024 года в апелляционные суды было подано 14 исковых заявлений, связанных с защитой избирательных прав граждан при регистрации кандидатов в депутаты.

В 11 случаях судами исковые требования не были удовлетворены, в двух – отказано в приеме искового заявления на основании недопустимости иска, в одном случае прекращено исковое производство.

В Центральную комиссию поступили 26 обращений, которые были рассмотрены в установленные Кодексом сроки.

Миссия отмечает, что при подготовке и проведении выборов депутатов Милли Меджлиса в стране созданы необходимые условия для оперативного реагирования на нарушения избирательного законодательства.

 

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей

В день выборов 1 сентября голосование проводилось с 8.00 до 19.00 часов.

Наблюдатели от СНГ посетили 973 избирательных участка в 16 районах Азербайджанской Республики, в городах Баку, Гянджа, Нахичеванской автономной республике. По информации членов Миссии, избирательные участки открылись вовремя, голосование проходило в спокойной обстановке, организованно и прозрачно.

Организаторами выборов было уделено большое внимание созданию условий для реализации избирательных прав граждан с ограниченными возможностями здоровья. 2471 участок был оборудован пандусами, лица с нарушениями зрительных функций могли воспользоваться трафаретом со шрифтом Брайля.

На 1000 избирательных участков в 119 округах были установлены веб-камеры. Это позволило в режиме реального времени наблюдать процедуру голосования, начиная с подготовки участка до окончания подсчета голосов избирателей и оформления протокола о его результатах.

На участках, которые посетили наблюдатели от СНГ, присутствовало большое количество национальных наблюдателей. Кодексом предусмотрена возможность гражданам, обладающим активным избирательным правом, выступать в качестве наблюдателей как по инициативе зарегистрированного кандидата, политической партии, блока политических партий, неправительственной организации, занимающейся выборами, так и по собственной инициативе.

Всего за соблюдением законодательства в день голосования наблюдало более 112 тысяч национальных и 598 международных наблюдателей.

Процедура подсчета голосов проходила в соответствии с Кодексом.

В своих отчетах наблюдатели от СНГ отметили немногочисленные нарушения, которые, по мнению Миссии, не могли оказать влияния на результаты выборов.

Оценку прошедшей избирательной кампании наблюдатели от Содружества дают на основании анализа фактического материала, собранного в процессе долгосрочного и краткосрочного мониторинга выборов, а также на основе собственного наблюдения.

Миссия считает, что органы власти Азербайджанской Республики, Центральная, окружные и участковые комиссии обеспечили проведение избирательной кампании на высоком организационном уровне.

 

Выводы

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств отмечает, что Азербайджанской Республикой приложены значительные усилия для проведения открытых и транспарентных выборов, и считает, что:

избирательное законодательство Азербайджанской Республики позволило организовать и провести парламентские выборы на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права с обеспечением тайны голосования;

избирательные органы обеспечили условия для реализации права граждан на свободное волеизъявление в соответствии с принципами проведения демократических выборов.