Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТЧЕТ
Миссии наблюдателей
от Содружества Независимых Государств
по результатам наблюдения за подготовкой
республиканского референдума по вопросу
строительства атомной электростанции в Казахстане

(16–25 сентября 2024 года)

 

По приглашению Министерства иностранных дел Республики Казахстан и в соответствии с Положением о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках СНГ Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) с 16 сентября 2024 года осуществляет мониторинг подготовки республиканского референдума по вопросу строительства атомной электростанции в Казахстане (далее – референдум).

В составе Миссии аккредитованы наблюдатели, представляющие Азербайджанскую Республику, Республику Беларусь, Кыргызскую Республику, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Туркменистан, Республику Узбекистан, Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств.

Координирует их деятельность Штаб Миссии, располагающийся в городе Астане.

Миссия работает свободно и независимо, руководствуясь законодательством Республики Казахстан, Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, другими документами, принятыми в рамках Содружества, не вмешиваясь в ход подготовки и проведения референдума и во внутренние дела государства.

Долгосрочные наблюдатели от СНГ провели встречи в Центральной комиссии референдума, Министерстве иностранных дел Республики Казахстан, знакомятся с работой территориальных и участковых комиссий.

 

Назначение референдума

Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в Послании Главы государства народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана» 1 сентября 2023 года высказался о необходимости вынесения вопроса о возведении атомной электростанции на референдум как условия принятия решения по стратегически важной для государства проблеме.

После этого во всех регионах Казахстана проводятся публичные слушания и общественные дискуссии по вопросу строительства атомной электростанции.

В обсуждениях принимают участие эксперты атомной отрасли, представители государственных органов, общественности и гражданского сектора.

27 августа 2024 года Правительство Казахстана приняло постановление об инициировании референдума по данному вопросу.

2 сентября 2024 года Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в соответствии с подпунктом 10 статьи 44 Конституции Республики Казахстан и статьей 18 Конституционного закона Республики Казахстан «О республиканском референдуме» подписал Указ № 636 «О проведении 6 октября 2024 года республиканского референдума» с вынесением на него следующего вопроса: «Согласны ли Вы со строительством атомной электростанции в Казахстане?».

 

Законодательная база для проведения референдума

Референдум проводится на основе положений Конституции Республики Казахстан, Конституционного закона Республики Казахстан «О республиканском референдуме» (далее – Закон о референдуме), Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» (далее – Закон о выборах), а также постановлений Центральной комиссии, принимаемых в развитие законодательства о референдуме.

При подготовке референдума Закон о выборах применяется в части, не противоречащей Закону о референдуме.

В соответствии с Законом о референдуме последний считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право участвовать в нем.

Решение по вопросу, вынесенному на референдум, считается принятым, если в результате голосования за его положительное решение проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

После проведения республиканского референдума по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан, состоявшегося 5 июня 2022 года, конституционными законами от 05.11.2022 № 156-VII «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам реализации Послания Главы государства от 16 марта 2022 года» и от 05.07.2024 № 109-VIII «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан» в Закон о референдуме были внесены значительные изменения.

В числе основных:

закрепление прав и обязанностей национальных и международных наблюдателей, а также представителей иностранных средств массовой информации;

определение порядка освещения хода подготовки и проведения референдума средствами массовой информации;

регламентация вопросов обжалования решений и действий (бездействия) комиссии референдума, а также проведения опросов общественного мнения.

 

Комиссии референдума и их деятельность

Подготовку и проведение референдума осуществляют Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан, выполняющая функции Центральной комиссии референдума (далее –Центральная комиссия), 246 территориальных избирательных комиссий, выполняющих функции территориальных комиссий референдума (далее – территориальная комиссия), и 10 327 участковых избирательных комиссий, выполняющих функции участковых комиссий референдума (далее – участковая комиссия).

Порядок образования и полномочия Центральной, территориальных и участковых комиссий определены Конституцией Республики Казахстан, Законом о выборах, Законом о референдуме, Положением о Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 11 ноября 1996 г. № 3205. Срок полномочий указанных комиссий – пять лет.

Центральная комиссия – постоянно действующий государственный орган, формируемый в составе Председателя и шести членов. Президент Республики Казахстан назначает на должности Председателя и двух членов, по два члена назначаются Сенатом и Мажилисом Парламента Республики Казахстан.

Территориальные комиссии образуются Центральной комиссией в составе 7 членов.

Участковые комиссии образуются соответствующими территориальными комиссиями, которые в зависимости от числа граждан на участке, имеющих право участвовать в референдуме, определяют их количественный состав в пределах от 5 до 11 членов.

Члены территориальных и участковых комиссий избираются маслихатами на основании предложений политических партий. Каждая политическая партия вправе выдвигать одну кандидатуру в состав соответствующей избирательной комиссии.

В случае отсутствия предложений политических партий маслихаты избирают членов комиссии по предложению иных общественных объединений и вышестоящих комиссий.

Председатель, члены Центральной комиссии, сотрудники ее аппарата, председатели, их заместители, секретари, члены областных, городов республиканского значения и столицы территориальных комиссий, а также председатели, заместители и секретари иных территориальных комиссий осуществляют полномочия на профессиональной постоянной основе.

Составы территориальных и участковых комиссий были сформированы в 2024 году.

Сведения о составах и местах нахождения территориальных и участковых комиссий опубликованы в средствах массовой информации.

Центральная комиссия организует подготовку референдума. Ее постановлением от 3 сентября 2024 года № 38/42 был утвержден Календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению республиканского референдума, назначенного на 6 октября 2024 года. В рамках своей компетенции Центральная комиссия приняла ряд постановлений, детализирующих отдельные вопросы кампании референдума.

Эффективно осуществлено обучение организаторов референдума.

Кроме проведения плановых работ в рамках Комплекса мер по организации обучения участников избирательного процесса в Республике Казахстан на 2024 год, утвержденного Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан от 8 декабря 2023 года № 104/806, после назначения референдума Центральная комиссия организовала обучение членов территориальных и участковых комиссий по принципу каскадного метода.

На первом этапе было подготовлено 139 тренеров из числа членов территориальных комиссий, осуществляющих полномочия на постоянной основе, которые обучили весь состав территориальных комиссий – 1722 человека.

С 2 по 15 сентября прошли обучение 30 981 председателей, заместителей председателей, секретарей участковых комиссий, а с 16 сентября проводится обучение их членов.

После окончания обучения члены территориальных и участковых комиссий проходят проверку знаний по законодательству о референдуме.

Центральная комиссия организовала тренинги и для других участников референдума.

10 сентября 2024 года на базе Центра электорального обучения прошел обучающий республиканский онлайн-семинар на тему «Особенности подготовки и проведения республиканского референдума» для представителей политических партий, республиканских и региональных неправительственных организаций, а также средств массовой информации.

Участникам семинара были подробно разъяснены новшества законодательства о референдуме, сроки и этапы кампании, полномочия комиссий, финансовое обеспечение референдума, вопросы включения граждан в списки, условия проведения агитации, общественного наблюдения, опроса общественного мнения, обеспечения избирательных прав лиц с инвалидностью.

На семинарах, проводимых для представителей правоохранительных органов, предоставляется подробная информация о правах и обязанностях сотрудников полиции в период агитационной кампании, а также в день голосования.

Для обеспечения единообразного применения норм Закона о референдуме Центральная комиссия издала методические пособия для участковых и территориальных комиссий по подготовке и проведению республиканского референдума 6 октября 2024 года, в которых собраны необходимые методические разъяснения и образцы документации.

Учебные и методические материалы были размещены на сайте Центральной комиссии.

 

Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме

В соответствии с отсылочной нормой в Законе о референдуме составление списков граждан, имеющих право участвовать в республиканском референдуме (далее – списки), включение в них граждан, обжалование ими фактов невключения в список, неправильного включения в список или исключения из списка, допущенных в нем неточностей, а также обеспечение права на участие в референдуме граждан при перемене места их пребывания осуществляются в соответствии с правилами, установленными Законом о выборах.

Правом на участие в референдуме обладают граждане Республики Казахстан, достигшие восемнадцатилетнего возраста, за исключением признанных судом недееспособными и содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

Списки составлялись местными исполнительными органами на основании государственной базы данных о физических лицах.

Каждый гражданин также вправе самостоятельно зарегистрироваться для включения в список в соответствующем местном исполнительном органе с момента назначения референдума.

Основанием для включения гражданина в список на конкретном участке референдума является факт его регистрации по месту жительства на территории этого участка. Исключение составляют списки по участкам, образуемым по месту расположения воинских частей, в иных местах временного пребывания.

Списки по каждому участку руководители местных исполнительных органов предоставили в территориальные и участковые комиссии к 15 сентября 2024 года – за двадцать дней до начала голосования.

Территориальные комиссии провели их сверку для выявления случаев неоднократного включения граждан в соответствующих административно-территориальных единицах, а Центральная комиссия – в целом по республике.

Списки граждан по участкам, образованным по месту жительства, были представлены для ознакомления в установленные законодательством сроки – с 20 сентября 2024 года – за пятнадцать дней до дня голосования.

Каждый гражданин имеет право проверить данные о себе в списках и обжаловать невключение (неправильное включение) в список или исключение из него, а также допущенные неточности в данных о себе путем подачи заявления в соответствующую участковую комиссию.

Гражданин, не нашедший себя в списках, может обратиться в определенные акиматами совместно с территориальными комиссиями участки референдума (всего 4622) с доступом к онлайн-сервису портала «электронного правительства» с письменным заявлением.

Участковая комиссия через онлайн-сервис уточняет сведения о регистрации гражданина по месту жительства и при подтверждении принимает решение о включении его в список участников референдума.

В случае отсутствия сведений о регистрации в границах соответствующего участка референдума участковая комиссия уточняет на портале «электронного правительства» сведения о регистрации (отсутствии регистрации) гражданина по всей территории Республики Казахстан.

По информации Центральной комиссии, по состоянию на 15 сентября 2024 года на момент передачи списков в участковые комиссии в них были включены 12 244 683 гражданина.

В целях повышения точности списков организовано информирование граждан о порядке включения их в списки и возможности проверки наличия своих данных в них.

В этих целях по каналам республиканского телевидения и радио систематически транслируются специально подготовленные видео- и аудиоролики. В центральных печатных изданиях размещаются информационные модули, организована работа сall-центров и онлайн-сервисов.

Через сервис «Поиск участка для голосования по индивидуальному идентификационному номеру» на единой платформе интернет-ресурсов государственных органов и портале «электронного правительства» гражданам предоставлена возможность поиска участка для голосования, в список которого они включены. В случае отсутствия информации об участке автоматически отображаются списки call-центров акиматов, в которых можно получить необходимую информацию.

Уточнить свой участок граждане могут также в банковских приложениях, телеграм-ботах.

 

Информирование участников референдума. Агитация

В рамках подготовки референдума организовано информационное сопровождение кампании.

Всем избирателям рассылаются именные приглашения с нанесенным на них QR-кодом. Перейдя через него по ссылке, граждане получают доступ к информации о дне голосования, вопросе, выносимом на республиканский референдум, порядке голосования.

Центральной комиссией изготовлены по 5 информационно-разъясняющих и мобилизационных видео- и аудиороликов, которые транслируются на 10 ведущих республиканских телеканалах, 9 радиостанциях, а также в региональных средствах массовой информации и социальных сетях.

10 инфографических материалов на казахском и русском языках размещаются в 12 печатных изданиях и 20 информационных агентствах и интернет-изданиях.

В населенных пунктах активно используется наружная реклама – билборды, баннеры, лайтбоксы, LED-экраны.

В областных центрах, городах Астана, Алматы, Шымкент работают call-центры, обратившись в которые можно проверить данные о себе в списке, уточнить номер и адрес своего участка, получить информацию о процедуре голосования и работе участков в день референдума.

На сайте Центральной комиссии создан специальный раздел «Референдум-2024», где размещается вся необходимая информация о референдуме. Аналогичные разделы созданы на страницах территориальных комиссий во всех регионах страны.

Агитационная кампания началась после объявления референдума – с 2 сентября 2024 года и будет проводиться до предшествующего референдуму дня – до 5 октября 2024 года.

Законом о референдуме гражданам, общественным объединениям гарантировано право выражать свое мнение по вопросу, выносимому на референдум, на собраниях, митингах, сходах граждан, в средствах массовой информации.

При этом предусмотрен ряд ограничений. Запрещается распространение анонимных агитационных материалов. Все они должны содержать сведения об организации, выпустившей данные материалы, месте их печатания и тираже, лицах, ответственных за их выпуск.

Не допускается также проведение агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности и подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия.

В период проведения референдума в средствах массовой информации, социальных сетях идет активное обсуждение вынесенного на него вопроса. Высказываются различные точки зрения, распространяются агитационные материалы как в поддержку, так и против строительства АЭС.

 

Работа с жалобами и заявлениями

В период подготовки и проведения референдума члены комиссий референдума, граждане, представители зарегистрированных в установленном законом порядке общественных объединений имеют право обратиться по вопросам нарушения законодательства о референдуме в органы прокуратуры и суды.

При этом законодательством устанавливались сроки, в течение которых необходимо рассмотреть поступившие обращения.

Суды и органы прокуратуры обязаны рассматривать заявления о нарушениях законодательства в пятидневный срок, а поступившие менее чем за пять дней до голосования и в день голосования – немедленно.

Комиссии референдума – в течение пяти дней со дня поступления обращений от граждан и организаций о нарушении законодательства о референдуме, в течение трех дней со дня поступления обращения на решения и действия (бездействие) комиссии референдума и ее членов, а заявления граждан, касающиеся формирования списков, – в день их поступления.

Штаб Миссии обратился в Центральную комиссию, Генеральную прокуратуру, Верховный Суд и Министерство внутренних дел Республики Казахстан с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения поступивших к ним обращений, связанных с нарушениями в ходе подготовки референдума.

После изучения и обобщения ответов соответствующая информация будет изложена в итоговом заявлении Миссии.

Свои окончательные выводы и оценки Миссия отразит в итоговом документе по результатам мониторинга подготовки и проведения республиканского референдума по вопросу строительства атомной электростанции в Казахстане.