Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Промежуточный отчет
Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств
о ходе наблюдения за подготовкой
выборов депутатов Законодательной палаты
Олий Мажлиса Республики Узбекистан

(25 сентября – 21 октября 2024 года)

 

По приглашению Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан (далее – Центральная комиссия, ЦИК) Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) осуществляет мониторинг подготовки выборов депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан (далее – выборы).

Общие положения

Центральная избирательная комиссия 26 июня 2024 года в соответствии со статьей 128 Конституции Республики Узбекистан и статьями 14, 36 Избирательного кодекса Республики Узбекистан постановила провести выборы депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгашей народных депутатов 27 октября 2024 года и объявила о начале избирательной кампании. Согласно Положению о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках Содружества Независимых Государств Миссия осуществляет мониторинг только выборов депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Миссия приступила к работе 25 сентября 2024 года, действует свободно и независимо, руководствуясь законодательством Республики Узбекистан, документами, принятыми в рамках Содружества, не вмешиваясь в ход избирательного процесса и во внутренние дела государства.

В составе Миссии аккредитованы 167 наблюдателей, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Туркменистан, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, а также Исполнительный комитет СНГ. На долгосрочной основе работают 10 наблюдателей. Координирует их деятельность Штаб Миссии, расположенный в городе Ташкенте.

Наблюдатели от Содружества обсуждали ход избирательной кампании с руководством ЦИК, Министерства иностранных дел, Генеральной прокуратуры, Верховного Суда, Министерства внутренних дел Республики Узбекистан. Состоялись встречи с предвыборными штабами всех пяти политических партий, принимающих участие в выборах.

Члены Миссии в ходе долгосрочного наблюдения ознакомились с работой территориальных и участковых избирательных комиссий в Андижанской, Бухарской, Навоийской, Наманганской, Самаркандской, Сырдарьинской, Ташкентской, Ферганской, Хорезмской областях и городе Ташкенте.

Миссия работает открыто и гласно. Штабом Миссии выпускаются информационные сообщения о ходе наблюдения за подготовкой выборов. Долгосрочные наблюдатели от Содружества открыты для общения с представителями средств массовой информации.

Законодательная база для проведения выборов

Правовой основой для проведения выборов являются Конституция, Избирательный кодекс Республики Узбекистан (далее – Кодекс), нормы других законодательных актов, регулирующих подготовку и проведение выборов, а также постановления Центральной комиссии, разъясняющие отдельные процедуры организации избирательной кампании.

Эксперты Штаба Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ проводят анализ избирательного законодательства Республики Узбекистан. Их выводы будут изложены после дня голосования в итоговом документе.

Система избирательных комиссий и их деятельность по подготовке к выборам

Организацию подготовки выборов осуществляют Центральная комиссия, 14 территориальных избирательных комиссий (далее – территориальные комиссии, ТИК), 208 районных и городских избирательных комиссий, а также 11 085 участковых избирательных комиссий (далее – участковые комиссии, УИК), в том числе 57 – за рубежом.

Центральная комиссия образуется палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан в составе 9 членов. Члены ЦИК избираются Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса по рекомендации Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов. Председатель Центральной комиссии избирается на пятилетний срок из числа ее членов по представлению Президента Республики Узбекистан на заседании комиссии.

Территориальные комиссии образуются ЦИК в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и 12–18 других членов комиссии по рекомендации областных и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов.

Районные и городские избирательные комиссии образуются ТИК в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и 8–18 других членов комиссии по рекомендации районных и городских Кенгашей народных депутатов.

Участковые комиссии образуются территориальными комиссиями в составе 5–19 членов, в том числе председателя, заместителя председателя и секретаря. Кандидатуры в члены УИК предлагаются органами самоуправления граждан, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, обсуждаются на заседаниях районных, городских Кенгашей народных депутатов и рекомендуются для утверждения соответствующей ТИК.

Образование избирательных комиссий всех уровней прошло в соответствии с определенными в Кодексе порядком и сроками. Информация об адресах, номерах телефонов комиссий, а также списки их членов опубликованы в печати.

Миссия отмечает, что Центральная комиссия системно и планомерно ведет работу по подготовке и проведению избирательной кампании под лозунгом «Мой выбор – моя процветающая Родина!».

Постановлением ЦИК утвержден Календарный план по проведению выборов депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгашей народных депутатов.

10 августа 2024 года Центральная комиссия образовала 75 одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а 5 сентября 2024 года утвердила форму, текст и описание избирательных бюллетеней.

Кроме того, ЦИК в рамках своей компетенции приняла ряд постановлений, касающихся отдельных вопросов избирательной кампании.

В соответствии с утвержденной Центральной комиссией Концепцией организации повышения квалификации членов избирательных комиссий проводится большая работа по обучению организаторов выборов.

Были подготовлены 104 республиканских и 944 территориальных тренеров, которые каскадным методом в несколько этапов на двух- и трехдневных семинарах-тренингах провели учебу председателей, заместителей председателей и секретарей территориальных, районных (городских) и участковых избирательных комиссий.

В целях закрепления знаний и навыков по подготовке и проведению выборов территориальные тренеры провели с 1 по 14 октября 2024 года практические семинары для всех членов УИК (около 110 000 человек).

Для организации самообразования организаторов выборов все учебные материалы семинаров размещены на специальной интернет-платформе, а также в мобильном приложении «Выборы-2024».

Центральной комиссией подготовлены «Учебно-методическое пособие по избирательному законодательству и практике», изданное тиражом более 37 тысяч экземпляров, а также 11 обучающих видеороликов, размещенных на платформе «YouTube».

Наблюдатели от Содружества приглашаются на заседания ЦИК и отмечают ее гласную и открытую работу, свободное обсуждение вопросов повестки дня и коллегиальное принятие решений.

Долгосрочные наблюдатели от СНГ знакомились с деятельностью территориальных и участковых избирательных комиссий по подготовке к выборам и отмечают, что комиссии имеют необходимые условия для работы, обеспечены помещениями, необходимым для организации голосования оборудованием, средствами связи, оргтехникой, правовой и методической литературой. В помещениях УИК размещены информация о кандидатах в депутаты, программы политических партий, участвующих в выборах, инфографика о порядке голосования.

Списки избирателей

В соответствии с Кодексом в список избирателей включаются граждане, достигшие ко дню или в день выборов 18 лет, постоянно или временно проживающие к моменту составления списка на территории данного избирательного участка.

Списки по избирательным участкам формируются в электронном виде в Информационной системе управления избирательным процессом агентством по персонализации при Министерстве юстиции Республики Узбекистан на основе Единого электронного списка избирателей (далее – ЕЭСИ).

В течение 3 дней после своего образования участковые комиссии получили предварительные списки избирателей из ЕЭСИ и совместно с представителями общественности и волонтерами провели работу по их уточнению путем подворового (поквартирного) обхода проживающих на территории участка.

За 15 дней до дня голосования – с 11 октября 2024 года – гражданам предоставлена возможность ознакомиться в помещениях УИК со списками и проверить правильность их составления. Избиратели могут обратиться с заявлением об ошибке или неточности в списках в участковую комиссию, которая в течение 24 часов обязана проверить заявление и либо согласиться с требованиями заявителя, либо дать мотивированный ответ об отклонении заявления, который может быть обжалован в суде.

В соответствии с Кодексом внесение изменений в списки избирателей прекращается за 5 дней до выборов – с 21 октября 2024 года.

Гражданин, по каким-либо причинам не включенный в список, в день выборов на основании документа, удостоверяющего личность, гражданство и местожительство, может быть включен в приложение к списку избирателей.

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты

Законодательная палата Олий Мажлиса состоит из 150 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. Депутаты Законодательной палаты избираются:

75 – по одномандатным избирательным округам;

75 – по партийным спискам пропорционально количеству голосов, отданных за политические партии по единому избирательному округу.

Быть избранными в Законодательную палату могут граждане, достигшие ко дню выборов 25 лет и постоянно проживающие на территории Республики Узбекистан не менее 5 лет.

Право на выдвижение кандидатов в депутаты имеют политические партии при условии, что они зарегистрированы Министерством юстиции Республики Узбекистан не позднее чем за 4 месяца до дня объявления о начале избирательной кампании. В поддержку участия политической партии в выборах должно было быть собрано не менее 40 тысяч подписей избирателей, при этом количество подписей, собранных партией в одном административно-территориальном образовании страны, не должно превышать 8 % от требуемого количества.

Избранным считается кандидат, получивший по отношению к другим кандидатам наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по одномандатным избирательным округам. Для прохождения в Законодательную палату партиям необходимо получить не менее 7 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу.

Политические партии в установленные Кодексом сроки предоставили в ЦИК необходимые для участия в выборах документы и подписные листы с подписями избирателей в свою поддержку.

Для проверки правильности составления подписных листов, предоставленных политическими партиями, Центральная комиссия образовала три экспертные группы в составе членов ЦИК, специалистов органов внутренних дел, юстиции, а также представителей общественности. В проверке подписных листов участвовали уполномоченные представители политических партий.

Экспертные группы пришли к заключению, что сбор подписей избирателей проведен в соответствии с требованиями Кодекса.

На основании заключений экспертных групп Центральная комиссия приняла решение допустить к участию в выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса все 5 политических партий: Движение предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократическую партию Узбекистана, Демократическую партию Узбекистана «Миллий тикланиш», Экологическую партию Узбекистана, Народно-демократическую партию Узбекистана и Социал-демократическую партию Узбекистана «Адолат».

Выдвижение кандидатов в депутаты проходило с 22 августа по 11сентября 2024 года.

Политические партии в установленные Кодексом сроки провели свои съезды и конференции, на которых выдвинули 875 кандидатов: по одному от каждой политической партии в 75 избирательных округах и по 100 в каждом партийном списке.

Впервые подача документов, необходимых для регистрации кандидатов, осуществлялась с использованием информационной системы «E-Saylov» в электронном виде, что исключило возможные ошибки и неточности на данном этапе избирательной кампании и позволило Центральной комиссии зарегистрировать всех кандидатов.

Согласно требованиям Кодекса информация о зарегистрированных кандидатах в депутаты опубликована в печати и размещена на сайте ЦИК.

Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании средствами массовой информации

Предвыборная агитация началась 22 сентября и завершится 25 октября 2024 года. В соответствии с Кодексом агитация в день выборов и за день до начала голосования не допускается.

21 сентября 2024 года руководители политических партий, участвующих в выборах, подписали разработанные совместно с Центральной комиссией Этические правила проведения предвыборной агитации, содержащие обязательства по строгому соблюдению требований избирательного законодательства, уважению неприкосновенности частной жизни, чести, достоинства и репутации политических конкурентов, отказу от использования противоречащих общественной морали методов ведения агитации.

В соответствии с Кодексом агитация осуществляется:

через средства массовой информации, сети телекоммуникаций, а также всемирную информационную сеть Интернет;

посредством выпуска и распространения печатных, наглядных, аудиовизуальных и других агитационных материалов (плакаты, листовки и другие материалы);

посредством проведения встреч с избирателями.

Постановлением Центральной комиссии каждой политической партии на 5 телевизионных и 4 радиоканалах Национальной телерадиокомпании Узбекистана для ведения предвыборной агитации предоставлено по 165 минут бесплатного эфирного времени. Помимо этого, на теле- и радиоканалах ежедневно по четыре раза в день едиными блоками по 150 секунд транслируются 30-секундные предвыборные ролики политических партий.

В каждом из 14 регионов республики на местных телерадиоканалах кандидатам и партиям безвозмездно выделено по 150 минут эфира. Кроме того, в период с 23 сентября по 25 октября 2024 года ежедневно на каждом местном телерадиоканале предоставляется по 66 минут для ежедневной трансляции 2-минутных агитационных видео- и аудиороликов партий.

Еженедельно проводятся теледебаты представителей политических партий, кандидатов в депутаты на государственных центральных и региональных телеканалах, а также частных негосударственных телеканалах.

Для публикации предвыборных материалов политических партий и их кандидатов в 6 центральных и 25 региональных газетах безвозмездно предоставлены равные печатные площади.

Кандидаты в депутаты и политические партии также могут использовать эфирное время и печатные площади на равных условиях на платной основе.

В агитационной кампании политические партии активно используют свои печатные СМИ, веб-сайты, а также возможности социальных сетей и интернет-изданий.

Партиям и кандидатам безвозмездно и на равных условиях выделены места для проведения предвыборных мероприятий и встреч с избирателями.

Агитационные материалы партий и кандидатов размещены на средствах наружной рекламы и электронных мониторах.

Новшеством стало закрепленное постановлением Центральной комиссии требование об обязательной маркировке агитационных материалов, созданных с применением технологии искусственного интеллекта.

Центральная и нижестоящие избирательные комиссии, СМИ подробно информируют население страны о всех этапах подготовки и проведения выборов.

По каналам телевидения и радио регулярно транслируются информационные ролики, разъясняющие избирательные права граждан, порядок уточнения списков избирателей, процедуру досрочного голосования, а также социальная реклама, призывающая к участию в выборах.

Инфографические материалы с указанием даты голосования и призывами к участию в выборах размещены в наиболее посещаемых местах и общественном транспорте.

По заказу ЦИК изготовлены плакаты единого образца с биографическими данными кандидатов в депутаты Законодательной палаты, основными положениями предвыборных программ политических партий, которые вывешены в помещениях избирательных комиссий.

Подробная информация о ходе подготовки к дню голосования доступна на сайте Центральной комиссии в информационном разделе «Выборы 2024», а также на официальных страницах ЦИК в социальных сетях: «Одноклассники», «Facebook», «Instagram», «Twitter», «Telegram» и на платформе «YouTube».

Для дополнительного информирования избирателей разработано мобильное приложение «Выборы-2024», содержащее сведения об избирательном законодательстве, месторасположении помещений для голосования, различные методические и учебные материалы.

В целях оперативного информирования средств массовой информации и общественности о вопросах, связанных с выборами, образованы пресс-центр Центральной комиссии и территориальные пресс-центры в регионах республики.

По мнению Миссии, агитационная кампания проходит в соответствии с нормами избирательного законодательства, организованно и спокойно. Политическим партиям и кандидатам созданы равные условия и предоставлены широкие возможности для справедливой, честной и конкурентной борьбы за голоса избирателей.

Работа с жалобами и заявлениями

Штаб Миссии в рамках мониторинга избирательной кампании обратился в Центральную комиссию, Генеральную прокуратуру, Верховный Суд и Министерство внутренних дел Республики Узбекистан с просьбой проинформировать о случаях поступления обращений граждан, связанных с нарушениями избирательного процесса, и результатах их рассмотрения. После изучения и обобщения ответов соответствующая информация будет изложена в итоговом заявлении Миссии.

Досрочное голосование

Согласно Кодексу избиратели, не имеющие возможности в день выборов находиться по месту жительства, могут с 16 по 23 октября 2024 года проголосовать досрочно в помещении участковой комиссии с 9.00 до 18.00 в будние дни и с 11.00 до 17.00 – в выходные. Представители Миссии наблюдают за процедурой досрочного голосования и констатируют, что оно проходит в соответствии с Кодексом.

***

Свои окончательные выводы и оценки Миссия изложит в итоговом документе по результатам мониторинга подготовки и проведения выборов депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.