Сохранение природы и биоразнообразия является одной из наиболее важных задач современности, поскольку они играют ключевую роль в поддержании экологического баланса и обеспечении стабильности экосистем, обеспечивающих человечество такими необходимыми ресурсами, как пища, вода и воздух.
Сейчас природа находится под угрозой из-за негативных последствий деятельности человека. Серьезной проблемой является рост уровня загрязнения воздуха и воды, оказывающего отрицательное влияние на здоровье населения и окружающую среду. В последние годы выбросы в результате растительных пожаров и сокращение поглощения углерода лесами в сочетании с высокими выбросами от ископаемого топлива привели к росту концентраций парниковых газов. Так, к 2023 году среднемировые приземные концентрации углекислого газа, метана и закиси азота увеличились на 151%, 265% и 125% соответственно по сравнению с доиндустриальным уровнем.
Планета лишается здоровых пресноводных водоемов и ресурсов, что создает угрозы для продовольственной безопасности и биоразнообразия. Деградации пресноводных экосистем способствуют загрязнение окружающей среды, переустройство земель, чрезмерный забор воды, изменение климата и некоторые другие факторы. Под их влиянием речной сток сократился в 402 бассейнах по всему миру, что в пять раз больше, чем в 2000 году.
Интенсивное сельское хозяйство, нерациональное использование земель и непринятие мер по их восстановлению приводят к потере плодородия, эрозии и деградации почвы.
Глобальная температура находится на рекордных уровнях. Вероятность глобального потепления на 3°C в этом столетии составляет 66%. Существует также 80-процентная вероятность того, что глобальная средняя температура превысит доиндустриальный уровень на 1,5°C по крайней мере в течение одного из следующих пяти лет.
Около миллиона видов флоры и фауны уже на грани полного исчезновения, многие животные и растения, целые экосистемы могут быть бесследно утрачены уже в ближайшие десятилетия.
В конечном итоге сохранение природы – это вопрос выживания человечества. Каждый вид, каждый экосистемный процесс имеет значение, потеря любого из них может иметь непредсказуемые последствия для нашей собственной жизни и будущих поколений.
Экологическая безопасность и сохранение биоразнообразия являются приоритетными направлениями деятельности мирового сообщества, которые способствуют снижению негативного воздействия на окружающую среду. Стратегические цели в данной области определены Стокгольмской конференцией ООН (1972 г.), Всемирной хартией природы (1982 г.), Конвенцией о биологическом разнообразии (1992 г.), Парижским соглашением (2015 г.).
Решение экологических проблем также занимает центральное место в повестке дня Содружества Независимых Государств. Как отметил Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев в приветствии участникам III Международного молодежного образовательного экологического форума в Минске (2024 г.), охрана окружающей среды, экологическая безопасность, повышение в этих вопросах культуры населения – это ключевые задачи для стран Содружества.
За прошедший период в рамках СНГ сформирована солидная договорно-правовая база для обеспечения эффективного взаимодействия в различных направлениях охраны окружающей среды и природопользования.
Так, 8 февраля 1992 г. было подписано Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды. В целях придания нового импульса совместной деятельности в этой области 31 мая 2013 г. заключено новое Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды государств – участников СНГ.
В соответствии со статьей 4 данного документа создан Межгосударственный экологический совет государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – Совет), играющий ключевую роль в согласовании взаимодействия между странами Содружества в экологической сфере. Основными задачами Совета являются координация политики в области охраны окружающей среды; подготовка рекомендаций по гармонизации нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды; содействие реализации межгосударственных и региональных программ в области природопользования, экологической безопасности; содействие развитию межгосударственной системы экологического мониторинга и др.
Для развития сотрудничества в сфере подготовки специалистов Советом глав правительств СНГ в 2005 году принято решение о придании учреждению образования «Международный государственный экологический университет имени А.Д.Сахарова» (с 2015 года – «Международный государственный экологический институт имени А.Д.Сахарова» Белорусского государственного университета) статуса базовой организации государств – участников СНГ по экологическому образованию.
В рамках Содружества также приняты такие правовые акты, как Соглашение о книге редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений – Красной книге государств – участников СНГ (1995 г.), Соглашение об основных принципах взаимодействия в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов (1998 г.), Соглашение об информационном сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей природной среды (1998 г.).
Обеспечение устойчивого экономического роста в наши дни не может не рассматриваться в контексте решения экологических проблем, связанных с промышленной и иной хозяйственной деятельностью. Согласованные подходы к организации данной работы получили отражение в Концепции сотрудничества государств – участников СНГ в области обращения с опасными отходами и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде и Плане первоочередных мероприятий на 2024–2029 годы по ее реализации (2024 г.).
Вопросы экологии и бережного использования природных ресурсов традиционно находятся в фокусе внимания лидеров стран Содружества и решаются в рамках многих проектов и инициатив, реализуемых на пространстве объединения.
В 2022 году главами государств – участников СНГ принято Заявление о сотрудничестве в климатической сфере, в котором подтверждено намерение вносить конструктивный вклад в реализацию глобальной климатической повестки. В документе признается, что изменение климата является одной из важнейших мировых проблем, решение которой требует согласованных действий всех членов международного сообщества. Подтверждается приверженность государств – участников СНГ действующим международным обязательствам, необходимость сбалансированного и экономически обоснованного подхода к климатической политике.
Согласно Концепции дальнейшего развития СНГ, обновленной в 2020 году, «существенной составной частью сотрудничества является взаимодействие в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, в том числе направленное на борьбу с изменением климата». Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года (2020 г.) предполагает, среди прочего, создание новых высокоэффективных видов материалов, выступающих заменителями природных аналогов; создание системы экономических механизмов природопользования и охраны природной среды; внедрение экологически безопасных технологических процессов; проведение совместных исследований окружающей среды в целях точной фиксации происходящих в ней перемен и прогнозов их последствий; разработку систем по охране водных ресурсов и повышению качества питьевой воды.
На состоявшемся 18 марта 2022 г. в Москве Международном экономическом Форуме государств – участников СНГ «Зеленая повестка в странах СНГ: сотрудничество в развитии» Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев в своем выступлении отметил, что «…актуальность «зеленой повестки» очевидна. Государствам – участникам СНГ необходимо сформировать такую систему внутреннего климатического регулирования, которая сможет обеспечить сопряжение национальных усилий по развитию новых отраслей индустрии с общими планами Содружества по «зеленой» повестке. Я уверен, что совместные действия наших стран по реализации курса на «зеленую» экономику обеспечат устойчивое развитие национальных экономик и укрепление интеграционных связей».
Примером успешного сотрудничества на пространстве СНГ может служить опыт стран Центральной Азии в решении проблем таяния ледников и управления водными ресурсами. Итоги состоявшегося в июне 2024 г. Центральноазиатского форума высокого уровня «Вода и изменение климата», организованного Программой развития ООН (ПРООН) в сотрудничестве с Министерством энергетики и водных ресурсов Республики Таджикистан и ЕС, были положены в основу 3-й Международной конференции высокого уровня в рамках Международного десятилетия действий «Вода для устойчивого развития» 2018–2028 гг. Форум способствовал проведению важных дискуссий между представителями правительств, партнерами по развитию и заинтересованными сторонами из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.
В 2021 году Генеральная Ассамблея ООН единогласно одобрила резолюцию № 75/288, инициированную Республикой Узбекистан, которая поддерживает преобразование региона Приаралья из зоны экологического кризиса в зону экологических инноваций и технологий. Выступая в 2020 году в ООН, Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев напомнил о том, что в результате высыхания Аральского моря зона Приаралья стала «эпицентром экологической катастрофы». Он предложил сообща решать эту проблему, в том числе путем «формирования нового ландшафта, лесных массивов и почвенного покрова на площади в 2 млн гектаров».
В рамках двусторонних и многосторонних соглашений между странами СНГ о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных водных объектов, совместного использования и охраны трансграничных вод разрабатываются и осуществляются согласованные мероприятия и проекты в области использования, восстановления и охраны трансграничных водных объектов; проводятся в случае необходимости совместные водохозяйственные и водоохранные мероприятия; принимаются меры по предотвращению, ограничению и сокращению загрязнения трансграничных водных объектов.
Примером того, что природные комплексы можно сохранить только общими усилиями и что их сохранение имеет не только государственное, но и мировое значение, является создание трансграничной особо охраняемой природной территории «Заповедное Поозерье» на основании двустороннего соглашения, заключенного между Россией и Беларусью.
В сентябре 2024 г. в Узбекистане, в городах Чирчик, Ташкент и Самарканд, состоялся обменный визит Узбекско-Казахстанской Совместной рабочей группы по вопросам охраны окружающей среды и качества вод бассейна реки Сырдарья. В рамках обменного визита Комиссия посетила ключевые объекты и предприятия, связанные с мониторингом окружающей среды и качеством водных ресурсов. Обменный визит сыграл ключевую роль в укреплении двустороннего сотрудничества между Казахстаном и Узбекистаном в области охраны окружающей среды и управления водными ресурсами.
В целях сохранения биологического и ландшафтного разнообразия горной части Алтая, содействия двустороннему сотрудничеству в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов между правительствами Республики Казахстан и Российской Федерации подписано Соглашение о создании трансграничного резервата «Алтай» (2011 г.).
Западный Тянь-Шань – еще одна трансграничная горная система, проходящая по участкам территорий нескольких государств Содружества (Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан), которая к тому же является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2016 года. Сотрудничество по ее защите и управлению осуществляется на основании трехстороннего Меморандума между казахским, кыргызским и узбекским природоохранными ведомствами.
Следует отметить, что и на национальном уровне вопросам экологии и сохранения окружающей среды в государствах – участниках СНГ также уделяется первостепенное внимание.
Одним из ключевых достижений Азербайджана в данной области стало успешное проведение масштабной Конференции ООН по вопросам изменения климата (COP 29, 2024 г.), которая вывела страну на лидирующие позиции в глобальной климатической политике и подчеркнула ее роль как надежного партнера в международном сообществе. Важным аспектом этой конференции стал прогресс в решении вопросов, связанных с углеродными рынками и финансированием климатических проектов.
Азербайджан активно работает над развитием зеленых технологий и сохранением лесного покрова, что является частью национальных планов по взносам в рамках Парижского соглашения. Так, Министерство экологии и природных ресурсов Азербайджанской Республики разработало ряд программ, включая Национальную лесную программу на период 2020–2030 гг. Кроме того, реализуются проекты, направленные на улучшение экологии, такие как Green Baku, которые демонстрируют активное участие общественности в экологических вопросах.
Армения присоединилась к международной инициативе «Коалиция высоких амбиций для природы и людей», целью которой является сохранение 30% суши и океана планеты к 2030 году. Для повышения осведомленности общественности и снижения рисков чрезмерной эксплуатации видов, находящихся под угрозой исчезновения, создано мобильное приложение «Красная книга Армении». В стране также реализуются проекты по улучшению управления природными ресурсами и охраняемыми зонами, в том числе программа EU4 Sevan, совместно с ПРООН и Немецким обществом международного сотрудничества, направленная на улучшение охраны окружающей среды озера Севан.
Государственная программа Беларуси по охране окружающей среды и устойчивому использованию природных ресурсов на 2021–2025 годы включает ряд мер, направленных на улучшение экологической обстановки в стране. Среди ключевых мероприятий – разработка и реализация проектов по озеленению городов, улучшению качества воды, сокращению выбросов парниковых газов и повышению энергоэффективности. Важное место занимают защита и восстановление лесов, а также сохранение биологического разнообразия, в том числе через создание и поддержку заповедников и национальных парков.
На улучшение качества жизни населения и сохранение природного наследия Беларуси для будущих поколений направлен Национальный план действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия на 2021–2025 гг. План предусматривает защиту редких и исчезающих видов флоры и фауны, а также улучшение экологического состояния лесов, водоемов и других природных ресурсов.
В Казахстане существует множество государственных программ и инициатив, направленных на защиту окружающей среды. Одна из них –запущенный в сентябре 2024 г. проект SPACES, нацеленный на улучшение системы особо охраняемых природных территорий страны путем расширения, а также внедрения других эффективных природоохранных мер, которые включают создание охотничьих заповедников, экологических коридоров и др. Проект является результатом сотрудничества под руководством Всемирного центра мониторинга охраны природы Программы ООН по окружающей среде, Ассоциации сохранения биоразнообразия Казахстана, Министерства экологии и природных ресурсов.
Национальный проект «Зеленый Казахстан» (2021 г.) направлен на создание благоприятной среды проживания для населения и улучшение экологической ситуации, в том числе улучшение качества атмосферного воздуха, бережное использование воды, сохранение экосистем озера Балхаш и Северного Аральского моря, сохранение биологического разнообразия путем увеличения численности редких и исчезающих видов животных и ихтиофауны, создание особо охраняемых природных территорий, увеличение площади зеленых насаждений, привитие бережного отношения к природе и животному миру, модернизацию экологического сознания населения.
В Кыргызстане активно разрабатываются и реализуются государственные программы по защите окружающей среды, призванные сохранить уникальное природное наследие страны. Среди ключевых инициатив – создание Трастового фонда по сохранению природы через механизм Многопартнерского целевого фонда ООН. Фонд является частью усилий по сохранению биоразнообразия и нацелен на защиту горных экосистем и развитие охраняемых территорий.
В республике в соответствии с Межгосударственной целевой программой «Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств» (2012 г.) завершены работы по консервации хвостохранилища в районе поселка Каджи-Сай. В 2023 году завершены работы по реабилитации хвостохранилища «Как», ликвидации хвостохранилища «Талды-Булак», продолжаются работы по консервации хвостохранилища «Дальнее» и ликвидации хвостохранилища «Туюк-Суу».
В России существует ряд государственных программ, направленных на защиту окружающей среды, ключевой из которых является Государственная программа «Охрана окружающей среды» (2014 г.). Работа по Национальному проекту «Экология», запущенному в 2019 г., ведется по следующим направлениям: утилизация и переработка отходов, ликвидация свалок, сохранение лесов и водоемов, снижение выбросов в атмосферу, развитие экологического туризма и экологического воспитания, сохранение биологического разнообразия.
Федеральный проект «Чистая страна» направлен на ликвидацию 191 несанкционированной свалки в границах городов (улучшится качество жизни 20,4 млн человек) и 88 наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде (улучшится качество жизни 7,1 млн человек).
Целью федерального проекта «Чистый воздух» является кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах. В проекте предусмотрены мероприятия по снижению негативного воздействия на атмосферный воздух от более 50 промышленных предприятий. Будет осуществлен перевод транспорта на экологические виды топлива, проводится ряд мероприятий, которые позволят обновить парк транспорта и модернизировать дорожную инфраструктуру.
Мероприятия федерального проекта «Оздоровление Волги» направлены на улучшение экологического состояния реки Волга.
Целью федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» является сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством создания не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий.
Ключевой задачей федерального проекта «Сохранение озера Байкал» является сохранение и восстановление озера Байкал, биоресурсного потенциала и биологического разнообразия водных объектов Байкальской природной территории, снижение антропогенной нагрузки на экосистему озера Байкал.
Таджикистан активно работает над улучшением состояния окружающей среды через ряд государственных программ. Одной из ключевых является Государственная экологическая программа на 2023–2028 годы, включающая меры по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и улучшению качества воды и воздуха.
Национальная концепция по реабилитации хвостохранилищ отходов переработки урановых руд (2014–2024 гг.) определяет приоритеты в области обращения с радиоактивными отходами. Согласно Государственной программе озеленения Таджикистана на период до 2040 года в этот период планируется посадить 5 млн саженцев деревьев.
В Туркменистане разрабатываются и реализуются государственные программы по защите окружающей среды. Одним из примеров является совместный проект ПРООН и Министерства сельского хозяйства и охраны окружающей среды Туркменистана, который фокусируется на разработке национальной стратегии по обращению с отходами. Национальная политика Туркменистана в области окружающей среды также отражена в таких документах, как Национальная программа социально-экономического развития Туркменистана на период 2011–2030 годов и Национальная программа Президента Туркменистана по социально-экономическому развитию страны на 2018–2024 годы, где подчеркивается приоритет экологии и бережного использования природных ресурсов.
Над улучшением экологической ситуации в стране активно работает Узбекистан. Для решения соответствующих задач принят ряд государственных программ и указов. Одним из ключевых документов является Концепция охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года. Этот документ задает стратегические направления в области экологии, включая сохранение биоразнообразия, рациональное использование природных ресурсов и улучшение качества атмосферного воздуха.
В ноябре 2021 г. по инициативе Президента Узбекистана Ш.Мирзиёева по всей стране был запущен общенациональный проект «Яшил макон», целью которого является сохранение природных ресурсов, обеспечение экологического разнообразия. В республике поставлена цель ежегодно высаживать 200 млн деревьев и кустарников, чтобы довести уровень озеленения до 30% к 2030 году. В 2023 году в Ташкенте создан Центральноазиатский университет изучения окружающей среды и изменения климата (Green University).
В целом обеспечение экологической безопасности в СНГ является комплексной задачей, требующей скоординированных действий государств-участников. Усилия стран Содружества и впредь будут направлены на защиту и сохранение природы и животного мира, создание комфортных условий жизни населения и обеспечение благоприятной среды обитания для будущих поколений.
Информационно-аналитический департамент Исполнительного комитета СНГ