Противодействие преступности, в первую очередь ее транснациональной организованной части, остается наиболее востребованным направлением взаимодействия государств – участников Содружества Независимых Государств. В связи с этим созданы и развиваются правовые и организационные механизмы межгосударственного сотрудничества в сфере противодействия преступности.
Общие угрозы и риски в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) на пространстве СНГ были выявлены еще в начале 2000-х годов. Первые шаги по их купированию были предприняты уже в 2004 году. Совет министров иностранных дел СНГ поддержал инициативу Российской Федерации о создании региональной группы по типу Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и своим Решением от 26 марта рекомендовал заинтересованным государствам провести учредительную конференцию по созданию такой структуры. Шестого октября 2004 года учреждена Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ).
Одновременно соответствующие организационные и практические меры в рассматриваемой сфере принимались непосредственно в СНГ.
Так, 5 декабря 2007 года был подписан договор государств – участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.
Изменения в стандартах ФАТФ, произошедшие в феврале 2012 года, обусловили актуальность разработки проекта нового модельного закона в рамках СНГ. Межпарламентской ассамблеей государств – участников СНГ 28 ноября 2014 года принят модельный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».
В целях координации взаимодействия государств – участников СНГ в области противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма на основании соглашения, подписанного главами государств 5 декабря 2012 года, создан Совет руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ (СРПФР, Совет).
Членами СРПФР являются и регулярно участвуют в его работе представители семи государств – участников СНГ (Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан). В состав Совета с правом совещательного голоса входят руководитель Секретариата Совета и представитель Исполнительного комитета СНГ.
Первое заседание Совета состоялось 22 мая 2013 года.
За одиннадцать лет проведено 27 заседаний. Рассмотрено более 200 вопросов, в том числе вопросы организационно-правового, методологического, практического характера, направленные на расширение и углубление взаимодействия в противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма как в рамках Содружества, так и на других международных площадках интеграционного взаимодействия.
Материалы заседаний Совета размещены на сайте Исполнительного комитета СНГ (https://www.cis.minsk.by) в разделе «Направления сотрудничества», а также на сайте СРПФР (https://www.fiu-cis.org).
Создание и организация деятельности СРПФР стали продолжением налаженного сотрудничества подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ, которое было необходимо закрепить на высшем уровне.
В дальнейшем по инициативе СРПФР в целях совершенствования правовой основы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также сотрудничества в этой сфере в 2016 году была начата работа по актуализации договора от 5 декабря 2007 года. Новый договор подписан 15 октября 2022 года на заседании Совета глав государств СНГ. С 26 апреля 2023 года вступил в силу для Республики Беларусь, Кыргызской Республики и Российской Федерации. Завершила необходимые процедуры и Республика Таджикистан. В дополнение к мерам в сфере ПОД/ФТ договор предусматривает совместную деятельность государств – участников СНГ по вопросам противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения (ФРОМУ).
Следует отметить, что СРПФР, как и все органы отраслевого сотрудничества в СНГ, является ключевой структурой для организации взаимодействия компетентных органов государств.
Сотрудничество подразделений финансовой разведки в сфере ПОД/ФТ в рамках СРПФР имеет целью не только выявление и пресечение случаев финансовых преступлений, но и поиск адекватных механизмов, новых форм и методов работы в решении проблем, стоящих перед подразделениями финансовой разведки на пространстве Содружества Независимых Государств.
Исходя из того, что деятельность подразделений финансовой разведки не может быть изолированной, Совет в тесном повседневном взаимодействии с Исполнительным комитетом СНГ находит общие точки соприкосновения и сферы приложения усилий с другими отраслевыми органами СНГ. С этой целью СРПФР заключил соответствующие договоренности — протоколы (соглашения) о сотрудничестве (взаимодействии):
- с Антитеррористическим центром государств – участников СНГ (АТЦ, 17.06.2014);
- с Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ (БКБОП, 17.06.2014);
- с Советом командующих Пограничными войсками (СКПВ, 17.06.2014);
- с Советом по сотрудничеству в области фундаментальной науки государств – участников СНГ (16.05.2015);
- с Координационным советом руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств – участников СНГ (КСОНР, 07.07.2015);
- с Координационным советом генеральных прокуроров государств – участников СНГ (КСГП, 08.06.2016);
- с Советом руководителей миграционных органов государств – участников СНГ (СРМО, 29.11.2017);
- с Межгосударственным советом по противодействию коррупции (МСПК, 08.12.2017).
Подписан также Протокол о сотрудничестве с ЕАГ (11.11.2016).
Соответственно, в качестве приглашенных в заседаниях СРПФР участвуют представители органов отраслевого сотрудничества СНГ (АТЦ, БКБОП, СКПВ, КСГП, КСОНР, МСПК), а также представители ЕАГ и Международного учебно-методического центра финансового мониторинга Российской Федерации (МУМЦФМ).
Понимание общих со взаимодействующими структурами целей и задач помогает СРПФР разрабатывать предложения о совершенствовании правовой базы сотрудничества государств – участников СНГ и вносить их на рассмотрение высших органов СНГ. В последующем согласованно с другими органами отраслевого сотрудничества Совет реализует практические меры в целях воплощения в жизнь уже принятых решений высших органов СНГ.
Так, по инициативе СРПФР разработана и главами государств СНГ утверждена Концепция сотрудничества государств – участников СНГ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (11.10.2017). Ежегодно на своих заседаниях Совет рассматривает ход реализации концепции.
Активное участие СРПФР принял во взаимодействии с МСПК и в разработке Концепции сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии коррупции (11.10.2017). К этому располагает основополагающий и универсальный международно-правовой инструмент — Конвенция ООН против коррупции 2003 года, которая содержит главу V «Меры по возращению активов». В ней под активами понимаются доходы и имущество, полученные в результате коррупции. Соответственно, меры по их возвращению — это меры по предотвращению легализации коррупционных (т.е. преступных) доходов.
СРПФР является органом оперативного взаимодействия финансовых разведок, ставит перед собой цели создания защищенной среды для обмена значимыми данными, а также организации и проведения совместных антикриминальных операций. И как показывает практика, эффективно справляется с поставленными перед ним задачами: создана система анализа существующих и возможных рисков и угроз; развивается нормативная правовая база сотрудничества; осуществляется подготовка кадров.
В режиме реального времени осуществляется обмен информацией; проводятся согласованные специальные операции, направленные на выявление преступных активов и незаконных финансовых потоков, финансовой подпитки терроризма; организовано конструктивное взаимодействие с подразделениями финансовой разведки государств, не входящих в СНГ, с международными организациями.
Ежегодно СРПФР предоставляет в Исполнительный комитет СНГ информацию о своей деятельности, а МУМЦФМ — отчет о деятельности в качестве базовой организации [является базовой организацией государств – участников СНГ по образованию в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма (Решение СГП СНГ от 30 октября 2015 года)].
Работу Секретариата Совета успешно обеспечивает подразделение финансовой разведки Российской Федерации совместно с Исполнительным комитетом СНГ (Департамент по сотрудничеству в сфере безопасности, его представитель является заместителем руководителя Секретариата СРПФР). Секретариат СРПФР вырабатывает предложения о направлениях деятельности Совета, осуществляет организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета. Положение о Секретариате утверждено решением СРПФР от 13 ноября 2013 года.
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ДЕЙСТВУЮТ ТРИ РАБОЧИЕ ГРУППЫ:
- Рабочая группа по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов (РГПОД)
- Рабочая группа по противодействию финансированию терроризма (РГПФТ)
- Рабочая группа по Системе обмена информацией между подразделениями финансовой разведки государств – участников СНГ «СиНерГия» (РГСОИ)
СРПФР имеет право создавать в необходимых случаях рабочие группы экспертов, в том числе для подготовки и рассмотрения проектов документов по направлениям деятельности Совета.
Функционирует также группа по созданию Международного центра оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (МЦОР).
По инициативе членов Совета реализован ряд проектов, таких как мониторинг трансграничного перемещения наличных денежных средств, проведено исследование по обороту криптоактивов, выработаны совместные критерии для регулирования электронных платежных систем, чтобы снизить риск их использования в целях ОД/ФТ.
Подразделения финансовой разведки могут идентифицировать получателя или лицо, которое обналичивает электронные деньги. Сформирован и размещен в МЦОР единый реестр криптовалютных бирж.
Свою эффективность доказала проводимая СРПФР операция «Барьер» по организации финансового мониторинг-контроля за операциями, совершенными в зонах с повышенной террористической активностью и приграничных к территориям боевых действий, лицами, находящимися в межгосударственном розыске СНГ за преступления террористического и экстремистского характера, и иными.
Эффективное международное взаимодействие невозможно без оперативного обмена информацией. Поэтому в настоящее время СРПФР имеет выстроенную инфраструктуру. С 2015 года Совет совместно с МУМЦФМ создавал и уже использует Систему обмена информацией (СОИ). В настоящее время все члены Совета имеют доступ к безопасному, надежно защищенному каналу связи. Большое значение СОИ придается в связи с тем, что эта инфраструктура является базой для МЦОР.
ПЕРЕД СОИ ПОСТАВЛЕНЫ КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ, С КОТОРЫМИ СИСТЕМА ПОЛНОСТЬЮ СПРАВЛЯЕТСЯ, А ИМЕННО:
- создана инфраструктура, обеспечивающая защищенный информационный обмен, а также удаленный доступ к выделенным для взаимодействия информационным ресурсам;
- создан общий для ПФР интегрирующийся элемент и пополняемые централизованные информационные ресурсы;
- обеспечена персональная идентификация и организовано разграничение доступа к информации на принципах унификации.
В связи с развитием новых технологий появилась необходимость изменить подход к минимизации рисков. Одним из инструментов, оказывающих помощь в решении как данной, так и иных проблем должен стать МЦОР. На заседании Совета глав государств СНГ 13 октября 2023 года подписано Соглашение об образовании Международного центра оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Завершается техническая работа по созданию платформы МЦОР.
Планируется, что МЦОР обеспечит эффективное межгосударственное информационное взаимодействие ПФР в рамках СРПФР и сформирует единое информационное пространство. Для этого уже создается и внедряется инфраструктура, обеспечивающая обмен данными и электронными документами, разрабатываются единые стандарты электронного взаимодействия, создаются общие ресурсы и обеспечивается доступ к ним. При этом защите информации уделяется первостепенное значение.
Внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления в силу соглашения, выполнены в Российской Федерации, Кыргызской Республике, Республике Беларусь. В соответствии со статьей 15 Соглашения оно вступило в силу 23 августа 2024 года для названных государств.
Важнейшее направление деятельности СРПФР — подготовка кадров для антиотмывочной системы. Реализовывать на практике эту функцию помогает МУМЦФМ. Деятельность Центра ориентирована на проведение обучающих мероприятий, подготовку методических материалов, практических семинаров по тематике ПОД/ФТ.
Ежегодно на своих заседаниях Совет заслушивает руководителей МУМЦФМ об основных планируемых направлениях деятельности в качестве базовой организации и итогах за предшествующий год.
За прошедшие годы наметилась специфика мероприятий, реализуемых МУМЦФМ. Такие мероприятия всегда носят практико-ориентированный характер и направлены на решение конкретных проблем по наиболее актуальным для ПФР государств-участников вопросам.
Исполнительный комитет СНГ неоднократно отмечал динамичную и последовательную деятельность Совета и базовой организации (МУМЦФМ) в сфере подготовки кадров.
Совет эффективно участвует в реализации целевых межгосударственных программ в области упрочения безопасности на высоком уровне и доверительно взаимодействует с Исполнительным комитетом СНГ, что положительно сказывается на результатах работы в сфере ПОД/ФТ.
На одном из первых пленарных заседаний ЕАГ статус наблюдателя придан Исполнительному комитету СНГ. В соответствии со статьей 8 Соглашения о Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма Исполнительный комитет СНГ ежегодно направляет в Секретариат ЕАГ отчет наблюдателя ЕАГ о деятельности в Содружестве Независимых Государств в сфере ПОД/ФТ.
По мере возможности представители Исполнительного комитета СНГ участвуют в мероприятиях пленарных недель ЕАГ, проводимых дважды в год. Проводятся выступления на пленарных заседаниях, участники информируются о мероприятиях в сфере ПОД/ФТ, реализуемых в СНГ.
В рамках компетенции Исполнительный комитет СНГ содействует ЕАГ в реализации мероприятий, запланированных группой совместно с органами отраслевого сотрудничества СНГ. Ряд из них также в настоящее время являются наблюдателями в ЕАГ (СРПФР, АТЦ, БКБОП).
К своему 20-летию ЕАГ подходит с солидным багажом практического опыта, который обеспечивается эффективной работой Секретариата, а также рабочих групп, но самое главное — инициативной работой каждого из членов делегаций.
Благодарим за возможность участвовать в совместной работе в рамках мероприятий ЕАГ и выражаем надежду на продолжение взаимополезных контактов между Исполнительным комитетом СНГ и ЕАГ. Желаем группе дальнейших успехов в реализации ее целей и задач, обеспечении защиты граждан и общества от преступных посягательств в рамках компетенции ЕАГ.
Выпуск №44 журнала «Финансовая безопасность» доступен в электронном виде по ссылке.