Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Статья директора Департамента по сотрудничеству в сфере безопасности Исполнительного комитета СНГ Е.Клемезя в журнале «Финансовая безопасность»

Противодействие преступности, в первую очередь ее транснациональной организованной части, остается наиболее востребованным направлением взаимодействия государств – участников Содружества Независимых Государств. В связи с этим созданы и развиваются правовые и организационные механизмы межгосударственного сотрудничества в сфере противодействия преступности.

Общие угрозы и риски в сфере противодействия легализа­ции (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терро­ризма (ПОД/ФТ) на пространстве СНГ были выявлены еще в начале 2000-х годов. Первые шаги по их купированию были предприняты уже в 2004 году. Совет министров иностранных дел СНГ поддержал инициативу Российской Федера­ции о создании региональной группы по типу Группы разработ­ки финансовых мер борьбы с от­мыванием денег (ФАТФ) и своим Решением от 26 марта рекомендо­вал заинтересованным государ­ствам провести учредительную конференцию по созданию та­кой структуры. Шестого октября 2004 года учреждена Евразийская группа по противодействию ле­гализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ).

Одновременно соответствующие организационные и практические меры в рассматриваемой сфере принимались непосредственно в СНГ.

Так, 5 декабря 2007 года был под­писан договор государств – участ­ников Содружества Независимых Государств о противодействии ле­гализации (отмыванию) преступ­ных доходов и финансированию терроризма.

Изменения в стандартах ФАТФ, произошедшие в феврале 2012 года, обусловили актуальность раз­работки проекта нового мо­дельного закона в рамках СНГ. Межпарламентской ассамбле­ей государств – участников СНГ 28 ноября 2014 года принят модель­ный закон «О противодействии ле­гализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и фи­нансированию распространения оружия массового уничтожения».

В целях координации взаимодей­ствия государств – участников СНГ в области противодействия лега­лизации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терро­ризма на основании соглашения, подписанного главами государств 5 декабря 2012 года, создан Совет руководителей подразделений фи­нансовой разведки государств – участников СНГ (СРПФР, Совет).

Членами СРПФР являются и регу­лярно участвуют в его работе пред­ставители семи государств – участ­ников СНГ (Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республи­ки, Российской Федерации, Респу­блики Таджикистан, Республики Узбекистан). В состав Совета с пра­вом совещательного голоса входят руководитель Секретариата Совета и представитель Исполнительного комитета СНГ.

Первое заседание Совета состоя­лось 22 мая 2013 года.

За одиннадцать лет проведено 27 заседаний. Рассмотрено более 200 вопросов, в том числе вопросы организационно-правового, мето­дологического, практического ха­рактера, направленные на расшире­ние и углубление взаимодействия в противодействии легализации (от­мыванию) преступных доходов и финансированию терроризма как в рамках Содружества, так и на других международных площадках инте­грационного взаимодействия.

Материалы заседаний Совета раз­мещены на сайте Исполнительного комитета СНГ (https://www.cis.minsk.by) в разделе «Направления сотрудничества», а также на сайте СРПФР (https://www.fiu-cis.org).

Создание и организация деятель­ности СРПФР стали продолжением налаженного сотрудничества под­разделений финансовой разведки государств – участников СНГ, кото­рое было необходимо закрепить на высшем уровне.

В дальнейшем по инициативе СРПФР в целях совершенствова­ния правовой основы противодей­ствия  легализации  (отмыванию) преступных доходов, финансиро­ванию терроризма и финансиро­ванию распространения оружия массового уничтожения, а также сотрудничества в этой сфере в 2016 году была начата работа по акту­ализации договора от 5 декабря 2007 года. Новый договор подпи­сан 15 октября 2022 года на засе­дании Совета глав государств СНГ. С 26 апреля 2023 года вступил в силу для Республики Беларусь, Кыргызской Республики и Российской Федерации. Завершила необходи­мые процедуры и Республика Тад­жикистан. В дополнение к мерам в сфере ПОД/ФТ договор предусма­тривает совместную деятельность государств – участников СНГ по во­просам противодействия финанси­рованию распространения оружия массового уничтожения (ФРОМУ).

Следует отметить, что СРПФР, как и все органы отраслевого сотрудничества в СНГ, является ключевой структурой для организации взаимодействия компетентных органов государств.

Сотрудничество подразделений финансовой разведки в сфере ПОД/ФТ в рамках СРПФР имеет це­лью не только выявление и пре­сечение случаев финансовых пре­ступлений, но и поиск адекватных механизмов, новых форм и мето­дов работы в решении проблем, стоящих перед подразделениями финансовой разведки на простран­стве Содружества Независимых Го­сударств.

Исходя из того, что деятельность подразделений финансовой раз­ведки не может быть изолирован­ной, Совет в тесном повседневном взаимодействии с Исполнитель­ным комитетом СНГ находит общие точки соприкосновения и сферы приложения усилий с другими от­раслевыми органами СНГ. С этой целью СРПФР заключил соответ­ствующие договоренности — про­токолы (соглашения) о сотрудниче­стве (взаимодействии):

  • с Антитеррористическим цен­тром государств – участников СНГ (АТЦ, 17.06.2014);
  • с Бюро по координации борьбы с организованной преступно­стью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ (БКБОП, 17.06.2014);
  • с Советом командующих По­граничными войсками (СКПВ, 17.06.2014);
  • с Советом по сотрудничеству в области фундаментальной нау­ки государств – участников СНГ (16.05.2015);
  • с Координационным советом ру­ководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств – участников СНГ (КСОНР, 07.07.2015);
  • с Координационным советом генеральных прокуроров государств – участников СНГ (КСГП, 08.06.2016);
  • с Советом руководителей ми­грационных органов государств – участников СНГ (СРМО, 29.11.2017);
  • с Межгосударственным советом по противодействию коррупции (МСПК, 08.12.2017).

Подписан также Протокол о со­трудничестве с ЕАГ (11.11.2016).

Соответственно, в качестве при­глашенных в заседаниях СРПФР участвуют представители органов отраслевого сотрудничества СНГ (АТЦ, БКБОП, СКПВ, КСГП, КСОНР, МСПК), а также представители ЕАГ и Международного учебно-мето­дического центра финансового мо­ниторинга Российской Федерации (МУМЦФМ).

Понимание общих со взаимодей­ствующими структурами целей и задач помогает СРПФР разрабатывать предложения о совершенствовании правовой базы сотрудничества государств – участников СНГ и вносить их на рассмотрение высших органов СНГ. В последующем согласованно с другими органами отраслевого со­трудничества Совет реализует прак­тические меры в целях воплощения в жизнь уже принятых решений высших органов СНГ.

Так, по инициативе СРПФР раз­работана и главами государств СНГ утверждена Концепция со­трудничества государств – участников СНГ в сфере противодей­ствия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступ­ным путем, финансированию тер­роризма и финансированию рас­пространения оружия массового уничтожения (11.10.2017). Ежегод­но на своих заседаниях Совет рас­сматривает ход реализации кон­цепции.

Активное участие СРПФР при­нял во взаимодействии с МСПК и в разработке Концепции сотруд­ничества государств – участников СНГ в противодействии коррупции (11.10.2017). К этому располагает основополагающий и универсаль­ный международно-правовой ин­струмент — Конвенция ООН про­тив коррупции 2003 года, которая содержит главу V «Меры по возра­щению активов». В ней под акти­вами понимаются доходы и иму­щество, полученные в результате коррупции. Соответственно, меры по их возвращению — это меры по предотвращению легализации коррупционных (т.е. преступных) доходов.

СРПФР является органом опера­тивного взаимодействия финан­совых разведок, ставит перед со­бой цели создания защищенной среды для обмена значимыми данными, а также организации и проведения совместных антикриминальных операций. И как показывает практика, эффектив­но справляется с поставленны­ми перед ним задачами: создана система анализа существующих и возможных рисков и угроз; раз­вивается нормативная правовая база сотрудничества; осуществля­ется подготовка кадров.

В режиме реального времени осуществляется обмен информацией; проводятся согласованные специальные операции, направленные на выявление преступных активов и незаконных финансо­вых потоков, финансовой подпит­ки терроризма; организовано кон­структивное взаимодействие с подразделениями финансовой разведки государств, не входящих в СНГ, с международными органи­зациями.

Ежегодно СРПФР предоставляет в Исполнительный комитет СНГ информацию о своей деятель­ности, а МУМЦФМ — отчет о де­ятельности в качестве базовой организации [является базовой организацией государств – участников СНГ по образованию в сфе­ре противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма (Решение СГП СНГ от 30 октября 2015 года)].

Работу Секретариата Совета успешно обеспечивает подразде­ление финансовой разведки Рос­сийской Федерации совместно с Исполнительным комитетом СНГ (Департамент по сотрудничеству в сфере безопасности, его предста­витель является заместителем ру­ководителя Секретариата СРПФР). Секретариат СРПФР вырабатывает предложения о направлениях деятельности Совета, осуществляет организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета. Положение о Секретариате утверждено ре­шением СРПФР от 13 ноября 2013 года.

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ДЕЙСТВУЮТ ТРИ РАБОЧИЕ ГРУППЫ:

  • Рабочая группа по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов (РГПОД)
  • Рабочая группа по противодействию финансированию террориз­ма (РГПФТ)
  • Рабочая группа по Системе обмена информацией между подраз­делениями финансовой разведки государств – участников СНГ «СиНерГия» (РГСОИ)

СРПФР имеет право создавать в не­обходимых случаях рабочие группы экспертов, в том числе для подготов­ки и рассмотрения проектов доку­ментов по направлениям деятель­ности Совета.

Функционирует также группа по созданию Международного цен­тра оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансиро­вания терроризма (МЦОР).

По инициативе членов Совета реализован ряд проектов, таких как мониторинг трансграничного перемещения наличных денеж­ных средств, проведено исследо­вание по обороту криптоактивов, выработаны совместные крите­рии для регулирования электрон­ных платежных систем, чтобы снизить риск их использования в целях ОД/ФТ.

Подразделения финансовой раз­ведки могут идентифицировать получателя или лицо, которое об­наличивает электронные деньги. Сформирован и размещен в МЦОР единый реестр криптовалютных бирж.

Свою эффективность доказа­ла проводимая СРПФР операция «Барьер» по организации финансового мониторинг-контроля за операциями, совершенными в зонах с повышенной террористической ак­тивностью и приграничных к терри­ториям боевых действий, лицами, находящимися в межгосударственном розыске СНГ за преступления террористического и экстремист­ского характера, и иными.

Эффективное международное взаимодействие невозможно без оперативного обмена информа­цией. Поэтому в настоящее время СРПФР имеет выстроенную ин­фраструктуру. С 2015 года Совет совместно с МУМЦФМ создавал и уже использует Систему обмена информацией (СОИ). В настоящее время все члены Совета имеют доступ к безопасному, надежно защищенному каналу связи. Боль­шое значение СОИ придается в связи с тем, что эта инфраструкту­ра является базой для МЦОР.

 

ПЕРЕД СОИ ПОСТАВЛЕНЫ КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ, С КОТОРЫМИ СИСТЕМА ПОЛНОСТЬЮ СПРАВЛЯЕТСЯ, А ИМЕННО:

  • создана инфраструктура, обеспечивающая защи­щенный информационный обмен, а также удаленный доступ к выделенным для взаимодействия информа­ционным ресурсам;
  • создан общий для ПФР ин­тегрирующийся элемент и пополняемые централизо­ванные информационные ресурсы;
  • обеспечена персональная идентификация и орга­низовано разграничение доступа к информации на принципах унификации.

 

В связи с развитием новых технологий появилась необходимость изменить подход к минимизации рисков. Одним из инструментов, оказывающих помощь в решении как данной, так и иных проблем должен стать МЦОР. На заседании Совета глав государств СНГ 13 ок­тября 2023 года подписано Согла­шение об образовании Международного центра оценки рисков легализации (отмывания) дохо­дов, полученных преступным путем, и финансирования терро­ризма. Завершается техническая работа по созданию платформы МЦОР.

Планируется, что МЦОР обеспечит эффективное межгосударственное информационное взаимодействие ПФР в рамках СРПФР и сформиру­ет единое информационное про­странство. Для этого уже создает­ся и внедряется инфраструктура, обеспечивающая обмен данными и электронными документами, раз­рабатываются единые стандарты электронного взаимодействия, создаются общие ресурсы и обес­печивается доступ к ним. При этом защите информации уделяется пер­востепенное значение.

Внутригосударственные процеду­ры, необходимые для вступления в силу соглашения, выполнены в Рос­сийской Федерации, Кыргызской Республике, Республике Беларусь. В соответствии со статьей 15 Со­глашения оно вступило в силу 23 августа 2024 года для названных государств.

Важнейшее направление дея­тельности СРПФР — подготовка кадров для антиотмывочной систе­мы. Реализовывать на практике эту функцию помогает МУМЦФМ. Дея­тельность Центра ориентирована на проведение обучающих меро­приятий, подготовку методических материалов, практических семина­ров по тематике ПОД/ФТ.

Ежегодно на своих заседаниях Совет заслушивает руководителей МУМЦФМ об основных планируе­мых направлениях деятельности в качестве базовой организации и итогах за предшествующий год.

За прошедшие годы наметилась специфика мероприятий, реализуе­мых МУМЦФМ. Такие мероприятия всегда носят практико-ориентированный характер и направлены на решение конкретных проблем по наиболее актуальным для ПФР го­сударств-участников вопросам.

Исполнительный комитет СНГ неоднократно отмечал дина­мичную и последовательную деятельность Совета и базовой организации (МУМЦФМ) в сфере подготовки кадров.

Совет эффективно участвует в реализации целевых межгосударственных программ в области упрочения безопасности на высо­ком уровне и доверительно вза­имодействует с Исполнительным комитетом СНГ, что положительно сказывается на результатах работы в сфере ПОД/ФТ.

На одном из первых пленарных заседаний ЕАГ статус наблюдателя придан Исполнительному комите­ту СНГ. В соответствии со статьей 8 Соглашения о Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансиро­ванию терроризма Исполнитель­ный комитет СНГ ежегодно на­правляет в Секретариат ЕАГ отчет наблюдателя ЕАГ о деятельности в Содружестве Независимых Госу­дарств в сфере ПОД/ФТ.

По мере возможности предста­вители Исполнительного комите­та СНГ участвуют в мероприятиях пленарных недель ЕАГ, проводи­мых дважды в год. Проводятся вы­ступления на пленарных заседа­ниях, участники информируются о мероприятиях в сфере ПОД/ФТ, реализуемых в СНГ.

В рамках компетенции Исполни­тельный комитет СНГ содействует ЕАГ в реализации мероприятий, за­планированных группой совместно с органами отраслевого сотрудни­чества СНГ. Ряд из них также в на­стоящее время являются наблюда­телями в ЕАГ (СРПФР, АТЦ, БКБОП).

К своему 20-летию ЕАГ подходит с солидным багажом практическо­го опыта, который обеспечивается эффективной работой Секретариа­та, а также рабочих групп, но самое главное — инициативной работой каждого из членов делегаций.

Благодарим за возможность участвовать в совместной работе в рамках мероприятий ЕАГ и вы­ражаем надежду на продолжение взаимополезных контактов между Исполнительным комитетом СНГ и ЕАГ. Желаем группе дальнейших успехов в реализации ее целей и задач, обеспечении защиты граждан и общества от преступных посягательств в рамках компетен­ции ЕАГ.

Выпуск №44 журнала «Финансовая безопасность» доступен в электронном виде по ссылке.