Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТЧЕТ
Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой выборов в
Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан

(8–24 февраля 2025 года)

 

Общие положения

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) по приглашению Министерства иностранных дел Республики Таджикистан осуществляет мониторинг подготовки выборов в Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан (далее – выборы).

Выборы депутатов нового созыва Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан и Маджлисов народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, городов и районов назначены на 2 марта 2025 года Указом Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона № 882 от 4 декабря 2024 года. Согласно Положению о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках Содружества Независимых Государств Миссия проводит наблюдение только в отношении выборов депутатов Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

Миссия приступила к мониторингу избирательной кампании 8 февраля 2025 года, действует свободно и независимо, руководствуясь законодательством Республики Таджикистан, документами, принятыми в рамках Содружества, не вмешиваясь в ход избирательного процесса и во внутренние дела государства.

В составе Миссии аккредитованы 157 наблюдателей, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Российскую Федерацию, Туркменистан, Республику Узбекистан, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Парламентскую Ассамблею ОДКБ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, а также Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. На долгосрочной основе работают 10 наблюдателей. Координирует их деятельность Штаб Миссии в городе Душанбе.

Члены Миссии обсуждали проведение предвыборной кампании с руководством Центральной комиссии по выборам и референдумам, Министерства иностранных дел, Генеральной прокуратуры, Верховного Суда, Министерства внутренних дел Республики Таджикистан. Состоялись встречи с предвыборными штабами Аграрной партии Таджикистана, Социалистической партии Таджикистана, Народно-демократической партии Таджикистана, Партии экономических реформ Таджикистана, Демократической партии Таджикистана.

В рамках мониторинга избирательной кампании долгосрочные наблюдатели от СНГ ознакомились с работой ряда окружных и участковых избирательных комиссий в Горно-Бадахшанской автономной области, в Согдийской, Хатлонской областях, городах и районах республиканского подчинения, а также в городе Душанбе.

Миссия работает прозрачно и гласно. Штабом Миссии выпускаются информационные сообщения, долгосрочные наблюдатели от Содружества открыты для общения с представителями средств массовой информации.

Законодательная база для проведения выборов

Правовой основой для проведения выборов являются Конституция, Конституционный Закон «О выборах Маджлиси Оли Республики Таджикистан» (далее – Закон), нормы других законодательных актов, регулирующих подготовку и проведение выборов, а также постановления Центральной комиссии по выборам и референдумам Республики Таджикистан (далее – Центральная комиссия, ЦКВР), разъясняющие отдельные процедуры организации избирательной кампании.

Эксперты Штаба Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ завершают анализ избирательного законодательства Республики Таджикистан. Миссия изложит свое мнение об избирательном законодательстве после дня голосования в итоговом документе.

Формирование избирательных комиссий и их деятельность

В соответствии с Законом организацию и проведение выборов осуществляют:

Центральная комиссия:

окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Маджлиси намояндагон (далее – окружные комиссии, ОИК):

участковые избирательные комиссии по выборам депутатов Маджлиси намояндагон (далее – участковые комиссии, УИК).

Центральная комиссия избирается Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли по представлению Президента Республики Таджикистан в составе 7 человек сроком на 7 лет. Членами Центральной комиссии не могут быть избраны граждане, состоящие в какой-либо политической партии. Действующий состав Центральной комиссии сформирован 25 октября 2019 года.

Окружные комиссии образуются Центральной комиссией по представлению местных исполнительных органов государственной власти в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и не менее 6 членов комиссии.

Участковые комиссии образуются окружными комиссиями в составе от 5 до 19 членов, включая председателя, его заместителя и секретаря комиссии.

В установленные Законом сроки образованы 41 окружная и 3549 участковых комиссий, в том числе 36 за пределами Республики Таджикистан. Информация о местонахождении избирательных комиссий опубликована в республиканских СМИ.

Миссия отмечает системную и планомерную работу Центральной комиссии в электоральный период.

Постановлением ЦКВР от 6 декабря 2024 года утвержден Календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли. Кроме того, Центральная комиссия приняла ряд постановлений, касающихся отдельных вопросов избирательной кампании, а также разработала и утвердила более 35 инструкций, памяток, правил, рекомендаций для нижестоящих избирательных комиссий и других участников электорального процесса.

В целях совершенствования знаний, деловых и профессиональных навыков организаторов выборов проводится большая работа по их обучению.

Центральной комиссией в сотрудничестве с Институтом повышения квалификации работников Министерства юстиции и Таджикским национальным университетом организовано обучение 60 тренеров в столице и более 195 в областях, городах и районах республики, которые затем проводили обучение членов избирательных комиссий в регионах страны.

Учебно-практические семинары для руководителей, членов ОИК и УИК по вопросам избирательного законодательства, подготовки и проведения выборов организованы в три этапа в Горно-Бадахшанской автономной области, Согдийской и Хатлонской областях, городе Душанбе, городах и районах республиканского подчинения. По информации ЦВРК на них прошли обучение более 22 тысяч человек.

Для обеспечения единообразного применения норм Закона в ходе электоральной кампании, повышения правовой культуры организаторов и участников выборов Центральная комиссия разработала инструкции для окружных и участковых избирательных комиссий по выборам депутатов Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, сборник «Вопросы и ответы по избирательному законодательству», Руководство для сотрудников милиции.

По заказу Центральной комиссии изготовлены разъяснительные плакаты, наглядные материалы, предназначенные для размещения в помещениях для голосования.

В рамках долгосрочного мониторинга выборов члены Миссии посещают окружные и участковые комиссии в регионах республики и городе Душанбе. Наблюдатели от СНГ констатируют, что комиссии обеспечены средствами связи, оргтехникой, необходимым для организации голосования оборудованием, правовой и методической литературой. В помещениях УИК размещена информация о кандидатах и порядке голосования.

Списки избирателей

Согласно Закону списки избирателей по выборам депутатов Маджлиси намояндагон составляются участковыми комиссиями по каждому избирательному участку. Местные исполнительные органы государственной власти обеспечивают учет избирателей и передают в УИК сведения о проживающих на соответствующей территории избирателях.

В списки включаются граждане Республики Таджикистан, достигшие ко дню выборов 18 лет, постоянно или временно проживающие на территории данного избирательного участка и имеющие право участвовать в голосовании.

С 15 февраля 2025 года списки размещены в помещениях участковых комиссий для всеобщего ознакомления. Каждый гражданин имеет право обжаловать в УИК невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в нем неточности в указании данных об избирателе. Решение комиссии может быть обжаловано в суде в установленном порядке.

В день голосования граждане, по каким-либо причинам не включенные в список избирателей, могут быть внесены в приложение к списку по предъявлении документа, подтверждающего факт их проживания на территории данного избирательного участка.

По информации Центральной комиссии, в списки для участия в выборах включены свыше 5 млн избирателей.

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты

В соответствии с Законом из 63 депутатов Маджлиси намояндагон 41 избирается по одномандатным избирательным округам, а 22 – по единому общереспубликанскому округу по спискам политических партий. К распределению депутатских мандатов допускаются партии, получившие не менее 5 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Право выдвижения кандидатов в депутаты избираемых по партийным спискам, принадлежит политическим партиям, а по одномандатным округам – политическим партиям, а также гражданам путем самовыдвижения.

Согласно Закону выдвижение кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам начинается за 60 дней до выборов, а по единому общереспубликанскому округу – со дня назначения выборов.

Списки кандидатов в депутаты по единому общереспубликанскому округу утверждались политическими партиями на их съездах (конференциях). Своих кандидатов выдвинули 6 из 7 политических партий, зарегистрированных в Министерстве юстиции Республики Таджикистан. Аграрная партия Таджикистана выдвинула 13 кандидатов, Партия экономических реформ Таджикистана – 13, Социалистическая партия Таджикистана – 6, Демократическая партия Таджикистана – 4, Народно-демократическая партия Таджикистана – 28, Коммунистическая партия Таджикистана –6.

Выдвижение кандидатов в депутаты в одномандатных избирательных округах от политических партий осуществлялось их городскими, районными органами на пленумах (конференциях), а в порядке самовыдвижения – путем подачи в окружную комиссию заявления о намерении баллотироваться кандидатом. При этом кандидат-самовыдвиженец должен был собрать в свою поддержку не менее 500 подписей избирателей данного округа. Всего по одномандатным избирательным округам выдвигались 167 претендентов на депутатский мандат, из которых 75 были выдвинуты политическими партиями, а 92 – путем самовыдвижения.

Центральная комиссия зарегистрировала списки всех 6 политических партий, выдвинувших своих кандидатов по единому общереспубликанскому округу, общей численностью 68 человек.

После изучения представленных претендентами документов окружными комиссиями в одномандатных избирательных округах зарегистрированы 152 кандидата в депутаты, из которых 81 – самовыдвиженец.

Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании средствами массовой информации

Предвыборная агитация началась с момента регистрации списков политических партий, кандидатов в депутаты и завершится 1 марта 2025 года. В день выборов и за день до начала голосования предвыборная агитация не допускается.

В целях соблюдения прав субъектов избирательного процесса, недопущения злоупотребления свободой средств массовой информации, политическими партиями, участвующими в электоральной кампании, подписано соглашение о соблюдении правил предвыборной агитации на выборах депутатов Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

В соответствии с Законом предвыборная агитация может осуществляться в следующих формах:

– через средства массовой информации;

– путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, организации дебатов и дискуссий);

– путем выпуска и распространения агитационных печатных материалов;

– в иных установленных Законом формах.

Согласно Постановлению Центральной комиссии «О порядке использования средств массовой информации в предвыборной агитации» каждой политической партии выделено до 40 минут бесплатного эфирного времени, а каждому кандидату в депутаты и их доверенным лицам – до 20 минут на каналах государственного телевидения и радио.

Политическим партиям, кандидатам в депутаты, а также их доверенным лицам предоставлено право бесплатно и на равных условиях публиковать предвыборные программы и агитационные материалы в государственных республиканских, областных, городских и районных печатных изданиях в объеме до 8 печатных листов.

Каждый кандидат в депутаты, политическая партия, кроме бесплатного эфирного времени, имеют право осуществлять предвыборную агитацию на государственном телевидении и радио, в печатных СМИ на платной основе за счет средств своих избирательных фондов.

В целях создания равных условий для всех кандидатов и политических партий в предвыборной агитации Центральная комиссия своим постановлением определила единую форму и размер агитационных плакатов политических партий и кандидатов в депутаты Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли.

Партиям и кандидатам безвозмездно и на равных условиях выделены места для проведения предвыборных мероприятий и встреч с избирателями. Окружные комиссии совместно с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления оказывают содействие в организации этих встреч, предоставляя помещения и оповещая граждан о времени и месте проведения таких мероприятий.

Агитационная работа политическими партиями, кандидатами в депутаты проводится также в виде поквартирных обходов, распространения листовок и плакатов.

Наблюдатели отмечают спокойный ход агитационной кампании, что подтверждается отсутствием каких-либо серьезных нарушений в период ее проведения.

Избирательные комиссии всех уровней, средства массовой информации обеспечивают всестороннее информационное сопровождение избирательной кампании.

Ход подготовки к дню голосованию освещается в новостных теле- и радиопрограммах. Соответствующая информация публикуется в центральной и местной печати. Руководством Центральной комиссии, учеными, экспертами в области права регулярно даются интервью республиканским и региональным средствам массовой информации, в которых обсуждаются вопросы проведения выборов, разъясняются нормы избирательного законодательства.

По каналам телевидения и радио регулярно транслируются информационные ролики, а также социальная реклама, призывающая к участию в голосовании.

На интернет-сайте ЦВРК представлена необходимая нормативно-правовая и статистическая информация, относящаяся к избирательной кампании. Центральная комиссия также открыла отдельные страницы в социальных сетях «Facebook», «Instagram», «Telegram» и на платформе «YouTube».

Для дополнительного информирования избирателей разработано мобильное приложение «Выборы народных депутатов – 2025».

По заказу ЦКВР изготовлены свыше 450 тысяч экземпляров информационных плакатов о кандидатах в депутаты, включенных в партийные списки, а также баллотирующихся по одномандатным округам, которые вывешиваются на избирательных участках.

В населенных пунктах республики размещены информационные баннеры, плакаты, растяжки с датой выборов.

Участковые комиссии направили избирателям извещения о дне голосования с указанием адреса избирательного участка.

Работа с жалобами и заявлениями

Штаб Миссии обратился в Центральную комиссию, Генеральную прокуратуру, Верховный Суд и Министерство внутренних дел Республики Таджикистан с просьбой проинформировать Миссию о возможных обращениях граждан, связанных с нарушениями избирательного процесса, и результатах их рассмотрения. После изучения и обобщения ответов соответствующая информация будет учтена при подготовке итогового заявления Миссии.

***

Свои окончательные выводы и оценки по результатам мониторинга избирательной кампании в Республике Таджикистан Миссия изложит в итоговом документе после проведения выборов.