Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Итоги заседания Совета министров иностранных дел СНГ (г.Москва, 4 апреля 2014 года)

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
об итогах заседания Совета министров иностранных дел
Содружества Независимых Государств

 

4 апреля 2014 года в Москве под председательством Министра иностранных дел Республики Беларусь В. Макея состоялось заседание Совета министров иностранных дел СНГ (далее – СМИД).

Восемь государств были представлены на уровне министров иностранных дел, официальные делегации Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины возглавляли, соответственно: Чрезвычайный и Полномочный Посол Туркменистана в Российской Федерации Б. Реджепов, заместитель Министра иностранных дел Ж. Вахабов и Временный поверенный в делах Украины в Российской Федерации Р. Нимчинский. В заседании принял участие Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ С. Лебедев.

Участие в заседании СМИД всех государств – участников СНГ, равно как и высокий уровень их представительства свидетельствует о важности и значимости для всех стран Содружества вопросов, включенных в повестку дня.

На заседании СМИД были рассмотрены 18 проектов документов в гуманитарной сфере, в области обеспечения безопасности и других направлениях.

Важным политическим шагом, имеющим особую актуальность в современной ситуации, стало решение о принятии Республикой Беларусь председательства в Содружестве Независимых Государств в 2014 году.

В соответствии с принятым СМИД документом, в связи с решением Украины о прекращении ее председательства в 2014 году в СНГ Республика Беларусь как сопредседатель принимает председательство в Содружестве в 2014 году в лице ее представителей в Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел, Экономическом совете, Совете постоянных полномочных представителей  государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества, а также
в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ.

Участники заседания СМИД одобрили проект Решения Совета глав государств СНГ по данному вопросу.

В этой связи С. Лебедев отметил, что участники заседания выразили признательность Республике Беларусь о взятии на себя обязательства председательства в СНГ до конца 2014 года. Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ подчеркнул, что участники заседания выразили надежду, что Украина, несмотря на некоторые заявления, звучащие сейчас в Киеве, останется членом Содружества Независимых Государств, поскольку это отвечает интересам украинского народа, интересам государства. Украина тесно связана миллионами уз – экономических, гуманитарных, родственных, людских – с другими странами Содружества. По его словам, выступавшие члены Совета министров иностранных дел также высказывались за скорейшую стабилизацию обстановки в Украине, за продолжение многостороннего диалога, чтобы содействовать решению тех проблем, с которыми столкнулась Украина в последний год.

В. Макей обозначил ряд приоритетов в период председательства Республики Беларусь в СНГ. Это – укрепление добрососедских отношений; подготовка и своевременное проведение заседаний высших органов Содружества, дальнейшая реализация мероприятий, включенных в Концепцию председательства Беларуси в СНГ в 2013 году, а также имеющихся наработок Украины в рамках ее председательства в Содружестве в 2014 году.

В сфере экономики будет продолжена работа по выполнению Договора о зоне свободной торговли, формированию правовых механизмов, регулирующих зону свободной торговли услугами и др.

В гуманитарной сфере особый акцент планируется сделать на подготовке к празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, реализации запланированных мероприятий, посвященных Году туризма, и ряда других крупных гуманитарных проектов. Другим, не менее важным приоритетным направлением является дальнейшее развитие сотрудничества и взаимодействие в сфере обеспечения безопасности противодействия новым вызовам и угрозам.

Как отметил В. Макей, Республика Беларусь приложит максимум усилий для дальнейшего продвижения интеграционного сотрудничества в рамках СНГ.

В рамках своей компетенции СМИД обсудил вопрос о ходе реализации Плана многоуровневых межмидовских консультаций в рамках Содружества Независимых Государств на 2013 год и утвердил соответствующий План на 2014 год.

В 2013 году проведены шесть таких межмидовских консультаций, заседания Консультативного совета руководителей консульских служб МИДов и Совместной консультативной комиссии по вопросам разоружения. 

Тематика консультаций в основном касалась вопросов, представляющих взаимный интерес в области внешней политики государств – участников Содружества, а также содействия обмену опытом и информацией по внешнеполитическим вопросам. Рассматривались вопросы взаимодействия заинтересованных государств – участников СНГ в Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и на других международных форумах, включая возможность продвижения совместных инициатив. В повестке дня консультаций также значились вопросы сотрудничества в противодействии новым вызовам и угрозам, экспортного контроля и нераспространения.

Анализ показывает, что прошедшие консультации и заседания отличались значительно возросшим интересом со стороны внешнеполитических ведомств как в части более высокого уровня представительства, так и активности в обсуждении вносимых вопросов. Возросла продуктивность проведенных консультаций и заседаний с точки зрения их практических результатов. Так, в ходе консультаций о взаимодействии государств – участников СНГ в ООН (11 сентября 2013 года) достигнута договоренность о коллективной поддержке проектов резолюций, вносимых в ходе 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН от государств – участников СНГ. В числе других инициатив, нашедших поддержку партнеров по Содружеству, стали проекты резолюций «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности», «Меры по обеспечению транспарентности
и укреплению доверия в космической деятельности», «Борьба с героизацией нацизма и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости», «Улучшение координации усилий по борьбе с торговлей людьми» и ряд других.

По результатам консультаций представителей информационных служб МИДов создана общая база контактных данных сотрудников информационных служб внешнеполитических ведомств.

На заседании Консультативного совета руководителей консульских служб МИДов при обсуждении хода выполнения Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания была выработана общая позиция о необходимости продления срока действия вышеназванного Соглашения, который истекает 10 июня 2014 года. 

Практически в ходе всех консультаций высказывалось мнение о целесообразности их продолжения и расширения круга обсуждаемых тем, а также более широкого участия в них как представителей МИДов, так и других заинтересованных ведомств и органов Содружества.

Исходя из данных пожеланий и на основании предложений, поступивших от внешнеполитических ведомств Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Украины, подготовлен План консультаций на 2014 год.

Планируется провести консультации по проблематике взаимодействия в ООН и ОБСЕ, а также с Европейским союзом, по вопросам противодействия новым вызовам и угрозам, включая афганскую проблематику, экспортного контроля и нераспространения, расширения сотрудничества в информационной сфере, а также заседание Консультативного совета руководителей консульских служб МИДов.

Наиболее значимыми документами в гуманитарной сфере, одобренными для последующего направления на рассмотрение высших органов СНГ, являются:

об объявлении 2016 года Годом образования в Содружестве Независимых Государств.

В Содружестве Независимых Государств сложилась и успешно реализуется практика объявления и проведения в государствах – участниках СНГ годов гуманитарной тематики.

Тематики гуманитарных годов тесно увязываются с двухлетними планами приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ. В настоящее время ведется работа по разработке проекта Плана на 2015–2016 годы. Принятие на уровне глав государств Решения об объявлении 2016 года Годом образования в СНГ, несомненно, придаст мощный импульс активизации сотрудничества в области образования на пространстве Содружества;

о Программе поддержки и развития национальных видов спорта в Содружестве Независимых Государств на период до 2020 года и Плане мероприятий на 2015–2017 годы по ее реализации.

Разработка Программы продиктована необходимостью сохранения национальных видов спорта как значимого явления физической культуры и создания условий для их дальнейшего развития.

Программа базируется на Соглашении о сотрудничестве в области физической культуры и спорта государств – участников СНГ от 25 мая 2007 года, Стратегии развития физической культуры и спорта в государствах – участниках СНГ до 2020 года от 30 мая 2012 года, положениях национального законодательства государств – участников СНГ, международно-правовых документах в области физической культуры и спорта, а также модельном законе «О национальных видах спорта» от 26 марта 2002 года, принятом Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ.

В Программу включены общие положения, задачи, основные принципы, направления деятельности, формы, механизмы и оценка эффективности ее реализации и др.

Планируется проведение в рамках СНГ международных соревнований по национальным видам спорта; разработка и реализация целевых государственных программ развития национальных видов спорта; стажировок, обменов, молодежных физкультурно-оздоровительных лагерей, международных спортивных экспедиций, встреч ветеранов спорта; содействие созданию на добровольных началах объединений, любительских и профессиональных спортивных клубов, ассоциаций и приравненных к ним организаций национальных видов спорта, действующих в соответствии с законодательством государства – участника СНГ; обеспечение спортивным инвентарем различных национальных видов спорта, а также оборудование залов и открытых площадок для занятий ими; содействие накоплению и сохранению в музейных фондах экспонатов, имеющих отношение к национальным видам спорта и представляющих культурную ценность для наследия государств – участников СНГ; организация производства физкультурно-спортивных и сопутствующих товаров для занятий национальными видами спорта и другие направления деятельности.

Программа предусматривает различные формы ее реализации, включая подготовку предложений по сближению законодательства в области национальных видов спорта; поддержку международных соревнований по национальным видам спорта, в том числе среди детей, юношества и молодежи государств – участников СНГ; регулярные передачи, специальные рубрики в средствах массовой информации образовательного характера о национальных видах спорта и о положительном опыте государств – участников СНГ в реализации государственной политики в области национальных видов спорта; проведение форумов и конференций по актуальным вопросам развития национальных видов спорта в государствах – участниках СНГ, а также  выставок по тематике национальных видов спорта в государствах – участниках СНГ и др.

Планируется, что Совет по физической культуре и спорту участников Соглашения о сотрудничестве в области физической культуры и спорта государств – участников СНГ не реже одного раза в три года разрабатывает План мероприятий и вносит его в установленном порядке на утверждение Совета глав правительств СНГ. Не реже одного раза в три года Совету постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества будет представляться отчет о выполнении Плана мероприятий по реализации Программы поддержки и развития национальных видов спорта
в Содружестве Независимых Государств на период до 2020 года.

В проект Плана мероприятий на 2015–2017 годы по реализации Программы поддержки и развития национальных видов спорта в Содружестве Независимых Государств на период до 2020 года включены 24 международных, национальных соревнований и фестивалей, различные тематические и круглые столы  по обмену опытом  в области поддержки и развития национальных видов спорта в СНГ, а также  мероприятия по созданию условий для развития национальных видов спорта в государствах – участниках СНГ, развитию и популяризации национальных видов спорта и здорового образа жизни в государствах – участниках СНГ.

Реализация Программы будет способствовать объединению усилий государств – участников СНГ, направленных на сохранение традиций, привлечение детей и молодежи к занятиям национальными видами спорта;

о придании федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации» статуса базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по подготовке, переподготовке и повышению квалификации руководящего состава для органов внутренних дел (полиции). 

Придание статуса базовой организации этому образовательному учреждению позволит осуществлять подготовку высококвалифицированных руководителей по основным направлениям сотрудничества в борьбе с преступностью;

о придании федеральному государственному бюджетному научно-исследовательскому учреждению «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева» статуса базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере сохранения всемирного наследия.

Придание этого статуса данному научно-исследовательскому учреждению позволит объединить усилия государств – участников СНГ, направленные на повышение административно-управленческого, организационно-методического и научно-исследовательского потенциала государств – участников СНГ в области сохранения всемирного наследия.

В сфере обеспечения безопасности обсуждены и одобрены проекты решений:

о Заявлении глав государств – участников Содружества Независимых Государств о сохранении и укреплении международной системы контроля над наркотиками.

Проект документа направлен на сохранение и укрепление международной системы контроля над наркотиками при координирующей роли Организации Объединенных Наций.

В проекте Заявления говорится, что главы стран СНГ выражают приверженность сохранению и укреплению международной системы контроля над наркотиками, основанной на трех базовых конвенциях и иных соответствующих документах Организации Объединенных Наций, подтверждают статус ее директивного органа в этой области – Комиссии по наркотическим средствам. При этом государства – участники Содружества последовательно выступают против попыток, направленных на подрыв этой системы, включая легализацию наркотиков.

В проекте подтверждается готовность к конструктивному диалогу о путях повышения эффективности международных усилий по решению мировой проблемы наркотиков на основе неуклонного следования международным обязательствам.

В документе также отмечено, что действенные правоохранительные меры необходимо поддержать весомой социально-экономической составляющей, включая международные проекты, нацеленные на создание альтернативы криминалу, выбор в пользу здорового и устойчивого развития общества, предупреждение потребления наркотиков среди молодежи и подростков, адекватное вознаграждение за честный труд, уважение права человека на безопасное и достойное существование;

о проекте Соглашения о сотрудничестве в области топогеодезического и навигационного обеспечения вооруженных сил государств – участников Содружества Независимых Государств.

В проекте Соглашения перечислены следующие основные направления сотрудничества: взаимодействие вооруженных сил государств – участников СНГ в вопросах топогеодезического и навигационного обеспечения; выработка общих подходов к решению организационных и технических вопросов топогеодезического и навигационного обеспечения; координация деятельности при проведении научных разработок, проектировании, изготовлении, приобретении и внедрении средств топогеодезического и навигационного обеспечения, в том числе путем разработки совместных программ по совершенствованию методов топогеодезического и навигационного обеспечения; содействие развитию совместной научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности в области топогеодезического и навигационного обеспечения в интересах вооруженных сил государств – участников СНГ; подготовка кадров и специалистов для топографических служб вооруженных сил государств – участников СНГ; взаимодействие в области стандартизации и унификации средств геопространственной информации, топогеодезического и навигационного обеспечения; по другим вопросам сотрудничества в области топогеодезического и навигационного обеспечения, представляющим взаимный интерес.

Проектом документа предусмотрены различные формы сотрудничества, в том числе совместная подготовка и реализация международных договоров и решений органов СНГ в области топогеодезического и навигационного обеспечения вооруженных сил государств – участников СНГ; осуществление взаимного обмена информацией между топографическими службами о возможностях топогеодезической и навигационной техники и перспективах ее развития и совершенствования; планирование и организация работ по созданию геоинформационных систем
и баз данных; выработка согласованных подходов к применению топографических служб и выполнению ими задач по топогеодезическому и навигационному обеспечению; проведение совместных специальных учений и сборов подразделений топографических служб и др.

Ряд положений проекта Соглашения регулирует вопросы осуществления закупок и поставок, в том числе на льготных условиях, средств топогеодезического обеспечения и наземной навигации, геопространственной информации или по направлению информации о них.

Подписание Соглашения будет способствовать дальнейшему  развитию единого информационного пространства при создании и использовании средств топогеодезического и навигационного обеспечения вооруженных сил государств – участников Содружества Независимых Государств;

о проекте Соглашения о сотрудничестве инженерных войск вооруженных сил государств – участников Содружества Независимых Государств в области гуманитарного разминирования.

Разработка проекта Соглашения обусловлена необходимостью сотрудничества инженерных войск вооруженных сил государств – участников СНГ при проведении гуманитарного разминирования в целях устранения опасностей (рисков), связанных с взрывоопасными предметами (ВОП). Проектом предусмотрены следующие основные направления сотрудничества: выработка согласованных подходов и способов выполнения задач гуманитарного разминирования; проведение сплошного обследования местности и объектов; составление карт местности (объектов); непосредственное осуществление поиска и обезвреживания ВОП; организация передачи разминированных территорий местным органам исполнительной власти.

Проект закрепляет различные формы сотрудничества, включая подготовку и реализацию международных договоров и решений органов СНГ
в области гуманитарного разминирования; взаимный обмен соответствующей технической информацией, имеющей отношение к гуманитарному разминированию; планирование и организацию работ по созданию информационных систем и баз данных; подготовку специалистов по проведению гуманитарного разминирования для вооруженных сил государств – участников СНГ; обмен опытом применения инженерных войск вооруженных сил государств – участников СНГ при проведении гуманитарного разминирования; проведение совместных специальных учений; проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
в области создания наборов инструментов и средств разминирования
в соответствии с дополнительными договоренностями; проведение совместных мероприятий (операций) по гуманитарному разминированию объектов и местности.

Координация сотрудничества по реализации настоящего Соглашения возлагается на Совет министров обороны государств – участников Содружества Независимых Государств;

о проекте Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства
их постоянного проживания от 7 октября 2002 года.

Срок действия вышеназванного Соглашения истекает 10 июня 2014 года.

В этой связи проектом Протокола его действие автоматически продлевается каждый раз на 5-летний период, если Стороны не примут иного решения;

о проекте Протокола о порядке передачи компетентными органами государств – участников Содружества Независимых Государств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам.

Разработка проекта Протокола обусловлена намерением государств – участников СНГ углублять сотрудничество в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и оружия.

Документ определяет порядок оформления и исполнения запросов о передаче наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам, для использования их в уголовном процессе.

Проект документа закрепляет положение о перемещении вышеперечисленных вещественных доказательств через государственные границы участников настоящего Протокола, а также перемещение транзитом по их территориям в первоочередном (приоритетном) порядке.

К Протоколу прилагаются: Порядок передачи вещественных доказательств (приложение № 1), образцы: Акт приема-передачи вещественных доказательств (приложение № 2), Карточка учета вещественного доказательства (приложение № 3), Этикетка вещественного доказательства (приложение № 4).

Подписание Протокола будет способствовать укреплению сотрудничества и эффективности взаимодействия в рамках СНГ в борьбе с преступностью;

о проекте Реестра формирований, выделяемых от государств – участников Содружества Независимых Государств в состав Корпуса сил Содружества Независимых Государств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Разработка проекта нового вышеназванного Реестра обусловлена произошедшими значительными изменениями в структуре и оснащении подразделений по чрезвычайным ситуациям государств – участников СНГ
и направлена на совершенствование реагирования государств – участников СНГ на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;

о работе по созданию Резервного фонда государств – участников Содружества Независимых Государств по оказанию помощи государствам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Проектом Решения одобряется предложение Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера о прекращении работы по подготовке проектов документов, регламентирующих порядок создания  и функционирования вышеназванного Резервного фонда.

Участники заседания одобрили проект Решения Совета глав государств СНГ об оказании помощи Республике Таджикистан для укрепления пограничной безопасности на таджикско-афганском участке внешних границ государств – участников СНГ.

Проектом Решения рекомендовано правительствам государств – участников СНГ в соответствии с международными договорами и имеющимися возможностями и на основании запроса таджикской стороны рассмотреть вопрос об оказании помощи Республике Таджикистан в укреплении и обустройстве таджикско-афганского участка внешних границ государств Содружества и, при положительном решении, определить в рамках двусторонних отношений порядок ее предоставления.

Совету командующих Пограничными войсками (СКПВ) осуществить координацию действий пограничных ведомств государств – участников СНГ в рамках оказания помощи Республике Таджикистан по укреплению и обустройству таджикско-афганского участка внешних границ государств – участников СНГ.

Республике Таджикистан предоставить возможность государствам – участникам СНГ, оказавшим помощь, а также СКПВ осуществлять не чаще одного раза в год мониторинг использования помощи. СКПВ по итогам 2015 года проинформировать Совет глав государств СНГ о ходе выполнения данного Решения.

В рамках правового обеспечения деятельности Содружества рассмотрен и одобрен проект Решения Совета глав государств Содружества Независимых Государств о проекте Соглашения между Правительством Российской Федерации и Содружеством Независимых Государств об условиях пребывания Секретариата Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников Содружества Независимых Государств на территории Российской Федерации.

Подписание указанного Решения позволит создать надлежащие правовые условия пребывания Секретариата Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников СНГ на территории Российской Федерации.

Следующее заседание Совета министров иностранных дел СНГ решено провести в октябре 2014 года в Минске.

Высокая степень заинтересованности в дальнейшем развитии сотрудничества на пространстве Содружества наглядно продемонстрирована проведением накануне и «на полях» заседания СМИД СНГ семи двусторонних встреч глав внешнеполитических ведомств государств Содружества, где обсуждены актуальные проблемы сотрудничества в экономической и гуманитарной сферах, вопросы международной и региональной проблематики, представляющие взаимный интерес.

На пресс-конференции министры иностранных дел Республики Беларусь и Российской Федерации В. Макей и С. Лавров, Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ С. Лебедев дали высокую оценку организации проведения заседания СМИД СНГ, которое прошло в конструктивной и деловой обстановке.

Весомый вклад в формирование общего благоприятного информационного фона вокруг заседания Совета министров иностранных дел СНГ внесли масс-медиа государств – участников Содружества, среди которых наибольшей активностью выделялись национальные информагентства, прежде всего АПА (Азербайджан), АРМЕНПРЕСС (Армения), ИТАР-ТАСС и РИА «Новости» (Россия), БЕЛТА (Беларусь), КАЗИНФОРМ (Казахстан), КАБАР (Кыргызстан), ХОВАР (Таджикистан) и другие. Целенаправленно осуществлялось информационное сопровождение мероприятия со стороны МТРК «Мир». В преобладающем позитивном ключе выходили в эфир репортажи с заседания СМИД и сюжеты по данной тематике на основных белорусских, казахстанских, российских и других телевизионных каналах.

На 15,5 % и 19,9 % превышала средние показатели последнего времени посещаемость, соответственно, сайта Исполнительного комитета СНГ и интернет-портала Содружества накануне и в день проведения заседания СМИД СНГ.

В целом итоги очередного заседания Совета министров иностранных дел СНГ свидетельствуют о сохраняющейся глубокой заинтересованности государств – участников Содружества в развитии и расширении правовой и институциональной базы сотрудничества в сфере обеспечения безопасности, гуманитарных областях и других направлениях.

Одобренные для рассмотрения высшими органами Содружества проекты документов нацелены на дальнейшее развитие многогранного сотрудничества в рамках СНГ.

 

 

Информационно-аналитический департамент
Исполнительного комитета СНГ