На очередном заседании Совета глав правительств Содружества Независимых Государств (далее – СГП СНГ) планируется рассмотреть 30 проектов документов в экономической и гуманитарной сферах, в области обеспечения безопасности и других направлениях.
В экономическом блоке наиболее важными из них являются проекты решений:
о ходе реализации положений Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года.
Продолжается развитие указанного Договора, который ратифицирован и вступил в силу для Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации и Украины. Республика Таджикистан не завершила процедуру его ратификации. 31 мая 2013 года подписан и вступил в силу Протокол о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года между его Сторонами и Республикой Узбекистан (ратификация осуществлена тремя Сторонами Договора и Республикой Узбекистан).
Активно ведутся предусмотренные Договором переговоры о проектах Соглашения о свободной торговле услугами и Протокола о правилах и процедурах регулирования государственных закупок и других документов. Соблюдаются установленные Договором сроки отмены остающихся изъятий из режима свободной торговли по импортным пошлинам. Стороны выполняют взятые обязательства в части экспортных пошлин.
Сохраняется позитивная тенденция, связанная с уменьшением случаев применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле с 20 позиций за предшествующий период до 18 в 2014 году. Запреты и количественные ограничения, введенные Сторонами во взаимной торговле, в основном соответствуют положениям Статьи XI ГАТТ 1994.
Участники Договора, как правило, соблюдают требование предоставления национального режима в рамках, установленных Договором и Протоколом о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года между его Сторонами и Республикой Узбекистан, и реализуют условия применения технических, санитарных и фитосанитарных мер во взаимной торговле, определенные Договором. В то же время представляется целесообразным дополнительно проработать вопросы, касающиеся сопряжения положений Договора в этой части с нормами соглашений об участии Сторон Договора в других интеграционных образованиях;
о Протоколе о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года.
Проектом уточнены и конкретизированы положения, определяющие условия предоставления режима свободной торговли товарам на таможенных территориях государств – участников Соглашения, а также порядок их документирования;
о деятельности Межправительственного совета по разведке, использованию и охране недр в 2011–2013 годах.
Анализ деятельности Межправительственного совета в 2011–2013 годах показывает, что в целом поставленные перед ним задачи выполняются, а регулярные сессии придают новый импульс развитию взаимодействия на уровне геологических служб государств – участников СНГ.
В 2011–2013 годах были проведены три сессии Межправительственного совета по разведке, использованию и охране недр, в том числе XV сессия в г. Чолпон-Ате, Кыргызская Республика (12-16 сентября 2011 г.); XVI – в Москве (24–27 октября 2012 г.) и XVII – в Минске
(13–15 ноября 2013 г.). На этих форумах рассмотрен ряд важных вопросов, включая подготовку совместной экспозиции на 34-й сессии Международного геологического конгресса в 2012 году, утверждение откорректированного совместного плана мероприятий по проекту «Совместное проведение гидрогеодинамического мониторинга по изучению предвестников землетрясений как метода кратко-среднесрочного прогноза землетрясений».
Были одобрены меры по практической реализации проекта «Обзорное, мелко-среднемасштабное геологическое картографирование», в рамках которого составлены геологические карты территорий государств – участников СНГ масштабов 1:1 000 000 и 1:2 500 000 и размещены на портале проекта по созданию динамической геологической карты мира «OneGeology».
В ходе реализации проектов «Глубинное строение и металлогения Центральной и Восточной Азии» и «3D геологические структуры и металлогения Северной, Центральной и Восточной Азии» опубликованы четыре основные карты – геологическая, тектоническая, топливно-энергетическая и металлогеническая с последующим созданием трехмерной модели геологических структур и изучением металлогении Северной, Центральной и Восточной Азии.
Проектом «Локальный прогноз оруденения на основе проведения крупномасштабных прогнозно-металлогенических работ на трансграничных территориях стран СНГ» предусматривается постановка крупномасштабных прогнозно-металлогенических работ в целях проведения локального прогноза оруденения на территориях Южного Урала, Донбасса, Рудного Алтая и др.
В рамках проекта «Лабораторно-аналитические исследования, стандартизация, сертификация и метрология в области геологического изучения недр» осуществляется подготовка международных эталонов нижнего, среднего и верхнего кембрия, выпущен металлогенический кодекс. В рамках проекта «Глубинные геолого-геофизические исследования» осуществляется международный проект «Атлас геологических карт Циркумполярной Арктики масштаба 1:5 000 000», отражающий современные представления о тектонике, глубинном строении и геологической истории Северного Ледовитого океана и его континентального обрамления от Северного полюса до 60°с.ш.
Определены проблемные вопросы геологического строения и нефтегазоносности Каспийского региона.
По проекту «Геоэкологический мониторинг и создание геоэкологической карты государств – участников СНГ в рамках международного проекта по геологической карте Азии» созданы основы концептуальной части геоэкологического мониторинга и геоэкологической карты территорий государств – участников СНГ.
Межправительственный совет считает целесообразным сосредоточить усилия на следующих направлениях:
продолжить организацию выполнения и мониторинг Перспективного плана совместных работ государств – участников Содружества Независимых Государств (2011−2015 годы);
ускорить разработку проекта Концепции управления опасными экзогенными геологическими процессами;
сосредоточить усилия на согласовании макета Программы «Стандартизация, метрология и сертификация в области геологического изучения недр»;
уделить повышенное внимание подготовке Концепции развития методов и технологий дистанционного зондирования;
подготовить Перспективный план совместных работ государств – участников Содружества Независимых Государств на 2016–2020 годы;
о состоянии конкуренции и ценообразовании на рынках нефти и нефтепродуктов.
Доклад о состоянии конкуренции и ценообразовании на рынках нефти и нефтепродуктов подготовлен Рабочей группой по изучению вопросов ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов, созданной в 2011 году в рамках Межгосударственного совета по антимонопольной политике.
Особое внимание в Докладе обращено на деятельность мировых ценовых агентств и их влияние как на рынки наличного товара – нефти и нефтепродуктов, так и на рынки производных финансовых инструментов.
Согласно Докладу биржевая торговля стала мощным фактором перехода на конкурентные цены, а также выравнивающим ценообразование на рынках нефти и нефтепродуктов. Существуют три главных мировых центра нефтяной торговли – Нью-Йоркская, Лондонская и Сингапурская биржи. Торговля нефтью и нефтепродуктами на них глобальна, а глобального регулятора нет. С учетом этих обстоятельств глобальные позиции государств – участников СНГ в добыче и экспорте нефти не являются априори устойчивыми.
Превращение товарных бирж в мировые финансовые центры обусловливает возможность превращения цен на нефть и нефтепродукты в объекты финансовых спекуляций.
Цены на нефть и нефтепродукты публикуются на регулярной основе международными информационно-аналитическими агентствами, ведущими из которых являются «Платтс» и «Аргус». При этом котировки цен на нефть и нефтепродукты указанных агентств также могут являться предметом спекуляций.
Представляется необходимым развитие еще одного мирового центра биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами на пространстве СНГ. Такой центр позволит стабилизировать ситуацию в экономике государств – участников СНГ и укрепить интеграционные связи, а в перспективе стать мировым центром сырьевой торговли в целом.
Накоплен большой опыт создания биржевой инфраструктуры, логистики поставок и других составляющих в Республике Беларусь и Республике Узбекистан. В Российской Федерации набирает обороты срочный рынок – приобретается необходимый опыт его функционирования.
Необходимо отметить положительный опыт межгосударственного сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации нефтепродуктов на бирже. Так, в 2012 году на биржах Российской Федерации было реализовано 198,8 тыс. тонн нефтепродуктов, произведенных в Республике Беларусь, в том числе 182,1 тыс. тонн автомобильных бензинов и 16,7 тыс. тонн дизельного топлива. По итогам 11 месяцев 2013 года произошло двукратное увеличение объемов реализации на биржевых торгах в Российской Федерации нефтепродуктов, произведенных в Республике Беларусь. Так, за указанный период белорусскими производителями нефтепродуктов реализовано 402,18 тыс. тонн нефтепродуктов, в том числе 306,1 тыс. тонн автомобильных бензинов, 47,9 тыс. тонн дизельного топлива и 48 тыс. тонн авиатоплива.
Обеспечение прозрачности рынка нефтепродуктов в рамках функционирования и использования программы «Платформа по обмену информацией» позволяет конкурентным ведомствам обмениваться фундаментальной информацией, касающейся национальных рынков нефти и нефтепродуктов. Использование данной программы повысит эффективность взаимодействия конкурентных ведомств, в том числе в рамках расследования дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
Таким образом, создание мирового центра биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами на пространстве Содружества окажет заметное позитивное воздействие на экономику государств – участников СНГ;
о реализации Межгосударственной целевой программы «Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств».
Проектом Решения предусматривается:
осуществлять в рамках Содружества Независимых Государств дальнейшую реализацию Межгосударственной целевой программы «Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств», утвержденной Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества 5 апреля 2012 года;
принять к сведению Предложения по уточнению Программы с учетом ее реализации в формате СНГ для согласования и принятия на очередном заседании СГП СНГ;
поручить Исполнительному комитету СНГ совместно с Комиссией государств – участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях осуществлять мониторинг выполнения Программы и информировать Экономический совет и Совет глав правительств СНГ.
Программа разработана Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом». Ее основной целью является реализация пилотного проекта по рекультивации двух объектов в Кыргызской Республике (Каджи-Сай и Мин-Куш) и одного в Республике Таджикистан (Табошар), являющихся источниками потенциальной трансграничной экологической угрозы для Центрально-Азиатского региона.
Реализацию Программы предполагается осуществить в два этапа.
На первом этапе(2013-2016 гг.) предусматривается выполнение научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ, разработка проекта строительно-монтажных работ и ряда других организационных мероприятий
На втором этапе (2017-2018 гг.) планируется провести строительно-монтажные работы по рекультивации выбранных радиационно опасных объектов, отработать и создать основные элементы системы обеспечения их безопасности.
Традиционно на заседании СГП СНГ будут рассмотрены проекты решений по дальнейшему расширению и укреплению гуманитарных связей на пространстве Содружества, в том числе:
о Плане приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ на 2015–2016 годы.
Проект Плана содержит около 200 приоритетных мероприятий общегуманитарного характера, размещенных в таких разделах, как культура, образование, наука, информация и массовые коммуникации, книгоиздание, книгораспространение и полиграфия, спорт, здоровый образ жизни, туризм, работа с молодежью;
о Плане мероприятий на 2015–2017 годы по реализации Стратегии развития сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в области туризма на период до 2020 года.
Проект содержит широкий комплекс мероприятий, направленных на расширение сотрудничества государств Содружества в области туризма.
Планируется продолжить разработку проектов национальных законов и государственных программ развития туризма; механизмов внедрения международных рекомендаций по статистике туризма; ввести в действие официальную статистическую методологию оценки числа въездных и выездных туристских поездок в целях дальнейшего обмена статистическими данными в рамках СНГ; внедрить межгосударственный стандарт «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»; обмениваться опытом по использованию систем информирования об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания.
В целях гармонизации стандартов предоставления туристических услуг,
развития мест размещения и сопутствующей инфраструктуры разработать профессиональные стандарты в сфере туризма; разработать и согласовать единые стандарты туристической ориентирующей информации на пространстве СНГ и др.
Особое место в проекте отводится развитию мест размещения и соответствующей инфраструктуры на пространстве СНГ. Предполагается модернизировать транспортную инфраструктуру в рамках Международного транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай» и создать сеть мотелей и кемпингов различного уровня в рамках реализации проекта Международного транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай».
Для развития системы продвижения туристских продуктов на пространстве СНГ и международном рынке с использованием современных технологий планируется проработать вопрос о создании общего интернет-ресурса государств – участников СНГ в области туризма, провести международные туристические выставки «Отдых» и «Турбизнес», Инвестиционный туристский форум, Московскую международную туристскую выставку «Интурмаркет» и ежегодные туристские выставки «Отдых/Leisure», Международную альпинистскую экспедицию по восхождению на вершины Памира, а также сформировать единый перечень крупнейших туристических выставочно-ярмарочных мероприятий, проводимых в государствах – участниках СНГ, и разместить данный перечень на Интернет-портале Содружества Независимых Государств, сайтах национальных туристических организаций и др.
В рамках развития систем подготовки профессиональных кадров
для сферы туризма в государствах – участниках СНГ предполагается: обмениваться опытом по вопросам образования в сфере туризма, гостеприимства, рекреации и экскурсоведения в рамках форумов творческой и научной интеллигенции государств – участников Содружества Независимых Государств; организовывать ежегодные научно-практические семинары по подготовке и повышению квалификации кадров для индустрии туризма государств – участников СНГ; провести курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов сферы туризма и гостеприимства в рамках подготовки и проведения ЭКСПО-2017 (Астана, Республика Казахстан) и осуществить ряд других мероприятий;
о финансирования в 2015 году Плана мероприятий по реализации Основных направлений дальнейшего развития медико-социальной помощи и повышения качества жизни ветеранов войн – участников локальных конфликтов и членов их семей в государствах – участниках СНГ на период до 2015 года, и хода его реализации в 2013–2014 годах.
В ходе реализации вышеуказанного Плана Комитетом по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств – участников Содружества (далее – КДВИ) оказана медико-социальная помощь 11 511 ветеранам войн и членам их семей, проживающим на территориях всех государств – участников СНГ, в том числе в Азербайджанской Республике – 9 лицам, в Республике Армения – 17, в Республике Беларусь – 12, в Республике Казахстан – 22, в Кыргызской Республике – 2, в Республике Молдова – 2, в Российской Федерации – 11 338, в Республике Таджикистан – 21, в Республике Узбекистан – 24, в Украине – 66 лицам.
Основными видами медико-социальной помощи, по поводу которых обращались в КДВИ, были: обеспечение медикаментами – 10 351 человек, реабилитацией и санаторно-курортным лечением – 888 человек, реабилитационными средствами – 84 человека. Тяжелые хронические больные (120 человек) госпитализированы в НИИ и госпитали Москвы и Санкт-Петербурга, 17 инвалидам изготовлены протезы, 51 обеспечен инвалидными колясками.
Кроме того, оказана организационная, методическая и материальная помощь 40 ветеранским организациям, объединениям, медицинским учреждениям, обратившимся в КДВИ.
КДВИ совместно с министерствами здравоохранения и социальной защиты (развития), ветеранскими организациями государств – участников СНГ ежегодно проводится анализ действующих нормативных актов в государствах, а также вносятся предложения по их дополнению, изменению и механизму реализации.
В частности, КДВИ предлагает объединять потенциал исполнительных органов власти государств – участников СНГ с возможностями негосударственных структур, в том числе общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-структур, создать единый регистр мониторинга их социального обеспечения.
В государствах Содружества проведены научные исследования по темам: «Профилактика преждевременного старения»; «Научное обоснование профилактики посттравматического стрессового синдрома и организации медико-социальной помощи»; «Исследование особенностей клиники и лечения хронических неинфекционных заболеваний и профилактики основных факторов риска у ветеранов войн». Полученные рекомендации активно внедряются в практической деятельности по оздоровлению ветеранов войн – участников локальных конфликтов и членов их семей.
Продолжается создание межгосударственной информационно-справочной системы с использованием интернет-технологий по качеству жизни ветеранов войн.
Финансирование Плана мероприятий в 2013–2014 годах осуществлялось за счет долевых взносов государств – участников СНГ, а также внебюджетных средств, выделяемых ветеранскими организациями, благотворительными фондами, бизнес-структурами, частными лицами;
О придании статуса базовых организаций государств – участников СНГ:
федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» – по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров в области использования атомной энергии в мирных целях;
федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» – по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров для горно-металлургической отрасли, современного материаловедения и рециклинга промышленных отходов;
акционерному обществу «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» (Республика Казахстан) – по осуществлению методического и организационно-технического обеспечения работ в области информационно-коммуникационных технологий;
научно-исследовательскому институту древних рукописей им. Месропа Маштоца «Матенадаран» – по сотрудничеству в области сохранения и восстановления письменного наследия;
государственному учреждению «Национальный историко-культурный музей-заповедник "Несвиж"» – по направлению «музейное дело»;
федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Российская академия музыки имени Гнесиных» – по сотрудничеству в области музыки и образования в сфере культуры и искусства;
федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего и послевузовского профессионального образования «Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова» – по сотрудничеству в области профессионального образования по направлению «кино»;
государственному учреждению «Таджикский государственный академический театр оперы и балета имени С. Айни» – по сотрудничеству в области музыкально-театрального дела.
Придание статуса базовых организаций вышеназванным учреждениям позволит объединить усилия государств – участников СНГ, направленные на расширение и укрепление гуманитарного сотрудничества, и осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов в указанной сфере деятельности.
В сфере обеспечения безопасности на пространстве Содружества будет рассмотрен весьма значимый проект Решения о Концепции ядерной и радиационной безопасности государств – участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях.
Концепция разработана в соответствии с Планом первоочередных мероприятий по реализации Рамочной программы сотрудничества государств – участников СНГ в области мирного использования атомной энергии на период до 2020 года «СОТРУДНИЧЕСТВО «АТОМ – СНГ», принятой Решением Совета глав правительств СНГ от 19 мая 2011 года.
Проект закрепляет основные принципы, задачи и приоритетные направления их реализации для принятия совместных решений и проведения совместных и национальных работ по обеспечению ядерной и радиационной безопасности на территориях государств – участников СНГ.
Концепцией предусмотрены следующие направления деятельности:
совершенствование системы регулирования в области ядерной и радиационной безопасности, отвечающей признанным на международном уровне стандартам безопасности;
создание в государствах – участниках СНГ основных объектов инфраструктуры обеспечения обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, ядерными материалами, радиоактивными веществами;
развитие систем: мониторинга радиационной обстановки, межгосударственного информационного обмена данными о радиационной обстановке при нормальном функционировании ядерно- и радиационно опасных объектов и в кризисных ситуациях; подготовки кадров для решения задач ядерной и радиационной безопасности; физической защиты ядерно- и радиационно опасных объектов, ядерных материалов и радиоактивных веществ; обеспечения безопасности при транспортировании ядерных материалов и радиоактивных веществ, включая их трансграничное перемещение; государственного учета и контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ, учета и контроля индивидуальных доз персонала с использованием согласованных форматов хранения информации, упрощающих получение сводных данных об облучении персонала государств – участников СНГ; радиационно-гигиенической паспортизации территорий и организаций, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с радиационными последствиями.
В Концепции также содержатся положения, направленные на повышение защищенности персонала, населения и окружающей среды от радиационного воздействия, и ряд других важных положений.
В целях реализации Концепции Комиссией государств – участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях будет разработан План первоочередных мероприятий по реализации Концепции для рассмотрения высшими органами СНГ, включающий целевые проекты и соглашения по перспективным направлениям сотрудничества государств – участников СНГ в сфере обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
В этом же блоке главы правительств государств – участников СНГ планируют принять решения:
об использовании ассигнований на создание и развитие объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников Содружества Независимых Государств и обеспечение деятельности Координационного Комитета по вопросам противовоздушной обороны при Совете министров обороны государств – участников Содружества Независимых Государств в 2013 году;
о выделении ассигнований на создание и развитие объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников Содружества Независимых Государств в 2015 году.
В рамках инвентаризации правовой базы СНГ будут рассмотрены вопросы о прекращении действия ряда документов, в том числе:
Протокола о прекращении действия Протокола о внешнем долге и активах от 13 марта 1992 года;
Протокола о прекращении действия Соглашения о взаимном признании виз государств – участников Содружества Независимых Государств от 13 ноября 1992 года;
Протокола о прекращении действия Соглашения о порядке финансирования работ по созданию межгосударственной подсистемы информационного обмена между пограничными войсками государств – участников Содружества Независимых Государств (АСИО-ПВ СНГ) от 9 октября 1997 года;
Протокола о прекращении действия Учредительного договора о создании Фонда поддержки культурного сотрудничества Содружества Независимых Государств от 11 сентября 1998 года;
Решения о прекращении действия решений Совета глав правительств Содружества Независимых Государств.
Планируется также рассмотреть некоторые вопросы финансово-хозяйственной деятельности органов Содружества, вопрос о Председателе Комитета по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств – участников Содружества и определить дату очередного заседания Совета глав правительств СНГ.
Информационно-аналитический департамент
Исполнительного комитета СНГ