Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Инновационное развитие экономик – один из приоритетов государств – участников СНГ

На состоявшемся 29 мая 2015 года заседании Совета глав правительств СНГ было принято Решение о Комплексе мероприятий по реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года.

Программа является важнейшим документом, разработанным на основе Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и реализации Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств до 2020 года.

Необходимость принятия Решения о Комплексе мероприятий по реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества определяется рядом факторов. В первую очередь к ним следует отнести глобальный финансово-экономический кризис, который усиливает конкуренцию на рынке не только товаров, капиталов и рабочей силы, но и технологий.

Во-вторых, нынешний период становления пятого технологического уклада характеризуется структурной перестройкой мирового хозяйства. Изменяется баланс между мировыми традиционными экономическими центрами и новыми региональными экономическими союзами. Новые региональные лидеры, используя современные технологии (микроэлектронику, биотехнологии, информационные, композиционные материалы), создают условия для перехода к шестому технологическому укладу (био- и нанотехнологии, генная инженерия, альтернативные источники получения энергии).

Государства – участники СНГ в силу исторического развития никогда не относились к так называемым «экономическим центрам» современного мира. Страны СНГ, обладая мощными сырьевыми и энергетическими запасами, людскими ресурсами (свыше 280 млн человек проживают на территориях государств СНГ) и высоким интеллектуальным потенциалом, поступательно создают новые возможности в развитии интеграции, а в конечном итоге, укреплении их позиций на мировых рынках. Однако экономика государств Содружества остается уязвимой к колебаниям мировых рынков углеводородов, сырья и финансов. Ей присущи низкий уровень инновационной деятельности, относительно низкая доля ВВП, выделяемая на научные исследования. Существует проблема привлечения инвестиций.

Государства – участники СНГ уже не могут поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и низкой доли расходов на образование, здравоохранение и науку. Необходимо использовать возрастающую роль человеческого капитала в социально-экономическом развитии, что предполагает опору на рост производительности труда, модернизацию и развитие отраслей, определяющих качество человеческого капитала.

Экспортно-сырьевой путь развития, который базируется на наращивании топливно-сырьевого экспорта, себя исчерпал и не может больше служить локомотивом развития экономики, интенсивного использования устаревающих производственных мощностей. Усугубляют ситуацию недостаточное развитие инфраструктуры и дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров. Низкое качество их подготовки может привести в перспективе к резкому замедлению экономического роста и отставанию от ведущих стран.

Выстоять в условиях глобальной конкуренции можно путем внедрения в производство новейших достижений, научно-технических решений, создания и развития наукоемких производств и формирования национальных инновационных систем.

Поэтому использование интеллектуальных ресурсов и развитие соответствующей технологической базы являются важнейшими общенациональными задачами государств – участников СНГ, требующими принятия новых решений в области стратегии инновационного развития.

Вышеперечисленные проблемы требуют задействования согласованного и комплексного подхода на межгосударственном уровне.

Такой подход обеспечивается Решением Совета глав правительств СНГ о Комплексе мероприятий на 2015–2016 годы по реализации Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года.

Документ направлен на практическую реализацию Межгосударственной программы инновационного сотрудничества и носит комплексный характер, предусматривающий нормативно-правовое обеспечение, организационно-технологические мероприятия, а также информационное и кадровое обеспечение.

Ряд предусмотренных мероприятий нацелен на пересмотр и внесение изменений в Межгосударственную программу инновационного сотрудничества, в Положение об аккредитации юридических и физических лиц участников Программы и в Положение об Операторе Программы. Будут разработаны и подготовлены Правила рассмотрения и конкурсного отбора проектов Программы.

Запланирована подготовка предложений по привлечению финансово-кредитных организаций и других финансовых институтов для финансирования Программы как на межгосударственном, так и на национальном уровнях.

Предложено сформировать перечень институтов развития, органов исполнительной власти государств-участников, органов экспертизы, призванных готовить заключения о присвоении инновационным проектам статуса проектов Программы.

Организационные и технологические меры на предстоящие два года можно представить в виде нескольких групп.

К первой группе следует отнести информационное сопровождение – это информирование участников рынка об инновационных проектах, успешно реализованных в государствах, реализация Соглашения о создании информационной инфраструктуры субъектов Программы в виде «Информация для инновационной деятельности государств – участников СНГ», размещенной на портале Исполкома СНГ, формирование баз данных инновационных разработок и обеспечение взаимного обмена и доступа к ним.

Ко второй группе относятся мероприятия, носящие организационный характер: отбор и представление Перечня проектов на рассмотрение Совета глав правительств СНГ, оказание помощи субъектам хозяйствования в поиске партнеров, организация встреч Оператора Программы с потенциальными участниками проектов, организация форумов, конференций, выставок в целях реализации положений Программы.

Еще одно направление – информационное и кадровое обеспечение, что предполагает проведение специальных сессий для студентов, аспирантов и молодых ученых государств – участников СНГ. Запланировано проведение тренингов, семинаров для подготовки инновационных менеджеров.

Предполагается в рамках Программы создать сеть межгосударственных центров коллективного пользования, что явилось бы не только базой совместных разработок, но создало бы условия для подготовки молодых специалистов и квалифицированных кадров. Будет создана информационная база об исследовательских и научных центрах, лабораториях, осуществляющих разработку инновационной продукции. Обращено особое внимание на деятельность Совета молодых ученых СНГ.

Представляется, что принятое Решение Совета глав правительств СНГ  станет реальным инструментом выполнения Межгосударственной программы инновационного развития государств – участников СНГ.

 

Информационно-аналитический департамент Исполнительного комитета СНГ