Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Исполком СНГ: деловая неделя (21 – 25 сентября 2015 года)

В городе Минске в штаб-квартире СНГ 22–23 сентября проведено заседание экспертной группы по согласованию проекта Решения о внесении изменений в Положение о Межгосударственной программе «Культурные столицы Содружества».

В заседании приняли участие полномочные представители и эксперты Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова (в качестве наблюдателя), Российской Федерации, Туркменистана, а также Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ и Исполнительного комитета СНГ.

Открыл заседание директор департамента гуманитарного сотрудничества, общеполитических и социальных проблем Исполнительного комитета СНГ Владимир Кику, который напомнил, что Межгосударственная программа «Культурные столицы Содружества» является эффективным инструментом межгосударственного взаимодействия в сфере культуры, содействует гуманитарному, социальному, экономическому развитию и продвижению отдельных территорий и городов, повышению статуса Содружества на международной арене. Вместе с тем в последние годы появились и некоторые проблемные аспекты ее реализации, в первую очередь, связанные с вопросами финансирования Программы.

Об этом говорилось на заседаниях Совета постпредов, Совета по гуманитарному сотрудничеству государств – участников СНГ, на котором было принято решение о целесообразности внесения изменений в Положение о Программе и высказана просьба к Исполкому СНГ внести в установленном порядке на рассмотрение Совета глав государств Содружества дополнения и изменения в Положение о Программе.

На основании предложенных Исполнительной дирекцией Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества дополнений и изменений Исполнительный комитет СНГ подготовил соответствующий проект Решения СГГ СНГ о внесении изменений в Положение о Межгосударственной программе «Культурные столицы Содружества». Данный проект был рассмотрен и одобрен Советом по культурному сотрудничеству на заседании в Ереване 10–11 июля 2015 года.

Как отметил В. Кику, Исполком СНГ направил в правительства государств – участников Содружества проект Решения Совета глав государств с просьбой рассмотреть его и сообщить о возможных замечаниях и предложениях к нему.

В ходе экспертного заседания была принята к сведению информация Межгосфонда о средствах Фонда, обсуждены замечания и предложения Республики Армения и Российской Федерации, поступившие к проекту вышеуказанного Решения, внесен ряд дополнений и уточнений в проект документа. В частности, эксперты высказались за то, чтобы МФГС в пределах соответствующих средств, выделяемых на проектную деятельность, осуществлял финансирование отдельных мероприятий и др.

Эксперты признали целесообразным продолжить работу над проектом документа и решили направить в государства – участники СНГ материалы заседания с просьбой до 30 октября 2015 года предоставить в Исполнительный комитет СНГ замечания и предложения к проекту Решения Совета глав государств СНГ о внесении изменений в Положение о Межгосударственной программе «Культурные столицы Содружества». Также решено направить материалы заседания советам по гуманитарному и культурному сотрудничеству государств – участников СНГ, Правлению МФГС и провести очередное заседание экспертной группы в городе Минске 9–10 декабря 2015 года.

 


 

В Москве в Отделении Исполнительного комитета СНГ 22 сентября состоялось заседание экспертной группы государств – участников СНГ по согласованию проекта Плана первоочередных мероприятий по реализации Концепции ядерной и радиационной безопасности государств – участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях.

В заседании приняли участие представители Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, а также Комиссии государств – участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях и Исполнительного комитета СНГ.

С информацией о целях и задачах проекта Плана выступили директор Института глобальной ядерной безопасности Российской Федерации Александр Агапов и начальник отдела департамента международного сотрудничества Госкорпорации «Росатом» Михаил Литвинов.

Участники заседания были также проинформированы о замечаниях и предложениях, поступивших от Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России по проекту Плана.

Состоялся обмен мнениями и обсуждение проекта Плана, который был одобрен. Эксперты решили просить Исполнительный комитет СНГ направить протокол заседания в правительства государств – участников СНГ и внести указанный проект Плана на рассмотрение Экономического совета СНГ в установленном порядке.

Ранее, 17–18 сентября, в городе Душанбе проведено заседание Координационного совета по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете СНГ.

В работе заседания участвовали члены Координационного совета от Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан, представители профессиональных объединений (ассоциаций) бухгалтеров и аудиторов Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, а также Исполнительного комитета СНГ.

С информацией о перспективах развития взаимодействия государств – участников СНГ в экономической сфере и связанных с этим задачах Координационного совета по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете СНГ на 2015–2016 годы на заседании выступила советник отдела валютно-финансовой политики департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ Галина Мошкова.

В ходе заседания были рассмотрены вопросы развития национальных систем бухгалтерского учета и аудиторской деятельности, о функциональных обязанностях и полномочиях главных бухгалтеров организаций в государствах – участниках СНГ, об опыте участия негосударственных институтов (органов) в регулировании бухгалтерского учета и аудита в государствах Содружества и др.

Рассмотрены и одобрены предложения Совета по реализации Соглашения о консолидированной финансовой отчетности национальных хозяйствующих субъектов государств – участников СНГ от 20 ноября 2013 года, Решения Экономического совета СНГ от 17 июня 2015 года о деятельности Координационного совета по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете СНГ и Решения Совета глав правительств Содружества от 29 мая 2015 года о Плане совместных действий государств – участников СНГ по решению актуальных вопросов в финансово-экономической сфере.

Заслушаны отчеты о деятельности Рабочей группы по вопросам взаимного признания национальных сертификаций специалистов по бухгалтерскому учету и Региональной группы профессиональных объединений (ассоциаций) бухгалтеров и аудиторов государств – участников СНГ, приняты решения о подготовке и рассмотрении вопросов на очередном заседании Координационного совета.

Председателем Координационного совета переизбран на очередной срок представитель Российской Федерации – директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации Л. З. Шнейдман.

Очередное заседание Координационного совета планируется провести в III квартале 2016 года в Кыргызской Республике.

 


 

В штаб-квартире СНГ в городе Минске 22 сентября состоялось очередное заседание Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества.

 

 

В заседании приняли участие Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев, его заместители Владимир Гаркун и Конысбек Жусупбеков, Председатель Экономического Суда СНГ Людмила Каменкова, руководители структурных подразделений и сотрудники Исполнительного комитета СНГ.

Советом постпредов заслушана и принята к сведению информация о ходе подготовки проектов документов по реализации положений Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года. Отмечено, что данный Договор подписали Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Украина и ратифицировали семь государств.

Также вступил в силу подписанный 31 мая 2013 года Протокол о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года между его Сторонами и Республикой Узбекистан.

В соответствии с положениями Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года (далее – Договор о ЗСТ) и Решением Совета глав правительств Содружества о Договоре о ЗСТ продолжалась работа по подготовке соответствующих проектов документов, в частности, проекта Соглашения о свободной торговле услугами. Создание зоны свободной торговли услугами является вторым этапом после вступления в силу Договора о ЗСТ. Объем рынка торговли услугами на пространстве Содружества составляет несколько сотен миллиардов долларов в год. Разработка и подписание данного Соглашения даст реальную возможность обеспечить устойчивое развитие функционирования зоны свободной торговли на пространстве СНГ и создаст благоприятные условия для дальнейшего роста экономик стран Содружества.

В этой связи Исполнительным комитетом СНГ была сформирована Рабочая группа из экспертов государств – участников Договора о ЗСТ по разработке указанного документа. Проект Соглашения был подготовлен на основе соответствующего соглашения ГАТС ВТО.

Первое заседание Рабочей группы состоялось 15–16 ноября 2012 года, а всего проведено десять заседаний, последнее из которых состоялось 30–31 марта 2015 года. По предложению ряда государств – участников Договора о ЗСТ очередное заседание Рабочей группы планируется провести 1–2 октября 2015 года на уровне экспертов, наделенных соответствующими полномочиями.

Достигнуты определенные успехи по согласованию проекта Соглашения. Позитивным моментом является то, что в ходе непростых переговоров стороны определились со структурой документа и подтвердили намерение выйти в итоговом документе на формат «ВТО +», т. е. предоставить друг другу режим допуска на рынки услуг более преференциальный, чем для стран – членов ВТО.

Следует отметить, что на заседании Совета глав правительств Содружества 21 ноября 2014 года в узком формате главами правительств было высказано мнение о необходимости активизации работы по подготовке проекта Соглашения и ее завершения в 2016 году, что нашло отражение в Концепции председательства Республики Казахстан в СНГ в 2015 году и Плане совместных действий государств – участников СНГ по решению актуальных вопросов в финансово-экономической сфере, утвержденным Решением СГП СНГ от 29 мая 2015 года.

Также в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Договора о ЗСТ стороны договорились вступить в переговоры о разработке проекта Протокола к Договору, определяющего обязательства сторон в отношении правил и процедур регулирования сферы государственных закупок, в целях их завершения в трехлетний срок.

Исполнительным комитетом СНГ с учетом положений Соглашения ВТО по правительственным закупкам разработан проект Протокола о правилах и процедурах регулирования государственных закупок, который в апреле 2013 года был направлен в правительства стран Договора, а 10–11 октября 2013 года состоялось первое заседание экспертной группы. На сегодняшний день проведено шесть заседаний, в ходе последнего из которых (23–24 июля 2015 года) проект Протокола одобрен экспертами и направлен в государства – участники Договора о ЗСТ на внутригосударственное согласование, после чего он будет внесен на рассмотрение высших органов СНГ в установленном порядке.

Планируется его рассмотрение Комиссией по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ в октябре и Экономическим советом СНГ в декабре 2015 года.

Важно отметить, что подготовка проекта Протокола о правилах и процедурах регулирования государственных закупок продвигается в конструктивном ключе.

Равно, как и практически завершена работа по подготовке проекта Порядка определения размера вознаграждения членов и председателя комиссии экспертов, возмещаемых им расходов, предусмотренных приложением 4 к Договору о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года.

Документ в инициативном порядке подготовлен Исполкомом СНГ на основе подходов, представленных Республикой Беларусь, с учетом практики ВТО, а также предложений других стран Содружества. Первое заседание экспертной группы по разработке проекта Порядка состоялось 31 октября – 1 ноября 2013 года. В ходе заседания 17–18 июня 2014 года проект Порядка на уровне экспертов был в основном одобрен и направлен на согласование в государства – участники Договора о ЗСТ в целях его дальнейшего рассмотрения на заседании Совета глав правительств Содружества в установленном порядке.

По итогам обсуждения на последнем заседании 14–15 мая 2015 года спорными остаются два вопроса – это о выплате вознаграждения членам комиссии, являющимся госслужащими или служащими международных организаций, и о возможности перечисления на целевой счет полной суммы вознаграждения одной Стороной с последующим возмещением своей доли другой Стороной.

Проект Порядка с изложенной аргументацией позиций по спорным вопросам 21 июля 2015 года направлен в государства – участники Договора о ЗСТ на согласование. При условии урегулирования спорных вопросов проект документа будет представлен на рассмотрение КЭВ при ЭС СНГ в октябре и Экономического совета СНГ в декабре 2015 года.

В соответствии с Решением Совета глав правительств Содружества от 20 ноября 2013 года о ходе реализации положений Договора о ЗСТ в целях обеспечения выплат комиссии экспертов Исполнительному комитету СНГ было поручено провести работу по открытию целевого банковского счета и совместно со сторонами Договора организовать разработку проекта Порядка использования указанного счета.

Данный Порядок был разработан и согласован экспертной группой, а Решением Экономического совета СНГ от 14 марта 2014 года он был утвержден и 21 мая 2014 года Межгосударственным банком такой целевой счет был открыт. Также в соответствии с Договором о ЗСТ сформирован и размещен на сайте Исполнительного комитета СНГ список экспертов сторон Договора в комиссию по разрешению споров.

В соответствии с пунктом 15 статьи 2 Договора о ЗСТ государства приступили к переговорам о снижении и поэтапной отмене экспортных пошлин, указанных в приложении 1 к Договору.

Сформированная экспертная группа по данному вопросу в ходе последнего заседания 17–18 октября 2013 года согласовала текст проекта Протокола, который был принят за основу. При этом сторонам необходимо согласовать приложения к Протоколу с перечнями товаров и графиками снижения и поэтапной отмены экспортных пошлин.

С учетом практики применения экспортных пошлин на этом заседании было решено дальнейшие обсуждения по указанным приложениям провести в двустороннем формате до 1 марта 2014 года. Суть переговоров состоит в том, чтобы стороны договорились о снижении пошлин на более либеральных условиях, чем взятые ими обязательства в рамках ВТО.

В целях ускорения переговоров Исполнительным комитетом СНГ в правительства государств – участников Договора было направлено письмо с просьбой ускорить проведение соответствующих двусторонних консультаций и предложить дату проведения очередного заседания экспертной группы. Однако в настоящее время эта работа приостановлена из-за отсутствия предложений ключевых участников.

Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на приостановку переговоров, государства – участники Договора проводят снижение экспортных пошлин в соответствии с обязательствами, принятыми в рамках ВТО.

Договором о ЗСТ также предусмотрено завершение переговоров о разработке проекта Соглашения о транзите трубопроводным транспортом государств – участников СНГ.

По просьбе Исполнительного комитета СНГ Республикой Армения был разработан такой проект документа и направлен в правительства государств – участников СНГ. По итогам заседаний Рабочей группы были отмечены отсутствие согласованной позиции участников по основным принципиальным вопросам проекта Соглашения и необходимость рассмотрения вопроса на заседании Экономического совета СНГ.

В ходе рассмотрения вопроса на заседании Экономического совета СНГ было принято решение образовать для дальнейшей работы над проектом Соглашения Рабочую группу, включив в ее состав заместителей министров топливно-энергетического комплекса (заместителей руководителей ведомств) государств – участников СНГ. В марте 2014 года Экономсовет СНГ принял решение просить государства – участники СНГ, не представившие предложения по персональному составу Рабочей группы высокого уровня, ускорить их представление.

В ходе обсуждения данного вопроса Председатель Исполкома СНГ С. Лебедев подчеркнул, что Договор о ЗСТ находит свое применение. Вместе с тем есть и некоторые разногласия при осуществлении торговых связей. «Об этом шел разговор на заседании Экономического совета СНГ 11 сентября 2015 года, где также было предложено найти взаимоприемлемые решения выполнения положений данного Договора и внести их на рассмотрение глав правительств 30 октября 2015 года», – отметил С. Лебедев.

На заседании Совета постпредов также заслушана информация о состоянии и перспективах сотрудничества государств – участников Содружества в области охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В информации отмечено, что в области охраны здоровья населения принят ряд нормативно-правовых документов с рекомендациями по организации и совершенствованию оказания медицинской помощи, взаимодействию в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, организации контроля качества лекарственных средств и медицинской техники и ряду других направлений совершенствования взаимодействия государств – участников СНГ в сфере здравоохранения. К их числу можно отнести соглашения о сотрудничестве в области охраны здоровья населения от 26 июня 1992 года, об оказании медицинской помощи гражданам государств – участников СНГ от 27 марта 1997 года, о сотрудничестве в области санитарной охраны территорий государств – участников СНГ от 31 мая 2001 года, о сотрудничестве в борьбе с оборотом фальсифицированных лекарственных средств и о сотрудничестве в борьбе с ростом заболеваемости сахарным диабетом от 14 ноября 2008 года.

Следует отметить, что Советом по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ принято немало решений, которые имеют сугубо ведомственное значение. Данное обстоятельство обеспечивает возможность оперативного внедрения в практику работы медицинских учреждений и ведомств документов, принятых на межгосударственном уровне, и способствует разработке и внедрению в практику работы программ и нормативных документов с учетом национальных особенностей, например Межгосударственной программы сотрудничества в области санитарной охраны территорий государств – участников СНГ от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней, Программы сотрудничества и взаимодействия государств – участников СНГ по проблемам биологической безопасности и противодействия биологическому терроризму, Концепции биологической безопасности государств – участников СНГ и др.

Нормативные и правовые документы, подготовленные и рекомендованные Советом к практическому применению, позволили министерствам здравоохранения государств – участников СНГ в значительной мере минимизировать затраты на разработку аналогичных документов.

В настоящее время в соответствии с поручением Совета глав правительств Содружества подготовлен и находится на стадии экспертного согласования ряд проектов документов, планируемых к внесению в установленном порядке на рассмотрение высших органов Содружества. К их числу можно отнести Концепцию согласованных действий государств – участников Содружества Независимых Государств в области противодействия онкологическим заболеваниям, Стратегию «Здоровье населения государств – участников  СНГ», Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в вопросах медицинского страхования трудящихся-мигрантов и членов их семей, Программу сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств по профилактике и лечению сахарного диабета на 2016–2020 годы.

Только названия вышеуказанных проектов свидетельствуют о возрастающем стремлении государств – участников СНГ к более высокому уровню стратегического сотрудничества в области охраны здоровья населения.

На заседании Совета в декабре 2014 года также была высказана серьезная озабоченность недостаточным вниманием к многочисленным проблемам здоровья мужского населения стран Содружества.

С инициативой разработки проекта Концепции «Мужское репродуктивное здоровье и активное социальное долголетие» выступили Российская Федерация и Республика Казахстан, которые уже несколько лет сотрудничают в этой сфере. Проект документа будет рассмотрен на очередном заседании Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ.

Советом постпредов обсуждены некоторые другие вопросы, по которым приняты соответствующие решения.

 

Информационно-аналитический департамент
Исполнительного комитета СНГ