Информация Миссии наблюдателей от СНГ
о мониторинге подготовки и проведения референдума по внесению изменений
в Конституцию Республики Армения, прошедшего 6 декабря 2015 года
На основании приглашения Министерства иностранных дел Республики Армения и в соответствии с Положением о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках СНГ Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) осуществляла мониторинг подготовки и проведения референдума по внесению изменений в Конституцию Республики Армения (далее – референдум).
В состав Миссии вошли 78 наблюдателей – представители Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств.
Миссия строила свою работу в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права в области организации и проведения выборов, законодательством Республики Армения, не вмешиваясь в ход подготовки и проведения референдума и уважая суверенитет государства.
Президент Республики Армения С. Саргсян 4 сентября 2013 года объявил о начале процесса подготовки изменений в Конституцию страны. В этих целях была создана Специализированная комиссия по конституционным реформам при Президенте Республики Армения, подготовившая проект конституционных преобразований.
Президент Республики Армения С. Саргсян 21 августа 2015 года направил проект изменений в Конституцию в Национальное Собрание Республики Армения, которое 5 октября 2015 года одобрило большинством голосов проект конституционных реформ.
Президент Республики Армения 8 октября 2015 года подписал Указ о назначении референдума по вопросу внесения изменений в Конституцию Республики Армения на 6 декабря 2015 года.
Миссия констатирует, что работа над проектом изменений в Конституцию проходила открыто, с привлечением ведущих международных и национальных специалистов в области конституционного права. Политическим партиям, общественным объединениям и неправительственным организациям, была предоставлена возможность внесения предложений и поправок в проект конституционных реформ.
Референдум проводился на основе положений Конституции, Закона «О референдуме» (далее – Закон), а также Избирательного кодекса Республики Армения (далее – Кодекс).
Эксперты Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ провели анализ законодательства, регулирующего проведение референдума. По мнению Миссии, оно содержит гарантии свободного и открытого всенародного голосования, предусматривает общественный контроль этапов его подготовки и проведения.
На референдуме гражданам страны предлагалось ответить на вопрос: «Согласны ли Вы с проектом поправок в Конституцию?».
В соответствии с Конституцией вопрос, вынесенный на референдум, принимается, если за него проголосовало более половины принявших участие в голосовании, но не менее чем одна четверть граждан, имеющих право участвовать в референдуме.
Подготовку и проведение референдума осуществляли Центральная комиссия референдума (далее – Центральная комиссия), 41 окружная комиссия референдума (далее – окружные комиссии) и 1997 участковых комиссий референдума (далее – участковые комиссии).
В соответствии с положениями Закона функции Центральной комиссии и окружных комиссий возлагались на Центральную избирательную комиссию и окружные избирательные комиссии соответственно.
Окружные избирательные комиссии были образованы Центральной избирательной комиссией 15 августа 2011 года в составе семи членов на 6-летний срок.
Участковые комиссии сформированы в количестве восьми членов. Двух членов в участковую комиссию назначили соответствующая окружная комиссия и по одному члену – каждая из шести политических партий, имеющих фракции в Национальном Собрании Республики Армения.
Политические партии до 3 декабря 2015 года представили в ЦИК своих представителей в участковые комиссии.
В состав участковых комиссий включались граждане, которые в установленном ЦИК порядке прошли специализированные курсы по проведению выборов и получили квалификационные свидетельства, действительные в течение 3-х лет. При этом Центральная комиссия своим решением продлила срок действия квалификационных свидетельств, выданных в 2012 году, на период проведения референдума.
Миссия отмечает целенаправленную организационно-практическую работу Центральной комиссии, которая велась в соответствии с принятым ею Календарным планом по подготовке и проведению референдума по внесению изменений в Конституцию Республики Армения.
Согласно Календарному плану 22 октября 2015 года (за 45 дней до референдума) было завершено формирование участков референдума, а 24 октября (за 43 дня до референдума) были определены помещения участковых центров. На официальном сайте ЦИК были опубликованы данные о расположении участков референдума и их номерах.
В целях повышения профессионализма для членов участковых комиссий во всех регионах были организованы обучающие семинары, на которых разъяснялись процедуры референдума.
По заказу Центральной комиссии были сняты социальные видеоролики об организации голосования в участковых комиссиях, о порядке уточнения списков участников референдума, которые транслировались по телеканалам республики.
Для обеспечения единообразного применения норм законодательства о референдуме и надлежащего оформления документов Центральной комиссией были изданы «Руководство для членов избирательных комиссий», «Руководство для доверенных лиц», «Пособие для наблюдателей» и «Справочник, разъясняющий процедуру голосования для слабовидящих избирателей».
ЦИК установила образец оттиска печати об участии в голосовании, который ставился в паспорта осуществивших волеизъявление граждан.
Центральная комиссия 26 ноября 2015 года утвердила образец бюллетеня для голосования на референдуме по конституционным реформам 6 декабря 2015 года.
В соответствии с положениями Закона, порядок составления и ведения списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, определяется положениями Кодекса, касающимися списков избирателей при проведении общегосударственных выборов.
Паспортно-визовое управление Полиции Республики Армения, ведущее Регистр избирателей, опубликовало предварительные списки граждан, которые были размещены в участковых комиссиях и на сайте Полиции.
В случае выявления неточностей в списках граждане имели возможность не позднее 2 декабря 2015 года обратиться в территориальную паспортную службу или паспортно-визовое управление Полиции.
С 27 октября 2015 года уточнение списков осуществлялось также по действующей в паспортно-визовом управлении Полиции телефонной «горячей линии».
По данным Полиции Республики Армения, на 5 декабря 2015 года количество граждан, имеющих право участвовать в референдуме, составило 2 млн. 550 тыс. 323 человека, в том числе в дополнительные списки включены 18808 граждан.
Паспортные отделы Полиции Республики Армения по почте высылали уведомления гражданам о времени проведения референдума и месте голосования.
С 10 октября 2015 года началась агитационная кампания по вынесенному на референдум вопросу, которая завершилась в полночь 4 декабря 2015 года.
В соответствии с Законом «О референдуме» губернаторы и мэр Еревана представили в ЦИК перечень залов и помещений, для проведения агитации на бесплатной основе, а главами муниципалитетов были определены места для размещения агитационных плакатов (446 – в городе Ереване и свыше 400 – в регионах республики).
ЦИК утвердила порядок предоставления фракциям Национального Собрания бесплатного эфирного времени на Общественном телевидении и радио для ведения агитации. Каждой фракции было предоставлено по 60 минут на телевидении и по 120 минут на радио. Также фракции имели право воспользоваться платным эфирным временем на каналах Общественного телевидения и радио в объеме не более 120 минут телевизионного эфира и не более 180 минут радиоэфира за счет средств фонда для агитации.
С 13 ноября 2015 года в рамках агитационной кампании стартовал проект «Да и Нет» совместного производства телекомпаний «ArmNews» и «А1+». Реалити-шоу транслировалось ежедневно в прямом эфире 12 часов в сутки (11.00 до 23.00) на телеканале «ArmNews» в сети «Ucom», а также на сайте «А1+».
Миссия наблюдателей от СНГ отмечает, что агитационная кампания проходила активно. У проекта внесения изменений в Конституцию имелись как сторонники, так и противники, которые имели предусмотренные законодательством равные возможности для ведения агитации. При этом использовались разнообразные формы и методы борьбы за голоса участников референдума: собрания, митинги, публичные дебаты, дискуссии, выступления, интервью, распространение агитационных печатных материалов.
Ход агитационной кампании освещала 31 телерадиокампания. Мониторинг вещания, проведенный Национальной комиссией по телевидению и радио Республики Армения, показал практически равномерное освещение агитационной кампании как «за», так и «против» конституционных реформ.
По сведениям Центральной комиссии, по состоянию на 5 декабря 2015 года ею были получены пять заявлений, которые рассмотрены на заседаниях ЦИК.
Граждане, проходящие службу в дипломатических или консульских представительствах Республики Армения и проживающие с ними за рубежом члены их семей, могли проголосовать в период с 27 ноября по 1 декабря 2015 года с использованием системы электронного голосования. В список голосующих таким способом были включены 265 граждан, которым через МИД Армении были отправлены личные пароли.
В день референдума наблюдатели от СНГ посетили 508 участковых центров всех марзов (за исключением Сюникского) и города Еревана. Присутствовали при открытии участковых центров, наблюдали за процессом голосования и подведением участковыми комиссиями его итогов.
На участках, которые посетили представители Миссии, голосование проходило в соответствии с Кодексом, в присутствии наблюдателей, доверенных лиц, участковые центры были обеспечены необходимыми информационными материалами и документами.
Во избежание двойного голосования в документ, удостоверяющий личность, проставлялся специальный штамп об участии в референдуме.
В идентификационных картах, которые, в соответствии с внесенными в Кодекс в ноябре 2015 года изменениями, признаются документом, удостоверяющим личность гражданина при проведении голосования, специальный штамп не проставлялся. Вместо этого в списке участников референдума делалась соответствующая запись, а общее число лиц, проголосовавших с использованием идентификационных карт, указывалось в протоколе результатов голосования на участке референдума.
В день референдума за ходом голосования наблюдали более 3 тыс. национальных наблюдателей. Кроме того, каждой фракции Национального Собрания была предоставлена возможность направить на участки референдума по 6 тыс. доверенных лиц, что, по мнению Миссии, позволило усилить общественный контроль за проведением референдума.
Информация о ходе голосования и предварительных результатах референдума была доступна в режиме он-лайн на Интернет-сайте Центральной комиссии.
По предварительным данным Центральной комиссии голоса участников референдума распределились следующим образом: «за» проект внесения изменений в Конституцию проголосовало 63,35 %,
«против» – 32,35%.
По мнению Миссии, референдум прошел в свободной и открытой атмосфере. Органы государственной власти и местного самоуправления, комиссии референдума предоставили гражданам возможность свободного волеизъявления.
Е. СЛОБОДА |
Я. МАДУМАРОВ |
О. АБДУНАЗАРОВ |
О. ОГАНЯН |
Н. АРЕФЬЕВ |
М. ПЕТРУШИН |
Н. АШИМОВ |
А. ТОЕКИН |
А. КЛИШАС |
А. УССАЕВ |
О. ЛАВРОВ |
А. ФЕЛАЛИЕВ |