В этом году Кыргызстан председательствует в Содружестве Независимых Государств. Опыт у страны уже есть, в 2012 году Кыргызстан председательствовал в таких авторитетных международных организациях, как ШОС, ОДКБ и Совет тюркоязычных государств. Причём, председательство Кыргызстана в ШОС ее участниками было признано одним из самых эффективных, а председательство республики в ОДКБ Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа оценил как прорывное благодаря беспрецедентному количеству проведённых мероприятий.
Исторический экскурс
Датой создания СНГ принято считать 8 декабря 1991 года. В этот день президент России Борис Ельцин, президент Украины Леонид Кравчук, а также председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич в правительственной резиденции "Вискули" в Беловежской пуще (Белоруссия) подписали Соглашение, в котором было объявлено о прекращении существования СССР и провозглашено создание Содружества независимых государств.
А 21 декабря 1991 года в Алма Ате руководители 11 бывших союзных республик подписали Протокол к Соглашению о создании СНГ, согласно которому Азербайджан, Армения, Молдавия, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан присоединились к Содружеству Независимых Государств в качестве его учредителей на равноправных началах. В тот же день была подписана также Алма Атинская декларация, в которой были подтверждены основные цели и принципы СНГ.
Так получилось, что организация, созданная, по общепринятому мнению, для цивилизованного «развода» бывших советских республик после распада СССР, пережила предсказанные ей недолгие сроки существования. Начальный этап активной дезинтеграции показал всю пагубность разрыва налаженных хозяйственных связей, обернувшегося резким спадом производства и оттоком инвестиций, и закончился постепенным переходом к этапу поиска новых форм взаимовыгодного сотрудничества.
В те годы было принято множество совместных документов, в числе которых межправительственные соглашения о формировании зоны свободной торговли, о Платежном союзе, о поддержке производственной кооперации предприятий и отраслей стран СНГ, о сотрудничестве в области инвестиций и проведении антимонопольной политики.
Были также достигнуты договоренности о безвизовом перемещении граждан и учете трудового стажа, взаимном признании документов об образовании, о правовой помощи в гражданских, семейных и уголовных делах. Всего же было подписано более ста различных договоренностей. Не все они работали эффективно, но об их важности говорит тот факт, что несмотря на выход из СНГ Грузии в 2009 году, эта страна сохранила действие 72 соглашений, заключенных в рамках содружества.
Важнейшим решением начального этапа можно считать подписанное 15 апреля 1994 соглашение о создании Зоны свободной торговли (ЗСТ), к которой присоединились 11 государств: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан и Украина.
Формирование этой зоны предусматривало введение беспошлинной торговли, а также отмену тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле. Однако странам не удалось согласовать общий перечень исключений из режима свободной торговли, предусмотренный соглашением, в результате чего режим свободной торговли в полном объёме так и не был реализован.
Именно это послужило причиной подготовки нового Договора, подписание которого состоялось 18 октября 2011 года в Санкт-Петербурге. Тогда на заседании Совета глав правительств стран СНГ восемь государств Содружества - Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения, Кыргызстан, Молдавия и Таджикистан - подписали Договор о зоне свободной торговли.
Этим договором предусматрено формирование полномасштабного режима свободной торговли между данными странами, отмена действующих ограничений и изъятий из режима свободной торговли, в том числе касающихся импорта сырья и экспорта готовой продукции.
К слову, в отношении Украины Россия приостановила с 1 января 2016 года действие Договора о зоне свободной торговли (ЗСТ) СНГ в связи с началом действия экономической части соглашения об Ассоциации Украины с ЕС. Сделано это, как объясняет российская сторона, для защиты экономических интересов РФ. Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан рассмотрят вопрос об отказе от ЗСТ с Украиной в течение первого полугодия 2016 года, о чём было заявлено по итогам декабрьского Саммита ЕАЭС в Москве.
Роль СНГ и ближайшие цели развития Содружества
Важнейшей целью создания СНГ можно назвать разрешение возникающих споров между странами-участниками мирным путем. Именно благодаря усилиям этой организации удалось значительно снизить напряженность во взаимоотношениях государств на постсоветском пространстве в девяностые годы и предотвратить развитие событий по югославскому сценарию. И сейчас это важная диалоговая площадка для согласования со своими партнерами сложных, неоднозначных вопросов.
По мнению экспертов, велика роль СНГ и в формировании единого евразийского экономического пространства, так как именно на дебатных площадках Содружества и с учётом накопленного опыта сотрудничества в рамках этой организации зародились такие интеграционные образования, как ЕврАзЭС, Таможенный союз, ставшие прообразом нынешнего Евразийского Экономического Союза.
К председательству в СНГ Кыргызстан уже приступил, на прошлой неделе состоялось первое в нынешнем году заседание Совета постоянных полномочных представителей государств-участников СНГ, на котором была представлена Концепция председательства КР в СНГ в 2016 году. В ней определены приоритеты на этот год в сфере гуманитарного и экономического сотрудничества, взаимодействия в области безопасности и обороны, науки, инноваций, культуры, обеспечения экологической безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Тот факт, что в этом году отмечается 25-летие Содружества, накладывает на республику большую ответственность. По случаю юбилея запланировано свыше 28 организационных, экономических, научно-практических и гуманитарных юбилейных мероприятий. В Бишкеке пройдут три основных юбилейных заседания - Совета глав правительств СНГ (май 2016 г.), Совета министров иностранных дел (сентябрь 2016 года) и Саммит глав государств СНГ (сентябрь 2016 года), по итогам которого планируется принятие Заявления глав государств Содружества в связи с 25-летием образования СНГ.
Основные усилия Кыргызстан направит на реализацию решения Совета глав государств СНГ об объявлении 2016 года Годом образования. В этой связи Кыргызстан планирует уделить приоритетное внимание сотрудничеству государств в сфере профессионального образования, в частности повышению конкурентоспособности квалифицированных рабочих кадров и специалистов, развитию стандартов профессионального образования.
Кроме этого, особое внимание будет уделено реализации положений Договора о зоне свободной торговли СНГ. Кыргызстан заявил также о необходимости тесного экономического взаимодействия между СНГ и ЕАЭС, в связи с чем инициирует разработку Концепции экономического сопряжения СНГ и ЕАЭС, а также План мероприятий по её претворению в жизнь.
В перспективе возможно введение полномасштабного режима свободной торговли между двумя интеграционными объединениями, что будет способствовать укреплению конкурентоспособности государств СНГ и ЕАЭС в глобальном масштабе и устойчивому экономическому росту стран СНГ.
В области безопасности усилия будут направлены на противодействие росту активности террористической организации "ИГИЛ", в том числе попыткам вербовки граждан СНГ для участия в боевых действиях в зоне конфликтов, укреплению пограничной безопасности на внешних границах. Кроме этого, будет уделено особое внимание сотрудничеству в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, экологической безопасности, мерах по адаптации к изменению климата.
При этом, потенциал Содружества ещё далеко не исчерпан, но уже ясно, что организация нуждается в обновлении и реформировании. Кыргызская сторона уже заявила, что с учётом своего председательства в СНГ она выступит в качестве модератора дискуссии по трансформации Содружества и будет придерживаться сбалансированного и прагматичного подхода к вопросам его реформирования.
Все усилия будут направлены на укрепление Содружества путем оптимизации и реорганизации отраслевых органов СНГ, создание более экономичного механизма их деятельности, а также поиск новых форм эффективного экономического и политического взаимодействия СНГ с ШОС, Европейским Союзом, государствами Юго-Восточной Азии и странами БРИКС. А это значит, что перспективы у этой организации самые широкие, несмотря на бытовавшие когда-то пессимистические прогнозы.
Источник: ИАЦ «Кабар»