Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Информация о проектах документов, вносимых на рассмотрение заседания Совета глав государств Содружества Независимых Государств (16 сентября 2016 года, город Бишкек)

ИНФОРМАЦИЯ
о проектах документов, вносимых на рассмотрение
заседания Совета глав государств Содружества Независимых Государств

(16 сентября 2016 года, город Бишкек)

На очередном заседании Совета глав государств СНГ (далее – СГГ) планируется рассмотреть 13 проектов документов в области политического взаимодействия, в сферах гуманитарного сотрудничества и обеспечения безопасности.

К наиболее важным из них следует отнести проекты решений:

о Заявлении глав государств – участников Содружества Независимых Государств в связи с 25-летием СНГ.

В проекте Заявления подводятся итоги 25-летней деятельности СНГ, в частности подчеркивается уникальность и универсальность Содружества, его важная конструктивная роль в системе международных отношений. Отмечается, что СНГ стало удобной базовой платформой для осуществления разноуровневой и разноскоростной интеграции в формате заинтересованных сторон и является основной диалоговой площадкой для взаимодействия государств-участников.

Подтверждается приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права, Устава ООН, а также целям и задачам, изложенным в Концепции дальнейшего развития СНГ.

Содержится призыв к наращиванию  сотрудничества в экономической, финансовой, энергетической, транспортной и иных областях, продолжению целенаправленного формирования условий для свободного перемещения товаров и услуг на пространстве Содружества.

Акцентируется внимание на необходимости всемерного содействия взаимообогащающему диалогу культур, совершенствованию партнерства в сферах образования, науки, здравоохранения, миграции, информации, молодежного сотрудничества, физической культуры, спорта и туризма.

Высказана общая решимость направить сотрудничество в формате СНГ для предупреждения и эффективного противодействия современным вызовам и угрозам. Подтверждается готовность к совместным действиям в этом плане с заинтересованными государствами и международными организациями при центральной роли ООН.

Выражается заинтересованность в адаптации СНГ к современным реалиям, результатом которой должны стать повышение эффективности Содружества и дальнейший рост его авторитета на международной арене, укрепление интеграции государств-участников.

В заключительной части проекта подтверждается стремление  повысить результативность сотрудничества в целях обеспечения мира, добрососедства и прогресса на пространстве Содружества;

о Заявлении глав государств – участников Содружества Независимых Государств по случаю 70-летия завершения работы Нюрнбергского трибунала.

В проекте документа отмечается, что Нюрнбергский трибунал стал крупнейшим политико-правовым достижением своей эпохи и сыграл исключительно важную роль в прогрессивном развитии современного международного права.

Подчеркивается, что юбилей Нюрнбергского процесса – знаковый в контексте противодействия попыткам переписать историю Второй мировой войны.

Содержится призыв не допустить обращения истории Нюрнберга против тех, кто освободил Европу от фашизма и тем самым заложил основы современной системы международных отношений и международного права, а также противодействовать таким опасным тенденциям, как фальсификация истории, пересмотр и, по сути, отрицание Нюрнбергского трибунала;

об адаптации Содружества Независимых Государств к современным реалиям.

В проекте предусматривается комплекс организационных и практических мер, направленных на адаптацию СНГ к современным реалиям в контексте повышения эффективности деятельности уставных и отраслевых органов Содружества.

В рамках дальнейшего расширения взаимодействия в гуманитарной сфере предполагается рассмотреть проекты решений:

об объявлении 2017 года Годом семьи, 2018 года – Годом культуры в Содружестве Независимых Государств.

Проектом предусматривается объявить 2017 год Годом семьи, 2018 год – Годом культуры в Содружестве Независимых Государств.

 Правительствам государств – участников СНГ, соответствующим органам отраслевого сотрудничества и Межгосударственному фонду гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ рекомендовано предусмотреть мероприятия по подготовке и проведению в 2017 году Года семьи, в 2018 году – Года культуры в Содружестве Независимых Государств;

о реализации в 2017 году Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества» в Азербайджанской Республике.

Проектом предусматривается реализовать Межгосударственную программу «Культурные столицы Содружества» в Азербайджанской Республике, объявив город Гянджу Культурной столицей Содружества в 2017 году.

Соответствующим органам отраслевого сотрудничества СНГ и Исполнительному комитету СНГ предлагается рассмотреть возможность поддержки проведения культурных мероприятий в городе Гяндже в 2017 году;

о внесении изменений в Положение о Межгосударственной программе «Культурные столицы Содружества».

Проектом Решения предусматривается внести изменения в Положение о Межгосударственной программе «Культурные столицы Содружества», утвержденное Решением СГГ от 5 декабря 2012 года.

Так, упорядочивается ежегодная реализация Межгосударственной программы. При этом предложения государства по кандидатуре города на право получения статуса «Культурная столица Содружества» с необходимыми обоснованиями представляются в Совет по гуманитарному сотрудничеству государств – участников СНГ не позднее чем за 2 года до предполагаемого начала реализации Программы в этом государстве.

Присвоение городу статуса «Культурная столица Содружества» подтверждается сертификатом, вручаемым администрации города в торжественной обстановке.

Участие Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества в софинансировании внеконкурсных («гостевых») проектов осуществляется в пределах средств, предусмотренных на их реализацию в Плане-смете мероприятий МФГС на соответствующий год в соответствии с Положением о порядке формирования и расходования средств МФГС, утвержденным Решением Совета глав правительств СНГ от 30 мая 2014 года.

В целях расширения и углубления экономического сотрудничества планируется рассмотреть:

проект Решения о проведении переписей населения раунда 2020 года в государствах – участниках Содружества Независимых Государств.

В раунде переписей 2010 года интервал между переписными кампаниями в государствах – участниках СНГ составил пять лет, что не позволило в полном объеме решить задачу обеспечения сопоставимости данных переписи внутри СНГ. Это, в свою очередь, существенно снизило ценность и качество полученной информации.

Проведение переписей населения раунда 2020 года в государствах – участниках СНГ позволит странам Содружества получить сопоставимую между государствами информацию о численности населения, демографической, этнической, экономической и социальной структуре общества, что даст возможность корректного анализа общей ситуации как в  каждом государстве, так и в регионе в целом. Кроме того, это повысит качество получаемых результатов и надежность информационного обеспечения миграционных процессов и рынка труда как одного из стратегических направлений интеграционных процессов региона СНГ;

проект Конвенции о межрегиональном сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств.

Документ нацелен на согласованное преодоление экономических, правовых, административных и других возможных препятствий для взаимного сотрудничества.

Координация деятельности сторон по реализации вышеуказанной Конвенции предполагается возложить на Совет по межрегиональному и приграничному сотрудничеству государств – участников Содружества Независимых Государств. Участники Конвенции могут создавать совместные органы по межрегиональному сотрудничеству.

Проект предусматривает следующие направления деятельности:

создание в регионах свободных (специальных, особых) экономических зон;

оказание поддержки соотечественникам, проживающим в регионах, в сохранении и расширении гуманитарных связей;

осуществление инвестиционных проектов;

производственно-техническое сотрудничество в области энергетики и промышленности, в том числе разработка и реализация совместных программ;

сельское хозяйство и продовольственное обеспечение;

развитие транспорта, транспортных коммуникаций и инфраструктуры, оказание транспортных услуг;

информационные технологии и связь;

сотрудничество в правоохранительной деятельности, в том числе в охране общественного порядка, предупреждении и пресечении преступлений, включая борьбу с контрабандой и незаконной миграцией;

градостроительство и коммунальное хозяйство;

рынок труда и трудовая миграция;

здравоохранение;

образование;

научное и гуманитарное сотрудничество;

культура и выставочная деятельность;

спорт и туризм;

создание и развитие природоохранных территорий, лечебно-оздоровительных зон (местностей) и курортов;

торговля и ярмарочная деятельность и ряд др.

Кроме того, в проекте закрепляются обязательства сторон по упрощению процедур пограничного, таможенного, иммиграционного (миграционного) и иных видов контроля в целях повышения эффективности межрегионального сотрудничества, а также проведению согласованной экономической политики, основанной на взаимовыгодной кооперации, специализации, региональном и международном разделении труда, обеспечивающей эффективное использование природных и производственных ресурсов своих регионов.

На заседание СГГ вносится ряд значимых проектов документов, нацеленных на обеспечение безопасности и противодействие новым вызовам и угрозам, в том числе решения:

о Программе сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2017 – 2019 годы.

Разработка Программы обусловлена необходимостью адекватного реагирования государств – участников СНГ на происходящие изменения в оперативной обстановке в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма.

Проект нацелен на дальнейшее совершенствование сотрудничества государств – участников СНГ, органов СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма и содержит комплекс организационных, правовых и практических мер. Среди них:

совершенствование и гармонизация национального законодательства;

проведение согласованных и/или совместных профилактических, оперативно-разыскных мероприятий и специальных операций;

взаимодействие с международными организациями;

осуществление информационно-аналитической деятельности и научно-методической работы в области борьбы с терроризмом, информационное обеспечение сотрудничества;

осуществление сотрудничества в подготовке кадров, повышении квалификации специалистов;

о Программе сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, на 2016 – 2020 годы.

Разработка Программы обусловлена необходимостью адекватного реагирования государств – участников СНГ на происходящие изменения видов и способов преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий, и реализации неотложных мер противодействия им.

Проект нацелен на дальнейшее совершенствование сотрудничества государств – участников СНГ, органов СНГ в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, и содержит комплекс организационных, правовых и практических мер по:

дальнейшему развитию международно-правовой базы сотрудничества государств – участников СНГ;

совершенствованию и сближению национального законодательства государств – участников СНГ;

проведению комплексных совместных и/или согласованных межведомственных профилактических, оперативно-разыскных мероприятий и специальных операций;

информационному и научному обеспечению сотрудничества;

осуществлению сотрудничества в подготовке кадров, повышении квалификации специалистов;

развитию сотрудничества с международными организациями.

Другим важным проектом является Протокол о реализации Соглашения о защите участников уголовного судопроизводства от
28 ноября 2006 года по вопросам возмещения расходов, связанных с осуществлением мер защиты.

Проект Протокола определяет порядок планирования расходов, связанных с осуществлением мер защиты, предусмотренных Соглашением, их возмещения компетентным органам запрашиваемой стороны, а также представления отчетных документов о произведенных финансовых и материальных затратах. Компетентные органы сторон обмениваются соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами своих государств, материалами о практике их исполнения, статистическими данными и методическими рекомендациями в области организации и осуществления мер защиты, необходимыми для реализации Соглашения.

Участники заседания рассмотрят также проект Решения о председательстве в Содружестве Независимых Государств в 2017 году, а также определят дату и место проведения очередного заседания СГГ.

 

Информационно-аналитический департамент
Исполнительного комитета СНГ