Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Промежуточный отчет Миссии наблюдателей от СНГ о ходе наблюдения за подготовкой и проведением парламентских выборов в Беларуси

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТЧЕТ
Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств
о ходе наблюдения за подготовкой выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь

(1 июля – 1 сентября 2016 года)
 

По приглашению Республики Беларусь Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) осуществляет мониторинг подготовки выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее – выборы), назначенных на 11 сентября 2016 года Указом Президента Республики Беларусь № 190 от 6 июня 2016 года.

 

Условия для международного наблюдения

Миссия приступила к работе 1 июля 2016 года.

Заблаговременное приглашение Миссии позволило своевременно решить организационные вопросы ее формирования и обеспечить системный мониторинг избирательного процесса.

По состоянию на 1 сентября 2016 года в составе Миссии аккредитованы 328 наблюдателей, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Республику Молдова, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Туркменистан, Республику Узбекистан, МПА государств – участников СНГ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, Постоянный Комитет Союзного государства, Исполнительный комитет Содружества.

На долгосрочной основе работают 44 наблюдателя.

В рамках наблюдения за выборами Глава Миссии наблюдателей от СНГ С. Лебедев провел встречи с Председателем Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов Л. Ермошиной и заместителем Министра иностранных дел Республики Беларусь Е. Купчиной.

В целях изучения хода подготовки выборов Глава Миссии ознакомился с работой ряда окружных и участковых избирательных комиссий города Минска и Минской области.

Наблюдатели от СНГ провели встречи и обмен мнениями о предвыборной кампании с руководством Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Миссии БДИПЧ ОБСЕ, избирательных штабов Коммунистической партии Беларуси, РОО «Белая Русь», Республиканской партии труда и справедливости, Либерально-демократической партии.

Деятельность Миссии широко освещается в прессе, в теле- и радиопередачах. Штаб Миссии выпускает пресс-релизы, информационные сообщения о ходе наблюдения, Долгосрочные наблюдатели от Содружества открыты для общения с представителями средств массовой информации, в том числе в регионах республики.

Миссия строит свою работу в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права в области организации и проведения выборов, законодательством Республики Беларусь, не вмешиваясь в ход избирательного процесса и внутренние дела государства.

Наблюдатели от Содружества отмечают, что Республика Беларусь обеспечила необходимые условия для работы международных наблюдателей.

 

Законодательная база для проведения выборов

Выборы проводятся в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и Избирательным кодексом Республики Беларусь (далее – Кодекс).

Руководствуясь статьей  13 Кодекса, Миссия изложит свое мнение об избирательном законодательстве Республики Беларусь после дня голосования в итоговом документе.

 

Формирование комиссий и их деятельность по подготовке к выборам

Подготовку и проведение выборов обеспечивают:

Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее – Центральная комиссия);

областные, Минская городская территориальные избирательные комиссии по выборам депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;

окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее – окружные комиссии, ОИК);

участковые избирательные комиссии по выборам депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее – участковые комиссии, УИК).

Порядок образования и полномочия Центральной комиссии определены Кодексом.

Центральная комиссия работает в составе 12 членов, срок ее полномочий – 5 лет.

Центральную комиссию формируют Президент Республики Беларусь и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь на паритетной основе (по 6 членов комиссии) из кандидатур, рекомендованных совместными решениями президиумов областных, Минского городского Советов депутатов и соответствующих исполнительных комитетов.

Областные, Минская городская территориальные избирательные комиссии по выборам депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь образуются президиумами областных, Минского городского Совета депутатов и областными, Минским городским исполнительными комитетами в составе
9–13 человек.

Окружные комиссии образуются президиумами областных, Минского городского Советов депутатов и соответствующими исполнительными комитетами в составе 9–13 членов.

Участковые комиссии образуются районными, городскими исполнительными комитетами, а в городах с районным делением – местными администрациями в составе 5–19 членов.

В установленные Кодексом сроки были образованы 110 окружных и 6018 участковых комиссий, в том числе за пределами Республики Беларусь – 47 УИК.

Информация о составе, месторасположении и контактных телефонах ОИК и УИК была опубликована в местной печати.

В окружные и участковые комиссии вошли представители трудовых коллективов, общественных объединений (в том числе 11 политических партий), а также граждане путем подачи заявлений.

Долгосрочные наблюдатели от Содружества присутствовали на заседаниях райисполкомов и местных администраций (городах с районным делением) по образованию участковых избирательных комиссий в 18 районах всех областей республики и города Минска.

По их мнению, заседания проходили открыто, в присутствии представителей политических партий и общественных объединений, наблюдателей. Члены Миссии отмечают, что перед принятием решения о формировании комиссии обсуждались деловые и политические качества лиц, выдвинутых в их состав, а в тех случаях, когда число претендентов превышало количество предусмотренных членов комиссии, проводилось персональное голосование.

Центральная комиссия, являясь государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, работает гласно и открыто.

Ее заседания проходят с участием международных наблюдателей, представителей политических партий и других общественных объединений, средств массовой информации.

В рамках мониторинга избирательной кампании долгосрочные наблюдатели от СНГ посетили
101 из 110 окружных и более 200 участковых комиссий.

Членам Миссии беспрепятственно предоставлялись необходимые документы, касающиеся избирательного процесса. Наблюдатели отмечают профессионализм членов комиссий, грамотное оформление документации, что свидетельствует о последовательной и целенаправленной работе Центральной комиссии по обучению организаторов выборов.

Центральная комиссия провела семинары с председателями и секретарями территориальных и окружных избирательных комиссий, руководителями местных исполнительных и распорядительных органов.

В настоящее время проходит обучение членов УИК по утвержденному Центральной комиссией Примерному сценарию тренинга для членов участковых комиссий. В частности, на тренингах моделируются ситуации, которые могут возникнуть в процессе голосования. Представители Миссии присутствовали на отдельных практических занятиях.

Для обеспечения единообразного применения норм Кодекса Центральной комиссией были изданы Практическое пособие для областных, Минской городской территориальных и окружных избирательных комиссий, Сборник методических материалов для участковых избирательных комиссий, в которых собраны необходимые методические разъяснения, а также образцы бланков избирательной документации.

В целях максимального участия граждан в выборах Центральная комиссия приняла решение расширить перечень удостоверяющих личность документов (кроме паспорта), дающих право гражданам получить бюллетень для голосования при наличии их в списках избирателей. К таким документам отнесены служебное удостоверение государственного служащего, студенческий билет, водительское удостоверение, военный билет (для военнослужащих срочной службы), пенсионное удостоверение (при наличии в нем фотографии), справка органов внутренних дел (для граждан, утративших паспорт), а также удостоверение об инвалидности.

По мнению Миссии, Центральная и нижестоящие избирательные комиссии принимают необходимые меры для надлежащей подготовки выборов и их проведения в соответствии с требованиями действующего законодательства.

 

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь 110 депутатов Палаты представителей избираются сроком на 4 года на основе мажоритарной избирательной системы.

Согласно Кодексу право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит политическим партиям, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей.

Выдвижение кандидатов в депутаты от политических партий осуществлялось их высшими органами.

Выдвижение кандидатов в депутаты от трудовых коллективов проводилось на собраниях (конференциях) избирателей в трудовых коллективах.

Выдвижение кандидатов в депутаты путем сбора подписей избирателей (1000 подписей) осуществлялось инициативными группами в количестве не менее 10 человек.

В общей сложности в окружные комиссии были поданы 479 заявлений о регистрации инициативных групп в поддержку потенциальных кандидатов в депутаты (далее – инициативные группы). По итогам рассмотрения документов ОИК зарегистрировали 446 инициативных групп. Окружные комиссии отказали в регистрации 30 инициативным группам, 3 заявления о регистрации были отозваны.

Миссия отмечает, что сбор подписей проходил беспрепятственно путем обхода квартир, проведения пикетов на улице. Инициативные группы соблюдали закон и действовали корректно, учитывая интересы граждан и своих конкурентов. В свою очередь, Центральная комиссия рекомендовала местным исполнительным и распорядительным органам не ограничивать количество мест для проведения пикетов по сбору подписей в поддержку лиц, выдвинутыми кандидатами в депутаты, а также для проведения агитационных мероприятий.

Выдвижение кандидатов в депутаты началось 3 июля 2016 года и завершилось 1 августа 2016 года.

В окружные комиссии подали документы на регистрацию в качестве кандидатов в депутаты 630 граждан, что на 130 больше, чем на выборах в 2012 году.

Регистрация кандидатов в депутаты проходила со 2 по 11 августа 2016 года.

Проверку достоверности подписей граждан осуществляли окружные комиссии.

Долгосрочные наблюдатели от Содружества присутствовали на заседаниях каждой третьей ОИК при регистрации кандидатов в депутаты. По их мнению, ко всем претендентам применялись одинаковые требования. Заседания проходили организованно и корректно в присутствии потенциальных кандидатов в депутаты, наблюдателей, представителей СМИ.

Окружными комиссиями был зарегистрирован 521 кандидат в депутаты, 93 претендентам в регистрации было отказано. Среди основных причин отказа– предоставление неполных сведений в декларации и наличие в подписных листах недостоверных подписей (более 15 % от их общего количества). От участия в выборах до регистрации отказались 16 человек, а еще 30 кандидатов снялись с выборов после регистрации.

В соответствии с Кодексом кандидатам, которым было отказано в регистрации, предоставлялось право обжаловать решения окружных комиссий.

В отношении отказа ОИК одному из претендентов Могилевская областная территориальная избирательная комиссия отменила данное решение и зарегистрировала кандидата в депутаты.

Во исполнение решения Гродненского областного суда Гродненская областная территориальная избирательная комиссия зарегистрировала трех кандидатов в депутаты.

Таким образом, на 110 депутатских мест претендует 495 кандидатов в депутаты.

По мнению Миссии, выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты прошли в рамках избирательного законодательства, на принципах альтернативности и достаточно высокой конкурентности.

 

Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании средствами массовой информации

Агитационная кампания началась с момента регистрации кандидатов и продлится по 10 сентября 2016 года.

Согласно Постановлению Центральной комиссии «Об утверждении Положения о порядке использования средств массовой информации кандидатами в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва» кандидаты в депутаты имеют право бесплатно опубликовать свою предвыборную программу в одной из республиканских газет («Рэспубліка», «Народная газета», «Звязда») или в соответствующей областной, Минской городской газете «Заря» (Брестская область), «Витебские вести», «Гомельская праўда», «Гродзенская праўда», «Мінская праўда», «Магілёўскія ведамасці», «Вечерний Минск»), или в издаваемых на территории избирательного округа районной (районных), городской (городских) газетах.

Во избежание опубликования предвыборных программ кандидатов в нескольких печатных изданиях Центральная комиссия приняла Постановление «О внесении изменений в Положение о порядке использования средств массовой информации кандидатами в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва». Согласно изменениям, если кандидат обратился за опубликованием предвыборной программы в редакции более чем одной газеты, то она публикуется в газете, редакция которой первая получила обращение кандидата. Информация о предвыборных программах кандидатов размещается на сайте Центральной комиссии в специальном разделе «Опубликование предвыборных программ» рубрики «Выборы 2016».

Вместе с тем отдельным кандидатам в депутаты печатные СМИ отказали в публикации предвыборных программ из-за нарушения требований Кодекса к их содержанию.

Кандидаты имеют право на одно выступление по телевидению и по радио продолжительностью не более 5 минут каждое.

Время для выступлений по телевидению предоставляется:

в городе Минске – в эфире телеканала «Беларусь 3»;

в Минской области – в эфире телеканала «СТВ»
ЗАО «Столичное телевидение»;

в других областях – в эфире областных телерадиокомпаний.

Эфирное время для выступлений по телевидению предоставлено по рабочим дням с 15 августа по 2 сентября 2016 г. с 19.00 до 20.00 с учетом сетки вещания соответствующего канала.

Время для выступлений по радио предоставляется:

в городе Минске – в эфире радиостанции «Радио - Минск»;

в Минской области – в эфире радиостанции «Минская волна»;

в других областях – в эфире областных телерадиокомпаний.

Эфирное время для выступлений по радио предоставлено по рабочим дням с 15 августа по 2 сентября 2016 г. с 07.00 до 08.00.

Центральная комиссия утвердила график распределения между окружными избирательными комиссиями эфирного времени для выступлений кандидатов в депутаты. По итогам регистрации ОИК провели жеребьевку, и каждый кандидат получил телевизионное и радийное время для выступлений.

На телевидении также выделено время для проведения дебатов кандидатов в депутаты.

Наблюдатели от СНГ отмечают, что кандидаты активно используют предоставленное им эфирное время для ведения агитации. Однако имеются случаи отказа кандидатов в депутаты от выступлений на телевидении и участия в теледебатах.

На период агитационной кампании местные исполнительные и распорядительные органы по согласовании с окружными комиссиями определили места, где кандидаты могут проводить массовые мероприятия – открытые площадки, объекты социальной сферы, актовые залы учебных заведений и предприятий. В населенных пунктах оборудованы информационные стенды для размещения агитационных материалов кандидатов.

В то же время Миссия отмечает, что не все кандидаты в депутаты активно пользуются возможностью заявить о себе на информационных стендах.

Тем не менее по мере приближения дня голосования активность предвыборной агитации повышается.

Кандидаты, их доверенные лица ведут активную работу в электоральной среде. Борьба за голоса избирателей осуществляется в разнообразных формах: путем проведения встреч с избирателями, собраний, пикетов, публичных дебатов, дискуссий, выступлений, интервью, распространения избирательных листовок, размещения агитационных материалов на информационных стендах.

По мнению наблюдателей от Содружества, агитационный период начался и проходит с соблюдением законодательства, кандидатам в депутаты созданы равные условия для ведения предвыборной агитации и обеспечено право выступления в средствах массовой информации.

Тем не менее наблюдатели от СНГ зафиксировали факты повреждения агитационной продукции кандидатов в депутаты.

Наблюдательный совет по контролю за соблюдением порядка и правил проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации, созданный при Центральной комиссии, по состоянию на 1 сентября рассмотрел два обращения и две жалобы, связанные с ведением агитационной кампании.

По мнению Миссии, избирательные комиссии всех уровней своевременно и в полном объеме информируют избирателей о предстоящих выборах.

Как и на прошедших выборах Президента Республики Беларусь, в целях широкого информирования общественности обо всех этапах подготовки и проведения выборов Центральная комиссия с 9 июня обеспечила работу информационного ресурса «ВЫБОРЫ 2016», где в режиме онлайн можно получать всестороннюю информацию о подготовке выборов.

Информация о ходе избирательной кампании публикуется в центральной и местной печати, размещается на официальных сайтах райисполкомов и администраций районов в городах в специально созданной рубрике
«Выборы 2016».

Руководство Центральной комиссии на страницах республиканских печатных изданий, в эфире теле- и радиоканалов регулярно информирует граждан о ходе подготовке к выборам, разъясняет избирательное законодательство, новации нынешней электоральной кампании.

На регулярной основе тема выборов освещается на страницах ведущих республиканских газет, в государственных региональных печатных СМИ, в информационных и информационно-аналитических телепрограммах. На сайтах печатных изданий размещены баннеры «Выборы 2016», тематические заставки-календари «11 верасня – выбары депутатаў Палаты прадстаўнiкоў Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь». Кроме того, избирательная кампания широко освещается в социальных сетях и на различных интернет-порталах. В населенных пунктах республики повсеместно размещены информационные плакаты и пилоны с датой выборов.

В крупных городах для информирования избирателей о выборах используются информационно-рекламные табло.

 

Работа с жалобами и заявлениями

Штаб Миссии направил письма в республиканские органы, в компетенцию которых входит рассмотрение жалоб, обращений и заявлений, связанных с нарушением избирательного законодательства, с просьбой проинформировать о результатах их рассмотрения.

По информации Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, по состоянию на 1 сентября 2016 года в органы прокуратуры поступили 19 обращений граждан по вопросам исполнения законодательства о выборах, в том числе 4 – в Генеральную прокуратуру Республики Беларусь.

По 6 обращениям, входящим в компетенцию органов прокуратуры, были проведены проверочные мероприятия, по итогам которых нарушений, связанных с проведением избирательной кампании, выявлено не было.

Остальные обращения направлены для рассмотрения по компетенции в избирательные комиссии и органы внутренних дел.

По сообщению МВД Республики Беларусь, в органы внутренних дел по состоянию на 1 сентября 2016 года поступили 56 обращений и сообщений граждан, связанных с проведением избирательной кампании.

Возбуждено одно уголовное дело за хулиганство в связи с действиями, совершенными в отношении члена инициативной группы, осуществлявшего сбор подписей избирателей для выдвижения кандидата в депутаты.

Органами внутренних дел составлены 8 протоколов об административных правонарушениях.

По данным Верховного Суда Республики Беларусь,  судами республики по состоянию на 1 сентября 2016 года рассмотрены 46 жалоб, касающихся избирательного процесса, 3 из них удовлетворены.

Все судебные решения публикуются на сайте Верховного Суда.

Центральная комиссия сообщила, что в комиссию поступили 195 обращений, из них 158 – по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов. Обращения касаются образования и деятельности территориальных, окружных и участковых комиссий; разъяснения избирательного законодательства; аккредитации и деятельности наблюдателей; выдвижения кандидатов в депутаты; регистрации и деятельности инициативных групп; проведения предвыборной агитации; составления списков избирателей; порядка голосования и подсчета голосов, а также иных вопросов подготовки и проведения выборов.

В территориальные и окружные комиссии поступили 190 обращений граждан по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, из них 85 – в областные, Минскую городскую комиссии, 105 – в окружные избирательные комиссии.

Жалобы и обращения рассматриваются в сроки, установленные законодательством.

По мнению Миссии, в целом избирательная кампания проходит в спокойной атмосфере, в духе открытой конкуренции и на высоком организационном уровне.

Наблюдатели от СНГ также считают, что участие в мониторинге выборов национальных наблюдателей позволит усилить общественный контроль за ходом предвыборной кампании, сделать их прозрачными. К настоящему времени окружными и участковыми комиссиями аккредитованы более 25 000 наблюдателей, представляющих весь спектр общественных мнений, политических партий и движений, существующих в республике.

Свои окончательные выводы и оценки Миссия изложит в итоговом документе по результатам мониторинга выборов.

 

Штаб Миссии наблюдателей от СНГ