Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Содружеству – четверть века! Каковы итоги? Каковы перспективы?

В Минске в Национальной Академии наук Республики Беларусь 28-29 сентября прошла международная научно-практическая конференция «25 лет Содружеству Независимых Государств: итоги, перспективы». В её работе приняли участие около 250 человек из всех стран СНГ. В адрес конференции поступили приветствия от президентов Беларуси, России и Кыргызстана – Александра Лукашенко, Владимира Путина, Алмазбека Атамбаева.

Во время пленарного и секционных заседаний участники представили более 100 выступлений по самому широкому кругу обсуждаемых вопросов. А обсуждать было что – во время конференции работали четыре секции: «Экономическое взаимодействие и совершенствование законодательной базы государств – участников СНГ», «Наука и инновационное сотрудничество государств – участников СНГ», «Взаимодействие государств – участников СНГ в сфере культуры, туризма, спорта и молодежной политики» и «Взаимодействие государств – участников СНГ в сфере безопасности, борьбы с преступностью и терроризмом».

Пленарное заседание открыл председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев, напомнивший, что, по общему мнению лидеров стран СНГ, выраженному на саммите 16 сентября в Бишкеке, «Содружество состоялось как уникальная и универсальная, не имеющая аналогов организация».  

С докладом выступил премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков, подчеркнувший, что ближайшей приоритетной целью является завершение разработки соглашения о свободной торговле услугами в СНГ, которое, по его словам, «позволит нам работать в формате «ВТО+». Белорусский премьер также напомнил, что в 2016 г. был подписан межгосударственный протокол о государственных закупках: «Тем самым мы ставим перед собой задачу еще более расширить свободу движения товаров и услуг за счет сближения на пространстве Содружества условий доступа к государственным закупкам и обеспечения информационной открытости соответствующих процедур».

Проблемы, поднятые главой белорусского правительства, были подробно рассмотрены по окончании пленарного заседания в рамках секции «Экономическое взаимодействие и совершенствование законодательной базы государств – участников СНГ». Основой экономического взаимодействия в рамках СНГ, как подчёркивали выступающие, является Зона свободной торговли (ЗСТ) СНГ, договор о создании которой был подписан в 2011 г. До этого в течение 20 лет участники СНГ регулировали торгово-экономические взаимоотношения на двусторонней основе. Было создано более 100 документов, разобраться в тонкостях которых было не всегда просто даже специалистам, не говоря уже о конкретных экономических субъектах – предприятиях, торговых организациях и т.д. ЗСТ фактически заменил эти разрозненные многостраничные соглашения и перевёл их в формат единого многостороннего документа. Строго говоря, именно с этого момента и возникла сама система свободной торговли в рамках СНГ.

Уже в силу этого не правы те, кто постоянно заявляет о том, что СНГ – лишь форма «цивилизованного развода». Хотя без проблем здесь не обошлось. С 2012 г. ЗСТ объединила Россию, Беларусь, Казахстан, Армению, Кыргызстан, Украину, Молдову и Таджикистан. Узбекистан присоединился к ней позже в особом порядке, а Азербайджан и Туркмения отказались от участия вовсе.

Как известно, Украина не ратифицировала основные соглашения по СНГ, а в 2014 г. после государственного переворота прекратила своё председательство, а также заявила о выходе из СНГ, чего, впрочем, так и не произошло. При этом Киев подписал соглашение с Евросоюзом об ассоциации, что могло вызвать  массовый реэкспорт продукции ЕС на рынки ЕАЭС и тем самым нанести интересам стран Евразийского союза многомиллиардный ущерб. В итоге вначале Россия 1 января 2016 г. заявила об ограничениях торговли с Украиной в рамках ЗСТ, а 2 января нынешнего года это же сделала и Украина. Но, как отмечали выступающие, даже в нынешней непростой ситуации во взаимоотношениях РФ и Украины ЗСТ играет свою положительную роль – пока в отношении украинской продукции действуют российские контрсанкции (до 31 декабря 2017 г.).

Заключение договора о ЗСТ, по мнению участников, значительно смягчило последствия кризисных явлений последних лет – в 2009-2010 годах, когда ЗСТ ещё не было, снижение взаимного товарооборота между странами СНГ носило куда более резкий характер. Соответственно совместная экономическая политика государств СНГ позволяет более успешно преодолевать и последствия ужесточения конкуренции за ресурсы и рынки.

Речь шла также о необходимости постепенно уходить от сырьевой основы экспорта стран СНГ за его пределы. Сегодня доля сырья в стоимости их экспорта превышает 60%. Исключение здесь составляет лишь Беларусь, у которой данная цифра составляет 40% в силу того, что страна, помимо калийных солей и древесины, не обладает серьёзными запасами иных сырьевых ресурсов.

Актуальна и такая общемировая проблема, как привязка взаимной торговли к доллару, что в силу целого ряда причин приводит к потере членами СНГ десятой части реальной стоимости экспорта.

Санкции, введённые против России странами Запада, и ответные российские контрмеры серьёзно отразились на динамике рынка продовольствия в странах СНГ. От этого выиграли, например, сельхозпредприятия Беларуси. Так, в 2014 г. 99% (590 тыс. тонн) экспортных поставок белорусских фруктов были направлены в государства СНГ и лишь 1% (5 тыс. тонн) – в страны дальнего зарубежья. В 2010 г. соотношение составляло 53% и 47%. Таким образом, Беларусь в экспорте данной продукции практически полностью переориентировалась на внутрирегиональный рынок СНГ. Это привело к тому, что страна, лежащая в зоне холодного климата, стала абсолютным лидером в данной сфере, обойдя как традиционных лидеров-«южан» – Азербайджан, Кыргызстан, Молдову и Украину, так и Россию, что было бы гораздо сложнее для белорусов без соглашений в рамках ЗСТ и Евразийского экономического союза.

Беларусь также значительно увеличила экспорт всех видов овощей, объем которого достиг 420 тыс. тонн. Их них 208 тыс. тонн, то есть половину общего объема, составлял картофель. Этот экспорт на 99% ориентирован на рынок СНГ, прежде всего Казахстан и Россию. На долю РБ приходится 76% общего объема экспорта молока и молочной продукции в рамках СНГ. Беларусь является и лидером поставки молочной продукции в Россию, занимая две трети российского импорта (почти 800 тыс. тонн). Казахстан, для сравнения,  занимает 4% доли в российском импорте молочных продуктов (41 тыс. тонн). Примерно столько же, сколько и Казахстан, в Россию экспортирует Украина.

Однако и здесь много нерешённых проблем – периодически между ближайшими партнёрами по СНГ возникают так называемые «молочные» конфликты. Россия стремится ограничить поставки белорусской «молочки», поскольку её не всегда устраивает качество продукции, а Беларусь не устраивает предлагаемая цена, порой сравнимая с себестоимостью и даже ниже. Этим проблемам было уделено внимание ещё и потому, что российско-белорусские экономические отношения во многом являются неким испытательным полигоном для соответствующих процессов в рамках всего СНГ.

Как уже было сказано выше, следующим важным этапом в развитии СНГ должно стать соглашение о свободной торговле услугами, подписать которое планируется уже в следующем году. И к тому есть все основания – именно рынок услуг в ХХI веке является одним из наиболее быстро развивающихся сегментов экономики. О значимости этой части экономики можно судить по беспристрастным цифрам – доля сферы услуг составляет 70% мирового ВВП, в ней сосредоточено до 80% всего экономически занятого населения и приходится 25% мировой торговли.

Это все более характерно и для наших стран: доля сектора услуг в странах СНГ составляет 50-70%. Эта сфера, включающая не только и даже не столько соцкультбыт, а транспорт, коммуникации, гостиничный бизнес, туризм, страхование, банковское обслуживание, информационные и консультационные услуги, операции с недвижимостью и многое другое, в значительной степени интернациональна, поэтому планируемое заключение соглашения о свободной торговле услугами в СНГ окажет на рынок труда СНГ даже большее влияние, нежели ЗСТ.

Конференция не ограничилась обсуждением экономических проблем и вопросов договорно-правовой базы СНГ. Уже четыре года работает межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств – участников СНГ, на стадии практической реализации находятся 10 пилотных проектов в сфере инновационной деятельности. С предложением создать в СНГ целевой фонд для финансирования инновационных проектов выступил заместитель председателя Президиума НАН Беларуси Сергей Килин.

Переход от разовых к постоянно действующим проектам стал тенденцией в сотрудничестве в рамках СНГ. Совет по гуманитарному сотрудничеству и специализированный Межгосударственный фонд СНГ проводят множество гуманитарных форумов и конференций, международный конкурс «Искусство книги» и другие важные мероприятия. Межгосударственная программа «Культурные столицы Содружества» прошли уже в 12 городах СНГ. Планируется каждые два года проводить международную выставку «ART EXPO», Фестиваль национальных видов спорта, Международный молодёжный проект «100 идей для СНГ» и другие важные мероприятия.

Не обошли вниманием на конференции и проблемы безопасности, борьбы с терроризмом. Сотрудничество наших стран постоянно совершенствуется и расширяется – так, в дополнение к уже действующим структурам в 2012-2015 годах созданы Совет руководителей подразделений финансовой разведки, Межгосударственный совет по противодействию коррупции и Совет руководителей пенитенциарных служб. Страны СНГ совместно борются с организованной преступностью, наркотрафиком, нелегальной миграцией, проституцией, торговлей людьми и иными противозаконными проявлениями. Не забывают и о защите своих внешних границ на особо опасных участках – в настоящее время реализуется комплекс мер согласно решению «Об оказании помощи Республике Таджикистан для укрепления пограничной безопасности на таджикско-афганском участке внешних границ государств – участников СНГ».

Безусловно, СНГ нуждается в дальнейшем развитии и реформировании. Не уйти и от оптимизации – одни государства готовы к более тесной координации действий, других устраивает существующий порядок. Но, отвечая критикам СНГ, постоянно говорящим, что это всего лишь «отжившая форма цивилизованного развода бывших республик СССР», можно привести слова Исполнительного секретаря СНГ С. Лебедева: «…на протяжении всего прошедшего периода Содружество никогда не испытывало дефицита критики в свой адрес, которая звучит и в наши дни. Она, эта критика, как правило, ранее являлась следствием завышенных ожиданий от новых форматов взаимодействия с надеждой получить весомые позитивные результаты в кратчайшие сроки. При этом далеко не всегда учитывались базовые принципы функционирования СНГ, предоставляющие государствам право на выбор собственной модели развития и возможность избирательно участвовать в тех направлениях сотрудничества, которые представляют для них наибольший интерес… Признавая справедливость ряда критических замечаний, возьму на себя смелость утверждать, что с большинством основополагающих задач Содружество справляется».

Исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев твердо уверен в будущем Содружества

 

Источник: Ритм Евразии