Специалист по региональной безопасности Евразии, старший научный сотрудник Германского института международной политики и безопасности (2015), старший научный сотрудник Немецкого общества внешней политики (по программе Германской службы академических обменов, 2014) Эльхан Нуриев для Международного аналитического центра Rethinking Russia.
В сентябре 2016 года главы государств-членов СНГ собрались в Бишкеке для того, чтобы принять участие в юбилейном 25-м саммите организации. Несмотря на то, что однодневный саммит остался практически незамеченным экспертным сообществом, он был отмечен успехом в достижении консенсуса по жизненно важному для России вопросу о сохранении за СНГ статуса полноценной международной организации. Что бы критики ни говорили о нынешнем состоянии интеграционных процессов на постсоветском пространстве, СНГ остается универсальной платформой, позволяющей лидерам государств-членов обсуждать ключевые вопросы транзита после приобретения независимости и обмениваться мнениями по наиболее важным проблемам мировой политики. Тот факт, что по итогам саммита был подписан ряд фундаментальных документов, включая несколько заявлений о региональной безопасности, свидетельствует о единогласном желании всех государств-членов интенсифицировать многостороннее сотрудничество.
Еще одним из свидетельств является то, что саммит в Бишкеке наглядно продемонстрировал, что главы государств-членов придают большое значение деятельности СНГ, связанной с безопасностью, экономическими, политическими и военными вопросами. Содружеству, несомненно, удалось разработать сильную нормативную базу во многих областях, включая таможню, транспорт, связь, не говоря об усилении интеграции в экономике и сфере безопасности. Однако главное достоинство СНГ заключается в умении этой гибкой организации адаптироваться к новым мировым реалиям. Поскольку СНГ является частью международной системы безопасности, приоритеты многостороннего сотрудничества формулируются в соответствии с возникающими вызовами на международной арене.
Тем не менее, главным недостатком, ограничивающим роль СНГ, является неспособность быстро реагировать на угрозы безопасности на постсоветском пространстве. Учитывая то, что лидеры государств-членов обеспокоены всплеском терроризма и экстремизма, СНГ продолжает играть важную роль в решении проблем, возникающих на международной арене. У СНГ по-прежнему остается нераскрытый потенциал сотрудничества, который необходимо взращивать и использовать по максимуму. Все преимущества и возможности, которыми государства-члены еще не воспользовались, могут придать новый импульс совместным усилиям по борьбе с терроризмом и помочь справиться с угрозами безопасности, виднеющимися на горизонте.
Даже краткого анализа того, как Россия реагирует на изменения стратегической ситуации в своем регионе, достаточно, чтобы понять, что Москва выражает обеспокоенность. По мере того, как Кремль изучает расстановку сил на международной арене, ему становится очевидна значимость СНГ. Президент Путин хорошо знает, что безопасность России непосредственно связана с политической и экономической обстановкой в странах СНГ. Именно по этой причине в своих геополитических соображениях Россия уделяет особое внимание стратегическими отношениям с государствами-членами СНГ вне зависимости от того, имеют ли они общие геополитические интересы и проблемы. Несомненно, Россия не может просто взять и отстраниться от участия на пространстве СНГ, где она хочет усилить договоренности по безопасности с постсоветскими государствами.
Конечно, экономическая и политическая ситуация в странах СНГ во многом зависит от их отношений с Россией, и наоборот. Это означает, что российский фактор остается значимым для внешнеполитических стратегий стран СНГ. Как следствие, они видят сотрудничество с Россией, как двустороннее, так и многостороннее, как лучшее решение. Подчеркивая возросшую необходимость сотрудничества в борьбе с международным терроризмом, главы стран-членов СНГ осознали, что существует серьезная необходимость защитить свои границы и превратить их в непреодолимый для потенциальных врагов постсоветских государств барьер.
Очевидно, что заявления Владимира Путина на юбилейном саммите в Бишкеке подчеркивают его намерение усовершенствовать работу организации, когда в 2017 году Россия ее возглавит. Похоже, Россия намеревается взяться за проблему переформатирования существующей системы интеграции в рамках СНГ. Действительно, с учетом быстро меняющихся геополитических реалий, СНГ не может быть сохранено в его актуальном виде, но нуждается в совершенствовании с целью повышения эффективности его работы и актуальности. Реформирование СНГ действительно имеет значение для России и других стран-членов с точки зрения активизации многостороннего сотрудничества. Следовательно, нельзя исключать возможность того, что председательство России, которое начнется в 2017 году, существенно повлияет на последующее развитие постсоветского пространства.
Проще говоря, результаты саммита в Бишкеке позволяют надеяться на то, что следующая встреча на высшем уровне в Москве, запланированная на октябрь 2017 года, станет решительным шагом на пути усиления региональных интеграционных трендов. Если это будет так, то появится возможность превратить слабые стороны СНГ в реальные преимущества. Усиление сотрудничества с СНГ в сфере безопасности является для России предварительным условием ее успеха в 21 веке. Для того, чтобы придать СНГ большую значимость на международной арене и усовершенствовать его имидж, Москва сможет принимать решения, которые позволят продвигать российскую повестку геополитического влияния и расширять экономическое сотрудничество. Таким образом, вполне возможно, что Кремль начнет процесс перестройки СНГ в соответствии с новым видением, что будет удовлетворять интересы не только России, но и других стран-членов. Но для того, чтобы это случилось, Россия и другие постсоветские государства должны предпринять ряд серьезных шагов по разрешению запутанных проблем организации. По этой причине 2017 год станет решающим в борьбе за реформирование СНГ и усиление региональной интеграции.
Источник: TREND