Содружеству Независимых Государств 25 лет: итоги, перспективы
С.Н.Лебедев
Содружеству Независимых Государств 25 лет. Если говорить об оценке пройденного пути, то, по общему мнению лидеров наших стран, выраженному на саммите 16 сентября 2016 г. в Бишкеке, «Содружество состоялось как уникальная и универсальная, не имеющая аналогов организация». При этом главным итогом 25-летней деятельности СНГ признано развитие равноправного политического диалога, построение на новой основе механизма широкомасштабного сотрудничества с учетом национальных интересов государств-участников.
Тем не менее на протяжении всего прошедшего периода Содружество никогда не испытывало дефицита критики в свой адрес, которая звучит и в наши дни. Она, эта критика, как правило, ранее являлась следствием завышенных ожиданий от новых форматов взаимодействия с надеждой получить весомые позитивные результаты в кратчайшие сроки.
При этом далеко не всегда учитывались базовые принципы функционирования СНГ, предоставляющие государствам право на выбор собственной модели развития и возможность избирательно участвовать в тех направлениях сотрудничества, которые представляют для них наибольший интерес. Как следствие, оценки деятельности СНГ со стороны СМИ и экспертного сообщества нередко давались в отрыве от его реальных возможностей.
Признавая справедливость ряда критических замечаний, возьму на себя смелость утверждать, что с большинством основополагающих задач Содружество справляется. Без наднациональных полномочий, без жесткого механизма контроля за реализацией принимаемых документов налажено и развивается торгово-экономическое сотрудничество, создана работающая система совместного противодействия современным вызовам и угрозам, поступательно наращивается разноплановое гуманитарное партнерство, совершенствуется и обновляется нормативно-правовая база.
Для подтверждения сказанного обратимся к последнему пятилетию, которое, как известно, было далеко не простым. На предыдущей конференции, посвященной 20-летию СНГ, Договор о зоне свободной торговли рассматривался только в качестве возможного перспективного проекта. Сегодня он стал реально действующим документом, работающим на более тесное взаимодействие. Реализация его положений способствовала росту взаимной торговли. Темпы ее, к сожалению, замедлились в связи с объективными причинами, обусловленными негативными тенденциями на глобальном рынке и осложнениями в международных делах.
Вместе с тем снижение товарооборота носит менее резкий характер, нежели в аналогичных неблагоприятных условиях 2009-2010 гг., когда Договора еще не было. Это лишний раз убеждает, что совместные действия позволяют эффективнее преодолевать кризисные ситуации и ужесточающуюся конкуренцию за рынки и ресурсы.
Надо признать наличие некоторых проблем, связанных с участием сторон Договора в различных интеграционных объединениях. Здесь свою роль призваны сыграть предусмотренные Договором механизмы разрешения торговых споров. Важное значение в устранении торговых барьеров принадлежит также упрощению процедур таможенного оформления с использованием современных информационных технологий.
В целях дальнейшего сближения экономик, их кооперации, наращивания взаимовыгодных торгово-экономических связей в настоящее время идет процесс доработки проекта Соглашения о свободной торговле услугами в рамках СНГ. Рассчитываем на завершение в ближайшее время его предварительного согласования и подписание в 2017 г.
Четыре года назад стартовала Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств — участников СНГ. За прошедшее время проделана сложная и кропотливая работа. Сформирована структура управления, обеспечено взаимодействие научных и инновационных организаций государств-участников, решены вопросы финансирования, что позволило приступить к практической реализации 10 пилотных проектов. Сейчас завершается подготовка комплекса мероприятий на 20172020 гг., направленного на достижение целей Программы.
Закономерно, что инновационная составляющая занимает важное место в Плане мероприятий по реализации третьего этапа (2016-2020 годы) Стратегии экономического развития СНГ, утвержденном Советом глав правительств в октябре 2016 г. и предусматривающем разработку мер по стимулированию инновационной деятельности.
В числе значимых направлений Плана – дальнейшее развитие торгово-экономического сотрудничества, поступательное формирование общего рынка труда, создание условий для адаптации и интеграции трудящихся-мигрантов принимающей стороной.
Актуальным направлением является взаимодействие в валютно-финансовой сфере. Здесь запланированы меры по использованию национальных валют во взаиморасчетах между государствами, по упрощению процедур трансграничных платежей и организации взаимного допуска национальных банков на валютные рынки, по сближению норм регулирования и контроля с учетом международной практики.
Предусмотрено также углубление практических связей государств в области транспорта, энергетики, промышленности, космоса, лесного хозяйства, информационно-коммуникационных услуг и связи, агропромышленного комплекса.
С учетом в основном успешного прохождения двух предыдущих этапов есть все основания полагать, что в ходе завершающего этапа определенные Стратегией экономического развития задачи будут полностью реализованы. Это, безусловно, дает дополнительный импульс деловым связям внутри СНГ, росту и повышению конкурентоспособности национальных экономик, укреплению потенциала Содружества в целом.
Прошедший период был отмечен также повышением роли гуманитарного сотрудничества. Можно с полным основанием утверждать, что партнерство в данной сфере стало системообразующим фактором в решении триединой по своей сути задачи. Она включает: сохранение духовной близости, добрососедства и дружбы между народами наших стран; противостояние идеологии экстремизма, нетерпимости и террора; содействие созданию «умных экономик» как главного ресурса устойчивого развития и прогресса.
Отличительная особенность последних лет – переход к углублению сотрудничества в формате постоянно действующих проектов. Этому в значительной мере способствует деятельность Совета по гуманитарному сотрудничеству и специализированного Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ, координация работы всех отраслевых структур гуманитарного профиля.
Высокую эффективность подтвердила практика объявления в СНГ тематических годов по гуманитарной деятельности, проведения форумов творческой и научной интеллигенции, съездов учителей и работников образования, международного конкурса «Искусство книги» и ряда других мероприятий, представляющих несомненный интерес для стран Содружества.
В их рамках укрепляются и обогащаются новым содержанием профессиональные связи, определяются наиболее актуальные направления дальнейших действий. На развитие взаимообогащающего диалога культур направлена Межгосударственная программа «Культурные столицы Содружества», которая получила практическое воплощение уже в 12 городах стран СНГ.
Комплексный подход, слаженная и целенаправленная деятельность отраслевых советов позволяют формулировать значимые для Содружества гуманитарные задачи в долгосрочных и масштабных по своему содержанию документах. Только за последние годы утверждены стратегии развития физической культуры и спорта, укрепления сотрудничества в сфере туризма, совершенствования работы по охране здоровья населения, Концепция сотрудничества в сфере культуры и Основные мероприятия в данной области до 2020 года.
Результативность такого подхода демонстрирует реализация ранее принятой Стратегии международного молодежного сотрудничества. Совместными усилиями государственных органов, общественных организаций и профильных советов СНГ она наполнена привлекательными и актуальными, сближающими молодежь проектами, которые регулярно обновляются в содержательном и организационном аспектах.
Не менее важно, что около 30 научно-методических структур стран Содружества по изучению проблем молодежи осуществляют взаимодействие на постоянной основе. В данном контексте отрадно отметить, что многогранная палитра гуманитарного партнерства с каждым годом дополняется новыми оттенками, становится более разнообразной и привлекательной. Так, в июне 2016 г. Совет глав правительств СНГ учредил Международную выставку «ART EXPO», которую планируется проводить раз в два года в формате выставок и презентаций поочередно каждой страной СНГ. Она предоставит возможность продемонстрировать самые яркие проекты и достижения в культурной жизни государств-участников.
Хорошую заявку на «постоянную прописку» имеют Фестиваль национальных видов спорта, Международный молодежный проект «100 идей для СНГ», форумы «Диалог культур» и «Дружба без границ», ряд других уже действующих проектов.
В последние годы на общей гуманитарной площадке начал работу Совет по сотрудничеству в области фундаментальной науки. Им сформированы предложения по приоритетным фундаментальным исследованиям и международным научным центрам государств — участников СНГ, а также Перечень перспективных научных проектов. Есть все основания полагать, что во взаимодействии с другими советами научно-технической направленности будет создана современная институциональная модель генерации, распространения и практического использования знаний и инноваций в различных сферах совместной деятельности в рамках Содружества.
Позитивные изменения происходят в деле формирования общего информационного пространства. Ведущая координирующая роль здесь отводится Совету руководителей государственных информационных агентств и Совету руководителей государственных и общественных телерадиоорганизаций. За последние годы под их эгидой реализовано немало совместных проектов, нацеленных на сближение наших народов.
При этом данные советы и СМИ не стоят на месте, постоянно ищут новые формы взаимодействия, совершенствуют сотрудничество как на многосторонней, так и на двусторонней основе.
Активно работает Ассоциация национальных информационных агентств, в рамках которой действует общая новостная лента, позволяющая ежедневно обмениваться материалами и фотографиями о событиях в странах Содружества. Успешно функционирует Межгосударственный информационный пул телерадиоорганизаций, куда по обмену только за последние два года поступило около 6 тыс. материалов.
Особое место в информационном кластере СНГ занимает Межгосударственная телекомпания «Мир» — три телеканала, радио, портал в Интернете и спутниковая система, которая информирует, в том числе в круглосуточном режиме, о всех важных и актуальных событиях, происходящих в экономической, политической, культурной и иных сферах деятельности Содружества. Вещание телеканалов осуществляется в четырех часовых поясах на территории 18 государств, в Интернете и по спутниковому ТВ, в общей сложности их могут смотреть более 110 млн человек.
Пользуясь случаем, хотел бы выразить слова благодарности всем представителям средств массовой информации за реальный вклад в укрепление общих информационного и гуманитарного пространств, за внимание к интеграционной проблематике.
Вместе с тем возрастающая масштабность стоящих перед Содружеством задач требует и адекватного информационного партнерства. Имеющиеся сегодня возможности средств массовой информации могли бы использоваться с большим коэффициентом полезного действия для всестороннего раскрытия панорамы межгосударственного сотрудничества. Важно, чтобы медийное сообщество обеспечивало объективное и полное информирование общественности и народов наших стран о позитивных тенденциях и результатах в развитии интеграционного процесса на пространстве Содружества.
Последние годы, к сожалению, отмечены нарастанием угроз международной стабильности и безопасности, которые стремительно эволюционируют. К застарелым конфликтам добавляются новые опасные очаги напряженности, а серьезные кризисы перманентно охватывают не только отдельные страны, но и целые регионы. Остается крайне сложной ситуация на Ближнем Востоке, где продолжают осуществлять свою агрессивную деятельность ИГИЛ и другие террористические группировки. Сохраняется напряженность в Афгано-Пакистанском регионе, что напрямую угрожает безопасности центральноазиатских государств—участников СНГ.
Опасным дестабилизирующим фактором являются непрекращающиеся попытки известных центров силы навязывать отдельным странам чуждую им модель развития, управлять извне внутриполитическими процессами в суверенных государствах путем экспорта цветных революций и искусственной смены законной власти. Как следствие, острой международной проблемой стал катастрофически возрастающий поток нелегальных мигрантов.
Настойчивым агрессивным атакам подвергается информационное пространство. Очевиден тот факт, что отдельные страны стремятся использовать свое доминирующее положение в глобальной информационной сети для достижения не только экономических, но и военно-политических целей.
Особую угрозу представляет международный терроризм, смыкающийся с различными радикальными и экстремистскими течениями.
С учетом вышесказанного укрепление стабильности и безопасности было и остается безусловным приоритетом для государств-участников и Содружества в целом. При этом совместное противодействие современным вызовам и угрозам носит комплексный характер. Его обеспечивают солидная нормативноправовая база, а также эффективная система сотрудничества компетентных органов. Причем оба эти компонента постоянно совершенствуются и модернизируются в соответствии с запросами и требованиями времени. За последнее пятилетие высшими органами СНГ принято более 30 документов по данной проблематике, а с целью углубления сотрудничества на актуальных направлениях в течение 2012-2015 гг. в дополнение к действующим созданы Совет руководителей подразделений финансовой разведки, Межгосударственный совет по противодействию коррупции, Совет руководителей пенитенциарных служб.
Традиционное взаимодействие в военной сфере и вопросах охраны границ развивается на базе Концепции военного сотрудничества и Концепции согласованной пограничной политики. С целью предотвращения возможных угроз с афганской территории главами наших государств принято и в настоящее время реализуется Решение «Об оказании помощи Республике Таджикистан для укрепления пограничной безопасности на таджикско-афганском участке внешних границ государств — участников СНГ».
По вполне понятным причинам в последние годы акцент сотрудничества в сфере безопасности смещен в сторону противодействия терроризму. В то же время страны СНГ прилагают совместные усилия в борьбе с организованной преступностью, незаконным оборотом оружия, наркотрафиком, коррупцией, торговлей людьми, нелегальной миграцией.
С учетом современных тенденций значительное внимание уделяется нейтрализации использования информационных технологий для распространения экстремистских идей и привлечения в ряды террористов новых сторонников, в первую очередь из числа молодежи. Осуществляются также скоординированные меры по выявлению и ликвидации каналов финансовой подпитки терроризма.
Хотел бы отметить поступательное развитие деловых контактов соответствующих структур СНГ с международными и региональными организациями. В их числе: Контртеррористический комитет Совета Безопасности ООН, Управление ООН по наркотикам и преступности, Международная организация по миграции, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), профильные структуры ОДКБ, ШОС, ОБСЕ.
В октябре 2015 г. на саммите Содружества в Казахстане принято Заявление глав государств—участников Содружества Независимых Государств о борьбе с международным терроризмом. Выражена общая решимость задействовать весь потенциал сотрудничества в рамках СНГ для своевременного предупреждения и эффективного противостояния угрозам, исходящим от террористических группировок.
Согласованные подходы по международной проблематике, утвердившаяся практика принятия главами государств адресованных мировому сообществу документов, продвижение совместных инициатив на площадке ООН являются несомненным результатом заинтересованного политического партнерства.
О конструктивном вкладе государств-участников СНГ в различные направления общей архитектуры международного взаимодействия говорит, в частности, внесенная по инициативе Республики Беларусь Резолюция о сотрудничестве между ООН и СНГ, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 11 ноября 2014 г.
Эффективной формой политического сотрудничества в формате Содружества и важным элементом международной системы мониторинга избирательных процессов стала деятельность Миссии наблюдателей от СНГ на выборах и референдумах в государствах-участниках. Только в конце 2016 г. миссии наблюдателей от СНГ работали на выборах Президента Молдовы и Президента Узбекистана.
Важная роль в углублении и конкретизации политического партнерства принадлежит регулярно проводимым под эгидой Совета министров иностранных дел многоуровневым межмидовским консультациям, где обсуждается проблематика международной политики, экономики, безопасности и гуманитарного сотрудничества.
Подытоживая все вышесказанное, представляется необходимым особо отметить, что имеющиеся результаты в деятельности Содружества на современном этапе достигнуты в ходе реализации принятого главами государств в 2007 г. программного документа – Концепции дальнейшего развития СНГ. Многие положения Концепции носят долгосрочный характер, и работа по осуществлению намеченных мер сегодня продолжается.
Однако жизнь не стоит на месте. Содружество постоянно испытывает на себе последствия политических и экономических изменений, происходящих как внутри СНГ, так и за его пределами. Будучи значимой региональной структурой в общей системе международных отношений, СНГ в последние годы в полной мере ощутило влияние глобальных вызовов и проблем.
В этих условиях в 2015 г. на саммите в Казахстане закономерно возник вопрос о необходимости адаптации Содружества к современным реалиям. Состоялся откровенный обмен мнениями, внесены предложения, направленные на обновление СНГ, повышение его результативности.
В течение прошедшего после саммита времени в различных форматах проведено обсуждение имеющихся предложений, а итоговые результаты были представлены на рассмотрение Совета глав государств 16 сентября 2016 г. в Бишкеке. Лидеры наших стран всесторонне оценили деятельность Содружества, определили его перспективы, изложенные в Заявлении глав государств—участников Содружества Независимых Государств в связи с 25?летием СНГ и в Решении об адаптации Содружества Независимых Государств к современным реалиям.
Главная задача состоит в том, чтобы результатом предстоящей адаптации стали повышение эффективности СНГ, рост его авторитета на международной арене, укрепление интеграции государств-участников в целях обеспечения мира, добрососедства и прогресса на пространстве Содружества.
Таким образом, Содружество Независимых Государств в сложных современных условиях действует и совершенствуется, успешно реализуя положения Концепции дальнейшего развития СНГ как программного документа организации.
Аннотация: Представлен обзор результатов деятельности Содружества Независимых Государств по основным направлениям сотрудничества: торгово-экономическое, гуманитарное, противодействие современным вызовам и угрозам, в сфере молодежной политики, в информационно-коммуникационной сфере и в сфере международных связей. Названы основные проблемы и возможные пути их решения. Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Заявление глав государств — участников Содружества Независимых Государств в связи с 25-летием СНГ указаны в качестве документов, определяющих долгосрочные стратегические цели развития Содружества.
Ключевые слова: Содружество Независимых Государств, СНГ, зона свободной торговли, торгово-экономическое сотрудничество, гуманитарное сотрудничество, противодействие современным вызовам и угрозам, инновационное сотрудничество, общий рынок труда, общее информационное пространство.
Об авторе
Сергей Николаевич Лебедев (Москва, Российская Федерация) — Председатель Исполнительного комитета — Исполнительный секретарь СНГ; cr@cis.minsk.by; info@e-cis.info
25th Anniversary of the Commonwealth of Independent States: Outcomes and Prospects
S. Lebedev
Summary: Review of the activities of the Commonwealth of Independent States in key areas of cooperation: trade and economy, humanitarian action, countering modern challenges and threats, youth policies, information and communication sphere, international relations. Description of the key issues and possible ways to address them. The Future CIS Development Concept and the Statement of the CIS Member Nations in Connection with the 25th Anniversary of the CIS presented as the documents defining long-term strategic development goals of the Commonwealth.
Keywords: Commonwealth of Independent States, CIS, free trade zone, trade and economic cooperation, humanitarian cooperation, countering modern challenges and threats, innovation cooperation, common labor market, single information space.
About the Author
Sergey Lebedev (Moscow, Russian Federation) — Chairman of the Executive Committee — CIS Executive Secretary; cr@cis.minsk.by; info@e-cis.info