Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Председатель МТРК «МИР» Р.Батыршин о 25-летнем юбилее телерадиокомпании

 


Радик Батыршин: Мир для всех

 

Интервью с председателем Межгосударственной телерадиокомпании "Мир" Радиком Батыршиным

— Когда главы СНГ подписали соответствующий документ, началась точка отсчета истории «Мира». Как ни странно, он оказался документом немедленного действия, — говорит мне председатель Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» Радик Батыршин. — Через полгода в эфире «Останкино» (теперь Первый канал. — Ред.) начал выходить воскресный итоговый тележурнал «Вместе». Мой заместитель Екатерина Абрамова до сих пор ведет эту программу на частоте телеканала «Мир».

— Но ведь начало 90–х это самый рассвет центробежных тенденций, а тут такое интеграционное решение?..

— У глав государств СНГ было желание не терять единое пространство в культурном, информационном, да и моральном смысле. И то, что «Мир» спустя 25 лет существует и даже неплохо развивается, говорит о главном: единое информационное пространство есть, и оно нужно не только политическому руководству наших стран, но и нашим народам.

— К 25–летию Договора о коллективной безопасности вы сделали цикл телепрограмм с президентами государств — участников организации. Вы работаете с первыми лицами много лет. Что самое сложное в таких интервью?

— Президенты стран СНГ и ОДКБ мои работодатели. Когда встречаюсь с ними, как председатель МТРК «Мир» я должен дать отчет о проделанной работе. Совершенно другая история, когда работаю как журналист и интервьюер: я должен задавать те вопросы, которые действительно интересуют меня и моего зрителя. Они могут быть разные, удобные и не очень.

Попасть в графики президентов было сложно. Остальное в наших руках: можем снимать, если нужно, даже ночью. В этот раз было пять столиц за две недели. С нами были четыреста кг оборудования и бригада из восьми человек. Телевидение — это, как известно, «внучка» фотографии, которая с латыни переводится как «светопись». Каждый раз надо как минимум четыре часа для подготовки помещения и техники к интервью.

 

Две пятилетки

— Юбилейная тема в этом году актуальна и лично для вас. Согласны, что за те десять лет, которые вы возглавляете «Мир», компания превратилась в одного из самых влиятельных игроков на евразийском медийном поле?

— В 2007 году я пришел из ВГТРК, крупнейшего медиахолдинга, по количеству зрителей и охвату который превышает даже английскую Би–би–си. «Мир» был на очень скромном счету. Для меня как менеджера это был серьезный вызов. Нужно было менять в себе многое: ментальность, подходы. Одно дело работать на национальном канале и другое — в международной компании с акционерами в лице государств СНГ, где у всех равные права вне зависимости от того, кто и сколько вносит в общую копилку.

Помог опыт участия в проекте «Евроньюс», панъевропейского телеканала, одним из владельцев которого является ВГТРК. Но и этот опыт пришлось адаптировать к нашим евразийским особенностям. Ведь на «Евроньюс» каждый из акционеров создает свою языковую версию. Согласовываются видео и основные подходы, но журналист все равно говорит свой текст, расставляет свои акценты.

«Мир» же вещает на все страны на одном языке и с одним продуктом. «Мир» отличает очень высокая степень интеграции и гораздо более жесткое взаимодействие в рамках редакционной политики. Мы ее формулируем как принцип максимально «закрытой» журналистской позиции: не навязываем свою точку зрения, даем только факты и ни в коем случае не пытаемся интерпретировать их. К сожалению, а может быть, и к счастью, жанр публицистики, который присущ другим телеканалам, мы не используем.

 

В евразийском фокусе

— В одном из своих интервью вы приводили пример, когда в 2008 году одна съемочная группа «Мира» работала в Гори, по которой наносили удары русские военные, а вторая — в Цхинвали под обстрелом грузинских войск. Не создает ли это проблемы в штаб–квартире, в Москве?

— Создает. Прежде всего для меня как менеджера, человека, которому главы государств — участников СНГ доверили управление. В этом отличие межгосударственного канала от национального: надо сочетать элементы менеджмента и дипломатии.

— Судя по результатам, дипломатия не подвела. Если подвести какие–то предварительные итоги, чем гордитесь больше всего, что удалось из задуманного, что нет?

— За это время удалось увеличить аудиторию нашего главного канала «Мир» в четырнадцать раз. Мы сделали его общенациональным в пяти странах — в них у канала есть фиксированная «кнопка». Запустили первый Международный евразийский информационный телеканал «Мир 24» и первый премиальный евразийский канал высокой четкости «Мир HD».

Расширили зоны вещания радио «Мир». Раньше в России на средних волнах была одна точка вещания в Сыктывкаре, теперь 65 радиостанций. Мы вещаем на две трети территории Кыргызстана и по всей Беларуси. На нашем портале ежедневно не менее 250 тысяч уникальных посетителей, в принципе, это сопоставимо с любым национальным печатным медиаресурсом или интернет–порталом.

— Как идет экспансия «Мира»?

— В странах ЕАЭС есть трансляции в национальных мультиплексах. Мы уже вышли за рамки СНГ. Вещаем в Австрии, Болгарии, Германии, Латвии, Литве, Хорватии, США, Канаде, Швейцарии и др.

— Чем порадуете в новом телесезоне?

— К юбилею готовим специальный цикл программ с нашими героями, встречи 25 лет спустя. Будут отдельная промокампания, большой календарь событий. Новый телевизионный сезон начинается в сентябре, и сейчас мы интенсивно работаем, чтобы выйти к зрителю с мощным и ярким редакционным портфелем.

— Может быть, для обывателей это не так очевидно, но вы сегодня одна из самых влиятельных персон евразийского медиапространства. Кроме МТРК, в вашей жизни есть еще и преподавательская деятельность в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики».

— Когда мы пятнадцать лет назад создавали в ВШЭ факультет медиакоммуникаций, хотели как работодатели создать систему подготовки кадров, в которых нуждается современная индустрия. Теперь у нас уже есть отделение и медиадизайна, и социальных коммуникаций. За эти годы большинство наших выпускников состоялись в профессии, выросли в звезд российских федеральных каналов, некоторые стали сотрудниками зарубежных компаний.

Для меня самого работа профессора ВШЭ — значимый способ самореализации. Здесь не схалтуришь: надо подготовиться к каждой лекции, написать текст, выложить в сеть промежуточные задания. Ну и, кроме всего, много формальной работы, которая занимает много времени, но дисциплинирует.

— Судя по всему, вы перфекционист, спуску не даете прежде всего себе. Ну а к чужим слабостям как, снисходительны?

— Только если это не касается работы. Не ошибается тот, кто ничего не делает, но я не могу быть снисходительным к таким людям. Наша профессия удивительная. Ведь журналист — это дилетант, который ни в чем сам может глубоко и не разбираться. Но его профессионализм в том, что обо всем происходящем он должен рассказывать людям интересно и увлекательно. А для этого нужно постоянно самому учиться.

— Мультимедийный проект «Беларусь сегодня» с редакцией газеты «СБ. Беларусь сегодня» в этом году тоже празднует юбилей. Пять лет телепроекта много или мало?

— Когда–то я попросил наших белорусских «мировских» коллег выйти на редакцию крупнейшей газеты Беларуси с предложением делать общий мультимедийный проект о жизни, о том, что больше всего волнует простых граждан.

Для нас было принципиально важно показать читательской аудитории «СБ», что мы тот телеканал, который живет вместе с ними одними радостями и проблемами, работает для них. Темы передач приходили из газетных статей, и мы переводили их в телевизионный формат, делали истории с продолжением. По ощущениям, как говорят у нас на телевидении, передача сложилась и проект получился, за это надо поблагодарить и руководство главного издания Беларуси, и лично Павла Якубовича.

— Как измеряется успех или провал телепроекта? Есть ли обратная связь со зрителем?

— Для телевидения очень важны рейтинги телесмотрения. Мы за этим следим строго. Теперь можно каждую минуту отслеживать, что зрителю интересно, что зацепило, более того, я даже знаю попадание в целевую аудиторию. Действуем абсолютно рыночно: если программа неинтересна зрителю, она в эфир больше не выходит.

 

Источник: СБ Беларусь сегодня

 


 

Межгосударственная телерадиокомпания "Мир" отмечает 25-летний юбилей

Более 20 стран вещания, 140-миллионная аудитория, приоритет фактов над мнениями - межгосударственная телерадиокомпания "Мир" с 1992 года освещает жизнь в России, странах Содружества и за его пределами. Сегодня у МТРК "Мир" штаб-квартира в Москве и национальные филиалы и представительства в девяти странах. Сотни журналистов, редакторов, операторов, монтажеров вот уже четверть века создают канал межнационального общения.

Год своего 25-летия компания ознаменовала серией интервью, взятых председателем МТРК "Мир" Радиком Батыршиным у пяти президентов стран Содружества Независимых Государств. С этой темы мы и начали разговор, посвященный юбилею телерадиокомпании.

- Главным в общении с президентами было ощущение огромной ответственности, - говорит председатель "Мира". - Ведь это первые лица государств, учредивших телерадиокомпанию "Мир", а ты - журналист, калибр вопросов которого должен отвечать рангу беседы и одновременно устремлениям тех людей, которые выдали президенту своей страны мандат доверия. Надо учитывать, что его ответственность за каждое слово выше, чем у любого гражданина государства. За две недели наша команда побывала в пяти странах. Было сложно попасть в графики президентов. Остальное - в наших руках: можем снимать, если нужно, и ночью. Однажды нам даже пришлось в одной из комнат дома устроить небольшую студию со звуком высочайшего качества. Каждый раз нам нужно было как минимум четыре часа для того, чтобы подготовить помещение и всю технику для интервью. Только осветительного оборудования у нас было почти полтонны.

Какие еще этапы 25-летней истории вы бы назвали?

Радик Батыршин: Конечно, это 1992 год: первый выход в эфир - через год после решения о создании телекомпании. Мы появились на частоте "Останкино" в виде программы "Вместе" (она, кстати, до сих пор в эфире). В 2008 году по предложению Владимира Путина, на тот момент председателя правительства России, Совет глав правительств принял решение о технологическом перевооружении "Мира", переходе на цифровые технологии. Наконец, четыре года назад мы запустили первый информационный евразийский телеканал "МИР 24" с круглосуточным вещанием. Словом, за 10 лет из канала - символа единого информационного пространства Содружества мы стали его фундаментом.

"Мир" - это журналистика факта, а главный принцип - медицинский, "не навреди"

Как бы вы описали подход "Мира" как телерадиокомпании, объединяющей страны СНГ, к проблеме межнациональных отношений?

Радик Батыршин: Мы не избегаем острых тем, включая темы межэтнических противоречий. Наши группы работали в Цхинвале во время трагических событий 2008 года и на юге Кыргызстана во время столкновений на межнациональной почве в 2010 году. Сегодня мы стараемся сделать так, чтобы автоматные очереди и наши журналисты были как можно дальше друг от друга. Журналистика "Мира" - это журналистика факта, а главный принцип - медицинский, "не навреди". Мы не навязываем зрителю свою точку зрения, а даем ему неоспоримый факт - и пусть он сам делает выводы.

Эмблема телеканала - руки в дружеском рукопожатии и слоган "Невозможно оторваться"...

Радик Батыршин: Во-первых, мы, безусловно, канал дружбы народов, и это рукопожатие не разорвать, а, во-вторых, слоган говорит о том, что и от нашего канала не оторвешься. Кстати, когда мы проводили социологическое исследование, то там был вопрос: "Каким словом вы бы охарактеризовали канал "МИР"?" В ответах на первом месте было прилагательное "добрый".

Как зритель "Мира" я заметил, что ваша "картинка" стала более яркой, броской...

Радик Батыршин: Наши креативные художники-графики - люди молодые, бесшабашные, отвязные и потому успешные. Они четко понимают, что аудитория "Мира" - не тинейджеры, что "упаковка" не должна создавать ощущение второсортности. Поэтому они работают так, что каналы, входящие в ТОП-10, часто копируют наши дизайнерские решения.

А вот однажды в вашу студию во время выпуска новостей собака (ролик с черным лабрадором собрал в Интернете более 9 миллионов просмотров. - Прим. авт.)...

Радик Батыршин: В эфир попала собака нашего режиссера, которую в соседнем павильоне снимали в рекламной фотосессии. Но ведь ведущая Илона Линарт в этой ситуации ничуть не испугалась! Она девушка смелая, упорная, спортсменка и при этом красавица. Работа только в студии ее не устраивает, она постоянно рвется в командировки, недавно сделала репортаж из чернобыльской зоны. На таких журналистах, которым интересно все, и держится "Мир".

Войдет ли эпизод с собакой в снимающийся сейчас к 25-летию "Мира" фильм?

Радик Батыршин: Конечно. Там будут истории о наших героях, людях, отдавших 25 лет "Миру". Например, о ведущей итоговой программы "Вместе" Екатерине Абрамовой, которая начинала свою карьеру в компании в 1994 году специальным корреспондентом, а сегодня - заместитель председателя "Мира" по телерадиовещанию, директор телеканалов "МИР" и "МИР 24". В фильме будут рассказы о событиях, которые мы освещали, о ребятах, работавших под пулями. Нам есть что рассказать о "Мире".

 

Источник: Российская газета - Федеральный выпуск №7328 (162)