Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

В штаб-квартире СНГ в Минске рассмотрены вопросы медицинского обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации

30 ноября – 1 декабря 2017 года в Исполнительном комитете СНГ в Минске прошло заседание Рабочей группы для подготовки предложений по вопросам медицинского и санитарно-эпидемиологического обеспечения полетов воздушных судов гражданской авиации государств – участников Содружества Независимых Государств.

В заседании участвовали представители Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Межгосударственного авиационного комитета и Исполкома СНГ.

Как пояснил в интервью журналистам начальник отдела координации и развития авиационной медицины Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Сергей Ивашов, сегодня вопрос межведомственного и межгосударственного взаимодействия для обеспечения безопасности полетов в разрезе медицины и эпидемиологии стоит достаточно остро. Именно поэтому МАК инициировал создание данной рабочей группы на одном из заседаний Совета по сотрудничеству в области здравоохранения. Члены Совета согласились с предложением, подписав соответствующее решение. В состав группы вошли представители авиационных администраций, министерств здравоохранения, авиапредприятий, авиакомпаний, профессиональных ассоциаций, учебных заведений и научно-исследовательских организаций стран СНГ. Прошедшая встреча стала первыми заседанием рабочей группы.

В будущем, по словам Сергея Ивашова, группа будет принимать решения и разрабатывать проекты документов, касающиеся сотрудничества государств в вопросах медицинского обеспечения безопасности полетов, проведения врачебно-летной экспертизы, оказания помощи на борту воздушного судна, мер по предотвращению заражения особо опасными инфекциями и актов биологического терроризма.

Рабочая группа будет также заниматься вопросами подготовки и повышения квалификации авиационных врачей, внедрением норм, правил, положений и стандартов в области авиационной медицины и реабилитации авиационных специалистов.

В свою очередь ведущий консультант по авиационной медицине Федерального агентства воздушного транспорта «Росавиация» Елена Колесникова считает, что вопросы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации актуальны для всех стран Содружества. И решать их необходимо сообща.

«Мы должны отработать единые подходы к системе медицинского обеспечения полетов воздушных судов гражданской авиации и единые стандарты по состоянию здоровья, когда мы допускаем летный состав, диспетчеров к летной работе, к управлению воздушным судном и движением воздушных судов», – отметила эксперт.

По ее словам, необходимо разработать единые требования к порядку проведения врачебно-летной экспертизы, определить объемы проводимых медицинских исследований, критерии допуска летного состава по состоянию здоровья. «Все эти требования должны быть едиными для государств – участников СНГ, потому как на сегодняшний день пилоты из стран Содружества мигрируют и, к примеру, в России летает много пилотов из Беларуси, Казахстана, Армении», – пояснила Елена Колесникова.

Не менее важным, по мнению эксперта, является и вопрос медицинского обеспечения полетов в части оказания медицинской помощи пассажирам. Здесь необходимо проработать нормы оснащения воздушных судов медикаментами и медицинскими средствами, разработать общий алгоритм по порядку оказания как первой медицинской помощи непосредственно на борту самолета, так и в здравпунктах аэровокзалов.

Руководитель Службы авиационной медицины Органа гражданской авиации Республики Молдова Елена Катаман считает, что при разработке единых требований и стандартов необходимо сохранить принцип профилактической медицины, который «очень сильно помогает в оценке рисков для безопасности полетов». Вместе с тем новые стандарты не должны быть излишне жесткими и превращать медиков и членов экипажа в две противостоящие друг другу стороны.

«Наши сотрудники должны быть нашими союзниками, а не оппозицией. Во многих странах пилоты боятся говорить врачам при обследовании всю правду. Если стандарты будут более гибкими, это позволит получить большую степень доверия, так как пилоты будут понимать, что с незначительными проблемами они смогут летать, а мы получим возможность контролировать эти проблемы. Главное, чтобы состояние здоровья любого из членов экипажа, диспетчерского состава позволяло ему безопасно выполнять свои профессиональные обязанности, как требует того международная организация гражданской авиации. Это достигается не только жесткостью стандартов, но и правильным медицинским контролем, подходом», – сказала Елена Катаман.

По итогам двухдневной встречи Рабочая группа решила подготовить и представить в Исполком СНГ до 1 марта 2018 года предложения по изменению и дополнению Положения о Группе, а вопрос о рассмотрении проекта Плана работы Рабочей группы перенести на очередное заседание во II квартале 2018 года.

Кроме того, решено создать четыре подгруппы для подготовки проектов документов по различным аспектам медицинского и санитарно-эпидемиологического обеспечения полетов воздушных судов гражданской авиации.

Все материалы заседания Рабочей группы будут направлены членам Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ, в страны Содружества, а также уполномоченным органам в области гражданской авиации и иным заинтересованным ведомствам и организациям.

 

Пресс-служба Исполнительного комитета СНГ