Одной из актуальных тем современных международных отношений является сопряжение интеграционных процессов различного уровня и глубины на пространстве СНГ. Сегодня важно рассматривать ситуацию, учитывая, что в СНГ есть Зона свободной торговли и ЕАЭС, который объединяет пять государств - членов СНГ, и есть инициатива Президента РФ о развитии больших интеграционных инициатив на пространстве юга Азии.
В конце 2017 года - года председательства России в СНГ - Президент РФ В.В.Путин на неформальной встрече с лидерами стран СНГ заверил: «Углубление взаимодействия в рамках СНГ в самых разных областях отвечает коренным интересам народов наших стран. Вместе будем работать над решением стоящих перед нами задач социально-экономического развития, укрепления стабильности и безопасности наших государств».
О состоянии и перспективах повышения эффективности Содружества Независимых Государств, практической отдаче от его деятельности для всех государств-участников, укреплении международных позиций Содружества в интервью журналу «ЭС» рассказал Председатель Исполнительного комитета - Исполнительный секретарь СНГ Сергей Николаевич Лебедев.
Содружество Независимых Государств создано в декабре 1991 года. На какие этапы, по Вашему мнению, можно разделить развитие СНГ за эти 26 лет?
Деление сложных и продолжительных исторических процессов на этапы вещь, как правило, условная и зачастую субъективная. Можно, скажем, согласиться с точкой зрения некоторых экспертов, разделяющих минувшие десятилетия на четыре периода.
Первый они именуют «романтическим». Это самое начало существования СНГ, когда многим казалось, что все будет так же, как и при Советском Союзе, и поменяются лишь названия. В жизни оказалось все гораздо сложнее. Тем не менее именно в этот период (1991-1994 годы) удалось заложить основы развития равноправного политического диалога, построения на новой основе механизма торгово-экономического взаимодействия, гуманитарного партнерства, сотрудничества в сфере обеспечения безопасности. Завершение этого периода ознаменовано вступлением в силу Устава СНГ.
Второй этап — на переломе веков (1995-2006 годы). Это время, когда господствовало представление, что, отделившись друг от друга, новые государства войдут на равных правах с крупнейшими державами в мировую экономику и будут благоденствовать. На деле же оказалось, что входной билет в «экономический рай» стоит непомерно дорого и золотой дождь как-то не торопится проливаться. Это побудило начать интенсивный поиск оптимальных путей развития. Был осуществлен ряд реформ, обусловленных изменившимися внешнеполитическими обстоятельствами и событиями во внутриполитической жизни практически всех государств Содружества. Шла активная отработка механизмов межгосударственного взаимодействия. Старт новому этапу реформ в Содружестве был дан в 2005 году на заседании Совета глав государств СНГ в Казани.
Третий период можно ограничить отрезком между 2007 и 2015 годами. В это время в большинстве стран Содружества крепло понимание того, что интеграционное взаимодействие новых независимых государств с опорой на веками складывавшиеся связи — это самый верный путь к ускорению экономического развития, а стало быть, и к повышению благосостояния народов стран Содружества. Этот период связан с принятием Концепции дальнейшего развития СНГ и Стратегии экономического развития Содружества, подписанием Договора о зоне свободной торговли, что в значительной мере определило на десятилетие судьбу нашего регионального объединения.
И наконец, нынешний период — новейшая история СНГ. Начало этому периоду положило прошедшее в 2016 году в Бишкеке заседание Совета глав государств СНГ, на котором было принято Решение об адаптации Содружества Независимых Государств к современным реалиям. На реализацию предусмотренного этим документом комплекса организационных и практических мер, направленных на адаптацию СНГ к современным реалиям и повышение эффективности деятельности уставных и отраслевых органов Содружества, и нацелена сегодня наша работа.
Уникальность Содружества как организации — в отсутствии наднациональных полномочий и жесткого механизма контроля. Что же помогает развивать сотрудничество в таких условиях?
В Вашем вопросе фактически содержится и ответ. Содружество справляется с большинством основополагающих задач именно вследствие отсутствия жесткой схемы принятия и реализации решений в той или иной сфере. Договоры и соглашения подписывают только те государства, которые заинтересованы в их выполнении. Да, иногда из-за этого круг участников бывает не слишком широк, но зато мы знаем, что эти страны действительно будут реализовывать принятые решения.
В Содружестве нет командиров и подчиненных. Каждое государство имеет право на выбор собственной модели развития и возможность избирательно участвовать в тех сферах сотрудничества, которые представляют для них наибольший интерес. Без наднациональных полномочий, без жесткого контроля (тем не менее существующего) за реализацией принимаемых решений налажено и развивается торгово-экономическое сотрудничество, создана работающая система совместного противодействия современным вызовам и угрозам, поступательно наращивается разноплановое гуманитарное партнерство, совершенствуется и обновляется нормативно-правовая база.
Какие достижения в области экономического сотрудничества СНГ Вы бы выделили особо? И какие задачи на данном направлении необходимо решить в ближайшие годы?
Более чем четвертьвековой опыт развития Содружества Независимых Государств убедительно свидетельствует, что СНГ — важная и нужная площадка для экономического и делового взаимодействия. Действительно, более двадцати шести лет государства Содружества вместе. И никакими политическими решениями, наверное, нельзя было бы сохранить это единство, если бы в его основе не лежали прочные экономические связи.
Но современная экономика ставит новые задачи и, отвечая на ее вызовы, развивается и приобретает новые формы само Содружество. В настоящее время развитие интеграционных процессов в экономической сфере в СНГ идет в основном по трем направлениям.
Первое — организация взаимодействия в тех отраслях экономики, где у наших стран накоплен большой потенциал. Это, в частности, энергетика, транспорт, связь, металлургия, отдельные сектора машиностроения, сельское хозяйство. Такое взаимодействие в первую очередь направлено на разработку новых технологий, создание новых кооперационных связей и технологических цепочек. На этой основе возникает возможность выхода на рынки с совместной продукцией с высокой долей добавленной стоимости.
Чтобы эти работы и планы носили конкурентный, деловой характер, мы приглашаем для их обсуждения представителей научных и деловых кругов, органов управления, а после согласования направляем на рассмотрение и одобрение правительств. Только в 2017 году высшими органами СНГ принято около 10 подобных решений.
Второе важное направление работ — это совместный поиск решения узловых проблем, имеющихся в экономике стран Содружества. К этому нас подтолкнуло то, что проблемы, с которыми столкнулись государства СНГ в 2014-2016 годах в связи со стагнацией в мировой экономике, оказались очень схожи. Более того, действия, предпринятые странами Содружества для их решения, были тоже очень похожи. И первое, на что мы обратили внимание, — это необходимость обеспечения роста взаимной торговли.
Как вы знаете, в 2011 году был подписан и успешно реализуется Договор о зоне свободной торговли товарами СНГ, сторонами которого в настоящее время являются девять государств Содружества.
Этот договор действует и развивается несмотря на известные проблемы во взаимоотношениях ряда подписавших его государств. Хотелось бы отметить, что зона свободной торговли СНГ — одна из немногих в мире, в которой предусмотрена и, что особенно важно, полностью сформирована система разрешения торговых споров. Согласно статистике, объем взаимной торговли наших стран за 10 месяцев 2017 года возрос на 24% и составил 107 миллиардов долларов.
В настоящее время большое значение начинает приобретать торговля услугами. Ведь на долю услуг приходится от половины до двух третей валового внутреннего продукта стран Содружества. Сейчас в СНГ ведется подготовка проекта соглашения о свободной торговле услугами. Работа идет непросто, но прогресс очевиден. Хотелось бы, чтобы и в этих переговорах более активную роль играли деловые круги наших стран.
Значительную роль в экономике наших стран продолжает играть государство. Именно поэтому столь интересен и важен взаимный доступ на рынок государственных закупок, объем которого в 2015 году в СНГ превысил 300 миллиардов долларов. 7 июня 2016 года главами правительств стран Содружества был подписан Протокол о правилах и процедурах регулирования рынка государственных закупок, предусматривающий гармонизацию национальных законодательств в этой сфере. Предусмотрены переговоры о взаимном открытии этого рынка. И здесь я еще раз обращусь к деловым кругам с просьбой принять активное участие и в увеличении числа стран, участвующих в переговорах, и в формировании их позиции.
Третье направление работ в сфере экономического сотрудничества стран Содружества получило развитие в последние годы. Оно связано с существованием на пространстве Содружества различных интеграционных объединений: ЕАЭС, Союзного государства.
Важно поэтому не дублировать их деятельность, а координировать и направлять усилия всех этих организаций на решение ключевых проблем. Совместный анализ, проведенный специалистами Исполкома СНГ и ЕЭК, показал, что это, прежде всего, устранение барьеров, существующих в области технического регулирования, ветеринарных и фитосанитарных норм, объединение усилий по защите прав потребителей, обеспечение прослеживаемости перемещения чувствительных товаров за счет их маркировки. 2018 год будет посвящен сопряжению повесток дня наших организаций и совместной реализации дорожных карт по этим направлениям.
Расскажите, пожалуйста, о роли Содружества Независимых Государств в урегулировании споров и конфликтов на постсоветском пространстве.
Для разрешения каких-либо межгосударственных экономических споров существует специальный орган — Экономический суд СНГ. Однако в целом Содружество Независимых Государств не наделено функцией третейского судьи при урегулировании разного рода конфликтов, которые, к сожалению, пока еще возникают на пространстве СНГ. Для этого созданы другие международные органы.
Тем не менее Содружество, на мой взгляд, вносит существенный вклад в смягчение и разрешение тех или иных острых ситуаций. Ведь каков самый верный и надежный путь примирения участников конфликта? Правильно — откровенный и прямой диалог. А СНГ как раз и представляет собой уникальную площадку для ведения прямого диалога руководителей одиннадцати государств. И этот диалог идет постоянно.
Регулярно заседают советы глав государств, глав правительств, министров иностранных дел и министров обороны стран СНГ, другие отраслевые органы Содружества. На этих заседаниях каждый год неоднократно встречаются президенты и главы правительств, руководители внешнеполитических, оборонных, правоохранительных и иных ведомств. В ходе таких встреч довольно часто удается дать верный импульс к распутыванию сложных политических, экономических и прочих конфликтных узлов.
Украина является государством — учредителем СНГ, в то же время она не ратифицировала Устав организации. Что это значит с точки зрения полномочий и возможностей Киева по участию в деятельности Содружества?
Несмотря на отсутствие подписи Украины под Уставом СНГ, остальные государства Содружества всегда рассматривали ее как равноправного партнера. До 2014 года страна достаточно активно участвовала в работе СНГ, многие мероприятия проходили на ее территории. Украина играла важную роль в период выработки, подписания и вступления в силу Договора о зоне свободной торговли СНГ. Киев располагал широкими возможностями участвовать в деятельности Содружества. Государственные руководители страны принимали деятельное участие в работе высших органов СНГ — Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел, Экономического совета СНГ. Украинские эксперты активно работали в органах отраслевого сотрудничества Содружества. Более того, представители Украины занимали ответственные должности в Исполнительном комитете СНГ — заместителя Председателя Исполкома, директора и заместителя директора департамента. Собственно говоря, все эти возможности сохраняются. Двери для возвращения представителей Украины на заседания высших органов СНГ открыты. Должности, закрепленные за Украиной, вакантны, кабинеты можно хоть завтра занимать. Иными словами, уровень и степень участия Украины в деятельности Содружества сейчас зависят только от политической воли Киева.
Мы надеемся, что здравый смысл возобладает, и Украина восстановит полноценное сотрудничество в рамках СНГ. Ведь объективно складывавшиеся в течение столетий экономические, культурные и чисто человеческие связи народов Содружества — это тот надежный фундамент, на котором можно строить благополучную жизнь.
В каких правовых рамках сохранилось сотрудничество Грузии со странами СНГ?
Как известно, после событий 2008 года Грузия вышла из состава Содружества. Однако по просьбе этой страны сохранилось участие Грузии в ряде международных договоров, заключенных в рамках СНГ. В большинстве своем эти документы регламентируют экономическое сотрудничество. В настоящее время Грузия является государством — участником 34 международных договоров, заключенных в рамках Содружества Независимых Государств. Хочу отметить, что грузинские специалисты, как и представители других стран ближнего зарубежья, не входящих в состав СНГ, подчас принимают участие в работе некоторых органов отраслевого сотрудничества СНГ.
Охарактеризуйте, пожалуйста, деятельность Содружества Независимых Государств в гуманитарной сфере.
Гуманитарная сфера — важное объединяющее начало в Содружестве, основанное на исторической и культурной близости, духовных традициях и ценностях, доверии между народами. Именно поэтому гуманитарное сотрудничество относится к числу ключевых направлений межгосударственного взаимодействия в рамках СНГ. Это не только способствует сохранению исторической духовно-нравственной общности народов стран Содружества, но и позитивно влияет на общую динамику интеграционных процессов.
Сегодня можно говорить о сформировавшихся традициях гуманитарного сотрудничества в Содружестве Независимых Государств. Например, ежегодное объявление тематических гуманитарных годов (2016 год — Год образования, 2017-й — Год семьи).
2018 год объявлен Годом культуры. В целях его содержательного наполнения предусматривается провести более 90 мероприятий самой широкой направленности, что, несомненно, придаст дополнительный импульс межкультурному диалогу в рамках Содружества.
Развивается традиция ежегодного объявления Культурной столицы Содружества. Эта программа успешно реализована уже в 13 городах СНГ, которые внесли весомый вклад в развитие партнерских связей в сфере культуры наших стран. В 2018 году культурной столицей СНГ объявлен город Горис (Республика Армения). Предполагается, что этот статус в 2019 году получит город Брест (Беларусь), а в 2020-м — город Шымкент (Казахстан).
Важным гуманитарным событием на пространстве Содружества выступает Форум творческой и научной интеллигенции государств — участников СНГ, на котором в многостороннем формате подводятся итоги гуманитарного сотрудничества за прошедший год, обсуждаются планы совместных мероприятий, вырабатываются рекомендации по наиболее актуальным вопросам взаимодействия стран СНГ в области науки, образования, культуры, информации, работы с молодежью.
В период с 2006 года состоялось двенадцать форумов творческой и научной интеллигенции государств СНГ. В 2017 году такой форум проходил в Москве и был посвящен роли гуманитарного сотрудничества в укреплении семейных ценностей и традиций стран СНГ.
В целях расширения международного сотрудничества книгоиздателей, повышения культуры книгоиздания, развития книжного искусства, популяризации лучших достижений издательских систем и активизации взаимообмена духовными и культурными ценностями между странами СНГ ежегодно проводятся Международный конкурс «Искусство книги», конкурс книготорговых предприятий, Московская книжная выставка-ярмарка.
Приоритетным направлением гуманитарного партнерства стран СНГ на протяжении десятилетий остается сотрудничество в сфере образования. Важным этапом в повышении мобильности студентов стало создание Сетевого университета СНГ.
Этот проект позволяет проводить обучение студентов из стран Содружества по магистерским программам в области экономики, менеджмента, филологии и международного права.
Один раз в два года в Содружестве проводятся съезды учителей и работников образования, которые играют важную роль в сохранении общего образовательного пространства СНГ, в выработке направлений и механизмов интеграции, а также поиске путей взаимовыгодного и равноправного сотрудничества национальных систем образования. Очередной съезд должен пройти в октябре 2018 года в Бишкеке (Кыргызстан).
Среди важнейших гуманитарных мероприятий в рамках Содружества можно также назвать Молодежные Дельфийские игры государств СНГ, Межгосударственную премию СНГ «Звезды Содружества», присуждаемую за крупный вклад в сфере науки и образования, культуры и искусства, гуманитарной деятельности, а также Международную премию «Содружество дебютов» за лучшие произведения, работы или достижения по тематике гуманитарного года.
Насколько эффективным можно назвать молодежное сотрудничество в рамках СНГ? Что планируется сделать в этом направлении в будущем?
Это очень хороший вопрос. Пресса сообщала, что в 2017 году Оксфордский словарь признал «словом года» youthquake, что можно приблизительно перевести как «младотрясение» — значительное культурное, политическое или социальное изменение, вызванное действием или влиянием молодежи. Ведь так называемый молодежный фактор в последнее время оказывает существенное влияние на развитие практически всех стран планеты. И Содружество, в полной мере ощущая влияние этого фактора, прилагает серьезные усилия для активного вовлечения молодежи в интеграционные процессы.
Наиболее активно работают в этой сфере Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан, которые еще в 2005 году подписали соответствующее Соглашение, а в 2010-м — Решение Совета глав государств СНГ о Стратегии международного молодежного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2020 года. Позднее, в 2009 году, к Соглашению присоединилась Молдова. А в октябре 2017 года, подписав Решение Совета министров иностранных дел СНГ о Плане мероприятий на 2018-2020 годы по реализации вышеназванной Стратегии, к международному молодежному сотрудничеству в рамках Содружества подключился и Узбекистан.
Таким образом, сотрудничество в этом направлении расширяется. Одним из зримых его результатов стало создание ряда площадок для содержательного общения молодежи наших стран. Главная из них — Совет по делам молодежи государств СНГ, в состав которого входят не только представители госорганов, координирующих молодежную политику, но и руководители ведущих национальных молодежных общественных объединений. На площадке Совета заключено множество двусторонних соглашений, направленных на развитие молодежного общественного движения, организован обмен опытом по актуальным вопросам.
Востребованными площадками для широкого общения молодых людей стали такие международные форумы, как лагерь студенческого актива «Славянское содружество» (он проводится в России при активном участии администрации Курской области); научный форум «Ломоносов» (на базе МГУ им. М.В. Ломоносова); молодежный форум «Дружба без границ» (в Национальном образовательно-оздоровительном комплексе «Зубренок», Беларусь); «Диалог культур» (в Армении); Иссык-Кульские форумы молодых интеллектуалов (Кыргызстан) и другие. Ежегодно проходят слет «Дни молодежи Содружества» и Молодежный межпарламентский форум СНГ.
Московский государственный технологический университет — с 2016 года этот вуз обладает статусом базовой организации государств СНГ по работе с молодежью — учредил и уже дважды обеспечил проведение Форума молодежных организаций. Примеры можно продолжить: ежегодные заседания Клуба молодых евразийских политиков, работа Школы высшего журналистского мастерства стран СНГ и Школы молодых ученых-историков, семинары для молодых парламентариев и лидеров молодежных общественных организаций и другие мероприятия.
Творческая молодежь имеет возможность продемонстрировать свои способности на всевозможных фестивалях и конкурсах. Особое место здесь занимают конкурс на соискание Международной премии «Содружество дебютов» (он проводится при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ), Молодежные Дельфийские игры государств — участников СНГ (проводятся во взаимодействии с Международным Дельфийским комитетом), а также набирающий силу Международный молодежный проект «100 идей для СНГ», одной из задач которого является создание банка данных о новых идеях, представляющих практический интерес и значимость для социально-экономического развития государств — участников СНГ, и об их авторах, поощрение совместных стартапов.
Расширяется практика создания студенческих трудовых отрядов, подписания соглашений о взаимном обмене студенческими отрядами, их совместной работе на объектах на территории государств — участников СНГ. Например, совместные белорусско-российские студенческие отряды работали на Всебелорусской молодежной стройке — на строительстве Белорусской АЭС, а также участвовали во Всероссийской молодежной стройке «Баваненково» в Ямало-Ненецком автономном округе.
Следует отметить, что значительное развитие в странах Содружества получило движение добровольческих (волонтерских) отрядов, в том числе благодаря реализации масштабных волонтерских программ в рамках таких мероприятий, как XXII Олимпийские зимние игры 2014 года в России, Европейские игры 2015 года в Азербайджане, Всемирные игры кочевников 2016 года в Кыргызстане, Всемирная зимняя универсиада 2017 года в Казахстане, XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов в городе Сочи и ряд других. Этот опыт лег в основу проекта Концепции развития сотрудничества государств — участников СНГ о поддержке молодежного волонтерского движения, который сегодня в целом одобрен Советом по делам молодежи и в последующем может быть рассмотрен высшими органами Содружества.
Уверен, новые перспективы для содержательного общения молодежи стран Содружества откроются в процессе выполнения Плана мероприятий на 2018-2020 годы по реализации Стратегии международного молодежного сотрудничества государств СНГ. В этом документе намечен ряд новых совместных проектов: организация международных форумов сельской молодежи, молодых предпринимателей, волонтеров, слеты студенческих отрядов и многое другое.
В 2020 году народы государств Содружества будут праздновать 75-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Как в СНГ идет подготовка к этой дате?
Этому событию в рамках Содружества уделяется самое пристальное внимание. И это не случайно. Народы наших стран потеряли за годы войны десятки миллионов граждан. Среди погибших на полях сражений были воины всех национальностей. Память о Великой Отечественной войне и общей Победе является важным объединяющим и сплачивающим фактором на просторах СНГ.
Подготовка к этой значимой дате в Содружестве Независимых Государств уже началась. На состоявшемся 11 октября 2017 года в Сочи саммите глав государств СНГ принято решение объявить в Содружестве 2020 год Годом 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
В соответствии с этим решением Исполнительному комитету СНГ поручено на основе предложений государств-участников и соответствующих органов СНГ подготовить и внести в установленном порядке в 2018 году на рассмотрение Совета глав государств СНГ проект Плана основных мероприятий по подготовке и празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Этот проект уже разработан и направлен на согласование в государства-участники и органы Содружества. В ближайшее время будут проведены заседания экспертов по его доработке и согласованию. Проект предусматривает проведение совместных организационных мероприятий, а также меры по увековечению памяти защитников Отечества, социальной защите участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и лиц, приравненных к ним.
Расскажите, пожалуйста, о том, что граждане государств-членов получили от создания Содружества.
Содружество существует чуть более четверти века. За этот исторически небольшой промежуток времени сделано немало. Многосторонние соглашения, заключенные в начальный период существования СНГ, позволили в то сложное время обеспечить нормальную работу столь необходимых для повседневной жизни миллионов людей социальных механизмов: выплаты пенсий и пособий, работу транспорта, связи и энергетики, возможность беспрепятственного перемещения на постсоветском пространстве.
На сегодня в СНГ разработана солидная нормативно-правовая база и созданы работающие механизмы сотрудничества в социальной сфере. Например, в рамках Содружества в соответствии с положениями Соглашения об оказании медицинской помощи гражданам государств СНГ скорая и неотложная медицинская помощь оказывается гражданам беспрепятственно, бесплатно и в полном объеме на территории государства временного пребывания. Продолжает совершенствоваться нормативно-правовая база пенсионного обеспечения. Следует отметить, что многие насущные вопросы, затрагивающие интересы граждан СНГ, решаются на основе межгосударственных двусторонних договоров, заключаемых на взаимовыгодных условиях и позволяющих учитывать особенности каждой страны Содружества.
На площадке СНГ появились такие интеграционные объединения, как Союзное государство России и Беларуси, ОДКБ, Евразийский экономический союз. Какая роль сохраняется за Содружеством и каковы перспективы его развития?
Вы совершенно справедливо отметили, что более тесные экономические объединения сформировались именно на площадке СНГ. Так, было образовано Евразийское экономическое сообщество, а затем из него вырос Евразийский экономический союз, в который вошли пять из одиннадцати государств СНГ. Было создано Союзное государство двух стран Содружества — России и Беларуси.
Эти организации возникли на базе СНГ в результате перехода ряда стран к более высокой степени интеграции. К такому переходу готовы пока не все государства СНГ. Поэтому Содружество востребовано и будет востребовано в обозримый период времени. В его рамках сформирована работоспособная система отраслевых органов и базовых организаций. Сложилась достаточно эффективная модель разноформатного и разноуровневого сотрудничества, демонстрирующая гибкость и избирательное участие в нем государств Содружества.
Хочу еще раз напомнить, что Содружество стало уникальной площадкой для постоянного откровенного и конструктивного диалога на высшем уровне. Это позволяет главам одиннадцати государств СНГ в рабочем режиме оперативно решать многие сложные вопросы. Президенты стран Содружества неоднократно подтверждали востребованность организации и необходимость ее дальнейшего развития и совершенствования. Так что потенциал СНГ далеко не исчерпан.
Назовите стратегию управления, которая наиболее близка Вашему мировосприятию.
Обратите внимание, какую трансформацию с ходом истории претерпело само слово «стратегия», какую многозначность приобрело. Ведь изначально оно означало лишь «искусство полководца» и использовалось применительно к умению военачальников достигать масштабных целей и побеждать в войне. Но по мере развития человечества к людям приходило понимание того, что многие задачи можно гораздо успешнее решить без кровопролития, мирным путем. И слово «стратегия» приобрело более широкий смысл, стало обозначением метода, позволяющего добиваться успеха в решении любой крупной многоплановой задачи. Вот в этом значении слово «стратегия» мне гораздо ближе, поскольку Содружество сосредоточено на решении мирных созидательных задач. И не случайно один из основополагающих документов СНГ называется «Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года».
Этот комплексный документ был утвержден главами правительств стран СНГ в 2008 году. Он представляет собой систему согласованных государствами Содружества взглядов на общие цели, приоритеты и перспективы социально-экономического развития для углубления межгосударственных экономических отношений и превращения Содружества Независимых Государств в полноправного значимого участника системы международных экономических отношений.
Целью Стратегии являются придание дополнительных импульсов экономическому взаимодействию государств Содружества, обеспечение устойчивого развития, экономической безопасности, повышение благосостояния и качества жизни населения на основе синергетического эффекта и эффекта масштаба, конкурентоспособности национальной экономики государств СНГ и укрепления их позиций в мировой хозяйственной системе.
Стратегией намечены три этапа. Первый (2009-2011 годы) и второй (2012-2015 годы) уже реализованы. В настоящее время идет активная работа по выполнению мероприятий в рамках заключительного, третьего, этапа (2016-2020 годы) Стратегии экономического развития СНГ. Важное место в этой совместной работе занимают инновационная составляющая, дальнейшее развитие торгово-экономического сотрудничества, поступательное формирование рынка услуг и труда. Предусмотрено углубление практических связей государств в области транспорта, энергетики, промышленности, агропромышленного комплекса, космоса, лесного хозяйства, информационно-коммуникационных услуг и связи. Определены ключевые элементы совершенствования валютно-финансовой сферы: обеспечение устойчивости банковских систем, наращивание использования национальных валют во взаимных расчетах, развитие страховой деятельности и иные меры.
Полностью этот документ, который я могу назвать наиболее близкой мне стратегией, размещен на официальном сайте Исполкома СНГ (/page/show?id=18764).
Источник: Журнал «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ», № 2/2018