Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Заявление Миссии наблюдателей от СНГ по результатам наблюдения за подготовкой и проведением внеочередных выборов Президента Азербайджанской Республики

ЗАЯВЛЕНИЕ
Миссии наблюдателей от
Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой и проведением внеочередных выборов Президента Азербайджанской Республики, состоявшихся 11 апреля 2018 года

 

Общие положения

По приглашению Правительства Азербайджанской Республики Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) с 20 марта 2018 года осуществляла мониторинг подготовки и проведения внеочередных выборов Президента Азербайджанской Республики (далее – выборы).

Президент Азербайджанской Республики И. Алиев 5 февраля 2018 года подписал Распоряжение об объявлении в стране внеочередных президентских выборов, на основании которого Центральная избирательная комиссия назначила датой их проведения 11 апреля 2018 года.

В составе Миссии были аккредитованы представители Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, а также Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств. Всего – 221 человек, из которых 20 осуществляли мониторинг на долгосрочной основе.

Миссия работала гласно и открыто, руководствуясь законодательством Азербайджанской Республики, общепризнанными принципами международного права в области организации и проведения выборов, не вмешиваясь в ход избирательного процесса и уважая суверенитет государства.

В рамках мониторинга выборов Глава Миссии СНГ С. Лебедев встретился с заместителем Премьер-министра Азербайджанской Республики А. Гасановым, Председателем Центральной избирательной комиссии М. Панаховым, Главой Миссии БДИПЧ ОБСЕ К. Йонкер.

Оценку прошедшим выборам наблюдатели от Содружества дают на основании анализа сведений, собранных в процессе долгосрочного и краткосрочного мониторинга, а также собственного наблюдения.

 

Законодательная база для проведения выборов

Правовую основу проведения выборов составляют Конституция Азербайджанской Республики, Избирательный кодекс Азербайджанской Республики (далее – Кодекс), ряд иных законодательных актов, регламентирующих отдельные аспекты избирательного процесса, а также решения Центральной избирательной комиссии, принятые в развитие положений Кодекса.

Согласно изменениям, внесенным в Конституцию Азербайджанской Республики на референдуме осенью 2016 года, срок полномочий Президента страны увеличен с 5 до 7 лет. Кроме того, Президент получил право назначения внеочередных выборов главы государства.

Эксперты Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ провели анализ избирательного законодательства Азербайджанской Республики и отмечают, что оно содержит положения об обеспечении избирательных прав и свобод граждан, об организации выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, тайного голосования, независимыми избирательными органами при наличии механизмов защиты избирательных прав и разрешения электоральных споров, отвечает общепризнанным принципам и нормам международного права, является достаточной правовой основой для проведения открытых, свободных и демократических выборов.

 

Система избирательных комиссий и их деятельность по подготовке к выборам

Организацию и проведение выборов осуществляли Центральная избирательная комиссия, 125 окружных, 5641 участковая избирательные комиссии, в том числе 41 за рубежом.

Центральная избирательная комиссия (ЦИК) состоит из 18 членов, которые избираются Милли Меджлисом: 6 членов представляют политическую партию, депутаты которой имеют большинство в парламенте, 6 – политические партии, составляющие меньшинство в Милли Меджлисе, 6 – от независимых депутатов.

Окружные избирательные комиссии (ОИК) в составе 9 членов формируются Центральной избирательной комиссией.

Участковые избирательные комиссии (УИК) в составе 6 членов формируются окружными избирательными комиссиями.

При назначении членов окружных и участковых избирательных комиссий используется такой же принцип равного представительства, как и при формировании ЦИК.

Окружные и участковые избирательные комиссии, являющиеся постоянно действующими государственными органами, образованы в 2016 году сроком на пять лет.

Зарегистрированные кандидаты на должность Президента были вправе назначить своих представителей в избирательные комиссии всех уровней в качестве членов с правом совещательного голоса.

Миссия отмечает, что Центральная избирательная комиссия выполнила все необходимые мероприятия по подготовке и проведению выборов.

В целях более качественной организации избирательного процесса ЦИК организовала учебу членов комиссий всех уровней.

Для председателей ОИК 15 февраля 2018 года было проведено совещание, на котором выступили руководящие работники Администрации Президента, Милли Меджлиса, Верховного Суда, Министерства юстиции, МВД, Генеральной прокуратуры Азербайджанской Республики, члены ЦИК. С 19 по 22 февраля 2018 года обучение прошли секретари и члены ОИК, а также председатели УИК. На тренингах для членов участковых избирательных комиссий, состоявшихся в марте 2018 года, члены ОИК разъясняли порядок уточнения списка избирателей, процедуры голосования, подсчета голосов, заполнения итоговых протоколов о результатах голосования.

Всего по республике прошли более 700 обучающих занятий, в которых приняли участие свыше 32 000 членов избирательных комиссий всех уровней.

В целях повышения правовых знаний организаторов выборов ЦИК составила сборник из 38 инструкций, правил и разъяснений, который в виде 16 брошюр был направлен в нижестоящие избирательные комиссии.

Для обеспечения единообразного применения норм Кодекса Центральная избирательная комиссия издала Руководство для участковых избирательных комиссий, разъясняющее последовательность действий членов УИК в день голосования. Также ЦИК подготовила Памятки для наблюдателей, для сотрудников полиции, для представителей средств массовой информации об их правах и обязанностях в период подготовки и проведения выборов.

При Центральной и окружных избирательных комиссиях были образованы экспертные группы по рассмотрению жалоб, связанных с нарушением избирательных прав граждан.

Миссия отмечает гласную и открытую работу Центральной избирательной комиссии. Ее решения принимались на основе коллегиальности, свободного и открытого обсуждения.

В рамках мониторинга избирательной кампании долгосрочные наблюдатели от СНГ ознакомились с работой окружных и участковых избирательных комиссий городов Баку, Сумгаит, Белясуварского, Габалинского, Джалилабадского, Исмаилинского, Ленкоранского, Массалинского, Сабирабадского Хачмазского, Шамахынского районов и отмечают профессионализм членов комиссий, грамотное оформление документации, что свидетельствует о системной работе ЦИК по обучению организаторов выборов.

УИК были оснащены средствами связи, обеспечены оргтехникой, резервными источниками электропитания, необходимой методической литературой, наглядными пособиями о выборах. На каждом избирательном участке была размещена информация о кандидатах на должность Президента Азербайджанской Республики.

По мнению Миссии, Центральная, окружные и участковые избирательные комиссии приняли необходимые меры для подготовки и проведения выборов на высоком организационном уровне.

 

Списки избирателей

Единый список избирателей ведется Центральной избирательной комиссией и ежегодно обновляется на основании сведений, предоставляемых ЦИК участковыми избирательными комиссиями.

В соответствии с Кодексом в список избирателей включаются граждане Азербайджанской Республики, обладающие на день голосования активным избирательным правом и постоянно проживающие на территории соответствующего избирательного участка.

Списки избирателей составляются в двух экземплярах. Первый экземпляр хранится в УИК, второй – не позднее чем за 25 дней до дня голосования передается в окружную избирательную комиссию.

С 7 марта 2018 года списки размещались в помещениях участковых избирательных комиссий для всеобщего ознакомления, а также были доступны на интернет-сайте ЦИК, где граждане могли проверить наличие данных о себе в списке, получить информацию о номере избирательного участка и месторасположении помещения для голосования.

Избиратель мог сообщить об обнаруженных в списке ошибках или неточностях о нем самом или иных лицах в участковую избирательную комиссию. УИК вносила соответствующие изменения в список либо выдавала избирателю письменный отказ в удовлетворении заявления, который мог быть обжалован в вышестоящую избирательную комиссию.

По заказу Центральной избирательной комиссии были выпущены и вывешены в многолюдных местах агитационные плакаты «Проверьте свои имена в списке избирателей», «Горячая линия ЦИК-115», «Не забудь проверить наличие своей фамилии в списках избирателей».

По информации Центральной избирательной комиссии, в списки для участия в выборах были включены более 5 миллионов 300 тысяч избирателей.

По мнению Миссии, процедура составления и уточнения списков избирателей способствовала реализации конституционного права граждан Азербайджанской Республики на участие в выборах.

 

Выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты

Согласно Кодексу право выдвижения кандидатов на должность Президента Азербайджанской Республики принадлежит политическим партиям, блокам политических партий, а также гражданам, обладающим избирательным правом, путем самовыдвижения или создания инициативной группы избирателей как минимум из 100 человек.

Документы для регистрации в качестве кандидатов на высший государственный пост принимались Центральной избирательной комиссией  с 20 февраля по 12 марта 2018 года. Всего поступили 15 заявлений о желании баллотироваться на должность Президента. От политических партий были выдвинуты 8 кандидатов, инициативной группой избирателей – 1 и путем самовыдвижения – 6 претендентов.

В соответствии с Кодексом в поддержку кандидата должно было быть собрано не менее 40 тысяч подписей избирателей.

Для проверки подписных листов при ЦИК была создана специальная Рабочая группа, в состав которой вошли эксперты-почерковеды Центра судебной экспертизы Министерства юстиции, а также специалисты МВД, Министерства налогов и Счетной Палаты Азербайджанской Республики.

Пять претендентов не сдали в ЦИК подписные листы с подписями избирателей в свою поддержку, а количество подписей, предоставленных еще двумя претендентами, после проверки Рабочей группой не достигло 40 тысяч.

Центральная избирательная комиссия зарегистрировала 8 кандидатов на должность главы государства:

И. Алиева, выдвинутого Партией «Ени Азербайджан»;

А. Ализаде, выдвинутого Азербайджанской социал-демократической партией;

Х. Гаджиева, выдвинутого Партией «Современный Мусават»;

Г. Гасангулиева, выдвинутого Партией Единого Народного фронта Азербайджана;

Ф. Гулиева, выдвинутого Партией «Движение национального возрождения»;

С. Мамедова, выдвинутого Азербайджанской демократической партией;

Р. Нуррулаева, выдвинутого инициативной группой граждан «Инициативная группа фронтовиков»;

З. Оруджа, самовыдвиженца.

Список зарегистрированных кандидатов был опубликован в газете «Азербайджан» и размещен на интернет-сайте ЦИК.

Наблюдатели от СНГ отмечают, что выдвижение и регистрация кандидатов были осуществлены в соответствии с требованиями Кодекса, и считают, что участие в избирательной кампании такого количества претендентов на высший государственный пост свидетельствует об открытости избирательной системы, о наличии в стране политического плюрализма и возможности реального выбора в день голосования.

 

Предвыборная агитация и информирование избирателей

Агитационная кампания кандидатов на должность Президента проходила с 19 марта и завершилась в 8.00 часов 10 апреля 2018 года.

По мнению Миссии, кандидатам были созданы равные условия для ведения предвыборной агитации.

На канале Общественной Телевизионной и Радиовещательной Компании (ITV) кандидатам было предоставлено по 6 часов бесплатного эфирного времени в неделю (3 часа на общественном телевидении и 3 часа на общественном радио).

Общий еженедельный объем печатной площади, предоставляемый кандидатам безвозмездно на страницах газет «Азербайджан», «Халг газети» и «Бакинский рабочий», должен был составлять не менее 10 % от общего объема еженедельной печатной площади вышеуказанных изданий.

Очередность выступления и публикации агитационных материалов кандидатов была определена путем жеребьевки.

Каналом ITV было выделено время для проведения дебатов кандидатов на должность Президента продолжительностью один час на телевидении и один час на радио три раза в неделю.

Кандидаты также были вправе за счет средств собственных избирательных фондов приобрести эфирное время и печатную площадь для ведения предвыборной агитации в 34 средствах массовой информации, перечень которых был утвержден ЦИК.

При Центральной избирательной комиссии была образована пресс-группа для контроля соблюдения правил ведения предвыборной агитации в СМИ, состоящая из сотрудников ЦИК и представителей средств массовой информации Азербайджанской Республики.

На период агитационной кампании местные исполнительные и распорядительные органы определили места для проведения агитационных мероприятий, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями – 168 открытых площадок, стадионов, дворцов и домов культуры по всей территории страны. По информации Министерства внутренних дел Азербайджанской Республики, в период агитационной кампании проведены 143 агитационно-пропагандистских мероприятия, в которых приняли участие около 200 тысяч человек.

В городах и населенных пунктах было оборудовано более 10 000 стендов, на которых размещались агитационные плакаты кандидатов на должность Президента.

Миссия отмечает спокойный ход агитационной кампании, что подтверждается отсутствием каких-либо нарушений закона в период ее проведения.

Агитация в день выборов и за день до начала голосования не допускалась. Ранее размещенные предвыборные агитационные материалы внутри и снаружи помещений избирательных участков были сняты.

Миссия считает, что организаторы выборов приняли практические меры, направленные на проведение предвыборной агитации в свободной атмосфере, позволявшей кандидатам открыто излагать свои программы и политические взгляды.

Для информирования граждан о ходе избирательного процесса, разъяснения законодательства канал ITV еженедельно безвозмездно предоставлял ЦИК 15 минут, ОИК – не менее 10 минут эфирного времени, а газеты «Азербайджан», «Халг газети» и «Бакинский рабочий» – не менее одной страницы еженедельно издаваемого объема.

С момента назначения даты выборов ЦИК открыла телефонную «горячую линию», позвонив на которую можно было получить сведения о подготовке и проведении выборов, а также консультации об избирательном законодательстве Азербайджанской Республики.

С информацией о ходе избирательной кампании члены Центральной избирательной комиссии и сотрудники Секретариата ЦИК выступали на канале ITV в передаче «Народ выбирает», на страницах газеты «Азербайджан», а также на брифингах и пресс-конференциях.

Центральная избирательная комиссия проводила активную кампанию, призывающую граждан страны прийти в день голосования на избирательные участки. В многолюдных местах были размещены плакаты и установлены баннеры с призывами принять участие в выборах. Кроме того, на теле- и радиоканалах регулярно транслировались изготовленные по заказу ЦИК соответствующие видео- и аудиоролики.

Для объективного освещения предстоящих выборов с 6 марта 2018 года работал Независимый медиацентр «Выборы-2018», где представители национальных и зарубежных СМИ могли получать оперативную информацию о ходе избирательной кампании.

Всем избирателям были разосланы извещения о дне голосования с указанием номера и адреса избирательного участка, времени голосования, списка документов, удостоверяющих личность, содержащие подробные правила голосования.

Миссия считает, что Центральная избирательная комиссия своевременно и в полном объеме информировала граждан о предстоящих выборах.

 

Жалобы и заявления

В Центральную избирательную комиссию, Верховный Суд и Генеральную прокуратуру не поступали жалобы и заявления, связанные с нарушением избирательных прав граждан.

По информации Министерства внутренних дел, правонарушений, связанных с проведением избирательной кампании, не совершалось.

 

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей

Голосование в день выборов проводилось с 8 до 19 часов.

Для повышения доверия граждан к избирательному процессу, а также в целях предупреждения нарушений и различного рода фальсификаций 20 % избирательных участков были оборудованы веб-камерами. С их помощью на интернет-сайте ЦИК можно было в режиме реального времени наблюдать за ходом голосования и определением его результатов.

Избиратели, не имевшие возможности находиться в день голосования по месту жительства, могли проголосовать на основании открепительных удостоверений в местах фактического нахождения. Открепительные удостоверения выдавались окружными избирательными комиссиями с 25 февраля по 17 марта, а с 18 марта по 8 апреля 2018 года – участковыми избирательными комиссиями.

В день выборов граждане, проживающие на территории данного избирательного участка, но по каким-либо причинам не включенные в основной список избирателей, по решению УИК включались в дополнительный список.

В случаях, когда избиратели по состоянию здоровья или по другим уважительным обстоятельствам не могли прибыть в помещение для голосования, УИК по их заявлению, поданному не позднее чем за 24 часа до дня выборов, организовывала голосование с использованием переносной избирательной урны в месте пребывания этих избирателей.

Для предотвращения возможного многократного голосования осуществлялась маркировка большого пальца левой руки избирателя безвредной невидимой жидкостью.

Представители Миссии посетили 1817 избирательных участков во всех районах и городах страны, а также в Нахчыванской Автономной Республике.

По информации наблюдателей от СНГ, голосование проходило спокойно и организованно, при высокой активности граждан, в присутствии значительного количества национальных и международных наблюдателей. Помещения для голосования были обеспечены необходимым оборудованием и информационными материалами. Незрячим избирателям выдавались трафареты для заполнения избирательных бюллетеней, выполненные шрифтом Брайля. На избирательных участках, где проживают граждане с ограниченными физическими возможностями, были установлены специальные пандусы.

В своих отчетах наблюдатели от СНГ отметили некоторые недостатки и упущения, однако они не были массовыми и не могли оказать влияния на итоги выборов. О выявленных нарушениях Миссия проинформировала Центральную избирательную комиссию.

В мониторинге выборов приняли участие около 60 тысяч национальных наблюдателей, что, по мнению Миссии, позволило усилить общественный контроль за ходом голосования.

Члены Миссии присутствовали при подсчете бюллетеней и констатируют, что им была предоставлена возможность осуществлять наблюдение в условиях, обеспечивающих обозримость данной процедуры.

Миссия не обнаружила фактов, ставящих под сомнение легитимность выборов Президента Азербайджанской Республики.

 

Выводы

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств приходит к следующим выводам:

состоявшиеся 11 апреля 2018 года внеочередные выборы Президента Азербайджанской Республики проведены в соответствии с Конституцией и Избирательным Кодексом Азербайджанской Республики;

выборы прошли на конкурентной основе, были свободными, прозрачными, открытыми и соответствовали принципам проведения демократических выборов;

органы государственной и исполнительной власти Азербайджанской Республики, избирательные комиссии обеспечили в ходе выборов реализацию права граждан страны на свободное волеизъявление.