Международный научно-аналитический журнал Межпарламентской Ассамблеи СНГ «Диалог: политика, право, экономика», № 1 (8)'18
Аннотация: Статья посвящена межгосударственной программе «Культурные столицы Содружества». Авторы рассматривают программу как одну из ключевых инициатив государств СНГ в сфере культуры. Проанализированы история, документальные основы, круг участников, направления и формы реализации проекта. Отдельное внимание уделено проекту «Культурная столица Европы», который стал основой для инициативы государств СНГ. Авторы задаются вопросом о том, сможет ли программа «Культурные столицы Содружества» стать инструментом повышения эффективности культурного сотрудничества стран СНГ.
Об авторах
Наталья Михайловна Боголюбова (Санкт-Петербург, Российская Федерация) — доцент кафедры международных гуманитарных связей факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат исторических наук; bogoliubovanm@gmail.com
Юлия Вадимовна Николаева (Санкт-Петербург, Российская Федерация)—доцент кафедры международных гуманитарных связей факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат исторических наук; mollycat@mail.ru
В современных международных отношениях и культурном сотрудничестве большое внимание уделяется поиску новых оригинальных форм сотрудничества, которые отличались бы эффективностью, объединяли бы широкую аудиторию участников и способствовали бы решению актуальных проблем в разных сферах [1, с. 88].
В культурном диалоге на протяжении более чем 30 лет такой формой является международный проект «Культурная столица», который успешно осуществляется в странах Европы с 1985 г. В конце 1990-х гг. подобный формат взаимодействия получил интересное развитие в странах арабского мира, в Америке, а в 2010 г. культурные столицы стали выбирать и в странах тюркского мира. Содружество Независимых Государств подключилось к этой форме культурного сотрудничества в 2011 г.
Поскольку именно страны Европы стояли у истоков мероприятий в рамках проектов «Культурная столица», уместно изучить европейский опыт и обратиться к истории этих масштабных и статусных событий, что в свою очередь позволит понять значение данной культурной инициативы для стран СНГ.
Впервые идею подобных проектов политики стали обсуждать еще в начале 1980-х гг. Греческая актриса, певица и политический деятель, член греческого парламента и первая женщина — министр культуры Греции Мелина Меркури выступила перед представителями европейской политической элиты с инициативой противопоставить войнам и конфликтам культуру. По сути, ее предложение было связано с желанием активнее использовать возможности культуры и культурной дипломатии в интересах Европы. Занимая высокие политические позиции, Мелина Меркури всегда стремилась продвигать различные культурные инициативы и поддерживала многие интересные проекты, например идею возрождения международных Дельфийских игр. Когда-то Дельфийские, или Пифийские, игры, наряду с играми Олимпийскими, относились к числу четырех общеэллинских агонов и проводились в честь Аполлона начиная с 562 г. до н. э. в городе Дельфы, служившем центром почитания этого бога. Считается, что именно Мелине Меркури принадлежит идея ежегодного выбора культурной столицы Европы, которая, как показало время, стала довольно популярной.
Согласно уже сложившейся традиции разным европейским городам по очереди присваивается титул культурной столицы и на один год выбранный город становится средоточием культурной жизни всей Европы. Первой европейской культурной столицей в 1985 г. стали Афины, что было весьма символично: Греция, и в частности Афины, традиционно воспринимается как колыбель европейской цивилизации [2].
Затем в разные годы этот титул получили более 40 городов Европы, среди которых Глазго (1990 г.), Стокгольм (1998 г.), Краков (2000 г.), Порту (2001 г.), Г енуя (2004 г.) и многие другие. В 2000 г. культурными столицами Европы стали сразу девять городов, а с 2011г. статус культурной столицы получают два города из двух стран — членов Европейского союза, хотя подобный подход и примеры можно отметить еще в начале 2000-х гг. В 2017 г. культурными столицами Европы являлись Орхус (Дания) и Пафос (Кипр); в 2018 г. этого титула удостоены Леуварден (Нидерланды) и Валлетта (Мальта).
Программа проекта «Культурная столица Европы» направлена прежде всего на содействие трансграничной мобильности деятелей культуры и развитие широкого межкультурного диалога. Для достижения этих целей проект поддерживает проведение культурных мероприятий; создание профильных органов культуры; распространение опыта своей деятельности. Значительное внимание уделяется знакомству с адресной аудиторией, определению потребностей европейского культурного сообщества и выработке культурной политики, соответствующей новым потребностям, вызовам и угрозам ЕС [3].
Проект «Культурная столица Европы» осуществляется при поддержке Совета Европейского союза, который утверждает программу мероприятий и направляет средства на реализацию различных проектов в рамках этой крупномасштабной инициативы, в том числе используются средства из муниципальных бюджетов, привлекаются деньги спонсоров. Г ород, выбранный культурной столицей, становится местом проведения множества мероприятий: здесь организуются конкурсы, фестивали, семинары, конференции, проходят интересные культурные события. Как правило, оживляется въездной туризм и, следовательно, экономика города. Многие культурные объекты строят специально для данного события.
Однако концепция проекта «Культурная столица Европы», безусловно, не сводится к развитию культурного сотрудничества. Культура здесь является фактором объединения и утверждения идеи сохранения культурного разнообразия как уникального наследия тысячелетней европейской истории. Поэтому сегодня проект «Культурная столица Европы» стал и площадкой для дискуссий, обмена идеями, обсуждения актуальных и острых проблем современной Европы. В рамках проекта в различных городах Европы были организованы выставки молодых художников, осуществлен сбор средств для восстановления библиотеки в Сараево, проведен биеннальный проект в поддержку гендерного равенства [2]. Важным итогом проекта «Культурная столица Европы» стало открытие театров, концертных залов, которые были построены специально для столичных фестивалей, конкурсов и концертов. Так, в Порту под эгидой проекта «Культурная столица Европы» был построен знаменитый Дом музыки, в котором могут располагаться одновременно три оркестра. Созданный известным архитектором Ремом Колхасом, Дом музыки получил широкое признание в художественном сообществе и украсил исторический центр города.
Сегодня специалисты высоко оценивают значение проекта «Культурная столица Европы», не случайно он проходит на регулярной основе уже более 30 лет.
Потенциал данного проекта был использован организаторами межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества», которая относится к числу ключевых проектов Содружества Независимых Государств в сфере культуры. Эту программу стоит рассматривать как оригинальный инструмент культурного сотрудничества, нацеленный в первую очередь на создание благоприятного климата для объединения стран- участниц и расширение культурных связей между государствами СНГ, а также на создание почвы для экономического и политического взаимодействия. Кроме того, программа направлена на создание условий для всестороннего развития отдельных территорий и городов стран СНГ, повышение статуса Содружества на международной арене за счет развития культурного потенциала [4].
Россия уже имела опыт организации таких проектов на национальном уровне: в 2000-2006 гг. в Приволжском федеральном округе успешно осуществлялась инициатива «Культурная столица Поволжья»— аналог европейской программы, но на региональном уровне. Культурными центрами становились Ульяновск (2001 г.), Киров и Нижнекамск (2002 г.), Чебоксары (2003 г.), Ижевск и Димитровград (2004 г.), Пермь и Нижний Новгород (2006 г.). Таким образом, в основу проекта «Культурные столицы Содружества» был положен и европейский, и российский опыт подобных культурных мегасобытий.
Межгосударственная программа «Культурные столицы Содружества» стартовала 28 февраля 2011 г. в Гомеле (Республика Беларусь) в рамках Года историко-культурного наследия в СНГ и празднования 20-летия Содружества Независимых Государств. Тогда этот проект носил пилотный характер, однако спустя полтора года было разработано его документальное обоснование — Положение о Межгосударственной программе «Культурные столицы Содружества», утвержденное 5 декабря 2012 г. в Ашхабаде.
Программа направлена на активизацию культурного взаимодействия государств— участников СНГ, содействие развитию горизонтальных связей и культурного общения между гражданами стран Содружества, интенсификацию творческих обменов, наращивание культурного и гуманитарного потенциала территорий и городов государств СНГ. Предполагается, что в рамках программы будут решены многие общие и частные проблемы стран Содружества. Безусловно, программа нацелена на развитие межгосударственного общения, обмен опытом в области культурной политики, культурно-познавательного туризма, экономики и менеджмента в сфере культуры. Исключительные возможности программы, ее протяженность во времени и широкая география участников позволяют также реализовать образовательные инициативы, уделять внимание подготовке специалистов в области культуры, городского развития и архитектуры. Стоит отметить, что площадками реализации мероприятий программы являются прежде всего города, культурные центры СНГ, поэтому большое внимание уделяется улучшению инфраструктуры территорий, сохранению историко-культурного наследия и поддержке современной культуры в государствах СНГ. Организаторы стремятся в рамках программы «Культурные столицы Содружества» расширить спектр культурной деятельности и художественных событий; стимулировать рост туристического потока; преодолеть географически обусловленное неравенство отдельных территорий в доступе к культурным благам.
В основу программы «Культурные столицы Содружества» положены важнейшие гуманитарные принципы, такие как взаимное уважение самобытных культурных традиций народов государств — участников СНГ; равное внимание к историко-культурному наследию и современной культуре; открытый конкурсный отбор городов и проектов, составляющих содержание программы. Эта инициатива объединяет государственные и негосударственные организации, общественные объединения, творческие коллективы, осуществляющие деятельность в гуманитарной сфере [5].
Очень важно, что организаторами программы выступают Совет по гуманитарному сотрудничеству государств — участников СНГ, Совет по культурному сотрудничеству государств—участников СНГ и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ(МФГС) [6, с. 97], которые являются гарантами стабильности данной инициативы и обеспечивают высокий уровень проведения различных мероприятий.
Первые сертификаты культурных столиц Содружества Независимых Государств были вручены белорусскому Гомелю и российскому Ульяновску. В 2012 г. культурными столицами СНГ были объявлены два города — Астана (Республика Казахстан) и Мары (Туркменистан). В 2013 г. эстафета была передана городам Габала (Азербайджанская Республика), Гюмри (Республика Армения) и Могилев (Республика Беларусь). Статус культурных столиц СНГ в 2014 г. получили Алматы (Республика Казахстан) и Ош (Кыргызская Республика). Культурными столицами СНГ в 2015 г. были объявлены Воронеж (Российская Федерация) и Куляб (Республика Таджикистан). 16 октября 2015 г. Совет глав государств СНГ решил реализовать программу «Культурные столицы Содружества» в Туркменистане, объявив город Дашогуз культурной столицей СНГ в 2016 г. В 2017 г. статус культурной столицы присвоен второму по величине городу Азербайджанской Республики— Гянджа.
11 октября 2017 г. в Сочи на заседании Совета глав государств СНГ принято решение о реализации программы «Культурные столицы Содружества» в 2018 г. в Республике Армения (город Горис), в 2019 г. — в Республике Беларусь (город Брест), в 2020 г. — в Республике Казахстан (город Шымкент). Таким образом, уже сегодня можно отметить, что программа является не только «прекрасным путешествием» по странам и городам, составляющим палитру уникального культурного наследия Содружества Независимых Государств, но и весьма стабильной формой и эффективным инструментом культурного сотрудничества.
Стоит выделить продуманный комплексно-целевой подход к механизму отбора городов-претендентов на статус «Культурная столица Содружества». Программа реализуется поочередно в государствах — участниках СНГ в порядке русского алфавита наименований государств. Проводятся национальные процедуры отбора городов (в том числе конкурсы) на право получения статуса культурной столицы. По их итогам ежегодно выбирают, как правило, нестоличный город в качестве кандидата на статус культурной столицы Содружества.
Основными критериями отбора городов являются готовность города к культурному развитию, что подтверждается наличием гражданских инициатив и предложений по международному сотрудничеству в сфере культуры, а также наличие предпосылок к межгосударственной кооперации, развитая культурная жизнь и необходимая инфраструктура [5].
Одним из базовых элементов механизма реализации программы являются национальные конкурсы проектов, планируемых к осуществлению в городах, получивших статус «Культурная столица Содружества», а также внеконкурсные («гостевые») проекты. При отборе проектов предпочтение отдается уникальным для СНГ мероприятиям, которые демонстрируют многообразие и исключительность культурных традиций определенной территории и государства. Проекты должны быть ориентированы на развитие партнерских связей с государствами — участниками СНГ, иметь сетевой, инновационный характер и адресную аудиторию, а кроме того, предусматривать вовлечение местного сообщества [5].
Большое внимание в Положении о Межгосударственной программе «Культурные столицы Содружества» уделяется финансированию проекта, которое осуществляется за счет средств местных и региональных бюджетов, национальных бюджетов государств—участников СНГ, средств МФГС, выделяемых на проектную деятельность, с привлечением внебюджетных источников [5]. Положением также предусмотрено, что город, получивший статус «Культурная столица Содружества», создает собственные организационные механизмы реализации программы в соответствии с национальными процедурами [5]. Города, получившие этот статус, организуют различные мероприятия, фестивали, конгрессы, выставки, которые не только существенно оживляют жизнь города, но и способствуют привлечению туристов, политиков, бизнесменов, деятелей культуры.
Отметим, что в 2011 г. было проведено более 100 мероприятий в Гомеле и Ульяновске, в том числе крупнейший международный конгресс «Культура как ресурс модернизации», который вызвал интерес у профессионалов и широкой общественности. В результате количество туристов в Гомеле выросло на 30% [7].
В 2012 г. множество интереснейших мероприятий состоялось в объявленных культурными столицами Содружества городах Астана (Республика Казахстан) и Мары (Туркменистан). Так, одним из ключевых событий года можно назвать международный форум «Евразийская культура в новом мире», который состоялся в рамках открытия программы «Астана — культурная столица Содружества». В форуме приняли участие видные политики и известные деятели культуры из государств СНГ [8].
В 2013 г. в рамках программ «Габала — культурная столица Содружества», «Могилев — культурная столица Содружества», «Гюмри — культурная столица Содружества» проводились международные молодежные фестивали, круглые столы, концерты, мастер-классы, выставки [9], демонстрировавшие самобытные культурные традиции городов. Такие мероприятия, несомненно, могут стать прочной основой формирования единого культурного пространства государств СНГ.
Показательной можно назвать программу культурных мероприятий 2015 г., когда культурной столицей Содружества был российский Воронеж—город с интересной судьбой и богатым культурным наследием. В рамках программы состоялось 56 значимых культурных мероприятий, которые высоко оценили и горожане, и гости города. Были задействованы основные областные и муниципальные учреждения культуры, свой вклад в успех культурной программы внесли лучшие воронежские самодеятельные коллективы и более 400 творческих работников из стран СНГ. Событие такого масштаба не могло не вызвать широкий общественный резонанс: мероприятия программы «Воронеж — культурная столица СНГ» посетили свыше 600 тыс. человек [10].
Благодаря новому статусу развитие получили традиционные культурные проекты, посвященные многогранному наследию Воронежа: Платоновский фестиваль искусств, Академический пленэр «На родине И. Н. Крамского», выставка- ярмарка «Воронеж—город-сад», фестиваль «Воронеж многонациональный» и др. [10]. Кроме того, были инициированы новые интересные проекты: фестиваль хореографических училищ стран СНГ «Антре», гала-концерт «Молодые голоса Содружества», международный фестиваль детских духовых оркестров «Воронежские духовые ассамблеи» [10].
Интересным примером организации культурных мероприятий в рамках проекта «Культурные столицы Содружества» является азербайджанский город Гянджа — город великого поэта Низами. Программа «Гянджа — культурная столица СНГ» была реализована при поддержке МФГС. В мероприятиях по случаю открытия программы приняли участие председатель правления МФГС Полад Бюльбюль оглы, сопредседатель правления МФГС Михаил Швыдкой и исполнительный директор МФГС Анатолий Ик- санов. Гостем праздника стал коллектив «Воронежские девчата», выступление которого на открытии проекта носило символический характер, так как в 2015 г. статус культурной столицы Содружества принадлежал Воронежу [11]. В рамках проекта «Гянджа — культурная столица Содружества» были организованы выставки изобразительного и декоративноприкладного искусства, выступления лучших музыкальных коллективов Азербайджанской Республики. Общий итог года—более двух десятков мероприятий, в которых приняли участие представители творческой и научной интеллигенции из стран СНГ [11].
Культурной столицей 2018 г. стал город Горис (Республика Армения), который уже подготовил целый ряд интересных культурных событий. В многочисленных и разноплановых программах и мероприятиях, которые пройдут в течение года, примут участие зарубежные гости, причем не только из СНГ, но и из Китая, Ирана, некоторых других стран. Важной частью культурной программы можно назвать выставку «Арт-Экспо», на которой у стран СНГ будет возможность представить свою культуру в отдельных национальных павильонах [12].
За довольно короткое время программа «Культурные столицы Содружества» зарекомендовала себя как значимый этап на пути объединения усилий творческого сообщества в целях расширения культурных связей; продвижения общих гуманистических ценностей; повышения осведомленности и заинтересованности международного сообщества в совместных культурных мероприятиях на пространстве СНГ.
В целом для стран СНГ программа «Культурные столицы Содружества» стала новым эффективным инструментом межгосударственного взаимодействия в сфере культуры, направленным на расширение и сближение связей между странами СНГ не только в культурной, но и в политико-экономической сфере. Эта программа нацелена также на повышение статуса Содружества на международной арене.
Большое внимание участники программы традиционно уделяют развитию туристического потенциала городов, которые становятся культурными столицами Содружества. Проект рассчитан не только на внешнюю аудиторию, но и на горожан, которые участвуют в разных мероприятиях, обретают новый статус, получают возможность стать организаторами культурных событий, установить контакты с зарубежными гостями, приехавшими на различные мероприятия. Статус культурной столицы Содружества ставит определенные задачи и перед городом, который готовится к встрече высоких гостей и проведению масштабных мероприятий.
Участие городов в программе «Культурные столицы Содружества» позволяет странам СНГ восстановить и укрепить ослабленные в годы перестройки меж- культурные и межнациональные связи, способствует развитию интеграционных процессов на постсоветском пространстве, расширению культурного обмена, привлечению новых интеллектуальных и денежных инвестиций в межкультурное сотрудничество.
Несмотря на то, что проект «Культурные столицы Содружества» является продолжением инициативы европейских стран, возникшей еще в конце ХХ в., он отличается самобытностью и направлен на решение собственных задач. Можно сказать, что европейский опыт был творчески освоен, обогащен новыми идеями, которые рождаются и реализуются в формате проекта с участием государств СНГ.
Содружество Независимых Государств представляет собой уникальное и очень пестрое в религиозном, этническом, языковом плане объединение, основанное на общем прошлом, историческом опыте, который определяет вектор межкультурного диалога, формы и содержание сотрудничества. При этом уникальное многоголосие культурных традиций государств СНГ позволяет давать жизнь беспрецедентным проектам, программа которых может и должна отражать принципы толерантности, культурного многообразия не на словах, а на практике. Межгосударственная программа «Культурные столицы Содружества» как один из основополагающих культурных проектов СНГ призвана не только расширять границы культурного обмена и разнообразить его формы на пространстве Содружества, но и, что не менее важно, раскрывать культурный потенциал государств СНГ, демонстрировать их культурную самобытность и уникальность. Особенно это важно для нестоличных, региональных городов стран Содружества, остро нуждающихся в поддержке, популяризации, продвижении, привлечении туристов, инвесторов, креативной молодежи, развитии инноваций.
Можно предположить, что дальнейшее развитие программы «Культурные столицы Содружества» имеет очень хорошие перспективы. Программа может стать эффективным инструментом общей культурной политики государств СНГ, а возможно, и повышения конкурентоспособности не только городских и региональных брендов, но и единого бренда СНГ
Использованные источники:
1. Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Новые формы межкультурного сотрудничества // Межкультурный диалог в современном мире : материалы международной конференции в Санкт- Петербургском государственном университете. СПб., 2015. С. 84-92.
2. Speech by Spyros Mercouris. Concept & Spirit of the 25 years of European Capitals of Culture // European Cultural Parliament. URL: http://www.ulturparlament.com/sessions/2010-athens/ speech-by-spyros-mercouris/ (дата обращения: 20.01.2018).
3. Культурные столицы Европы от 17 января 2011 г. // Европейская комиссия. URL: http://ec.europa.eu/culture/our-programmes-and-actions/ doc413_en.htm (дата обращения: 20.10.2017).
4. Сотрудничество Россия — Европа в области культуры. Сотрудничество с ЕС и странами Европы. URL: http://www.rus-eu-culture.ru/rf/588/ (дата обращения: 20.10.2017).
5. Положение о Межгосударственной программе «Культурные столицы Содружества» // Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ. URL: http://www.mfgs-sng.org/activity/basic/566.html (дата обращения: 20.10.2017).
6. Макаров Д. В., Демьяненко А. А. Программы «Культурные столицы СНГ» и «Культурные столицы Европы» // Власть. 2014. № 7. С. 96-99.
7. Арыстанбек Мухамедиулы: «Предстоит интереснейшая и напряженная работа» // Форум Плюс. URL: www.mfgs-sng.org/local/images/ mfgs/forum_04-2014s_pdf_1409568518.pdf (дата обращения: 30.10.2017).
8. 15 июня в Астане во Дворце мира и согласия состоится Международный форум «Евразийская культура в новом мире» в рамках открытия Года «Астана — культурная столица Содружества» // Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ. URL: http://www.mfgs-sng.org/activity/basic/1052.htmi (дата обращения: 20.01.2018).
9. Итоги выполнения Плана мероприятий на 2012-2013 годы по реализации Стратегии международного молодежного сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств на период до 2020 года. URL: http://e-cis.info/page.php?id=24058 (дата обращения: 20.01.2018).
10. Проект «Воронеж — культурная столица СНГ» обогатил нашу культуру // Культура ВРН. URL: http://cuituravrn.ru/society/17499 (дата обращения: 20.01.2018).
11. «Воронежские девчата» выступили в Азербайджане на открытии проекта «Гянджа — культурная столица СНГ» // Культура ВРН. URL: http:// cuituravrn.ru/music/20864 (дата обращения: 20.01.2018).
12. Горис — Культурная столица Содружества 2018 года // Исполнительный комитет СНГ. URL: http://www.cis.minsk.by/news.php?id=8747 (дата обращения: 20.01.2018).