Наталья Михайловна Боголюбова
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
доцент кафедры международных гуманитарных связей, кандидат исторически наук, доцент
Юлия Вадимовна Николаева
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
доцент кафедры международных гуманитарных связей, кандидат исторически наук, доцент,
Аннотация: в статье представлен авторский взгляд на возможности и целесообразность выработки общей внешней культурной политики Содружества Независимых Государств. Предлагается анализ возможных содержательных, институциональных и практических основ общей внешней культурной политики СНГ. Отмечается, что подобный подход к совместной внешнеполитической деятельности в области культуры усилил бы позиции СНГ в современных международных отношениях. Авторы рассматривают законодательство и институты культурного сотрудничества стран Содружества, проводимые культурные мероприятия с точки зрения их значения для выработки единой внешней культурной политики.
Ключевые слова: культура, международные отношения, внешняя политика, внешняя культурная политика, культурная дипломатия, культурное сотрудничество, имидж государства, Содружество Независимых Государств.
Умение государства активно популяризировать свои культурные достижения и ценности существенно влияет на место этого государства в современном миропорядке. Культура формирует способность государства располагать и притягивать к себе людей из других стран, открывает новые возможности «мягкого воздействия» и способствует увеличению его внешнеполитической конкурентоспособности. Такой подход к специфической роли культуры, когда она рассматривается как ценный нематериальный актив в международных отношениях, обусловил формирование особого направления внешнеполитической деятельности, получившей называние внешней культурной политики.
Сегодня существует немало примеров проведения грамотной внешней культурной политики различными государствами. Во-первых, европейские страны: Франция, Германия, Великобритания, Испания, Италия и некоторые др. Здесь давно сложились свои национальные концепции культурного влияния, разработана система действенных институтов, продумана целостная программа практических мероприятий. Во-вторых, США: здесь понятие о культурной привлекательности государства входит в более широкую внешнеполитическую концепцию мягкой силы, успешно реализуемую во многих странах мира. США давно «экспортируют» свою массовую культуру, ценности свободы, демократии и прав человека, обеспечивая этим высокие позиции в международных рейтингах мягкой силы на протяжении последних лет [1]. В-третьих, стремительно возрастает интерес к внешней культурной политике у государств Азии, особенно у Китая и Японии. Эти страны не менее активно проводят различные культурные мероприятия во всем мире, формируют собственное видение роли культуры во внешней политике. В Китае, например, распространенатеория гармоничного мира, сформулированная Ху Цзиньтао, председателем КНР с 2003 по 2913 гг., согласно которой культура выступает одним из факторов, гармонизирующих и внутреннее развитие отдельно взятого государства, и всю систему международных отношений [2].
То, что культура действительно может служить эффективным средством решения внешнеполитических проблем,в начале 2018 года наглядно продемонстрировал лидер КНДР Ким Чен Ын, принявший решение об участии северокорейских спортсменов в зимней Олимпиаде в Пьёнчхане в составе единой команды вместе со спортсменами из КНР. «Послами» КНДР на этих Играх помимо спортсменов выступают артисты, музыкальные коллективы и журналисты. В условиях существующих острых политических разногласий и различных идеологий культура и спорт как ее неотъемлемая часть позволили двум странам, КНР и КНДР, попытаться найти общий язык для диалога и сделать шаг в направлении нормализации отношений и поиска возможностей для объединения.
Однако не только отдельные страны всерьез занимаются разработкой и осуществлением внешней культурной политики. Сегодня можно найти примеры международных организаций и межгосударственных объединений, ставящих вопрос о необходимости выработки общей внешней культурной политики. Наиболее показателен в этом отношении опыт Европейского союза, где сейчас проходит процесс формирования единой внешней культурной политики. Повышение внимания к культурному измерению внешнеполитической деятельности ЕС, по мнению исследователей, обусловлено «становлением ЕС как единого игрока на международной арене и ?…? повышением роли культуры в трансформации всемирного социума» [3, с. 55]. О том, что в ЕС всерьез задумались о необходимости согласованных действий в области внешней культурной политики, говорит принятие в течение 2015-2017 гг. ряда важных документов: программа «Культура во внешних сношениях ЕС», «Заключение по культуре во внешних сношениях ЕС с фокусом на роль культуры в сотрудничестве в целях развития», «Стратегия международных культурных связей» и некоторые др.
В основе этих документов лежит идея культуры как средства развития и взаимопомощи, межкультурного диалога, повышения роли культурной дипломатии ЕС, активного взаимодействия с ЮНЕСКО и др. Как считают эксперты, осознание необходимости выработки единой для всей Европы внешней культурной политики стало «определённым ответом на вызовы десятилетия – кризис идентичности, волна миграции, межкультурные столкновения, угроза выхода некоторых государств из структуры ЕС, терроризм на ближнем Востоке и в Европе, экономический кризис» [4, 106]. Опыт Европейского союза показывает, что повышение значимости фактора культуры в внешнеполитической деятельности становится трендом современных международных отношений не только для государств, но и для международных организаций.
Страны Содружества Независимых Государств (СНГ), как и многие зарубежные страны, имеют в своем внешнеполитическом арсенале культурную составляющую. Однако в их внешнеполитической практике данный вопрос представлен неравномерно. Наиболее разработанной видится внешняя культурная политика России. В нашей стране создана концепция, последовательно изложенная в документах: Постановление Правительства РФ «Об основных направлениях культурного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами» (1995 г.), тезисы МИД «Внешняя культурная политика России – год 2000», приложение к концепции внешней политики «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества» (2010 г.) и некоторые др. В России сформирован круг акторов государственного и общественного уровня для реализации внешней культурной политики. Федеральное агентство Россотрудничество и его заграничные представительства РЦНК (русские дома и российские центры науки и культуры)играют роль основного проводника русской культуры за рубежом. Большую работу проводят общественные организации и фонды: Российская Ассоциация Международного Сотрудничества, Российский совет по международным делам, фонд «Русский мир», Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова и некоторые др. Особая миссия в проведении внешней культурно-информационной политики РФ возложена на телеканал «Russiatoday». Для поддержки русского языка за рубежом существует Федеральная целевая программа «Русский язык» (2011-2015 и 2016-2020 гг.).
Несмотря на то, что и содержание, и институты внешней культурной политики России нередко подвергаются критике за недостаточную эффективность иотсутствие конечного результата в виде положительного образа нашей страны в мире, в отличие от многих других стран СНГ она представляет собой отдельное, самостоятельное направление внешнеполитической деятельности, оформленное и документально, и институционально, подкрепленное большим количеством различных мероприятий, проектов и программ.К сожалению, Россия остается пока единственным на территории СНГпримером концептуального оформления внешней культурной политики в рамках одного специализированного документа и целенаправленно проводимой работы в данном направлении.
В начале 1990-х гг.происходит становление внешней культурной политики Республики Беларусь: в 1995 г.в стране была принята Концепция развития международных связей, в 1997 г. Государственная программа информационного обеспечения внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Практическую работу по реализации внешней культурной политики Республики Беларусь осуществляют МИД, Министерство культуры, а также Белорусское общество дружбы и культурной связи с зарубежными странами (БЕЛОД). Однако в отличие от России в Беларуси нет специализированного документа в области внешней культурной политики; хотя цели и задачи у двух стран весьма схожи – развитие международного сотрудничества в области образования, культуры, искусства, средств массовой информации, спорта и туризма, популяризация национальной культуры и искусства, формирование позитивного имиджа в мире [5, с. 122].
К началу 2000-х гг. относится оформление внешней культурной политики Азербайджана, которая выстраивается на основе культурной дипломатии, осуществляемой по государственной и общественной линиям. Активную роль в ее реализации играет фонд Гейдара Алиева, стремящийся проводить работу по формированию яркого, узнаваемого культурного имиджа Азербайджана в мире. Проводимая работа свидетельствует о наличии заинтересованности государства в продвижении национальной культуры в мире, в особенности в плане организации культурных и спортивных мега-событий международного уровня (например, финал конкурса Евровидение-2012, Европейские игры-2015).
В остальных государствах СНГ ситуация с внешней культурной политикой несколько иная. Такая деятельность в той или иной мере ведется практически в каждом из них, но с разной степенью активности. Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан Узбекистан, Молдова, Армения – все эти страны имеют опыт осуществления внешнеполитической деятельности в сфере культуры и понимают ее важность, что следует, в частности, из заявлений политических лидеров этих стран. Так, например, президент Армении Серж Саргсян в своем выступлении на международной конференции «Культурная политика – политика для культуры. Роль культуры в деле стабильного развития после 2015 года» сказал, что культурной дипломатии в стране уделяется большое внимание, поскольку это эффективное средство представления страны миру и поддержания ее имиджа на должном уровне [6]. Для более успешной работы по реализации целей культурной дипломатии Армении созданы национальные культурные центры. Например, в ряде российских городов действует армянский культурный центр «Урарту», которые способствуют тому, чтобы культура, традиции и история армянского народа стали более известны в мире.
Говоря о внешней культурной политике на пространстве СНГ, в первую очередь обращает на себя внимание отсутствие единства в политической терминологии. Для большинства стран-членов характерна официальная незакрепленность и непроработанность этого понятия. Так, в Таджикистане используется термин «культурно-гуманитарная дипломатия», в Казахстане – «культурное сотрудничество», в Туркменистане, Армении, Азербайджане — «культурная дипломатия», в Молдове — «публичная дипломатия». При этом практически во всех государствах СНГ кроме России эта сфера деятельности не носит самостоятельного характера, а включена либо в концепции национальной культурной политики (например, Армения, Казахстан, Киргизия), либо внешней политики (например, Таджикистан, Азербайджан).
Давая оценку состоянию внешней культурной политики на пространстве СНГ, отметим, что многие государства, образовавшиеся в результате распада СССР, пока еще не обладают ни целостной концепцией внешней культурной политики, ни национальной культурно-языковой стратегией [7, с. 150], поэтому для большинства из них эта проблема стоит довольно остро. Лишь немногие обладают развитой системой институтов государственного и общественного уровня,достаточным финансированием, продуманным планом действий, да и эффективность практической работы в этом направлении пока еще недостаточно высока.
В то же время, на наш взгляд, в СНГ сложились предпосылки для объединения усилий в проведении внешней культурной политики. Существующее законодательство и система соглашений в области культурного сотрудничества, система институтов и наличие целого ряда культурных мероприятий, осуществляемых на регулярной основе при участии всех членов Содружества, вполне могут стать платформой для выработки общей внешней культурной политики. В Уставе СНГ (статья 3) отмечено, что одной из основ Содружества является тесное сотрудничество в сохранении культурных ценностей и культурный обмен [8].
Базовые принципы будущей общей внешней культурной политики стран СНГ сформулированы в «Соглашении о сотрудничестве в области культуры», принятом в Ташкенте 15 мая 1992 года (так называемое Ташкентское соглашение). В соглашении речь идет о формировании общего культурного пространства и важнейших направлениях культурного взаимодействия: музыкальное, театральное, художественное, эстрадное и цирковоекинематографическое и телевизионное, библиотечное и музейное, охранаобъектов культурно-исторического наследия, включая сферу науки, образования, туризм и спорт [9]. Это соглашение, определившее правовые основы культурных связей стран СНГ,можно рассматривать как отправную точку для будущей общей концепции внешней культурной политики.
Важность согласованных позиций государств-участников СНГ в межгосударственном культурном сотрудничестве отражена в принятой в мае 2011 г. «Концепции сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в сфере культуры». В этом документе отчетливо прослеживается идея о необходимости выработки комплекса общихмер,направленных на создание благоприятных условий для распространения общих гуманистических и культурных ценностей народов государств Содружества[10]. В дополнение к нему 29 мая 2015 г. была принята программа«Основные мероприятия сотрудничества государств – участников СНГ в области культуры на 2016–2020 годы» в театрально-концертной, музыкальной, библиотечной, информационной сфере, в области кино, науки, образования, изобразительного искусства, совместной подготовки кадров [11]. Ряд «отраслевых» соглашений также дополняют указанные выше документы. Это соглашения о создании системы межбиблиотечного абонемента государств – участников СНГ [12], о вывозе и ввозе культурных ценностей [13], о совместном фильмопроизводстве [14] и некоторые др.
На наш взгляд, благодаря этому комплексу документов сформировались правовые основы для совместной внешнеполитической деятельности Содружества Независимых Государств в области культуры, которые вполне могут стать платформой для дальнейшей выработки общей внешней культурной деятельности Содружества с третьими странами. Важно подчеркнуть, что в качестве главного принципа культурного взаимодействия как внутри СНГ, так и с внешним миром назван принцип диалога, что соответствует основным трендам современной внешней культурной политики.
Начиная с середины 90-х годов стали формироваться институциональные основы культурного сотрудничества стран Содружества. В 1995 г. был создан Совет по культурному сотрудничеству государств-участников СНГ для координации культурного обмена на уровне государственных и общественных структур. В 2006 г. был учрежден Совет по гуманитарному сотрудничеству для поддержки культурного обмена в странах СНГ. В том же году для финансирования культурных проектов был сформирован Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых государств [15], который с начала своей деятельности поддержал более 500 крупных совместных проектов, в которых приняли участие около 300 тысяч человек из всех государств. Мы полагаем, что эти институты вполне могут принять на себя функции основных операторов общей внешней культурной политики СНГ, т.к. основной их целью является осуществление координации многостороннего взаимодействия в области культуры и увеличение культурного потенциала стран Содружества.
Процессы институализации совместной внешней культурной политики на пространстве СНГ находят проявление и в уже осуществленных мероприятиях. Так, в июле-ноябре 2015 г. три страны, Беларусь, Молдова и Украина, реализовали проект «Культурный код Восточного партнерства», в результате чего были разработаны межотраслевые концепции национальной культурной политики, основанные на существующих национальных и региональных особенностях и вызовах [16]. Проект имеет тенденцию красширению за счет присоединения к нему Грузии, Армении и Азербайджана. В новой межотраслевой концепции внимание уделено не столько сектору культуры или культурным учреждениям, сколько культурным запросам и интересам каждого отдельно взятого жителя этих стран. Учитывая тенденции увеличения числа стран-участниц этого интересного проекта, можно говорить об его перспективности для выработки единых основ внешней культурной политики стран СНГ.
Значительным шагом на пути выработки практических основ общей внешней культурной политики СНГ являются совместные культурные мероприятия, проводимые в Содружестве. В первую очередь речь идет об общих для всего СНГ мега-событиях в области культуры и спорта, которых ежегодно проводится более десятка. В качестве формы внешней культурной политики мега-события выполняют ряд важнейших функций: способствуют углублению межкультурного сотрудничества, популяризируют национальную культуру, язык, традиции и ценности, вносят вклад в рост известности стран-организаторов, положительно влияют на увеличение числа туристов, активизируют культурную жизнь. В целом, культурные мега-события способствуют становлению привлекательного культурного имиджа страны-организатора, «рекламируют» ее. Довольно часто такие события становятся частью национальных брендинговых кампаний, т.к. они удачно подчеркивают уникальность страны, служат ее визитной карточкой, укрепляют репутацию. Кроме того, культурные мега-события решают задачи интеграции участников, формирования единого политического, экономического культурного пространства.
В странах СНГ на сегодняшний день сложилась скоординированная система культурных мега-событий, в которых участвует подавляющее большинство государств-членов. Многие их этих мероприятий стали традиционными, проводятся на регулярной основе и привлекают большое число участников и зрителей. Такие мега-события стали своеобразными культурными брендами СНГ и в перспективе их можно рассматривать базовые мероприятия совместной внешней культурной политики стран Содружества.
Одним из старейших культурных мега-проектов на пространстве СНГ является ежегодный Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», проводимый с 1992 г. Это один из крупнейших культурных проектов Союзного государства, безусловно,способствующий развитию культурного диалога между странами СНГ.
Дипломатический потенциал фестиваля «Славянский базар» велик. Он содействует культурному сближению стран СНГ, обмену национальными творческими традициями, рождает у участников и зрителей чувство культурного единства, популяризирует национальные музыкальные культуры. Не следует забывать и об имиджевом характере фестиваля, поскольку он считается одним из ключевых культурных проектов стран Содружества [17, с. 35].
К общим культурным мега-проектам, успешно реализуемым на всем пространстве СНГ, безусловно, можно отнести имежгосударственную программу «Культурные столицы Содружества». Программа была разработана в 2011 году для поддержания интереса к национальному культурному наследию государств-членов и придания нового импульса для культурного развития нестоличных городов СНГ. В качестве культурной столицы СНГ каждый год в двух государствах выбирают по одному нестоличному городу, в которых затем организуются масштабные культурные мероприятия с целью презентации и популяризации их потенциала. Ценность этой программы как инструмента внешней культурной политики заключается в укреплении и расширении культурных связей между странами и городами Содружества, в активизации межкультурного диалога, продвижении общих культурно-гуманитарных ценностей. Города, признанные культурной столицей СНГ, на год становятся визитной карточкой культуры своей страны, в них проводятся различные фестивали, выставки, концерты, способствующие оживлению их культурной жизни, реализуются проекты по благоустройству этих городов. Программа «Культурные столицы Содружества» вполне вписывается в видение общей внешней культурной политики СНГ и в дальнейшем наряду со «Славянским базаром» может стать одним из ее базовых мероприятий.
На наш взгляд, третьим по значимости культурным мега-проектом, который может быть положен в основу общей внешней культурной политики Содружества, являются Молодежные Дельфийские игры государств – участников СНГ. Игры проводятся с 2002 г. в различных городах стран СНГ. Это мега-событие задумывалось на стыке спорта и культуры. Главная цель Игр полностью согласуется с целью внешней культурной политики (как национальной, так и внешней) государств-членов СНГ: приумножение культурных традиций, сохранение и развитие национальной культуры, укрепление культурных связей между странами Содружества. Сочетание культурных, спортивных и гуманитарных аспектов в программе Игр делает эффективным инструментом внешней культурной политики, т.к. они направлены на поддержку взаимопонимания между народами Содружества и популяризацию общих культурных ценностей.
В начале ХХI века получил особое распространение и такой вид культурных мега-событий как Год культуры, позволяющий стране-организатору проводить многочисленные культурные мероприятия и популяризировать таким образом свои лучшие культурные достижения в течение довольно длительного периода.Как инструмент внешней культурной политики Год культуры обладает репутационным, коммуникационным, брендинговым потенциалом, способствует культурному сближению стран, популяризации национальной культуры и языка. Заслуживает внимания роль Года национальной культуры в процессе формирования благоприятного образа страны-организатора. Это и довольно эффективная форма событийного пиара, и своеобразная реклама туристического, научного, делового потенциала стран-организаторов.
В странах Содружества сложилась традиции проведения тематических Годов культуры, которая насчитывает более десятилетия. В 2008 г. был проведен Год литературы и чтения, в 2009 г. Год молодежи, 2010 г. Год науки и инноваций. Позднее идея проведения тематических годов была продолжена в форме Годов по гуманитарной тематике, или Гуманитарных годов. В 2011 г. прошел на пространстве СНГ Год историко-культурного наследия, в 2012 г. Год спорта и здорового образа жизни, в 2013 г. Год экологической культуры и охраны окружающей среды, в 2014 г. Год туризма, в 2015 г. Год ветеранов Великой Отечественной войны, в 2016 г. Год образования в СНГ, в 2017 г. Годсемьи в СНГ, в 2018 г. Год культуры в Содружестве Независимых Государств. Год 2019-й объявлен Годом книги. Как инструмент внешней культурной политики эти масштабные межгосударственные мероприятия позволяют государствам-участникам организовать более тесное сотрудничество в отдельной сфере культуры, продвинуть и укрепить культурный имидж СНГ.
Свой вклад в формирование общих практических основ внешней культурной политики СНГ вносят и другие культурные мероприятия. Так, для внешней культурной политики многих стран важным остается литература и библиотечное сотрудничество. На пространстве СНГ в этом направлении реализован ряд интересных проектов. Этосоздание электронной библиотеки «Эпос и литература народов Евразии» и произведений современных писателей в серии «Библиотека журнала «Дружба народов», и пополнение фондов национальных библиотекболее чем 175 тыс. экземпляров, и изданиесобрания «Классики литератур СНГ» из 26 томов, в котором собраны лучшие образцы литературных памятников и фольклора народов стран Содружества, и выпуск 30-ти разновидностей учебников нового поколения по языкам стран Содружества и многое др. Существует несколько союзных журналов: например, «Форум плюс», рассказывающий о культурно-гуманитарном сотрудничестве в Содружестве; «Дружба народов», публикующий авторов из всех стран СНГ, Балтии и Грузии. Разрабатывается проект по созданию передвижной выставки художественных книг современных авторов государств – участников СНГ «Читаем вместе – познаем друг друга».
Много совместных проектов осуществляется в области кино, также относящейся к важнейшим направлениям внешней культурной политики. Это открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок» в Анапе, международный кинофестиваль «Золотой абрикос» в Ереване, Бакинский международный кинофестиваль «Восток – Запад», Минский международный кинофестиваль «Лiстaпад», кинофестиваль «Звезды Шакена» в Алматы, международный кинофестиваль стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Новое кино ХХI век», международный фестиваль народного творчества стран СНГ и Балтии «Содружество». Все эти фестивали получили признание не только в странах СНГ, но и у зарубежной публики. Они помогают поднимать уровень киноискусства, создают условия для организации кинопроката фильмов, производимых в СНГ, в странах Содружества. В области телевидения в 2011 г. был учрежден Международный телевизионный фестиваль «ТЭФИ-Содружество», в котором участвуют страны СНГ, а также Грузия и Латвия. В 2014 г. этот фестиваль принимал у себя Азербайджан, в 2015 г. Таджикистан, в 2016 г. Армения, в 2017 г. Беларусь. В области театра с 1993 г. проводится международный театральный фестиваль «Золотая маска», в рамках которого проходит внеконкурсная программа спектаклей из стран СНГ и Балтии «Маска Плюс». В области драматического искусства создана театральная ярмарка «PRO-театр», которая, начиная с 2006 г. дает возможность театральным коллективам стран СНГ, Туркменистана и Балтии широко представить свои театры.
В области изобразительного искусства и художественного творчества создан проект Международная выставка «ART EXPO» государств – участников СНГ (Армения). Эта выставка намечена на 2018 г. как часть Межгосударственной программы «Горис – Культурная столица Содружества – 2018», однако такая выставка в перспективе может стать самостоятельным культурным проектом, направленным на популяризацию творчества представителей стран Содружества. Международная выставка ART EXPO задумана как смотр достижений стран-членов СНГ в области культуры и искусства. Она носит открытый характер, допускающий участие художников из других государств, не являющихся членами СНГ. По замыслу организаторов, выставка должна стать комплексным мероприятием для презентации значимых достижений, событий, проектов и культурных мероприятий, реализованных государствами–участниками СНГ в области кино, театра, музыки, изобразительного искусства, народного творчества, издательского дела и т. д. Ее задачами полностью согласуются с задачами внешней культурной политики стран СНГ. Это развитие и популяризация национальных культур, поддержка культурного многообразия и углубление межкультурного диалога, расширение рынка культурных услуг и продукции и реализация инновационных проектов в сфере культуры [18].
К эффективным формам внешней культурной политики относится и такая форма как международный культурный форум, которая также имеется в арсенале стран Содружества. Именно такой формат позволяет странам СНГ коллегиально обсуждать и решать важные вопросы культурного сотрудничества. С 2006 г. в СНГ проходят форумы творческой и научной интеллигенции, на которых вырабатываются решения и формулируются практические рекомендации в области культурной политики. Форумы проходят в различных городах Содружества: Москве (2006), Астане (2007), Душанбе (2008), Кишиневе (2009), Москве (2010), Киеве (2011), Ашхабаде (2012), Минске (2013), Москве (2014), Астане (2015), Бишкеке (2016), Москве (2017). C 2007 г. ежегодно устраивается форум переводчиков и издателей стран СНГ и Балтии в Ереване.Среди других знаковых культурных форумов можно назвать молодежный театральный форум, объединяющий актеров, режиссеров, сценаристов, художников-сценографов. В работе форума участвуют все страны СНГ, Балтии и Грузия. Наиболее масштабным, пожалуй, является проводящийся с 2014 г. ежегодный Всемирный форум по межкультурному диалогу, созданный для обсуждения наиболее острых проблем культуры и межкультурного обмена в странах СНГ. Как форма внешней культурной политики международные форумы вносят ощутимый вклад во взаимообогащение культур, развитие гуманитарных связей, укрепление культурного сотрудничества народов государств Содружества, служит открытой дискуссионной площадкой для обмена мнениями по различным вопросам культурного сотрудничества.
Задачи внешней культурной политики заключаются, с одной стороны, в популяризации культуры и укреплении культурных связей, а с другой - в формировании положительного имиджа государства (или в нашем случае международной организации) за рубежом. С этой точки зрения культурные мега-события создают массу возможностей для реализации этих задач, поскольку именно они формируют новые и укрепляют уже существующие культурные связи и рождают новые культурные проекты, укрепляя культурный имидж СНГ.
В практике современной внешней культурной политики многих стран особое место отводится спортивному направлению. На пространстве СНГ проводятся многочисленные спортивные мега-события, объединяющие детей и взрослых, любителей и профессионалов. Это Международные Иссык-Кульские спортивные игры стран СНГ и ШОС; международный турнир по футболу «Кубок Содружества»; открытый конноспортивный фестиваль стран СНГ и Балтии «Кубок Содружества». Проводятся соревнования СНГ по отдельным видам спорта (альпинизму, таэквон-до, стрельбе из лука). Регулярно организуются фестивали единоборств; детские конкурсы и турниры (в том числе, среди школьных команд); научно-практические форумы, конференции, семинары по спортивной проблематике и многое др.
О важности развития спорта на пространстве СНГ свидетельствует объявление 2012 года Годом спорта и здорового образа жизни в Содружестве Независимых Государств, в котором участвовали все страны СНГ, а в его отдельных мероприятиях и другие страны ближнего и дальнего зарубежья. Например, в международном футбольном турнире «Кубок Содружества», включенном в программу Года, участвовали также Латвия, Литва, Эстония и Иран, в конноспортивном фестивале стран СНГ и Прибалтики «Кубок «Содружество» - Аргентина и ряд стран Европы. Практическим итогом проведения Года спорта стала разработка спортивной Стратегии на пространстве СНГ, что служит положительным фактором в деле выработки единой внешней культурной политики стран СНГ, в которой спорт станет одним из ключевых направлений.
Особое место в спортивной палитре СНГ занимают Международные спортивные игры государств-участников СНГ под девизом «В Содружестве - мир и здоровье». Игры проходят с 2000 г. и включают соревнования по различным видам спорта: дартсу, легкой атлетике, мини-футболу, пляжному футболу, теннису, настольному теннису, плаванию, волейболу, пляжному волейболу, стритболу, армрестлингу (среди мужских и женских команд), гиревому спорту, перетягиванию каната, поднятию тяжестей, кыргызской национальной борьбе куреш. Эти игры можно образно назвать «Олимпиадой стран СНГ», поскольку они собирают практически всех членов Содружества. Для продвижения культурного многообразия СНГ важно, что в программу игр включены не только традиционные спортивные дисциплины, но и редкие национальные виды спорта. Это позволяет не только поддерживать национальные культурные традиции народов СНГ, но и популяризировать их, прививать к ним интерес у молодого поколения [19, с. 95].
В августе 2017 г. по поручению Президента России В.В. Путина в Ульяновске состоялся I-й Фестиваль национальных видов спорта и игр государств-участников СНГ. Талисманом Игр стала Жар-птица, а девизом – фраза «Сильны, независимы, едины». В соревнованиях по 15 видам спорта и показательных выступлениях принимали участие команды из 10 стран Содружества Независимых Государств. В программу Игр преимущественно вошли неолимпийские виды спорта, но весьма популярные в странах СНГ. Среди них самбо, перетягивание каната, мас-рестлинг, городошный спорт, борьба на поясах, лапта, гиревой спорт, шахматы. В показательную часть Фестиваля включены казачье многоборье, бега русских троек, северное многоборье, якутские национальные прыжки, хапсагай, борьба куреш и некоторые другие национальные виды спорта государств-участников СНГ [20]. Это, безусловно, добавило колорита Фестивалю и стало его отличительной особенностью.
Надо отметить, что подобные спортивные соревнования, сочетающие спорт и искусство, традиционные и национальные виды спорта, соревновательную и показательную программы давно заняли прочное место во внешней культурной политике авторитетных межгосударственных организаций, Международной организации франкофонии и Содружества наций, которые проводят Игры франкофонии и Игры Содружества соответственно. Как инструмент внешней культурной политики такие масштабные спортивные соревнования способствуют продвижению национальных культурных, спортивных традиций, поддерживают межкультурное общение, способствуют формированию чувства уважения к национальным культурам разных стран.
В целом, спортивные соревнования, проводимые на пространстве СНГ,обладают значительным потенциалом для того, чтобы стать частью общей внешней культурной политики. Как положительный фактор можно отметить оформившуюся тенденцию к интеграции всех заинтересованных участников в разработке единой стратегии действий, которая, безусловно, будет способствовать и решению проблемы формирования единой внешней культурной политики.
В настоящее время в странах СНГ сложилась определенная система проведения масштабных культурных и спортивных мероприятий. Очень важно, что практически с первых лет существования СНГ многие из них стали проводиться на постоянной основе. Эти мероприятия объединяют участников из разных стран и имеют большое значение не только для развития процессов культурной интеграции в СНГ, но и для обозначения контуров общей внешней культурной политики Содружества.
Если говорить о возможностях выработки общей внешней культурной политики СНГ, то, на наш взгляд, существует довольно хорошие перспективы и возможности для этого. Это наличие правовой базы сотрудничества, системы институтов и комплекс проводимых мероприятий. Эти три фактора, с нашей точки зрения, могут стать базой для дальнейшей работы по формированию общей внешней культурной политики стран Содружества.
В чем видятся целесообразностьвыработки общей внешней культурной политики для СНГ? Во-первых, участие любого государства в работе международной организации позволяет ему использовать ее авторитет, финансовые и организационные рычаги для более полной реализации собственных национальных интересов, в том числе и в области внешней культурной политики [21, с. 40].
Во-вторых, внешняя культурная политика – это эффективное вспомогательное идеологическое орудие, сопровождающее осуществление общей внешнеполитической стратегии государства или международной организации. Как показывает опыт, для многих стран экспорт и популяризация национальной культуры стал весьма действенным инструментом борьбы за национальные интересы.
В-третьих, это возможность совместными усилиями укрепить имидж каждого члена СНГ в отдельности и всей международной организации в целом. Положительный имидж позволяет надежнее фиксировать политические и экономические успехи, он служит хорошим дополнительным фактором повышения конкурентоспособности.
Имидж – это важный внешнеполитический ресурс, на формирование которого первостепенное влияние оказывает так называемый символический капитал культуры, который имеет реальную власть над умами и обладает «кредитом доверия» [22, с. 60-74]. Фактор культуры по долговременности и значимости преобладает над потенциалом экономических факторов в имидже страны. Поэтому, с нашей точки зрения, общая внешняя культурная политика позволит СНГ как международной организации занять более высокие международные позиции, а каждому государству-члену в отдельности приобрести определенные конкурентные преимущества от совместной деятельности по продвижению культуры.
Если говорить о перспективах и контурах будущей внешней культурной политики СНГ, то, на наш взгляд, она должна соответствовать ряду критериев. Во-первых, ее следует рассматривать как совокупность концептуальных основ и практических мероприятий. В связи с этим наиболее остро встает вопрос о необходимости разработки единой стратегии внешней культурной политики стран Содружества и ее оформления на основе уже существующих документов. Очевидно, что в этом смысле должно быть продолжено совершенствование существующей нормативно-правовой базы культурного сотрудничества СНГ в соответствии с современными тенденциями культуры, продумана и создана система двусторонних соглашений о культурном сотрудничестве СНГ с третьими странами, заключены дополнительные многосторонниеи двусторонние договорыв области культуры и спорта внутри СНГ.
Во-вторых, при разработке общей стратегии внешней культурной политики Содружества Независимых Государств нужно учитывать комплекс задач национального и наднационального масштаба, а также потребности всех этнических и конфессиональных групп, чтобы она как можно полнее соответствовала интересам всех стран и культур СНГ. В связи с этим наиболее острой видится проблема поиска общей, объединяющей идеи внешней культурной политики, одинаково важной и понятной для всех стран СНГ. Эта идея должна опираться на системную и скоординированную работу по ее реализации, проводимую заинтересованными акторами при стабильном финансировании. Однако многие исследователи говорят о крайней сложности выработки общего «культурного кода», объединяющего культурные дипломатии и внешние культурные политики стран СНГ и отмечают, что такому «поиску никак не способствуют излишние ссылки на досоветскую историю, выдвижение первенства той или иной религии, выпячивание негативных аспектов колониального прошлого и т.п.» [23, с. 664]. Поэтому поиск подобной объединяющей идеи скорее всего должен быть связан не с общим прошлым, а с общим будущим (культурным, политическим, экономическим) народов и стран СНГ.
При выработке общей стратегии культуры во внешней политике СНГ с другими странами нужно, чтобы она опиралась не только на общую, объединяющую идею, но также имела проработанную схему финансирования, эффективные механизмы реализации, продуманную систему внешних инструментов. Это позволит более полно и последовательно использовать потенциал культуры во внешней политике и международном сотрудничестве для равноценного представления культур всех членов Содружества во внешнем мире.
Можно говорить и об уже сложившихся базовых направлениях внешней культурной политики государств – участников СНГ, которые могли бы вписаться в очертания общей внешней культурной политики стран Содружества. Во-первых, развитие межкультурного, межэтнического и межконфессионального диалога, культурной, общественной и цифровой дипломатии, продвижение культурного разнообразия. Во-вторых, активное взаимодействие с международными культурно-гуманитарными организациями, в первую очередь с ЮНЕСКО, а также ИКОМ, МОК, ЮНВТО и др. В-третьих, культурное наследие: его выявление, популяризация и изучение; защита культурного наследия, находящегося под угрозой исчезновения, совместное продвижение памятников культурного наследия, находящихся на территории СНГ, в Список всемирного культурного наследия. В-четвертых, исполнительские виды искусства; музыка, театр, кино, хореография; выставочная деятельность, организация гастролей, мастер-классов, фестивалей, конкурсов. В-пятых, литература, книги, библиотеки, в том числе поддержка переводов, издательской деятельности, организация книжных ярмарок, выставок, открытие и помощь в комплектации библиотек, изучение, сохранение и восстановление письменного наследия и фольклора. В-пятых, изобразительное искусство и фотография, скульптура и архитектура, в том числе организация выставок (особенно персональных выставок, а также выставок виртуальных, с использованием новых технологий), открытие художественных галерей, создание каталогов работ художников, проживающих в странах СНГ, подготовка соответствующих статьей и рецензий, знакомящих с их творчеством. Особым вниманием должны пользоваться традиционные, национальные виды искусства народов СНГ, нуждающиеся в особой поддержке и популяризации.
К основным направлениям общей внешней культурной политики СНГ также должны относиться музейное и архивное сотрудничество, языки, спорт, туризм, образовательные и научные обмены, обмен информацией. Наряду с традиционными направлениями необходимо продвигать инновационные формы искусства и современной культуры (например, компьютерные игры), празднование общих памятных дат, подготовка кадров сфере культуры и искусства. Для успешной реализации всех перечисленных направлений необходима консолидированная деятельность всех стран Содружества, направленная на продвижение культуры стран СНГ во внешнем мире. Эта деятельность должна быть нацелена на формирование благоприятного имиджа СНГ и повышение культурной конкурентоспособной стран Содружества.
Практическая работа по реализации этих направлений внешней культурной политики СНГ должна включать все рассмотренные нами культурные мега-события как хорошо зарекомендовавшие себя. Но при этом данные мероприятия нужно хорошо освещать в СМИ, в том числе и в тех, которые выходят за границей, повышать статус этих мероприятий, привлекать известных спонсоров, талантливых участников из третьих стран, особенно известных деятелей культуры, пользующихся общепризнанным авторитетом. Иными словами, нужно придать более весомое значение общим культурным мероприятиям. Кроме того, можно продумать и систему новых культурных мега-событий с участием стран Содружества, особенно в области современной культуры. Значимым моментом общей внешней культурной политики должно стать празднование общих памятных дат, особенно связанных с историей и культурным наследием.
Для осуществления общей внешней культурной политики СНГ необходимо создать эффективную систему институтов на основе сочетания деятельности акторов надгосударственного, государственного, негосударственного и индивидуального уровня. Основой может стать работа уже существующих институтов СНГ, ответственных за культурную деятельность в Содружестве и за его пределами. Также необходимо привлекать и других акторов, например, государственные институты национального уровня стран СНГ, участвующие во внешнеполитической деятельности и деятельности по продвижению культуры вовне (например, БЕЛОД, Россотрудничество), неправительственные, общественные организации и фонды (Фонд Гейдара Алиева, фонд Русский мир), зарубежные культурные, культурно-языковые центры и культурные институты, учреждения культуры и творческие союзы.
Важным представляется вопрос о возможности создания культурно-информационного центра СНГ, работающего по принципу культурного института за рубежом от лица всего Содружества. Такая структура со статусом общественной организации могла бы финансироваться из средств Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ и проводить большой объем работы по проведению культурных мероприятий, знакомящих жителей зарубежных стран с культурой народов стран СНГ, их современными культурными достижениями, т.е. стать одним из операторов внешней культурной политики СНГ и укрепить ее институциональные основы. Хорошо зарекомендовал себя и институт «посланников культуры», когда известные представители национальных культур, спорта, известные политики, ученые, бизнесмены, журналисты из принимают участие в культурных мероприятиях, словно «персонифицируя» собой культурные достижения представляемой ими страны или, как в нашем случае, межгосударственной организации.
Говоря о региональных ориентирах отметим, что важно развивать культурное партнерство со странами ЕС, Нового Шелкового пути, БРИКС на основе общих или тематических программ культурного сотрудничества. Стержневая задача внешней культурной политики стран СНГ должна состоять в формировании и укреплении отношений взаимопонимания и доверия с зарубежными странами, в развитии равноправного и взаимовыгодного партнерства с ними, в наращивании участия Содружества в системе многостороннего культурного сотрудничества.
Важнейшими условиями осуществления внешней культурной политики, общей для стран СНГ, должны стать системность в осуществлении культурных мероприятий, применение современных информационных технологий, поддержка инновационных проектов в сфере культуры и искусства. Не менее важно, чтобы правительства стран СНГ и политические элиты понимали целесообразность выработки эффективной внешней культурной политики не только на национальном уровне, но и в рамках единых действий по линии СНГ. Такая деятельность должна восприниматься как средство улучшения имиджа и отдельно взятой страны, и Содружества в целом. Это еще и дополнительная возможность для улучшения социального климата в стране, при котором культурное сотрудничество с третьими странами может стать средством развития всех сторон жизни. К сожалению, пока не будет осознания важности подобной деятельности на уровне правительств всех государств СНГ, такая работа будет недостаточно эффективной.
Во внешней культурной политике стран СНГ недостаточно внимания уделяется современным достижениям, мало используется цифровое пространство и связанные с ним новые формы культуры и искусства. Также мало востребованы такие направления внешней культурной политики как национальная кухня, мода, дизайн, хотя многие государства эти направления активно развивают. Например, Испания, Италия и Франция активно продвигают свои национальные кулинарные традиции. Италия и Франция позиционируют себя как центры мировой моды. Современным культурным технологиям уделяют внимание США, Япония, Китай, Великобритания. Поэтому, полагаем, перспективы использования и других направлений внешней культурной политики на пространстве СНГ довольно обширны и требуют более креативного, инновационного подхода к их реализации.
После распада СССР практически в каждом государстве сложилось собственное видение роли и места культуры в международных отношениях, внешней политике и дипломатии. Сформировались собственные подходы к культурному сотрудничеству, собственное отношение к ценности культуры как инструменту мягкой силы, своя специфическая терминология, собственное видение приоритетов, стратегических целей и задач. В настоящее время в СНГ стоит задача гармонизации этой деятельности, актуален поиск общих основ для возможной выработки общей внешней культурной политики с использованием тех достижений, которые уже сложились за более чем 25 летний период существования Содружества Независимых Государств.
Список источников
1. Soft Power 30. A global ranking of soft power 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://softpower30.com/wp-content/uploads/2017/07/The-Soft-Power-30-Report-2017-Web-1.pdf (дата обращения: 22.01.2018).
2. Доклад Ху Цзиньтао на XVII съезде КПК 15 октября 2007 г. [Электронный ресурс]. URL: http://russian.china.org.cn/china/archive/shiqida/2007-10/25/ content_9120930.htm (дата обращения: 09.04.2017).
3. Спиридонов П. Европейский союз: на пути к общей внешней культурной политике // Современная Европа. 2017. С. 55—61.
4. Табаринцева-Романова К. Развитие внешней культурной политики ЕС после Лиссабонского договора //Современная Европа. 2017. №4. С. 98—108.
5. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Страны СНГ в поисках эффективной модели внешней культурной политики // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 10 (7). С. 120—130.
6. МИД Армении планирует расширить и активизировать культурную дипломатию [Электронный ресурс]. ИА REGNUM. URL: https://regnum.ru/news/891414.html (дата обращения: 04.02.2018).
7. Полетаева М.А. Национальные культурно-языковые стратегии стран СНГ: опыт культурологического исследования //Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2013. Вып. 11 (671). С. 148—158.
8. Устав Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс]. Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств.URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=187(дата обращения: 25.09.2016).
9. Соглашение о сотрудничестве в области культуры между Россией и СНГ от 15 мая 1992 г. [Электронный ресурс]. URL: http://http://cis.minsk.by/main.aspx?uid=7602 (дата обращения: 19.09.2016).
10. Концепция сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в сфере культуры [Электронный ресурс]. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31083225#pos=42;-314 (дата обращения: 19.09.2016).
11. Культурное сотрудничество стран СНГ – в планах более 120 мероприятий за пять лет [Электронный ресурс]. URL:http://cis.minsk.by/news.php?id=5250 (дата обращения: 19.09.2016).
12. Соглашение о создании системы межбиблиотечного абонемента государств – участников СНГ [Электронный ресурс]. URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_69454.html (дата обращения: 19.09.2016).
13. Соглашение о вывозе и ввозе культурных ценностей [Электронный ресурс]. URL: http://www.issa.ru/legislation/docsng/docsng_13.html (дата обращения: 19.09.2016).
14. Соглашение о совместном фильмопроизводстве[Электронный ресурс]. URL: http://www.miradox.ru/news/podpisano-soglashenie-o-sovmestnom-filmoproizvodstve (дата обращения: 19.09.2016).
15. Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых государств [Электронный ресурс]. URL: http://www.mfgs-sng.org/mfgs/smi/ (дата обращения: 19.09.2016).
16. Культурный код Восточного партнерства [Электронный ресурс]. URL: http://os.x-pdf.ru/20kulturologiya/204613-1-pri-finansovoy-podderzhke-nastoyaschaya-publikaciya-izdana-pri-finan.php (дата обращения: 19.01.2018).
17. Фокин В. И., Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Культурное сотрудничество на пространстве СНГ//Управленческое консультирование. 2017. № 5 (101). С. 28—43.
18. ART EXPO[Электронный ресурс]. Пресс-служба Исполнительного комитета СНГ.URL http://www.e-cis.info/news.php?id=13354 (дата обращения 04.02.2018).
19. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В., Боголюбов М.А. Гуманитарное сотрудничество в спорте на пространстве СНГ как фактор интеграции //Управленческое консультирование. 2016. № 4 (88). С. 90—97.
20. Положение о I Фестивале национальных видов спорта и игр государств-участников СНГ – 2017 [Электронный ресурс]. URL:http://sportuln.ru/images/polozhenfestsng17_.pdf (дата обращения 04.02.2018).
21. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Международные организации как новые участники внешней культурной политики//Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2012. Июнь. № 2 (11). С. 39— 43.
22. Бурдьё П. Формы капитала [Электронный ресурс] // Экономическая социология: электронный журнал. 2002. Т.3. № 5.С. 60—74. URL: https://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/1208 205039/ecsoc_t3_n5.pdf (дата обращения: 25.01.2017).
23. Бафоев Ф. М. Культурная дипломатия в системе международных связей на постсоветском пространстве[Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. №6. С. 662—667. URL https://moluch.ru/archive/110/25748/ (дата обращения: 26.01.2018).
Источник: Вестник БАЕ, № 2, 2018 год