Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

О деятельности Межправительственного совета дорожников СНГ

Выступление заместителя Председателя, руководителя Секретариата Межправительственного совета дорожников Бури Бачибековича Каримова на заседании Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества (18 сентября 2018 года, Исполнительный комитет СНГ, г.Минск).

 


 

Уважаемый Председатель, уважаемые полномочные представители!

Благодаря своему уникальному географическому положению государства СНГ являются связующим звеном двух транспортных систем - европейской и азиатской.

При этом состояние автомобильных дорог и транспортной инфраструктуры - один из определяющих факторов, влияющих на эффективность транспортной системы, которая прямым образом положительно отражается на социально­экономическом развитии стран СНГ.

По протяженности обслуживаемых дорог, объему работ, технической сложности дорожная отрасль СНГ является одной из крупнейших в мире.

Улучшение состояния сети автомобильных дорог в странах Содружества повышает конкурентоспособность международных автомобильных перевозок и, как следствие, уровень экономического развития наших стран.

Развитие сети МАД позволяет повышать эффективность транзитного потенциала государств - участников СНГ, качество предлагаемых транспортных услуг, привлекать дополнительные грузопотоки на автомобильный транспорт и создавать условия для обеспечения транспортной безопасности.

МСД является органом отраслевого сотрудничества СНГ, целью которого определены: содействие развитию и совершенствованию сети автомобильных дорог общего пользования, создание условий для более полного использования производственного и научно-технического потенциала дорожных организаций государств - участников СНГ.

Членами МСД являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан. При этом дорожные администрации Азербайджанской Республики и Республики Молдова участвуют в работе МСД.

Устав Межправительственного совета дорожников принят Соглашением об Уставе Межправительственного совета дорожников от 31 мая 2013 года. Порядок финансирования расходов, связанных с деятельностью МСД, включая расходы на содержание его Секретариата, регулируется пунктом 3.7 Устава и «осуществляется за счет ежегодных взносов участников МСД из внебюджетных источников, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц».

Деятельность МСД обеспечивает Секретариат МСД, Экспертно-научный совет, рабочие группы Совета, Совет по образованию и компании автодорожного профиля - ассоциированные члены Совета.

ЭНС при МСД, в который входят 38 ведущих ученых из разных стран СНГ, осуществляет научное сопровождение деятельности Совета, ежегодно выполняя большой объем работ, который, как минимум, является важным для двух и более стран СНГ.

Функционирующие в рамках Совета пять постоянных и две временные рабочие группы: по управлению и развитию дорожного хозяйства; по правовым проблемам; по финансированию дорожного хозяйства; по технической политике; по содержанию и безопасности дорожного движения, а также по разработке Межгосударственного стандарта на битумы нефтяные дорожные и по гармонизации весовых и габаритных параметров автомобильных дорог общего пользования в рамках стран СНГ - работают над подготовкой не только материалов заседаний Совета, но и над практической разработкой и внедрением новых нормативных документов и инновационных технологий (материалов, машин и оборудования).

Совет по образованию МСД объединяет ведущие дорожные вузы стран СНГ. Основными направлениями его деятельности являются подготовка и переподготовка кадров для дорожной отрасли стран Содружества. Совет по образованию ежегодно проводит Международные конкурсы научных работ студентов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений стран СНГ, которые выявляют лучших из лучших. Победители и призеры конкурсов поощряются соответствующими дипломами и грамотами МСД, а результаты их работ публикуются в отраслевых журналах, в т.ч двух журналах МСД.

Институт ассоциированных членов на сегодняшний день объединяет около 65 компаний из разных стран мира в лице крупных холдингов, производственных объединений, акционерных обществ, государственных предприятий автодорожного профиля, которые работают по всем направлениям дорожной отрасли.

Базовым документом для государств Содружества, определяющим ключевые для развития в рамках СНГ автодорожные маршруты и общие требования, которым должны отвечать международные автомобильные дороги СНГ, является Протокол о международных автомобильных дорогах СНГ от 11 сентября 1998 года. Координация деятельности по приведению международных автомобильных дорог в соответствие с установленными требованиями возложена на Межправительственный совет дорожников.

В этой связи, Секретариат МСД совместно с дорожными администрациями на местах ежегодно проводит мониторинг участков международных автомобильных дорог в странах СНГ. Рабочая группа по управлению и развитию дорожного хозяйства совместно с Секретариатом МСД, таким образом, обеспечивает постоянный мониторинг за ходом развития международных автомобильных дорог СНГ, регулярно обобщает и анализирует представляемые дорожными администрациями материалы и ежегодно докладывает Совету информацию по данному вопросу и в необходимых случаях направляет ее в Исполком СНГ.

Важно отметить, что хотя участниками Протокола являются шесть государств (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан), на практике и представители дорожных администраций и организаций Азербайджана, Молдовы, Туркменистана и Узбекистана информируют Совет о реализуемых проектах.

В предложенном сегодня вашему вниманию отчете отражено положение дел с реализацией Протокола по каждому государству - участнику СНГ, приведены внесенные дорожными администрациями дополнения и изменения в Перечень автомобильных дорог СНГ, а также данные о состоянии и перспективах их развития.

Проведенный мониторинг по развитию международных дорог показал, что дорожными администрациями проводится большая работа по улучшению их состояния.

Реализуются программы развития транспортных комплексов, совершенствуется нормативно-правовое обеспечение, внедряются новые технологии эксплуатации существующих и строительства новых объектов транспортной инфраструктуры.

Особое внимание уделяется обустройству подъездов к пограничным пунктам пропуска автотранспортных средств для сокращения среднего времени ожидания въезда/выезда автотранспорта, улучшению  состояния покрытия участков дорог, строительству терминалов, гостиниц, стоянок и обустройству прилегаемой территории.

Уменьшается количество жалоб на работу пунктов перехода и продолжительность пересечения границ транспортными средствами. Создаются предпосылки для реализации ключевых логистических принципов – доставки груза в сохранности, точно в срок в нужное место.

Вместе с тем, как показывает анализ, часть МАД СНГ не отвечает современным требованиям по ряду показателей. В частности, не все пункты перехода и терминалы, расположенные на территориях государств - участников СНГ, отвечают международным требованиям. Не отвечают международным требованиям дороги по ровности, особенно по международному индексу IRI.

Очевидно, что эффективно решать задачи развития сети МАД государства - участники СНГ могут лишь во взаимодействии. В качестве направлений дальнейшей совместной деятельности дорожных служб СНГ могут рассматриваться:

совершенствование нормативно-правовой базы в области строительства и содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений;

разработка и реализация концепций    научно-технической политики в дорожной отрасли, систем стандартизации и сертификации в целях приведения всех участков международных автомобильных дорог в соответствие с международными требованиями;

координация усилий дорожных администраций государств - участников СНГ по развитию международных транспортных коридоров;

разработка рекомендаций по организации совместного производства в сфере дорожного хозяйства.

За время существования Совета было проведено 40 заседаний, 4 Съезда, десятки международных конференций и выставок, и помимо Протокола, разработан и утвержден ряд согласованных решений для эффективного функционирования автомобильно-дорожного комплекса СНГ. Важными международными договорами, определяющими дальнейшую реализацию Протокола и развитие МАД, явились также разработанные непосредственно при активном участии МСД:

Соглашение о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств - участников СНГ, от 4 июня 1999 года;

Меморандум о сотрудничестве государств - участников СНГ в области международных транспортных коридоров от 18 сентября 2003 года;

Концепция согласованной транспортной политики государств - участников СНГ на период до 2010 года, утвержденная Решением Совета глав правительств СНГ от 15 сентября 2004 года;

Приоритетные направления сотрудничества государств - участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 года, утвержденные Решением Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 года;

Концепция повышения эксплуатационной надежности мостовых сооружений на автомобильных дорогах государств - участников СНГ на 2008-2015 годы, утвержденная Решением Совета глав правительств СНГ от 23 мая 2008 года;

Соглашение о согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств - участников СНГ, от 20 ноября 2009 года.

Помимо обеспечения сообщения, международные автомобильные дороги должны иметь и современную структуру дорожного сервиса, и в целом хорошую инфраструктуру. В этой связи МСД провел ряд практических исследований состояния дорог. Так, в этих целях по территориям Беларуси, России и Казахстана в сентябре 2013 года был проведен международный автопробег по маршруту Западная Европа - Западный Китай.

Позднее проведен международный автопробег по южной ветви Великого шелкового пути, проходящей по территории стран Центральной Азии.

В августе текущего года состоялся международный автопробег «Безопасные дороги» по территориям Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Узбекистан общей протяженностью около 7,5 тысяч километров.

На основе проведенных работ, мониторингов и автопробегов выявлены недостатки и проблемы международных автомобильных дорог СНГ и обозначены меры по их устранению. В рамках автопробегов проведены десятки семинаров, совещаний, выставок и встреч не только с автодорожниками, но и общественностью стран СНГ. По результатам каждого международного автопробега приняты соответствующие Резолюции-обращения к главам государств и правительств и Протоколы обследования маршрутов автопробегов, направленные в профильные министерства и ведомства для принятия мер.

Проводились и прикладные исследования состояния международных автомобильных дорог. Так, за прошедший 5-летний период было изучено влияние состояния автомобильных дорог на безопасность дорожного движения и окружающей среды в государствах Содружества. Информация и соответствующие предложения рассмотрены и одобрены Экономическим советом СНГ в 2014-2015 годах.

Следует отметить, что помимо чисто технических вопросов, члены Совета уделяют большое внимание обмену опытом и информацией по вопросам совершенствования системы управления, финансирования, подготовке и переподготовке кадров, а также освоению прогрессивных технологий в дорожном хозяйстве.

Следует подчеркнуть, что определяющим фактором в работе дорожных администраций в рамках МСД является именно совместное решение ключевых вопросов, связанных с улучшением состояния и развития международных автомобильных дорог, и принципами работы Совета продолжают оставаться:

уважение интересов каждого из государств с учетом приоритетов, ориентированных на достижение общих целей, стоящих перед Содружеством;

добровольность участия в разработке и реализации согласованной дорожной политики;

учет специфики и особенностей дорожного хозяйства каждого государства;

соблюдение принятых ранее международных обязательств в области дорожного хозяйства;

эволюционный характер формирования механизмов реализации согласованной дорожной политики, основанной на стратегии экономической интеграции государств - участников СНГ;

обеспечение преемственности принятых решений.

Мы каждый год проводим до 15 мероприятий: международные конференции и семинары, выставки и заседания, форумы, международные автопробеги и в два раза больше принимаем участие в профильных мероприятиях.

Издаем два журнала: научный и информационно-аналитический (популярный), а также книги, научно-исследовательские работы и ведомости МСД.

Завершая свой небольшой отчет, хочу заметить, что Вам раздали книгу об МСД и нашей работе, а также журналы, раскрывающие суть и объемы, проводимой работы Советом в странах СНГ ради улучшения состояния сети и ее развития, а также укрепления дружбы и сотрудничества между нашими народами.

Пользуясь случаем, хочу уважительно попросить Вас обратить внимание на вопрос финансирования нашей деятельности, которое в последние годы, увы, прекратилось со стороны дорожных администраций России, Беларуси и Казахстана, хотя другие государства активно поддерживают нас, как финансово, так и регулярным участием в наших мероприятиях. Напомню, что по случаю десятилетия СНГ, еще тогда, Главами государств было принято обращение к народам Содружества, где была заложена мысль о том, что будущее СНГ зависит от нормальной работы и взаимодействия отраслевых структур. И это на самом деле так. Если не будет помощи отраслевым структурам и не будут развиваться не только горизонтальные, но и вертикальные связи, то потенциал СНГ не будет расти такими темпами, какими мы хотим.

Мы и далее будем совершенствовать структуру МСД и свою работу. Как люди самой доброй и земной профессии будем укреплять дружбу наших народов и строить дороги и мосты, которые их соединяют и объединяют. Мы хотим быть достойными лозунга: «Дороги и дружбы не признают границ».

Спасибо за внимание!