Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

О сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с торговлей людьми (2009 г.)

Вопросы взаимодействия стран СНГ в обеспечении всесторонней безопасности являются одними из самых востребованных. Практически на каждой встрече главы государств и правительств рассматривают и принимают решения в этой сфере. Подход здесь один – новым вызовам и угрозам противостоять сообща, постоянно и решительно, как в рамках Содружества Независимых Государств, так и на глобальном уровне.

Серьезную опасность для государств – участников СНГ представляет такой вид преступной деятельности, как торговля людьми, особенно женщинами и детьми. Торговля людьми как разновидность криминального бизнеса стала одной из сложнейших проблем, которая давно вышла за пределы отдельных государств, занимая одно из ведущих мест в транснациональной преступности.

Расширение рынка торговли людьми – гражданами государств – участников СНГ – а это десятки тысяч людей – обусловливается прежде всего социально-экономическими проблемами, высокой прибыльностью этого бизнеса и низким уровнем риска по сравнению с другими видами преступной деятельности. На фоне отсутствия надлежащего контроля за посреднической деятельностью частных структур в области туризма, трудоустройства граждан за границей и усыновления детей иностранными гражданами активизируется деятельность вербовщиков для выезда женщин за границу под прикрытием брачных, туристических и модельных агентств, продажи людей, в первую очередь, детей для трансплантации внутренних органов.

Сегодня в СНГ по этому актуальному направлению совместного противодействия организованной преступности создана комплексная правовая база. Среди международных договоров можно упомянуть:

Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступностью от 25 ноября 1998 года;
Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного пребывания от 7 октября 2002 года;
Соглашение о сотрудничестве в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека от 25 ноября 2005 года;

28 ноября 2006 года главы восьми стран СНГ (Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Украина) приняли Программу сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми на 2007 – 2010 годы. Программой предусмотрено:

расширение и укрепление международно-правовой базы сотрудничества;
совершенствование и гармонизация национального законодательства;
проведение согласованных процессуальных действий, профилактических, оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций;
информационное и научное обеспечение сотрудничества;
последовательная реализация положений основополагающих документов ООН в данной области;
сотрудничество в подготовке кадров и повышении квалификации специалистов.

В отношении реализации последнего направления следует сказать, что в сентябре 2007 года в Минске был рассмотрен проект Решения о придании учреждению образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь» статуса базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по подготовке, повышению квалификации, переподготовке кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми. Положение о базовой организации  утверждено Решением Совета глав правительств Содружества 23 мая 2008 года.

Упомянутой Программой сотрудничества в борьбе с торговлей людьми на 2007–2010 годы предусмотрена, в частности, разработка Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ в 2008 году трех документов: проектов модельных законодательных актов о борьбе с торговлей людьми, об оказании помощи жертвам торговли людьми и рекомендаций по унификации и гармонизации законодательства стран СНГ в данной сфере.

30 октября 2007 года объединенная комиссия по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом в СНГ одобрила эти документы.

Проект модельного закона «О противодействии торговле людьми» регулирует общественные отношения в данной сфере, устанавливает основы юридической ответственности физических и юридических лиц, в том числе определяет принципы уголовной ответственности за совершение соответствующих преступлений, регламентирует организационные основы противодействия торговле людьми и компетенцию в указанной сфере государственных органов и должностных лиц, формы и методы их взаимодействия, сотрудничества с негосударственными организациями, общественными объединениями, другими институтами гражданского общества, средствами массовой информации, международными организациями.

Проект модельного закона «Об оказании помощи жертвам торговли людьми» направлен на регулирование правовых и организационных основ государственной политики и международного сотрудничества государств в сфере защиты и оказания помощи пострадавшим лицам.

Проект Рекомендаций по унификации и гармонизации законодательства государств – участников СНГ в сфере борьбы с торговлей людьми устанавливает принципы унификации и гармонизации, включая соблюдение норм международного права, признание торговли людьми общественно опасным видом деятельности, в том числе осуществляемой под контролем транснациональной организованной преступности, обеспечение криминализации всех форм и способов торговли людьми, установление за их совершение уголовной и административной ответственности.

Следует отметить, что в уголовных кодексах большинства государств – участников Содружества диспозиции норм, предусматривающих ответственность за торговлю людьми, имеют сходную конструкцию. Они связывают ужесточение ответственности с совершением торговли неоднократно, группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой, с применением или угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья. Подобная схожесть уголовно-правовых норм государств СНГ является основой для сотрудничества, позволяет вырабатывать общие принципы борьбы с таким явлением.

Упомянутой Программой, которая разработана с учетом положений универсальных документов ООН в этой сфере, рекомендуется государствам – участникам СНГ принять дополнительные правовые акты, направленные на защиту интересов жертв торговли людьми, их физическую, психологическую и социальную реабилитацию, предусматривающие лицензирование международной брачной посреднической деятельности, модельного бизнеса, агентств по туризму и трудоустройству граждан за рубежом.

Большая роль  в противодействии торговле людьми отводится специализированным органам СНГ, таким как Совет министров внутренних дел, Совет руководителей органов безопасности и спецслужб, Координационный совет генеральных прокуроров, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений. Программой предусматривается проведение ими согласованных процессуальных действий, профилактических, оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций по борьбе с торговлей людьми и, в первую очередь, по выявлению и ликвидации каналов ввоза и вывоза жертв такой торговли, выявлению и пресечению деятельности по производству и сбыту поддельных документов, незаконному функционированию агентств в сфере трудоустройства за рубежом, создание специализированного банка данных о транснациональных преступных группах, занимающихся торговлей людьми, их лидерах, и так далее.

Эти и другие задачи, обозначенные Программой, представляются значимыми, актуальными и реально выполнимыми. О ходе реализации Программы Исполнительный комитет СНГ ежегодно представляет доклады Советам глав государств и глав правительств Содружества.

 По вопросам межгосударственного сотрудничества в данной сфере приняты нормативные правовые акты.