ИНФОРМАЦИЯ
о практическом опыте государств – участников СНГ
в области охраны объектов культурного наследия
на примере Республики Беларусь
Закон Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь», принятый вместо законодательного акта 1992 года, 9 января 2006 года был подписан и 24 июля вступил в силу. Новый нормативно-правовой акт ввел ряд исходных норм, которые позволили подготовить значительное количество правовых документов, направленных на регулирование всей сферы историко-культурного наследия.
Принят Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Президиума Верховного Совета Республики Беларусь «О реорганизации дела охраны историко-культурного наследия в Белорусской ССР», которым внесены поправки в 17 актов законодательства. Для стимулирования процессов сохранения историко-культурного наследия указами Президента Республики Беларусь утвержден перечень недвижимых историко-культурных ценностей, собственники которых, при условии соблюдения обязательств, обусловленных законодательством по охране историко-культурного наследия, освобождаются от уплаты налога на землю и недвижимость. Указом Президента Республики Беларусь утверждено положение о порядке выплаты компенсаций и отчислений за нанесенный вред историко-культурным ценностям и зонам их охраны.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь, которым утвержден порядок ведения Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь, учета историко-культурных ценностей, порядок выдачи разрешений на право производства работ на историко-культурных ценностях, порядок формирования Банка сведений об историко-культурном наследии Республики Беларусь, принято 15 июня 2006 года.
Проведена большая работа по контролю за перемещением историко-культурных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь, которая была закреплена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 июля 2006 года.
В целом законодательная база охраны историко-культурного наследия состоит из 9 указов Президента Республики Беларусь, 10 постановлений Совета Министров Республики Беларусь, 14 постановлений и приказов Министерства культуры, 17 других законов, содержащих нормы, которые касаются вопросов охраны историко-культурного наследия.
Одним из важных направлений деятельности в сфере охраны историко-культурного наследия является выявление, изучение и учет историко-культурных ценностей.
Действующим законодательством определены материальные и нематериальные историко-культурные ценности. Материальным объектам наследия придаются категории «0», «1», «2» и «3» и включают они памятники архитектуры, археологии, истории, градостроительства, искусства, документальные памятники и заповедные места. Нематериальные историко-культурные ценности делятся на категории «А» и «Б».
В настоящее время в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь (далее – Госсписок) включены 4787 историко-культурных ценностей, в том числе 54 нематериальных (гербы, обряды, фольклорные традиции и т. д.), 71 материальная движимая (предметы антиквариата, клады, книги, иконы, картины и т. д.), 4662 материальные недвижимые историко-культурные ценности (памятников архитектуры – 1571; памятников истории – 1129; памятников археологии – 1889; памятников искусства – 58; памятников градостроительства –11; заповедных мест – 4).
Кроме того, Республика Беларусь представлена 4 памятниками в Списке всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В этот престижный международный перечень включены трансграничный объект природного наследия «Беловежская пуща», замковый комплекс «Мир», «Архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивиллов в г. Несвиже», «Дуга меридиана Струве». Номинации «Августовский канал – произведение человека и природы», «Материальное воплощение духовного наследия Евфросиньи Полоцкой» находятся на рассмотрении в Центре Всемирного наследия. В стадии подготовки номинации «Фортификационные сооружения крепости в г. Бресте», «Деревянная архитектура Белорусского Полесья» и «Культовое зодчество Беларуси оборонительного типа».
Госсписок Министерством культуры в 2009 году издан отдельной книгой, которая направлена местным исполнительным и распорядительным органам, министерствам и ведомствам, другим заинтересованным организациям, деятельность которых касается сферы охраны историко-культурного наследия.
Статьей 25 Закона установлен порядок составления учетной карточки и паспорта историко-культурной ценности. В целях обеспечения проведения этой работы постановлениями Министерства культуры утверждены формы этих документов и образцы их заполнения. Таким же образом осуществлено утверждение форм охранного обязательства и охранной доски.
Стоит отметить, что с введением в действие Закона Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь» и принятия других актов законодательства о его выполнении была значительно активизирована работа по подготовке учетных документов, установке охранных досок на историко-культурных ценностях, подписанию собственниками объектов наследия охранных обязательств.
Особое значение в плане обеспечения учета историко-культурных ценностей, популяризации национального наследия, содействия в проведении мероприятий по его сохранению имеет формирование Банка сведений об историко-культурном наследии Республики Беларусь, осуществляемое согласно статье 26 Закона. Электронная база данных, которая состоит из 18 разделов, соответствующих разделам паспорта на историко-культурную ценность, на сегодняшний день содержит информацию о местонахождении, датировке, проведении работ на историко-культурных ценностях и лицах, ответственных за проведение работ, обосновании статуса ценности, ее собственнике, подписанном охранном обязательстве, наличии научно-проектной документации, библиографических и архивных источниках о памятнике.
Понимая, что одной из наименее защищенных категорий историко-культурных ценностей являются памятники археологии, Министерство культуры в рамках выполнения отраслевой программы «Сохранение и развитие культуры Республики Беларусь на период 2006–2010 годов» за счет средств республиканского бюджета проводит работу по инвентаризации археологических объектов, данные которой отображаются в Банке сведений по историко-культурному наследию Республики Беларусь и направляются в Государственный комитет по имуществу для нанесения на карты землепользования, другие землеустроительные материалы, которые отображают режимы содержания таких территорий.
На сегодняшний день завершена инвентаризация по Минской области и 11-ти районах Витебской области. Одновременно местными распорядительными и исполнительными органами проводится инвентаризация памятников археологии за счет средств местных бюджетов.
С введением в действие Закона была активизирована работа по приданию статуса историко-культурной ценности нематериальным проявлениям творчества человека. За последние три года статус нематериальной историко-культурной ценности был придан 10-ти нематериальным проявлениям творчества человека. В 2009 году в Список всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, которому требуется срочная охрана, включен обряд «Колядные цари» деревни Семежево Копыльского района Минской области.
Значительное место в деятельности Министерства культуры занимают вопросы, связанные с подготовкой разрешений на выполнение реставрационно-восстановительных работ, согласованием научно-проектной документации и паспортов рекламы, которая устанавливается на объектах наследия или в зонах охраны историко-культурных ценностей.
Согласно статье 37 Закона с начала 2009 года Министерством культуры выдано 636 разрешений на выполнение работ на объектах наследия, рассмотрено 630 комплектов научно-проектной документации, выдано 55 заключений о вводе в эксплуатацию завершенных работ на объектах наследия.
Ежеквартально списки выданных Министерством культуры разрешений на выполнение работ направляются в управления культуры областных и Минского городского исполнительных комитетов. Это позволяет обеспечить надлежащий контроль за состоянием историко-культурных ценностей и организовать работу специалистов по охране историко-культурного наследия местных исполнительных и распорядительных органов.
Важной формой реализации законодательства об охране историко-культурного наследия является проведение реставрационно-восстановительных работ на историко-культурных ценностях.
Благодаря значительному вниманию руководства государства к вопросам охраны историко-культурного наследия, активному использованию историко-культурного наследия народа Беларуси для нужд современного общества, инвестиции республиканского бюджета последнего времени на выполнение реставрационно-восстановительных работ составили наибольшие объемы по сравнению с предыдущим периодом. Это позволило в краткий период провести капитальный ремонт здания Белгосфилармонии, завершить реконструкцию и реставрацию здания Большого академического театра оперы и балета, достигнуть очевидных сдвигов на ряде других знаковых памятниках архитектуры.
Актуальная задача, над решением которой работают Министерство культуры, Министерство спорта и туризма, Государственный комитет по имуществу, областные и Минский городской исполнительные комитеты, – это привлечение инвесторов на объекты наследия, прежде всего в целях их приспособления для нужд развития разных форм туризма и связанных с ним мероприятий по обслуживанию исторических усадебных комплексов.
Статьей 9 Закона определена компетенция Министерства культуры в организации контроля за содержанием, использованием и проведением работ на историко-культурных ценностях. Уже сложилась практика проведения совместно со специалистами областных и гор/райисполкомов контроля за содержанием и использованием историко-культурных ценностей. По итогам составляются акты с рекомендациями по исправлению недостатков, а в случае выявления нарушений законодательства в сфере охраны историко-культурного наследия Министерством культуры в адрес нарушителей и местных исполнительных и распорядительных органов направляются предписания.
Особенностью Закона является определение компетенции разных уровней государственного управления, в том числе функций местных исполнительных и распорядительных органов.
В статье 4 Закона определена роль общественных объединений в сфере охраны наследия, что отсутствовало в предыдущем аналогичном акте законодательства, принятом в 1992 г. Это позволило организовать конструктивное сотрудничество с общественными объединениями, представители которых вошли в состав общественной наблюдательной комиссии, созданной при Министерстве культуры согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь.
В целом необходимо отметить, что на сегодняшний день законодательная база сферы охраны историко-культурного наследия является наиболее разработанной по сравнению с предыдущими периодами. Она позволяет на высоком уровне обеспечить эффективную охрану историко-культурного наследия народа Беларуси, ее использование в поступательном развитии общества.
Материал предоставлен в Исполнительный комитет СНГ
Министерством культуры Республики Беларусь