Международные организации являются самыми многочисленными среди субъектов международного права. Достаточно отметить, что только за последние 50 лет их количество увеличилось более чем в шесть раз, что составляет прирост в 100 % за каждые 17 лет [4, 7].
В эпоху глобализации международные организации вносят ощутимый вклад в обеспечение международного правопорядка и безопасности государств. Заметно возрастает их роль в решении важнейших вопросов содействия сотрудничеству государств, в кодификации и прогрессивном развитии международного права, содействии применению международно-правовых норм во внутригосударственных отношениях, в формировании императивных норм общего международного права.
В доктрине международного права правосубъектность рассматривается в двух аспектах: 1) как элемент системы международного права; 2) как качественная характеристика субъекта международного права.
Как элемент системы международного права правосубъектность является общесистемным институтом. Международная правосубъектность как качественная характеристика выражается в способности лица быть субъектом международного права, носителем международных прав и обязанностей, участником международных правоотношений. Степень участия субъекта в международно-правовых отношениях определяется объемом прав и обязанностей, предоставленных ему нормами международного права [1, 56-58].
В международно-правовой литературе постсоветского пространства, да и в западной юридической литературе, сложилось представление о том, что лишь независимые суверенные государства выступают в международном общении в качестве равноправных участников, субъектов международного права, обладающих универсальной правоспособностью.
Однако на международной арене в качестве субъектов выступают не только государства, но и объединения государств, которые в международном праве рассматриваются как международные организации, несмотря на то, что некоторые из них обладают чертами, не характерными для традиционных международных организаций.
Прежде чем приступить к изучению вопроса о международной правосубъектности Содружества Независимых Государств, следует выяснить, является ли данное образование международной организацией.
Необходимо отметить, что в теории международного права отсутствует общепризнанное определение международной организации.
В юридической науке существуют различные трактовки сущности международных организаций. Так, по мнению Г. И. Морозова, в основе классификации международных организаций лежит, прежде всего, учет критерия их правомерности, определение их соответствия общепризнанным принципам международного права. Второй критерий – членство в международных организациях. Членами межправительственных организаций являются правительства или их представители, членами неправительственных организаций – национальные неправительственные организации, отдельные лица. Третий критерий – характер (постоянный или временный) международных организаций. Межправительственные международные организации, в отличие от неправительственных, имеют выработанные длительной практикой нормы деятельности [5, 56-65].
Аналогичной точки зрения придерживается К. Кольяр, по мнению которого неправительственные международные организации являются по своей природе частными организациями, которые объединяют частных лиц, иногда даже государственных деятелей и общественные организации, но не государства [2, 472].
На наш взгляд, наиболее удачной с научной и практической точек зрения является определение межправительственной организации, данное Е. А. Шибаевой: «Международная (межгосударственная) организация – это объединение государств, созданное на основе международного договора, для выполнения определенных целей, имеющее систему постоянно действующих органов, обладающее международной правосубъектностью и учрежденное в соответствии с международным правом» [9, 24-26].
Универсальные кодифицирующие конвенции – Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г., Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 г. – также не содержат понятия международной организации. Однако мы можем воспользоваться определением, содержащимся, например, в Конвенции о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества, подписанной в Будапеште 5 декабря 1980 г. В статье 1 Конвенции понятие межгосударственной экономической организации определяется следующим образом: «Межгосударственная экономическая организация – международная организация, членами которой являются государства, учрежденная на основе международного договора для координации действий ее членов по сотрудничеству и кооперированию в определенных областях экономики, науки и техники». Данное определение позволяет выделить три основных признака международной организации: 1) учреждение в соответствии с международным договором, 2) членство государств и 3) целевой характер деятельности. Также к признакам международной организации можно отнести наличие определенных структур (органов, должностных лиц) и полномочий, необходимых для выполнения возложенных на организацию функций.
Рассмотрим указанные признаки на предмет того, как они реализуются в СНГ.
Учреждение СНГ в соответствии с международным договором
Организационно-правовой базой Содружества является несколько документов: Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., Протокол к этому Соглашению и Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 г., а также Устав СНГ от 22 января 1993 г.
Упомянутые документы являются учредительными документами Содружества, согласно которым СНГ создано для осуществления сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, культурной, экологической и иных областях. Кроме того, установлены сферы совместной деятельности, такие как: обеспечение прав и свобод человека; координация развития общего экономического пространства, таможенной политики; охрана здоровья и окружающей среды; сотрудничество в области безопасности (оборона и охрана внешних границ, борьба с терроризмом и организованной преступностью).
Одним из важнейших основополагающих правовых актов, регламентирующих деятельность Содружества, является Устав СНГ, зарегистрированный Секретариатом Организации Объединенных Наций 3 августа 1994 года как многостороннее соглашение в соответствии со статьей 102 Устава ООН.
Устав состоит из 45 статей и содержит следующие разделы: цели и принципы; членство; коллективная безопасность и военно-политическое сотрудничество; предотвращение конфликтов и разрешение споров; сотрудничество в экономической, социальной и правовой областях; органы Содружества; парламентское сотрудничество; финансирование.
В соответствии со статьей 5 Устава основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках Содружества являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений государств-участников.
Статья 41 Устава закрепляет порядок его ратификации государствами-учредителями в соответствии с их конституционными процедурами и вступления в силу. Устав содержит также нормы, касающиеся внесения поправок к нему и вступления их в силу, порядок и условия внесения оговорок к международным соглашениям, принимаемым в рамках СНГ.
Таким образом, Содружество имеет свой Устав, закрепляющий устойчивые функции СНГ, его цели и сферы совместной деятельности государств - участников, характеризующие функциональную правосубъектность международной организации.
Членство государств
СНГ создано самостоятельными государствами и основано на принципе их суверенного равенства, и именно это обстоятельство характеризует производную правосубъектность международной организации.
Основополагающими документами СНГ предусмотрено, что государства объединяются в Содружество добровольно, основываясь на исторической общности своих народов и сложившихся между ними связей, признавая и уважая территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих границ.
В соответствии со статьей 7 Устава членом Содружества может стать любое другое государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.
Таким государством стала Грузия, которая в декабре 1993 года была принята в состав членов Содружества. Вместе с тем данная статья Устава предусматривает наряду с понятием «государство - член» такое понятие, как «государство– учредитель Содружества». Различий в правовом статусе между государством-учредителем и государством-членом Уставом не определено. Очевидно, что это было предусмотрено для тех государств, которые подписали Соглашение о создании СНГ и Протокол к нему, но к моменту принятия Устава не ратифицировали учредительные документы и таким образом могли остаться в неопределенном положении, вне рамок Содружества. В настоящее время лишь Туркменистан и Украина, не подписавшие и не ратифицировавшие решение об Уставе, являются государствами-учредителями, но не членами СНГ, что не препятствует им участвовать в деятельности Содружества. Это обстоятельство привело к тому, что в соглашениях и решениях, принимаемых в рамках Содружества, употребляется термин «государство-участник», распространяющий правовые нормы Устава как на государства-члены, так и на государства-учредители.
Устав предоставляет право государствам-участникам выйти из Содружества. Вместе с тем обязательства, возникающие в период участия в СНГ, должны быть полностью выполнены.
Содружество является интеграционным международным объединением открытого типа. В настоящее время на началах суверенного равенства в его составе 11 бывших советских республик. В 1993 году к ним присоединилась Грузия, которая с 18 августа 2009 года официально завершила членство в СНГ, тем не менее, она остается участницей более 70 многосторонних соглашений с государствами – участниками СНГ.
Целевой характер деятельности
Межправительственная организация, как и любая другая международная организация, создается для достижения определенных целей, которые фиксируются в акте о ее учреждении.
Очевидно, что и СНГ также преследует определенные цели. Так, на первом этапе становления и развития Содружества (1991–1995 гг.) с подписанием Устава СНГ были заложены основы организационно-правового взаимодействия государств-участников, определены основные цели и принципы деятельности, началось формирование нормативно-правовой базы Содружества.
СНГ служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами.
Исходя из объективных интересов государств – участников СНГ, основными целями Содружества являются: осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция; содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества и др.
В современном мире влияние процессов глобализации, повышение значения регионального сотрудничества и интеграции как фактора обеспечения стабильности и процветания государств диктуют государствам – участникам Содружества потребность во все более тесном взаимодействии. В связи с этим возникает необходимость дополнительного формирования качественно новых целей, достижение которых позволит противодействовать появляющимся угрозам и вызовам. На наш взгляд, в сложившихся условиях целесообразным было принятие в 2007 году Концепции дальнейшего развития СНГ. В ней на основе глубокой оценки процессов социально-экономического развития и взаимодействия стран СНГ закреплено общее видение перспектив Содружества и приоритетных направлений его деятельности с пониманием основной цели – формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого из них. Наряду с основной были также определены и другие цели СНГ для создания благоприятных условий дальнейшего развития национальных экономик и обеспечения безопасности, укрепления благосостояния граждан, вовлечения в мировые политические и экономические процессы в кратко- и среднесрочной перспективе.
Кроме того, в Концепции нашли отражение пути достижения поставленных целей, приоритетные направления деятельности Содружества и план основных мероприятий по ее реализации.
Следует отметить, что каждые 5 лет в СНГ подводятся итоги деятельности Содружества, анализируется достижение обозначенных целей, формируются задачи на перспективу и по результатам данной работы издаются аналитические документы. Так, в 2011 году СНГ отмечало свое двадцатилетие, в связи с этим на душанбинском саммите 3 сентября 2011 года было принято Протокольное решение об Аналитическом докладе «Итоги деятельности СНГ за 20 лет и задачи на перспективу».
Наличие организационных структур
Организационная структура СНГ представлена уставными органами и органами отраслевого сотрудничества, которые обладают правом принятия решений по вопросам своей компетенции.
В соответствии со статьей 1 Устава СНГ Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями, следовательно, решения координирующих органов Содружества носят консультативный, рекомендательный характер.
Высшим органом Содружества является Совет глав государств, который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств-членов в сфере их общих интересов.
Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных сферах общих интересов.
В соответствии с Положением о Совете министров иностранных дел СНГ, утвержденным Решением СГГ от 2 апреля 1999 года, Совет министров иностранных дел СНГ является основным исполнительным органом, который обеспечивает сотрудничество во внешнеполитической деятельности государств – участников СНГ по вопросам, представляющим взаимный интерес, в период между заседаниями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и по их поручению принимает решения.
В соответствии с Положением об Экономическом совете СНГ, утвержденным Решением СГГ от 25 января 2000 года, Экономический совет СНГ является основным исполнительным органом, который обеспечивает выполнение соглашений, принятых в рамках СНГ, решений Совета глав государств и Совета глав правительств о формировании и функционировании зоны свободной торговли и по другим вопросам социально-экономического сотрудничества, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции, а также по поручениям Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ.
Экономический Суд СНГ в соответствии с Положением об Экономическом Суде СНГ, утвержденным Соглашением Совета глав государств от 6 июля 1992 года, создан в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств – участников СНГ и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений.
В соответствии с Уставом СНГ Межпарламентская Ассамблея государств – участников СНГ проводит межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках Содружества, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности национальных парламентов.
Решением Совета министров иностранных дел от 23 августа 2005 года создан Совет постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества, который в период между заседаниями СГГ, СГП и СМИД способствует взаимодействию государств в вопросах, представляющих взаимный интерес.
В соответствии с Положением об Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, утвержденным Протоколом СГГ от 21 июня 2000 года, Исполнительный комитет СНГ является единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом СНГ. Важную роль в углублении и наполнении интеграционных процессов конкретным содержанием играют органы отраслевого сотрудничества. В рамках Содружества в настоящее время действуют порядка 82 отраслевых структур. В состав органов отраслевого сотрудничества входят руководители соответствующих органов исполнительной власти государств – участников СНГ.
В правовом поле их повседневной деятельности находятся практически все направления межгосударственного сотрудничества в экономической, гуманитарной, политической, правоохранительной и силовой сферах.
В соответствии с Решением об Общем положении об органах отраслевого сотрудничества Содружества Независимых Государств от 9 октября 2009 года органы отраслевого сотрудничества призваны организовывать и координировать исполнение решений, принятых Советом глав государств, Советом глав правительств, Советом министров иностранных дел и Экономическим советом СНГ.
Иными словами, Содружество имеет четкую организационную и разветвленную систему координирующих межгосударственных, межправительственных и межведомственных институтов.
Наделение полномочиями, необходимыми для выполнения возложенных на организацию функций
В зависимости от целей создания каждая международная организация наделяется определенным набором полномочий (компетенцией). Компетенция организации закрепляется в ее учредительном документе и жестко привязана к целям ее деятельности, то есть носит сугубо функциональный характер [3, 61-62].
В учредительных и других правовых актах Содружества определяется компетенция его органов, с учетом которой они наделяются правом заключать международные договоры и принимать решения обязательного и рекомендательного характера.
Из этого вытекает, что органы Содружества Независимых Государств имеют четко определенные полномочия и сферу деятельности, высокую степень адаптации к меняющимся условиям, гибко реагируют на потребности углубления интеграционных процессов.
Таким образом, имеются достаточно весомые основания определить юридическую природу СНГ как региональной международной организации, как субъекта международного права. Такой вывод содержится в Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, одобренной Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 г., где в разделе 1 «Общие положения» закреплено, что Содружество Независимых Государств – это форма сотрудничества равноправных независимых государств, признанная международным сообществом региональная межгосударственная организация.
Следует добавить, что высшим органом Содружества – Советом глав государств СНГ еще в декабре 1993 года было принято Решение о некоторых мерах по обеспечению международного признания Содружества и его уставных органов. В их числе – обращение к Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций с предложением предоставить СНГ статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Такая резолюция принята ГА ООН в марте 1994 г.
Исследуя вопрос о наличии международной правосубъектности СНГ, можно отметить, что порядок разработки, заключения, исполнения и прекращения договоров с участием международных организаций[1] регулируется Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями или международными организациями от 21 марта 1986 года (Конвенция 1986 г.). Конвенция не вступила в силу, однако ее положения применяются в практической деятельности как универсальных, так и региональных международных организаций в виде норм обычного права. Согласно статье 6 Конвенции 1986 г.: «Правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации». В соответствии с подпунктом «j» пункта 1 статьи 2 данная Конвенция определяет правила организации как учредительные акты организации, принятые в соответствии с ними решения и резолюции, а также установившуюся практику организации.
Следует отметить, что далеко не все учредительные документы международных организаций содержат нормы, устанавливающие их договорную правоспособность. В качестве примера можно привести Устав Международной организации уголовной полиции – Интерпола. Статья 41 Устава Интерпола определяет, что организация устанавливает отношения и сотрудничает с другими межправительственными или неправительственными международными организациями. С согласия высшего руководящего органа Интерпола – Генеральной Ассамблеи – Исполнительный Комитет или в экстренных случаях Генеральный секретарь могут в рамках своих полномочий и деятельности принимать на себя обязательства перед другими международными учреждениями или организациями, а также во исполнение международных соглашений [8, 97-107]. Между тем в Уставе Организации Объединенных Наций такая норма не прописана. Отсутствует она и в учредительных документах Содружества.
Вопрос о международной правосубъектности СНГ периодически становится предметом обсуждения не только в доктрине международного права, но и в межгосударственных органах. Исполнительный комитет СНГ обращался в Экономический Суд СНГ с просьбой дать официальное разъяснение по вопросу о том, является ли Содружество Независимых Государств субъектом международного права и какие правомочия такого субъекта могут быть распространены на Содружество Независимых Государств.
Согласно Определению от 15 февраля 2010 года № 01-1/1-10 о разъяснении консультативного заключения Экономического Суда СНГ от 23 июня 1998 года № 01-1/2-98, Суд констатировал, что Содружество Независимых Государств, во-первых, является субъектом международного права, во-вторых, представляет собой межгосударственное образование с широкой сферой совместной деятельности и развитой организационной структурой и, в-третьих, обладает договорной правоспособностью [6].
Кроме того, Экономический Суд установил, что Содружество реализует право на участие в международных отношениях посредством установления отношений с государствами и международными организациями, а также вправе заключать международные договоры с государствами и международными организациями.
Указание на договорную правоспособность международной организации в ее учредительных актах может отсутствовать (например, Устав ООН). В этом случае она может осуществляться на основании специального решения государств-учредителей либо компетентного органа данной организации. Например, в учредительных документах ОБСЕ также отсутствует указание на договорную правоспособность этой международной организации. Однако 30 декабря 2002 года Постоянный совет ОБСЕ принял решение об открытии с 1 января 2003 года Офиса ОБСЕ в г. Минске. Между ОБСЕ и Республикой Беларусь подписан соответствующий Меморандум о взаимопонимании.
В настоящее время Содружество является участником ряда международных соглашений, представляющих собой конкретные примеры реализации его договорной правоспособности на двустороннем уровне.
Например, в соответствии с Решением Совета глав государств заключено Соглашение между Содружеством Независимых Государств и Республикой Беларусь об условиях пребывания Исполнительного Секретариата Содружества Независимых Государств на территории Республики Беларусь от 13 июня 1994 года.[2]
Решением полномочия на подписание Соглашения делегировались Исполнительному секретарю Содружества. В нем оговаривалось, что Соглашение вступает в силу со дня обмена уведомлениями о выполнении Республикой Беларусь соответствующих законодательных процедур и об одобрении текста Соглашения Советом глав государств Содружества.
В заключительных положениях Соглашения (статья 24) указывается, что оно вступает в силу со дня обмена уведомлениями о том, что со стороны Содружества Независимых Государств Соглашение одобрено на заседании Совета глав государств Содружества, а со стороны Республики Беларусь выполнены внутригосударственные процедуры, необходимые для его вступления в силу.
В последующем практика подписания двусторонних соглашений несколько изменилась в связи с тем, что Протоколом об утверждении Положения об Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств от 21 июня 2000 года Исполнительный комитет как орган Содружества наделен государствами – участниками СНГ правом заключать соглашения об условиях пребывания на территориях государств – участников пребывания (пункт 4).
В рамках предоставленных полномочий Председателем Исполнительного комитета – Исполнительным секретарем СНГ от имени Содружества 28 мая 2009 года подписано Соглашение об условиях пребывания Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств на территории Республики Беларусь. В заключительных положениях Соглашения (статья 23) указывается, что оно временно применяется с даты подписания и вступает в силу с даты получением Исполнительным комитетом ратификационной грамоты Республики Беларусь.
Председателем Исполнительного комитета – Исполнительным секретарем СНГ от имени Содружества Независимых Государств подписано Соглашение между Содружеством Независимых Государств и Правительством Российской Федерации об условиях пребывания на территории Российской Федерации Антитеррористического центра государств – участников СНГ от 21 октября 2003 года.
В заключительных положениях Соглашения (статья 19) прописано, что оно вступает в силу с даты получения Исполнительным комитетом письменного уведомления российской стороны о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу. В том же порядке вступали в силу и другие двусторонние договоры, заключенные Исполнительным комитетом СНГ.
Договорная правоспособность межправительственной организации регулируется ее правилами, зависит от выполняемых ею функций, а также целей организации и может быть ограничена только правилами организации. Примером тому является Решение Совета глав государств СНГ об участии Грузии в международных договорах и решениях органов Содружества Независимых Государств от 9 октября 2009 года, которым определен исчерпывающий перечень подписанных в рамках Содружества международных договоров, участниками которых могут быть только государства – участники СНГ.
Кроме того, договорная правоспособность межправительственной организации не зависит от форм нормотворческого процесса: непосредственное правотворчество или правотворчество в рамках международной организации. Свидетельством тому является, например, факт участия Организации Объединенных Наций в договорах, разработанных ее органами и одобренных резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН либо заключительным актом конференции, созванной по инициативе ООН. В частности, ООН является договаривающейся организацией по Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 года (Конвенция 1986 года), разработанной и заключенной в рамках ООН.
Выше отмечалось, что порядок разработки, заключения, исполнения и прекращения договоров регулируется Конвенцией 1986 года, положения которой в связи с тем, что она не вступила в силу, применимы в качестве обычных норм общего международного права.
В то же время каких-либо универсальных (в том числе в Конвенции 1986 года) правовых норм, которые бы устанавливали запрет межправительственной организации быть стороной в многостороннем договоре с участием государств и/или международных организаций, не имеется. Нет подобных запретов и в действующих актах, принятых в рамках Содружества.
В соответствии со статьей 5 Конвенции 1986 года указанный акт применяется к любому договору, принятому в рамках международной организации. Как следует из разъяснения Экономического Суда СНГ, Содружество не может быть стороной в многостороннем соглашении, заключаемом в рамках рассматриваемого межгосударственного образования, лишь в том случае, если правилами Содружества подобное прямо запрещено.
Реализовывать договорную правоспособность межправительственной организации, помимо главного и исполнительного органов, может также высшее административное должностное лицо организации. В частности, в соответствии с Положением об Исполнительном комитете СНГ Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ вправе поддерживать и развивать контакты с международными организациями на уровне их рабочих (исполнительных) органов в пределах его компетенции. Так, в 2011 году Председатель Исполкома СНГ принял участие в саммите ШОС 15 июня в Астане, в рамках заседания СМВД в Ереване 13–15 октября встретился с Генеральным секретарем Международной организации уголовной полиции, провел вторую встречу высших административно-должностных лиц ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС 22 ноября в Москве.
В последние годы имеет место тенденция расширения взаимодействия органов Содружества с рабочими (исполнительными) структурами других международных организаций. В свою очередь Исполнительный комитет СНГ как постоянно действующий исполнительный, административный и координирующий орган Содружества поддерживает отношения с рабочими органами более 20 международных организаций, с рабочими органами
9 международных организаций. Комитет имеет договорные отношения о сотрудничестве, среди которых Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Международная организация по миграции, а также Организация Договора о коллективной безопасности. Сотрудничество со всеми рабочими органами ведется на основе заключенных между ними и Исполнительным комитетом СНГ правовых документов: решений, соглашений, протоколов и меморандумов.
Так, например, в 2011 году наиболее активно взаимодействие Исполнительного комитета осуществлялось со структурами системы ООН, о чем свидетельствуют различные мероприятия (Региональная конференция по защите беженцев и международной миграции в Центральной Азии (15–16 марта, Алматы), Региональная консультация по ВИЧ/СПИД в Европе и Центральной Азии (16–18 марта, Киев), 54-я сессия Комиссии по наркотическим средствам (21–25 марта, Вена) и другие).
Продолжается сотрудничество с Международной организацией по миграции в рамках Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве между Исполнительным комитетом СНГ и Администрацией Международной организации по миграции от 19 сентября 2008 года.
Существенную роль сыграла позиция государств – участников СНГ в поддержку выдвинутой Республикой Казахстан инициативы ее председательства в ОБСЕ и реализации этого начинания. Успешное председательство Республики Казахстан в 2010 году, завершившееся саммитом Организации, способствовало закреплению и развитию позитивных тенденций в деятельности ОБСЕ.
Как правило, решения, как в уставных органах СНГ, так и в органах отраслевого сотрудничества, по всем вопросам, кроме процедурных, для которых достаточно простого большинства голосов, принимаются консенсусом, который уже с момента создания Содружества прочно утвердился как основополагающий принцип работы всех его органов.
В специальном решении Экономического Суда СНГ консенсус определяется как «отсутствие официального возражения хотя бы одного из государств-участников, выдвигаемого им как представляющее препятствие для принятия решения по рассматриваемому вопросу» [7].
Любое государство-участник до включения в действие процедуры консенсуса может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе и, таким образом, отказаться от участия в обсуждении и вынесении решения по этому вопросу, что, по общему правилу, не может служить препятствием для принятия решения.
Отметим, что использование консенсуса как метода принятия решений обеспечивает достижение подлинного согласия и позволяет учесть интересы всех государств-участников вне зависимости от их силы, веса в международных отношениях, экономического благополучия или размера.
В свете вышесказанного становится очевидным, что СНГ обладает всеми признаками, характерными для межправительственных организаций: оно создано суверенными государствами путем подписания международного договора; его юридической базой стало международное право; СНГ преследует определенные цели, которые зафиксированы в учредительных документах; образованы и действуют координирующие органы.
Кроме того, Содружество может самостоятельно осуществлять свои права и нести договорные обязательства в отношениях с другими субъектами международного права, несмотря на отсутствие прямого указания об этом в его учредительных документах.
Содружество вправе заключать международные договоры с государствами и международными организациями независимо от количества субъектов, принимавших или принимающих участие в их разработке, или количества участников, а также независимо от их членства в этой организации.
Мукашев Сулейман Ибрагимович,
советник информационно-аналитического департамента Исполнительного комитета СНГ, кандидат юридических наук
Список литературы
1. Вельяминов Г. М. Международная правосубъектность/ Г. М. Вельяминов. // Советский ежегодник международного права. – 1986. – М.: Наука, 1987.
2. Кольяр К. Международные организации и учреждения / Под редакцией В. Г. Шкунеева. – М.: Прогресс, 1972. – 632 с.
3. Малинин С. А., Ковалева Т. М. Правосубъектность международных организаций // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – Изд-во С.- Петербург. ун-та, 1992. № 5. – С. 53-62.
4. Международные отношения: теории, конфликты, организации: Учебное пособие / Под ред. П. А. Цыганкова. М., 2004. – 288 с.
5. Морозов Г. И. Международные организации. Некоторые вопросы теории. – М.: Мысль, 1974. – 332 с.
6. Определение № 01–1/1–10 о разъяснении консультативного заключения Экономического Суда СНГ № 01–1/2–98 от 23 июня 1998 года о толковании Устава Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 года. Судебные акты Экономического Суда СНГ [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.sudsng.org/database/deed/150.html (дата посещения 25.01.2012).
7. Решение № 01-1/1-98 о толковании соглашений, заключенных в рамках СНГ в 1993–1997 гг., и решений, подписанных в 1997 году, по вопросу совместимости с ними оговорок, сформулированных государствами при подписании указанных документов. Судебные акты Экономического Суда СНГ [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.sudsng.org/database/deed/68.html (дата посещения 25.01.2012).
8. Устав Международной организации уголовной полиции – Интерпол: Вступ. в силу 13 июня 1956 г. // Действующее международное право: В 3 т. / Сост.: Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. – Изд-во Моск. независимого ин-та междунар. права. – 1997. – Т. 3. – 832 c.
9. Шибаева Е. А. Право международных организаций. Вопросы теории. – М.: Международные отношения, 1986. – 160 с.