Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Положение о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах - участниках Содружества Независимых Государств

Утверждено
Решением Совета министров иностранных дел СНГ
от 26 марта 2004 года

 

ПОЛОЖЕНИЕ
о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах,
а также референдумах в государствах - участниках Содружества Независимых Государств

 

Настоящее Положение разработано на основании Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках СНГ, обобщения опыта деятельности групп наблюдателей от Содружества Независимых Государств в период подготовки и проведения выборов высших органов государственной власти в ряде государств - участников СНГ в 1999 - 2003 годах и с учетом "Рекомендаций для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами", принятых Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств 7 декабря 2002 года.

1. Миссию наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (далее - Миссия наблюдателей от СНГ) организует и координирует Исполнительный комитет СНГ на основании приглашения государства - участника СНГ, в котором проводятся выборы (референдум), Решения Совета глав государств СНГ от 30 мая 2003 года, признавшим необходимым продолжить и впредь практику направления наблюдателей от СНГ на президентские и парламентские выборы, а также референдумы в государства - участники Содружества Независимых Государств.

После получения приглашения государства - участника СНГ, в котором проводятся выборы (референдум), Исполнительный комитет СНГ обращается в государства - участники и органы СНГ с просьбой о предоставлении списков лиц, которые будут включены в состав Миссии наблюдателей от СНГ.

 Исполнительный комитет СНГ в сроки, установленные национальным законодательством государства, проводящего выборы (референдум), направляет списки наблюдателей в Центральную избирательную комиссию для их аккредитации (регистрации).

2. Состав Миссии наблюдателей от СНГ формируется Исполнительным комитетом Содружества.

В состав Миссии наблюдателей от СНГ могут входить международные наблюдатели, представляющие законодательные, исполнительные и избирательные органы государств - участников СНГ, а также органы Содружества и интеграционные объединения, действующие на пространстве СНГ, приобретающие право на осуществление наблюдения за выборами (референдумами) в соответствии с порядком, установленным национальным законодательством о выборах (референдумах), международными договорами и обязательствами государства - участника СНГ, в котором проводятся выборы (референдум).

3. Группы наблюдателей от СНГ, представляющие законодательные, исполнительные и избирательные органы государств - участников СНГ, а также органы Содружества и интеграционные объединения, действующие на пространстве СНГ, возглавляют координаторы, кандидатуры которых согласовываются с направляющими сторонами.
Кандидатура Главы Миссии наблюдателей от СНГ согласовывается Советом постоянных полномочных представителей государств - участников Содружества при уставных и других органах Содружества по предложению Исполнительного комитета СНГ.

4. Деятельность Миссии наблюдателей от СНГ регулируется законодательством государства - участника Содружества, проводящего выборы (референдум), Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и международными обязательствами государства - участника Содружества, проводящего выборы (референдум), в области избирательного права.

5. Миссия наблюдателей от СНГ наделяется полномочиями в соответствии с Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, национальным законодательством государства, проводящего выборы (референдум).

 6. Член Миссии наблюдателей от СНГ имеет право:

а) на получение от избирательных органов необходимой информации и копий указанных в национальном законодательстве избирательных документов;
б) на контакты с политическими партиями, коалициями, кандидатами, частными лицами, сотрудниками избирательных органов;
в) на свободное посещение всех избирательных участков и помещений для голосования, в том числе в день проведения голосования;
г) на наблюдение за ходом голосования, подсчетом голосов и установлением его результатов в условиях, обеспечивающих обозримость процедуры подсчета бюллетеней;
д) на ознакомление с практикой рассмотрения жалоб (заявлений) и претензий, связанных с нарушением законодательства о выборах (референдумах);
е) на информирование представителей избирательных органов о своих наблюдениях, рекомендациях - без вмешательства в работу органов, осуществляющих выборы (референдум);
ж) на публичное изложение своего мнения о подготовке и проведении выборов (референдумов) после окончания голосования.
7. Член Миссии наблюдателей от СНГ должен:
а) соблюдать конституцию и законы страны пребывания, требования настоящего Положения;
б) иметь при себе удостоверение об аккредитации (регистрации) в качестве международного наблюдателя, выдаваемое в порядке, определенном страной пребывания, и предъявлять его по требованию организаторов выборов (референдумов);
в) выполнять свои функции, руководствуясь принципами политической нейтральности, беспристрастности, отказа от выражения каких бы то ни было предпочтений по отношению к избирательным, государственным и иным органам, должностным лицам, участникам избирательного процесса;
г) не вмешиваться в избирательный процесс;
д) основывать все свои заключения на личном наблюдении и фактическом материале;
е) объективно оценивать основные параметры избирательного процесса и фиксировать свои наблюдения на избирательных участках в специальных анкетах, подготовленных Исполнительным комитетом СНГ, и направлять материалы наблюдения координаторам групп либо Главе Миссии.

8. Член Миссии наблюдателей от СНГ не может использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за ходом избирательной кампании (референдума). Государство - участник СНГ, проводящее выборы (референдум), оставляет за собой право лишать аккредитации (регистрации) тех международных наблюдателей от СНГ, которые нарушают национальное законодательство страны, проводящей выборы (референдум).

9. Материально-финансовое обеспечение деятельности члена Миссии наблюдателей от СНГ осуществляется за счет средств стороны, направившей наблюдателя, или за счет его собственных средств.

10. Финансирование организационно-технического, правового и информационного обеспечения деятельности Миссии наблюдателей от СНГ осуществляется Исполнительным комитетом СНГ за счет средств единого бюджета органов СНГ.

11. Член Миссии наблюдателей от СНГ находится под покровительством государства, проводящего выборы (референдум). Избирательные органы, органы государственной власти и местного самоуправления оказывают ему необходимое содействие в пределах своей компетенции.

12. Глава Миссии наблюдателей от СНГ организует контакты со средствами массовой информации в интересах объективного освещения наблюдения за организацией и проведением выборов (референдумов), а также с представителями международных организаций, участвующих в качестве наблюдателей на выборах (референдумах), и их миссиями.

13. Место (места) расположения Миссии наблюдателей от СНГ определяется по согласованию с представителями властей государства, проводящего выборы (референдум).

14. Наблюдение за выборами (референдумом) осуществляется Миссией наблюдателей от СНГ, как правило, на долгосрочной основе в соответствии со сроками, предусмотренными избирательным органом государства, проводящего выборы (референдум).

Обеспечение деятельности Миссии наблюдателей от СНГ осуществляется Штабом по обеспечению деятельности наблюдателей от СНГ (далее - Штаб). Состав Штаба формируется из сотрудников Исполнительного комитета СНГ. Функции Штаба заключаются в организации аккредитации членов Миссии наблюдателей от СНГ, осуществлении мониторинга и анализа предвыборной агитационной деятельности в средствах массовой информации государства, проводящего выборы (референдум), подготовке соответствующего пакета нормативно-правовых актов, регулирующих выборный процесс (референдум) в государстве (перевод материалов, комплектация, распространение между членами Миссии), обеспечении встречи, проводов, размещения членов Миссии, их деятельности в регионах, а также решении других вопросов организационно-технического характера.

15. На основании поступивших от членов Миссии наблюдателей от СНГ материалов готовится заявление Миссии наблюдателей от СНГ о соответствии состоявшихся выборов национальному законодательству и международным обязательствам государства, проводящего выборы (референдум).

Заявление Миссии наблюдателей от СНГ должно быть кратким и отражать наиболее существенные моменты периода подготовки и проведения выборов (референдумов).

Заявление делается от имени всей Миссии наблюдателей от СНГ.

Текст заявления подписывают Глава Миссии наблюдателей от СНГ и координаторы групп. Текст заявления передается государственным органам государства - участника СНГ, проводящего выборы (референдум), доводится до сведения общественности и средств массовой информации.

16. Об итогах деятельности Миссии наблюдателей от СНГ на выборах (референдумах) Исполнительный комитет СНГ информирует Совет глав государств Содружества.

17. Рабочим языком Миссии наблюдателей от СНГ является русский язык.

18. По предложению любого государства - участника СНГ в настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения, которые оформляются соответствующим решением Совета министров иностранных дел СНГ.

 


 

ПРОТОКОЛЬНАЯ ЗАПИСЬ
к пункту 4 повестки дня о проекте Положения о Миссии наблюдателей от СНГ
на президентских и парламентских выборах, а также референдумах
в государствах - участниках Содружества Независимых Государств

Исполнительному комитету СНГ при формировании состава Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах - участниках Содружества Независимых Государств руководствоваться мнением государства - участника СНГ, проводящего выборы (референдум), относительно участия представителей органов СНГ, являющихся гражданами государства, в котором проводятся выборы (референдум), в составе Миссии наблюдателей от СНГ.

 

Председатель
Совета Министров иностранных дел,
Министр иностранных дел Украины                                                                                              К.И. Грищенко