Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Аналитический доклад "АНДСКОЕ СООБЩЕСТВО (АС)"

1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ЭТАПЫ ИНТЕГРАЦИИ

Андское сообщество (АС) появилось в соответствии с Картахенским соглашением в 1969 г. В него вошли Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор.

АС было создано в то время, когда первое крупное интеграционное объединение в Латинской Америке – Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ), куда входили и андские страны, находилось в состоянии застоя, главным образом, из-за противоречий между крупными и малыми странами, а также из-за несовершенного и сложного механизма принятия решений.

Основными целями интеграции андских стран были провозглашены индустриализация, повышение степени независимости от промышленных центров, замена значительной части торговли с США внутризональным товарообменом. Кроме того, в отличие от ЛАСТ, где предполагалось создание зоны свободной торговли (ЗСТ), андские страны поставили перед собой задачу достижения более высокой степени интеграции - создание таможенного союза (ТС). Также предполагалась быстрая торговая либерализация путем автоматического снижения пошлин во взаимной торговле.

Такие цели отражали, с одной стороны, слишком большую веру в интеграцию как способ решения главных экономических проблем, а с другой - недооценку ее трудностей для государств, экономически мало связанных между собой.

Процесс интеграции в Андском сообществе прошел 3 основных этапа.

На первом этапе (с 1969 г. до начала 80-х годов) андские страны пытались осуществить “этатистскую” модель интеграции, предполагающую активное участие государства в экономической жизни общества. Они добились определенного прогресса в области либерализации взаимной торговли, координации экономической политики, регулирования деятельности иностранного капитала, совместного планирования промышленности.

Внутризональный товарообмен вырос в период 1968-1982 гг. в 15 раз, хотя составил всего 4,8% общей стоимости экспорта стран-членов по сравнению с 1,5% в 1968 г. В абсолютных цифрах объем зональной торговли достиг в 1982 г. максимального уровня со времени создания группировки – 1240 млн. долл.

Важную роль на первом этапе интеграции играл принятый в 1970 г. общий режим в отношении иностранного капитала, который первоначально был призван установить эффективный контроль над деятельностью иностранных компаний, сохранить за национальным капиталом основные отрасли экономики.

На этом этапе основные препятствия на пути интеграции были связаны с противоречиями относительно степени либерализации взаимной торговли, различиями в административных и налоговых режимах. Развитие интеграции сдерживали и политические факторы, в частности, неурегулированность пограничных споров между Колумбией и Венесуэлой, Перу и Эквадором.

На втором этапе (1982-1988 гг.) АС, как и регион в целом, испытало глубокий кризис интеграции. Объем внутризональной торговли сократился в 1988 г. до 990 тыс. долл. Кризис заставил все латиноамериканские страны изменить модели экономического развития и интеграции, перейти к либерализации внутренней экономической политики и к большей открытости в отношении мирового рынка. АС оказалось затронуто этими изменениями в большей степени, чем другие группировки в регионе, так как для интеграции в АС были характерны ярко выраженные элементы государственного регулирования. В процессе перехода к новой модели андским странам пришлось отказаться от многих решений, выработанных с большим трудом и рассматривавшихся как достижения интеграции, в том числе от единого режима регулирования иностранного капитала и совместных программ промышленного развития.

В 1989 г. начался третий этап развития группировки. Предполагалось двигаться в направлении создания сообщества стран по примеру ЕС. Была разработана новая программа интеграции АС, включавшая создание в субрегионе к 1991 г. зоны свободной торговли и образование в 1995 г. таможенного союза. На этом этапе в АС была проведена существенная трансформация и модернизация.

В 1992 г. в основном было закончено создание ЗСТ андских стран. В результате этого внутризональная торговля по сравнению с 1989 г. выросла более чем вдвое - до 2,2 млрд. долл. Ее доля в общем объеме экспорта андских стран увеличилась до 8%. Однако процесс формирования ЗСТ андских стран считается незавершенным, так как списки изъятий из режима свободной торговли еще очень велики.

 

2. ОБРАЗОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

В декабре 1991 г. на совещании президентов стран АС в Картахене было решено ускорить на 3 года создание таможенного союза и начать введение единого внешнего таможенного тарифа (ЕВТТ) с 1 января 1992 г. Страны - члены объединения договорились, что ЕВТТ должен быть не выше 20%, составляя для различных групп товаров 5,10 и 15%.

Однако переговоры о введении ЕВТТ проходили трудно. Выявились разногласия относительно уровня ЕВТТ между Перу и Боливией, с одной стороны, и Колумбией и Венесуэлой, с другой. Перу и Боливия настаивали на более низком уровне ЕВТТ на ряд товаров, поскольку стремились к удешевлению их импорта. В то же время Колумбия и Венесуэла, располагающие более диверсифицированной экономикой, хотели защитить свое национальное производство и поэтому были сторонниками более высоких внешних тарифов. Перу и Боливия выступали также против всякого субсидирования экспорта, тогда как Колумбия и Венесуэла проводили политику всемерного поощрения экспорта, зачастую прибегая его субсидированию.

В этих условиях Колумбия и Венесуэла решили независимо от других государств-членов ввести с 15 марта 1992 г. ЕВТТ двух стран. Его структура была простой: ЕВТТ повышался по мере возрастания уровня обработки товара и варьировал от 5 до 20%, а для автомобильной промышленности составлял 40%.

В середине 1992 г. Эквадор принял новый национальный таможенный режим, в основном соответствовавший предварительным договоренностям относительно ЕВТТ в АС. Однако при этом сохранялся обширный список изъятий, состоявший в основном из сырьевых товаров и различных видов оборудования. Национальные тарифы на эти товары были ниже ЕВТТ, поскольку Эквадор так же, как Боливия и Перу был заинтересован в удешевлении их импорта в целях снижения стоимости национальных товаров, производимых с их применением.

Боливии как менее развитой стране субрегиона было разрешено оставить свои национальные тарифы.

В 1989-1992 гг. перуанское правительство поддерживало предложения Совета Картахенского договора относительно ЕВТТ за небольшими исключениями. В то же время оно выдвигало требование решительного продвижения по пути координации торговой политики, т.е. устранения всех экспортных субсидий.

События в Перу в апреле 1992 г., когда был распущен парламент страны, повлекли отмену преференциального режима в торговле с партнерами по АС. Венесуэла и Колумбия ввели ответные меры против Перу. В дальнейшем Перу строила свои торговые отношения с другими странами группировки на двусторонней основе, приостановив членство в АС. В июне 1992 г. Перу проголосовала против предложения относительно ЕВТТ, а затем отказалась выполнить общее решение.

Таким образом, в середине 1992 г. образовался ТС в составе Боливии, Венесуэлы, Колумбии и Эквадора. По существу, это был первый ТС в Латинской Америке, хотя и несовершенный, с большими изъятиями из ЕВТТ. Перу не принимала участия в работе руководящих органов АС до конца 1995 г. Тем не менее ее торговля со странами группировки развивалась поступательно, некоторое снижение было отмечено лишь в 1993 г.

В последующие годы страны АС несколько раз собирались на совещания, где обсуждали вопрос о введении ЕВТТ. Наконец, в ноябре 1994 г. разногласия в основном разрешились и был окончательно утвержден ЕВТТ трех стран, официально вступивший в действие в феврале 1995 г. Боливия, пользуясь статусом менее развитой страны, получила право применять свои национальные тарифы, более низкие, чем ЕВТТ, - на уровне 5-10%.

Андский ЕВТТ варьирует от 5 до 20%, в среднем он составляет 14%. Сфера его действия ограничена. Он распространяется на 88% согласованной таможенной номенклатуры, включающей 6650 товаров. Список исключений у Венесуэлы и Колумбии состоит из 230 названий, у Эквадора - из 800. Что касается торговли услугами, она должна быть полностью либерализована в 2000 г., когда планируется завершить создание ЗСТ и ТС.

Перу в торговле со странами группировки применяет национальный таможенный тариф, ставки которого колеблются от 15 до 25%, составляя в среднем 16%.

Наиболее успешно развивается интеграция между Колумбией и Венесуэлой. Их взаимный товарооборот составляет более половины внутризональной торговли в группировке. Кроме того, в последние годы быстро возрастает торговля между Колумбией и Эквадором.

Несмотря на все трудности осуществляемых программ либерализации торговли в рамках АС в 90-х годах она увеличивалась в среднем на 30% в год и по сравнению с концом 80-х годов возросла в 1997 г. более чем в 5 раз, превысив 5 млрд. долл.

 

3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ ИНТЕГРАЦИОННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ

Большое значение для перспектив региональной интеграции АС придает взаимоотношениям с другими интеграционными объединениями. В условиях наличия двух крупных полюсов интеграции и двух интеграционных объединений Америки – НАФТА и МЕРКОСУР - выбор АС в пользу одного или другого имеет существенное значение для развития интеграционных процессов на континенте. Этот выбор для АС очень труден. Его интересы неоднозначны и неодинаковы, на него оказывается давление с обеих сторон. Венесуэла, Колумбия и Эквадор в своей торговле ориентируются в основном на США и объективно тяготеют к НАФТА. В начале 90-х годов эти страны планировали присоединиться к НАФТА одними из первых, вслед за Чили. В целях ускорения сближения с этим объединением Венесуэла и Колумбия создали совместно с Мексикой “Группу трех”. Эквадор также вел переговоры о присоединении к “Группе трех”, которые не дали результатов. Образование в 1994 г. Ассоциации карибских государств (АКГ) с участием Венесуэлы и Колумбии тоже ориентировало последних на ЗСТ, формирующуюся вокруг НАФТА.

Политика Боливии в данном вопросе существенно отличалась от политики других членов АС. Эта страна, расположенная близко к географическому центру Латиноамериканского континента, экономически более связана с Бразилией и Аргентиной, чем с АС, и географически страны МЕРКОСУР ей также ближе, чем государства АС, из которых лишь Перу имеет с ней общую границу. В июне 1996 г. Боливия подписала соглашение с МЕРКОСУР об ассоциированном членстве и активно участвует в интеграционных программах данного объединения.

Страны АС проявили недовольство самостоятельным присоединением Боливии к МЕРКОСУР, хотя переговоры об этом велись с момента образования объединения “четверки” в 1991 г. Еще в августе 1991 г. было достигнуто политическое соглашение об участии Боливии в МЕРКОСУР на правах “специальной ассоциации”, что, как предполагалось, еще более расширит взаимную торговлю. Вступление Боливии в МЕРКОСУР диктовалось прежде всего экономическими соображениями. Ее торговля с этой ассоциацией в 6 раз превышает товарооборот с АС.

Вместе с тем Боливия заинтересована одновременно в членстве как в МЕРКОСУР, так и в АС. Хотя основная часть товарооборота Боливии приходится на МЕРКОСУР, в торговле с “четверкой” она имеет дефицит в 480 млн. долл., тогда как в торговле с АС - положительное сальдо в 200 млн. долл. Кроме того, для Боливии весьма важно, что ее экспорт в АС состоит из нетрадиционных для нее товаров - сои, соевой муки, рафинированных и нерафинированных пищевых масел, в то же время в МЕРКОСУР она экспортирует только нефть и газ.

Что касается Перу, то эта страна более тяготеет к МЕРКОСУР, чем к НАФТА. Тем более что отношение Перу к НАФТА весьма настороженное вследствие низкого уровня конкурентоспособности перуанских товаров. Кроме того, Перу менее заинтересована в североамериканском рынке, чем Венесуэла и Колумбия, более половины объема внешней торговли которых приходится на США. В ее торговле доля США составляет около трети. В конце 1995 г. президент Перу А. Фухимори заявил о возможности присоединения страны к МЕРКОСУР в ближайшие годы.

В конце 1996 г. страны АС после реформирования группировки практически приступили к переговорам с МЕРКОСУР о создании ЗСТ в течение ближайших 10 лет. Расширение отношений с МЕРКОСУР было провозглашено в качестве одного из главных направлений деятельности

На совещании министров АС в октябре 1996 г. в Лиме (Перу) были выработаны совместные предложения стран-членов об основах соглашения с МЕРКОСУР. Переговоры должны были вестись по формуле "5 + 4", т.е. на уровне блоков, а не отдельно каждой андской страной с четверкой стран Южного конуса, как предполагали страны МЕРКОСУР и как это практически происходило с Боливией.

Переговоры между АС и МЕРКОСУР развивались медленно, причем межблоковая формула в определенной мере осложняла дело, поскольку внутри АС существовало несовпадение мнений по ряду вопросов. Главной проблемой являлся состав списка товаров, не включаемых в режим ЗСТ. Эти “уязвимые товары” отдельные страны хотели бы оградить от иностранной конкуренции, защитив их повышенными импортными пошлинами. Для таких товаров намечалось предусмотреть более медленный и постепенный процесс либерализации торговли. Обсуждался вариант составления двух списков: один - общий - для всех 5 стран и второй - список национальных исключений, о которых каждая андская страна договаривается с МЕРКОСУР самостоятельно. Другим камнем преткновения было отсутствие согласия по вопросам защиты интеллектуальной собственности, свободного передвижения автомобильного, воздушного и морского транспорта.

Представители МЕРКОСУР стремились к скорейшему заключению соглашения с АС. Бразильский министр иностранных дел Луис Фелипе Лампрейа в ходе визита в Венесуэлу в 1996 г. даже заявил, что некоторые члены АС, наиболее готовые к диалогу с МЕРКОСУР, могли бы подписать с ним соглашения по типу боливийского и чилийского, что не ограничивает права АС на переговоры единым блоком.

Внутренние противоречия между участниками обоих объединений усугублялись в связи с давлением на них со стороны администрации США, которая стремится осуществить свой проект создания Зоны свободной торговли Америк (ФТАА).

Подписание в Буэнос-Айресе в апреле 1998 г. после длительных и трудных переговоров рамочного соглашения между МЕРКОСУР и АС продемонстрировало сближение их позиций и заложило реальную основу создания объединенной ЗСТ двух интеграционных группировок.

Соглашение предусматривает два этапа формирования ЗСТ. На первом этапе - с января 1999 г. - вступили в действие фиксированные таможенные преференции во взаимной торговле. Речь идет о таможенных льготах, предоставленных девятью странами друг другу в разное время (в рамках Латиноамериканской ассоциации свободной торговли, преобразованной с 1980 г. в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции - ЛАИ), упорядоченных и приведенных к общему знаменателю в итоге межблоковых переговоров. На втором этапе - с 2000 г. - предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин в соответствии с программой либерализации торговли. Переговоры о конкретных товарных списках продолжались в течение всего 1999 г. и на ХП Андском саммите в июне 2000 г. было принято решение разработать и принять ЕВТТ в 2000 -2001 гг.

Несмотря на все трудности, процесс интеграции в Южной Америке развивается. В нем лидируют Бразилия, Боливия и Венесуэла. Венесуэла и Бразилия развивают сотрудничество в области инвестиций, финансов, торговли и транспорта. Венесуэльские парламентарии приняли в сентябре 1996 г. решение о поддержке широкой интеграции с Бразилией. В нем они призвали правительство и центральный банк страны активизировать сотрудничество с Бразилией в валютно-финансовой сфере, которое могло бы способствовать стабилизации венесуэльской экономики, переживающей значительные трудности в связи с запоздалым осуществлением неолиберальных реформ.

 

4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

В сентябре 1995 г. главы государств-членов на совещании в Кито (Эквадор) приняли решение о преобразовании Андской группы (АГ) в Андское сообщество (АС) и перестройке организационной структуры группировки путем создания Андской системы интеграции (АСИ).

Андская система интеграции включает в себя следующие органы и институты:

- Андский президентский совет в составе глав государств;

- Андский совет министров иностранных дел, объединяющий руководителей внешнеполитических ведомств;

- Комиссию Картахенского договора, в функции которой входит "формулирование, выполнение и оценка политики субрегиональной интеграции в области торговли и инвестиций”;

Андский парламент;

Генеральный секретариат, который является рабочим органом, подчиняющимся Андскому президентскому совету. В функции Генерального секретариата входят подготовка решений главных политических органов объединения, наблюдение за их исполнением, осуществление связей с международными организациями. Генеральный секретариат АС находится в Лиме (Перу). Генеральным секретарем АС избран Себастьян Алегрет;

Андский трибунал правосудия, который служит инструментом унификации законодательных систем андских стран.

В АСИ входят также специализированные органы субрегиональной интеграции – Андская корпорация развития (АКР), Латиноамериканский резервный фонд, Консультативный предпринимательский совет, включающий представителей предпринимательских организаций стран субрегиона, и Консультативный трудовой совет, представляющий интересы профсоюзов, и университет С. Боливара.

Среди органов АС следует особо отметить Андскую корпорацию развития (АКР) - основной финансовый орган, действующий эффективно и успешно. В ее состав, кроме 5 стран членов АС, входят также Мексика, Тринидад и Тобаго (с 1994 г.), Бразилия (с 1995 г.). В 1992 г. в АКР после 15-летнего перерыва вновь вступила Чили. Объем кредитов АКР, ежегодно предоставляемых государствам андского субрегиона, в 90-х годах превышал 2 млрд. долл.

АКР, штаб-квартира которой находится в Каракасе (Венесуэла), превратилась в важное связующее звено субрегиональной интеграции. АКР финансирует национальные и многонациональные проекты в андских странах, предоставляет средства для увеличения оборотного капитала предприятий. С кредитной помощью АКР разработано и осуществлено около 300 проектов в области промышленности и инфраструктуры. АКР пользуется хорошей репутацией в международных финансовых кругах.

Данная структура органов группировки была утверждена Протоколом о модификации органов интеграции на совещании Андского президентского совета в марте 1996 г. в перуанском городе Трухильо.

 

5. ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В СНГ ОПЫТА АС

Опыт интеграции Андского сообщества представляет определенный интерес для СНГ.

Во-первых, важны применяемые АС нетривиальные подходы к созданию зоны свободной торговли, а также таможенного союза АС. Самое главное - это опыт “перемежающейся интеграции”, при которой наличествует комбинация различных интеграционных группировок, состоящих из разного количества стран, имеющих схожие цели и желающих продвигаться в одном направлении.

Во-вторых, роль, отводимая андскими странами взаимной торговле, которая благодаря интеграционным соглашениям развивалась высокими темпами (в 90-х годах она ежегодно увеличивалась на 30%). Хотя количественно объемы взаимной торговли относительно невелики, но приданное ей приоритетное значение странами-членами имело для группировки большое значение, поскольку позволило нарастить перспективный промышленный экспорт.

Во-третьих, интересен сам факт сохранения АС при существовании двух мощных полюсов интеграции в Латинской Америке, а также механизм взаимодействия между различными экономическими группировками в рамках и за пределами АС. Очевидно, что сохранению АС способствует наличие у его членов общих задач, традиций интеграции, а самое главное - конкретных проектов в области экономики, образования, научно-технического развития и культуры. Этот опыт может быть полезен и в СНГ при взаимодействии различных экономических объединений внутри Содружества, а также в условиях участия государств СНГ в других международных организациях.

Наконец, заслуживает внимания построение системы органов интеграции с включением в них финансовых институтов, консультативных советов, резервного фонда, научных и других организаций.

Использование в СНГ опыта АС, как представляется, может повысить роль Содружества в мировых интеграционных процессах.

 

Сводный департамент зоны свободной торговли (торговой, таможенной, финансовой политики)