ОТЧЕТ
Председателя Совета руководителей государственных информационных агентств Содружества Независимых Государств В.Н.Игнатенко о выполнении Соглашения об обмене материалами национальных информационных агентств государств - участников Содружества Независимых Государств от 18 сентября 2003 года
Соглашение об обмене материалами национальных информационных агентств государств - участников Содружества Независимых Государств было принято 18 сентября 2003 года в городе Ялте на заседании Совета глав правительств СНГ.
Документ подписали 9 государств: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан. К настоящему времени внутригосударственные процедуры, необходимые для его вступления в силу, выполнили: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан. Российская Федерация информировала о том, что внутригосударственные процедуры выполняются.
Статьей 5 Соглашения, в целях активного использования потенциала национальных информационных агентств, повышения уровня и эффективности информационного обмена, обеспечения баланса в потоке информации, Стороны возложили ответственность за выполнение его положений на действующий Совет руководителей государственных информационных агентств Содружества Независимых Государств - Информсовет СНГ.
Это поручение соответствует главному направлению деятельности Информсовета СНГ, образованного в ноябре 1995 года в целях обеспечения взаимодействия и сотрудничества государств - участников Содружества в информационной сфере.
Основные задачи Совета - разработка рекомендаций государственным информационным агентствам по созданию наиболее благоприятных условий для беспрепятственного распространения информации, проведение консультаций по вопросам информационной деятельности, выработка рекомендаций по выполнению принятых решений о сотрудничестве в информационной сфере, содействие развитию информационных телекоммуникаций и связи государств - участников Содружества Независимых Государств, содействие в применении международных принципов и норм информационных отношений, разработка предложений нормативно-правового регулирования информационного обмена. По существу само создание этого органа было нацелено на реализацию положений одного из базовых документов, принятых на этапе становления СНГ, - Соглашения о сотрудничестве в области информации, подписанного в Бишкеке в октябре 1992 года. Сегодня Информсовет СНГ играет ключевую роль в развитии сотрудничества и взаимодействия между национальными информационными агентствами государств Содружества.
Предваряя отчет о проделанной Советом по реализации Соглашения работе, хотелось бы в общих чертах остановиться на проблемах, связанных с информационным обменом в рамках СНГ. Ни для кого не секрет, что разрушительные процессы, которые произошли на постсоветском пространстве после распада СССР в экономике, социальной жизни, не могли не сказаться и в информационной сфере. За короткий срок после развала Советского Союза мы в значительной мере утратили способность оперативно, достоверно и полно рассказывать гражданам своих стран о ближайших соседях, о тех, кто еще недавно жил с ними в одном государстве, был тесно связан родственными и дружескими узами, общей историей, социально-культурной средой.
Без преувеличения можно сказать, что всем информационным агентствам стран СНГ, которые до начала 90-х годов прошлого столетия входили в информационную «семью» Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС), потребовалось за минувшие годы приложить огромные усилия, чтобы, постепенно укрепляя свой собственный статус, заявить о себе как о самостоятельных информационных структурах, решающих важнейшие задачи в интересах своих государств. И, пожалуй, только в последний период они начали реально возвращаться на некогда единое информационное поле, налаживать на нем работу в новых геополитических условиях.
Но и сегодня ситуация в этой сфере далека от благополучной. Об этом наглядно можно судить по результатам мониторинга публикаций сообщений информационных агентств государств - участников СНГ в зарубежных и российских средствах массовой информации, результаты которого приведены в приложении 1 (период мониторинга: 2003 год), приложении 2 (период мониторинга: 2004 год), приложении 3 (период мониторинга: I полугодие 2005 года). Для подготовки таких сводных таблиц используется технология, всесторонне отработанная в ИТАР-ТАСС и основанная на анализе информации, содержащейся в крупнейших базах данных.
Из приводимых в таблицах количественных показателей очевидно, что даже в России информационные агентства других стран СНГ все еще редко служат каналом, питающим нас информацией о жизни своих государств. Объясняется это, прежде всего, тем, что в целом информация национальных агентств появляется в СМИ России и других государств - участников СНГ, как правило, либо «под заказ», либо в силу каких-то случайных обстоятельств. До недавнего времени действенного механизма свободного обмена такой информацией, по существу, не было.
Между тем опыт показывает, что переломить эту ситуацию, изменить ее к лучшему можно за счет развития многостороннего сотрудничества между агентствами. Не случайно в мире уже многие годы действуют такие объединения, как Организация информационных агентств стран Азии и Тихого океана (ОАНА) или Европейский альянс агентств печати (ЕААП).
По этому пути и пошел Информсовет СНГ, определяя возможности выполнения Соглашения об обмене материалами национальных информационных агентств государств - участников Содружества Независимых Государств.
Собранные предварительные предложения были обсуждены и реализованы в документах, принятых на заседании Информсовета СНГ, состоявшемся 23 сентября 2004 года. Руководители информационных агентств подписали Соглашение об учреждении Ассоциации национальных информационных агентств государств - участников Содружества Независимых Государств (АНИА). Было принято решение о создании совместного информационного продукта под общим названием «Информационная служба Ассоциации национальных информационных агентств государств - участников СНГ (Служба АНИА)». Утвержден Порядок обмена информацией при формировании Службы АНИА. Участники заседания согласились с предложением Информационного телеграфного агентства России ИТАР-ТАСС (ИТАР-ТАСС) взять на себя функции Технического центра Службы АНИА.
Хотелось бы подчеркнуть, что АНИА не является наднациональной структурой. Она призвана лишь служить конкретным инструментом, с помощью которого можно на равных условиях активно использовать потенциал каждого из национальных информационных агентств государств – участников СНГ, повышать уровень и эффективность обмена материалами национальных информационных агентств. АНИА должна помочь добиться определенного баланса в потоке информации, способствовать объединению усилий агентств в оперативном распространении объективной информации о жизни государств - участников Содружества Независимых Государств.
Первые результаты этой совместной работы показывают, что ожидания оправдываются. В формировании Службы АНИА уже участвует более половины агентств - участников Информсовета и АНИА. Знакомясь с лентой новостей АНИА, можно убедиться в том, как из пока еще относительно небольшого количества сообщений складывается новая информационная мозаика, которой прежде не наблюдалось. Главное достоинство ее в том, что она позволяет из «первых уст» узнавать о событиях в странах Содружества. Откликаясь на запрос руководства Исполкома СНГ, ИТАР-ТАСС безвозмездно передает сейчас эту информацию в полном объеме в режиме реального времени в штаб-квартиру СНГ в городе Минске.
По мере решения возникающих при обмене технических вопросов активность участников АНИА, общий поток информации и ее качество будут возрастать. О заинтересованности в этом, о стремлении наращивать взаимодействие говорит тот факт, что ряд участников Информсовета СНГ внесли конкретные предложения, направленные на совершенствование действующего механизма информационного обмена.
В дополнение к изложенному представляется целесообразным остановиться на других направлениях деятельности, способствующих развитию сотрудничества между информационными агентствами государств - участников СНГ.
При активной поддержке руководства Информсовета СНГ начиная с 1998 года проводятся Всемирные конгрессы русской прессы, в которых принимают участие представители средств массовой информации из ближнего и дальнего зарубежья. В рамках этих форумов и общей деятельности Всемирной ассоциации русской прессы (ВАРП) происходит обмен мнениями по вопросам деятельности прессы, ее роли и места в социально-политической жизни государств. Рассматриваются также проблемы обеспечения свободного обмена информацией в условиях многополярного мира, развития профессиональных контактов между журналистами разных стран. Во всех форумах ВАРП участвуют руководители национальных информационных агентств государств - участников СНГ - члены Информсовета СНГ.
Совет принял самое активное участие в подготовке Концепции формирования информационного пространства и Перспективного плана подготовки документов и мероприятий по ее реализации. Главами правительств государств - участников СНГ в последнее время был принят ряд разработанных Советом документов, включенных в план реализации Концепции. Среди них – Конвенция о статусе корреспондента, представляющего средство массовой информации государства - участника СНГ в других государствах Содружества от 16 апреля 2004 года - документ, призванный защищать профессиональные интересы журналистов в государствах Содружества, обеспечивать наиболее благоприятные условия для их работы.
Большое значение имеет и другой документ - Соглашение об обмене информацией о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, об информационном взаимодействии при ликвидации их последствий и оказании помощи пострадавшему населению от 18 сентября 2003 года. Он ориентирован на создание механизма предоставления информационным агентствам стран СНГ оперативных сведений о различных катастрофах природного и техногенного характера, их последствиях, об оказании помощи пострадавшему населению. Соглашение предусматривает и эффективный обмен этой информацией. Излишне говорить, насколько важно своевременно, точно и полно информировать о таких чрезвычайных происшествиях, особенно, когда они носят трансграничный характер, создают угрозу жизни населения соседних государств.
16 сентября 2004 года в городе Астане на заседании Совета глав правительств СНГ принято подготовленное с участием Информсовета СНГ Решение о сотрудничестве в области телевидения и радиовещания в рамках подготовки и празднования 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов и реализации международных телевизионных проектов «Боевое братство без границ», «Полевая почта памяти», «Победа». В рамках мероприятий, приуроченных к юбилею Победы, и с учетом решений, принятых на заседании Информсовета СНГ 23 сентября 2004 года, в центральном московском представительстве ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция Российского оргкомитета «Победа», была развернута обширная экспозиция архивных фотографий периода Великой Отечественной войны, проведена фотовыставка в Ереване, переданная затем в дар Музею Вооруженных сил Армении.
Свою главную задачу Информсовет СНГ видит в укреплении информационного партнерства. Мы стремимся создать условия для максимально свободного взаимного движения информационных потоков, охватывающих не только политические или экономические процессы в государствах - участниках СНГ, но и весь спектр интересов, включая культуру, науку, спорт. В перспективе Советом предполагается развивать сотрудничество в рамках АНИА, готовить согласованные предложения по использованию новых медиатехнологий в деятельности национальных информационных агентств, практиковать широкое участие в международных мероприятиях и программах по проблемам СМИ, продолжить разработку предложений нормативно-правового регулирования информационного обмена и работу по их реализации.
За последние два года в рамках прежних и новых двусторонних соглашений между ИТАР-ТАСС и национальными агентствами других государств - участников СНГ состоялись взаимные обмены делегациями (с агентствами Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Молдовы, Узбекистана и Украины).
ИТАР-ТАСС координирует свою работу с другими агентствами - членами Информсовета СНГ, входящими в международные пулы информагентств, например, в ходе подготовки и проведения заседаний Исполнительного комитета ОАНА в Стамбуле (апрель 2003 года) и в Куала-Лумпуре (июнь 2004 года). Контакты по этой линии осуществляются с агентствами Казахстана (Казинформ и Хабар) и Кыргызстана (Кабар). Такая же работа ведется с агентством Укринформ в рамках деятельности европейского пула информационных агентств ЕАНА (сессия в сентябре 2003 года, Женева и семинар по новым информационным технологиям в мае 2004 года, Будапешт).
С 23 по 25 сентября 2004 года состоялся Первый Всемирный Конгресс информационных агентств «Информация: вызовы ХХI века». По приглашению ИТАР-ТАСС в нем приняли участия руководители и представители национальных информационных агентств Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Туркменистана, Украины.
На протяжении последних лет ИТАР-ТАСС регулярно организует международные семинары «Россия сегодня». В 2003 году такой семинар проходил в Москве и Нижнем Новгороде, в 2004 году - в Москве и Санкт-Петербурге. В этих встречах принимают участие руководители и журналисты информационных агентств Азербайджана (АЗЕРТАДЖ), Армении (АРМЕНПРЕСС), Беларуси (БЕЛТА), Казахстана (КАЗИНФОРМ), Молдовы (МОЛДПРЕС), Украины (УКРИНФОРМ). С 23 по 30 мая 2005 года семинар «Россия сегодня», посвященный 60-летию Великой Победы, прошел с участием представителей этих же агентств в Москве и Волгограде.
В заключение целесообразно вернуться к проблемам, с которыми сталкивается Информсовет СНГ в своей деятельности. Ключевая из них - отсутствие каких-либо дополнительных финансовых средств. Сегодня вся деятельность Совета, по существу, опирается на возможности каждого из его участников. Несомненно, это ограничивает агентства в контактах, отрицательно сказывается на развитии их взаимодействия. В частности, даже на технологическую поддержку Интернет-ресурсов АНИА на портале ИТАР-ТАСС требуется расходовать средства агентства. В этом смысле определенные надежды возлагаем на укрепление информационного обмена в рамках АНИА, формирование такой ленты новостей, которая могла бы распространяться и на коммерческой основе. Основополагающие документы АНИА ориентированы на такую перспективу. Тем не менее реализация заложенных в них возможностей потребует значительных профессиональных, технологических и организационных усилий. В этом мы рассчитываем на дальнейшую поддержку и содействие со стороны органов Содружества Независимых Государств.