Утверждена
Решением
Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств
о Концепции создания совместной (объединенной)
системы связи вооруженных сил
государств - участников
Содружества Независимых Государств
от 18 сентября 2003 года
Концепция создания совместной (объединенной) системы связи вооруженных сил государств - участников Содружества Независимых Государств (далее – Концепция) представляет собой официально принятую систему взглядов на цели, задачи и принципы создания совместной (объединенной) системы связи вооруженных сил государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - Система связи).
Концепция предполагает развитие сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - государства - участники СНГ) в военной сфере в области создания Системы связи на основе общих стратегических интересов.
Система связи должна обеспечивать устойчивое и оперативное управление коалиционными (региональными) группировками войск (сил) государств - участников СНГ как в мирное, так и в военное время, в том числе и при возникновении чрезвычайных ситуаций.
1.1. Назначение Концепции:
Концепция является основой для разработки и проведения мероприятий по созданию и развитию Системы связи.
Система связи обеспечивает ведение переговоров, передачу, прием и доставку сообщений (боевых документов), обмен данными в автоматизированных и специальных системах.
1.2. Объективной основой для разработки Концепции является стремление государств проводить согласованную политику в сфере организации системы управления вооруженными силами государств - участников СНГ, коалиционными (региональными) группировками войск (сил) и выполнять обязательства в рамках многостороннего сотрудничества.
1.3. Правовой основой Концепции являются Устав Содружества Независимых Государств, решения Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ, Совета министров обороны государств - участников СНГ, а также национальные законодательства.
1.4. Положения Концепции могут учитываться каждым государством - участником СНГ при формировании государственной политики в вопросах связи и телекоммуникаций.
1.5. Система связи является важнейшей составной частью системы управления вооруженными силами государств - участников СНГ и представляет собой организационно-техническое объединение сил и средств связи национальных вооруженных сил государств - участников СНГ, созданное (развернутое) для обеспечения управления коалиционными (региональными) группировками войск (сил).
1.6. Система связи базируется на региональных подсистемах с учетом общности территорий, созданных коалиционных (региональных) группировок войск (сил), оперативного оборудования и инфраструктуры регионов (районов) коллективной безопасности.
1.7. Разработка Концепции обусловлена:
а) военно-политическими факторами:
сложностью военно-политической обстановки в мире, проявляющейся в активизации террористической и диверсионной деятельности в региональном масштабе;
изменением взглядов на формы и способы вооруженной борьбы (коалиционный характер группировок войск, стремление к ведению боевых действий без физического контакта);
реформированием вооруженных сил государств - участников СНГ и их сокращением, созданием боеспособных войсковых формирований с высокой степенью укомплектованности личным составом, вооружением и военной техникой;
необходимостью оперативного создания коалиционных (региональных) группировок войск (сил) для поддержания военного баланса на оперативно-стратегических направлениях;
б) военно-техническими факторами:
возрастанием роли технологического опережения ведущих стран мира в области информатизации как главной предпосылки к реализации своего информационного превосходства;
необходимостью формирования в зонах проведения совместных операций и боевых действий единого информационного пространства, защищенного от деструктивного воздействия противника и общедоступного для всех элементов боевого порядка своих войск;
реализацией цикла боевого управления войсками и оружием в реальном масштабе времени;
унификацией разрабатываемых системотехнических и аппаратно-программных решений об обеспечении управления войсками и оружием, сертификацией используемых импортных средств, ориентацией на международные стандарты и рекомендации, сокращением номенклатуры применяемых средств управления и связи;
в) технико-экономическими факторами:
значительным расширением номенклатуры применяемых средств автоматизации управления в вооруженных силах государств - участников СНГ;
недостаточной эффективностью существующих, в большинстве своем морально устаревших средств автоматизации и связи, обеспечивающих функционирование систем управления;
наличием достаточного научно-технического задела в промышленности и научно-исследовательских учреждениях министерств обороны государств - участников СНГ по созданию современных комплексов связи и автоматизации управления войсками, отвечающих критерию “эффективность-реализуемость-стоимость”;
проводимой рядом государств политикой доминирования в мировой информационной сфере, направленной на противодействие доступу государств - участников СНГ к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию производителей государств - участников СНГ в мировом разделении труда в индустрии средств информатизации и информационных продуктов, а также на создание условий для усиления технологической зависимости в области информатизации;
возрастанием роли информационного противоборства в достижении целей вооруженной борьбы.
2.1. Главной целью создания Системы связи является обеспечение эффективного применения вооруженных сил государств - участников СНГ, коалиционных (региональных) группировок войск (сил), основанного на использовании существующих и вновь созданных узлов связи пунктов управления национальных вооруженных сил, государственных сетей связи государств - участников СНГ.
2.2. К основным задачам создания Системы связи относятся:
формирование оперативно-технических требований к Системе связи;
формирование защищенного информационного пространства в интересах коллективной безопасности;
обеспечение преемственности в развитии систем, комплексов и средств военной связи на основе их модернизации и реализации научно-технического задела вооруженных сил государств - участников СНГ;
выработка практических рекомендаций по обеспечению совместимости состоящих на вооружении вооруженных сил государств - участников СНГ комплексов и средств связи отечественного и зарубежного производства;
выработка предложений по унификации и стандартизации комплексов и средств связи;
формирование нормативно-правовой базы для создания Системы связи при решении совместных задач в интересах коллективной обороны.
3.1. Для реализации целей и задач создания Системы связи государства - участники СНГ руководствуются принципами:
добровольности участия государств - участников СНГ в создании Системы связи и их взаимной ответственности за высокую боевую готовность, устойчивость, мобильность Системы связи;
использования для информационного обмена в Системе связи русского языка;
обеспечения согласованных требований к техническому и технологическому сопряжению систем связи национальных вооруженных сил;
соответствия Системы связи задачам, возлагаемым на национальные вооруженные силы и коалиционные (региональные) группировки войск (сил), структуре, боевому и численному составу коалиционных (региональных) группировок войск (сил) государств - участников СНГ;
учета географических условий регионов, разобщенности операционных направлений, объемов решаемых в их пределах задач;
достаточности гарантированного обеспечения минимально допустимого уровня решения задач связи при управлении коалиционными (региональными) группировками войск (сил) в любых условиях начала и ведения военных действий;
сбалансированности основных направлений развития систем управления и связи вооруженных сил государств - участников СНГ по критерию "эффективность-стоимость" в пределах выделяемых каждым из государств - участников СНГ ассигнований.
4.1. Обеспечение безопасности информации в Системе связи должно достигаться проведением комплекса организационно-технических, административно-правовых и иных мер, направленных на сохранение государственных (межгосударственных) секретов государств - участников СНГ при использовании систем и технических средств связи, точным соблюдением правил пользования засекречивающей аппаратурой, выполнением требований к выбору и оборудованию помещений для органов (подразделений) ЗАС и специальных требований к размещению и монтажу аппаратуры ЗАС, строгим соблюдением режима секретности.
4.2. Обеспечение безопасности информации в Системе связи достигается:
соблюдением установленных единых правовых, программно-технических и организационных методов защиты информации;
обеспечением информационной безопасности при использовании средств связи и управления;
обеспечением контроля за действиями персонала в Системе связи.
5.1. Создание Системы связи является масштабной и сложной задачей, требующей от государств - участников СНГ координации усилий в процессе реализации широкого круга нормативно-правовых, технических и финансовых проблем на национальном и межгосударственном уровнях.
5.2. Создание Системы связи будет осуществляться в несколько этапов.
Первый этап (2003 - 2005 гг.):
разработка документов, определяющих договорно-правовую основу создания Системы связи;
принятие Положения о Системе связи;
определение структуры Системы связи при обеспечении управления коалиционными (региональными) группировками войск (сил) государств - участников СНГ как в мирное, так и в военное время, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;
проведение научно-практических мероприятий в целях выработки и определения совместной военно-технической политики в области развития, модернизации национальных систем связи;
проведение анализа и обмена информацией о возможностях предприятий ВПК государств - участников СНГ по производству (модернизации) и ремонту комплексов и средств связи военного назначения и новых разработках техники связи и АСУ;
проведение анализа существующих систем связи в регионах коллективной безопасности, оценка их соответствия задачам управления коалиционными (региональными) группировками войск (сил) государств - участников СНГ, разработка предложений (рекомендаций) по созданию инфраструктуры связи на территориях государств - участников СНГ;
формирование единого каталога, содержащего данные о совместимости средств связи государств - участников СНГ и разработка рекомендаций по обеспечению их встречной работы;
организация взаимодействия систем и узлов связи пунктов управления генеральных штабов вооруженных сил государств - участников СНГ, объединений, соединений и частей, включенных в состав коалиционных (региональных) группировок войск (сил) за счет имеющегося в настоящее время совместимого ресурса сетей связи государств - участников СНГ;
планирование взаимного обмена каналами сетей связи вооруженных сил государств - участников СНГ;
планирование дополнительного выделения каналов связи министерств связи государств - участников СНГ в интересах обеспечения взаимодействия штабов и войск в мирное и военное время;
планирование ключевых сетей связи и направлений засекреченной связи;
совместное планирование использования радио- и космической связи;
разработка и обмен позывными узлов связи пунктов управлений.
Второй этап (2005 – 2010 гг.):
планирование всестороннего обеспечения Системы связи;
разработка предложений по подготовке и проведению практических мероприятий по развертыванию Системы связи;
проведение на основе согласованных планов учений, тренировок по поддержанию Системы связи в боевой готовности;
развитие и поддержание выделенного ресурса действующих систем связи в готовности к эффективному применению во всех условиях военно-политической обстановки;
обеспечение совместимости состоящих на вооружении армий государств - участников СНГ комплексов и средств связи отечественного и зарубежного производства и дальнейшая интеграция систем связи и управления связью на основе международных стандартов и современных технологий;
приоритетная закупка для оснащения войск связи национальных вооруженных сил техники военной связи, разработанной и произведенной в государствах - участниках СНГ;
планирование совместных НИОКР, направленных на разработку изделий и комплексов связи по наиболее наукоемким и технологически сложным направлениям;
осуществление модернизации ВТС, поставленных и произведенных ранее.
6.1. Основным механизмом реализации Концепции являются финансируемые из бюджетов государств - участников СНГ национальные программы вооружения и оборонные заказы государств - участников СНГ, планы строительства и развития вооруженных сил государств - участников СНГ.
6.2. Порядок реализации основных положений Концепции определяется Советом глав правительств СНГ по представлению Совета министров обороны государств - участников СНГ.