ОХРАНА ГРАНИЦ
Согласованная пограничная политика как часть внешней и внутренней политики государств-участников СНГ направлена на построение целостной системы обеспечения пограничной безопасности, предупреждения и пресечения посягательств на суверенитет и территориальную целостность государств-участников, охраны и защиты их государственных границ.
Стратегической целью согласованной пограничной политики является защита в пограничных пространствах общих и национальных интересов государств-участников, обеспечение безопасности личности, общества и государства.
Главными приоритетами при реализации стратегической цели согласованной пограничной политики являются:
сотрудничество в обеспечении надежной безопасности государств - участников, сохранении и укреплении их суверенитета и территориальной целостности;
принятие совместных мер в соответствии с международными договорами о предотвращении военной опасности, кризисов и конфликтов в пограничных пространствах государств-участников;
совместное противодействие терроризму и иным проявлениям экстремизма, организованной преступности, незаконной миграции, незаконному обороту наркотиков и прекурсоров и иным современным вызовам и угрозам безопасности;
создание благоприятных условий социально-экономического подъема приграничных территорий, роста благосостояния и духовного развития населения как важнейшего условия обеспечения национальной безопасности государств-участников;
сотрудничество в проведении политических, дипломатических, специальных и других акций на государственных границах и приграничных территориях, способствующих укреплению дружественных отношений между государствами.
Одним из структурных и функциональных компонентов обеспечения пограничной безопасности выступают пограничные ведомства государств - участников. При этом на них возлагается как непосредственная реализация определенной части задач пограничной безопасности, так и защита тех интересов, которые концентрируются на государственных границах государств-участников и проявляются в их пограничных пространствах.
Согласованная пограничная политика призвана обеспечить интересы установления и поддержания добрососедских отношений с сопредельными государствами на государственных границах, развития взаимовыгодного экономического и иного сотрудничества на приграничных территориях, обеспечения основных прав и свобод человека, защиту интересов личности, общества и каждого государства-участника.
Защита интересов государств-участников в пограничной сфере предусматривает осуществление комплекса политических, дипломатических, оперативных, военных, режимных, правовых, административных, финансовых, пограничных, правоохранительных, социальных и иных мер, включающих:
международно-правовое оформление государственных границ и обеспечение их неприкосновенности;
прогнозирование возможных угроз интересам государств-участников, своевременное выявление, отслеживание и пресечение их эскалации, оперативное доведение объективной информации до субъектов пограничной политики;
контроль за соблюдением всеми физическими и юридическими лицами непосредственно на государственных границах и в пограничных пространствах установленных законами режимных норм, правил, требований, принятых обязательств в соответствии с интересами государств-участников.
Основными принципами согласованной пограничной политики государств-участников являются:
- взаимное уважение суверенитета, равенства и территориальной целостности государств-участников;
- нерушимость государственных границ и мирное разрешение спорных пограничных вопросов;
- всестороннее сотрудничество в защите и охране государственных границ государств-участников;
- уважение прав и свобод человека и гражданина;
- признание важности совместных решений в вопросах охраны государственных границ, комплексного подхода к реализации и защите государственных интересов в пограничных пространствах государств - участников.
Основными задачами согласованной пограничной политики государств-участников являются:
- обеспечение на основе международных договоров и национального законодательства интересов и безопасности государств-участников на их государственных границах и приграничных территориях;
- гармонизация и унификация национального законодательства по обеспечению пограничной безопасности;
- осуществление межгосударственного сотрудничества в предотвращении военной опасности, кризисов и конфликтов в пограничных пространствах;
- обеспечение территориальной целостности и национального суверенитета;
- совершенствование взаимодействия в охране государственных границ, в том числе проведение совместных командно-штабных и тактических учений пограничных (региональных) управлений, групп войск и соединений пограничных ведомств, вооруженных сил и других воинских формирований, привлекаемых к охране смежных участков государственных границ государств-участников;
- пресечение терроризма и иных проявлений экстремизма;
- пресечение на государственных границах действий трансграничных организованных преступных групп, незаконной миграции, контрабандной деятельности и незаконного перемещения через границы наркотиков и прекурсоров, оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, психотропных, радиоактивных веществ, продукции оборонного и стратегического значения, в том числе оружия массового уничтожения и его компонентов, а также создание условий, исключающих противоправные действия на территориях государств-участников;
- разработка и осуществление комплексных мероприятий по противодействию разведывательно-подрывной деятельности специальных служб третьих стран на внешних границах государств-участников;
- предотвращение попыток международной изоляции отдельных государств-участников со стороны определенных иностранных государств и военно-политических блоков;
- разработка, реализация и координация межгосударственных целевых, в том числе научно-технических, программ по вопросам безопасности государственных границ государств-участников, санитарной защиты территорий в пограничных пространствах и оценка их эффективности;
- комплексная оценка военно-политических и социально-экономических последствий принятия законодательных и других нормативно-правовых актов, касающихся пограничных вопросов, а также анализ результатов их реализации;
- оказание помощи населению приграничных территорий при ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий;
- накопление, анализ и обработка информации о вопросах пограничной безопасности государств-участников, оценка внутренних и внешних угроз и выявление источников опасности на государственных границах, выработка рекомендаций по совершенствованию данной работы;
- организация и проведение консультаций, научно-практических конференций по вопросам строительства пограничных ведомств и их статуса, обеспечения материально-техническими средствами и специальной техникой пограничных войск, подготовки войск и военных кадров государств-участников, а также по разработке проектов международных договоров, касающихся данных и ряда других вопросов, связанных с деятельностью пограничных войск на государственных границах государств-участников.
Основными направлениями согласованной пограничной политики государств-участников являются:
а) обеспечение пограничной безопасности государств-участников, а именно:
- создание и совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность органов власти, отдельных граждан приграничных территорий, а также устанавливающей ответственность за нарушения и ущерб в этой сфере;
- приоритетное развитие системы обеспечения пограничной безопасности на основе разработки и реализации государственных целевых и комплексных программ;
- своевременное прогнозирование развития обстановки на государственных границах и в приграничных территориях, организация и совершенствование взаимодействия органов государственной власти и управления, общественных и иных организаций в сфере их деятельности в интересах охраны государственных границ и обеспечения стабильного положения на них, формирование новых подходов к реализации системы комплексной защиты интересов населения приграничных территорий и обеспечения безопасности государственных границ государств-участников с учетом современных вызовов и угроз;
б) социально-экономическое развитие приграничных территорий, подъем благосостояния их населения, являющиеся важнейшими факторами поддержания общественной и политической стабильности, в том числе:
- участие в создании необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ (медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, общего образования и др.);
- обеспечение государственного контроля над стратегическими ресурсами этих территорий;
- участие в комплексе мер регулирования миграционных потоков;
- противодействие любым формам дискриминации населения;
- создание условий для предотвращения чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - обеспечение необходимых мер для защиты населения и ликвидации последствий;
в) осуществление международно-правового оформления государственных границ государств-участников, на принципах взаимного уважения суверенитета и их территориальной целостности, мирного, ненасильственного разрешения пограничных вопросов;
г) обеспечение национальной и коллективной безопасности государств-участников на государственных границах с другими государствами;
д) развитие государствами-участниками на всех уровнях пограничного сотрудничества, направленного на последовательное углубление координации деятельности и взаимодействия при решении задач обеспечения охраны государственных границ, что предусматривает:
- формирование международной нормативно-правовой базы пограничного сотрудничества, обеспечивающей на основе норм и принципов международного права соблюдение интересов каждого из государств-участников;
- создание целостной системы пограничной безопасности, прежде всего на государственных границах государств-участников с другими государствами путем объединения в этих целях усилий всех заинтересованных сторон;
- координацию действий в совместном противодействии терроризму и иным проявлениям экстремизма, организованной преступности, незаконной миграции, незаконному обороту наркотиков и прекурсоров ( иным современным вызовам и угрозам безопасности, а также в решении проблем предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
е) формирование и развитие системы научных знаний в области пограничной политики, обеспечивающей фундаментальную теоретическую проработку и комплексное решение проблем, связанных с защитой как национальных интересов каждого государства-участника, так и пограничной безопасности всех государств-участников.
Координация межгосударственного сотрудничества в сфере охраны границ обеспечивается Советом командующих пограничными войсками, созданным 6 июля 1992 года Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств.
Совет командующих Пограничными войсками является коллегиальным органом Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ, который вырабатывает и рассматривает концептуальные подходы к обеспечению охраны внешних границ и экономических зон с учетом интересов государств - участников СНГ, готовит соответствующие предложения и проекты документов, координирует деятельность пограничных войск государств - участников СНГ по вопросам, требующим совместных действий.