ЗАЯВЛЕНИЕ
Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств
по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан
По приглашению Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан (далее – Центральная избирательная комиссия, ЦИК) Миссия наблюдателей от СНГ (далее – Миссия) в количестве 84 человек осуществляла мониторинг подготовки и проведения выборов в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан 27 декабря 2009 года.
В состав Миссии входили представители Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана и Исполнительного комитета СНГ.
Организация мониторинга и условия для наблюдения
Наблюдение основывалось на международно-правовых актах – Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, Положении о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках Содружества, избирательном законодательстве Республики Узбекистан, решениях Центральной избирательной комиссии.
Миссия позитивно оценивает принятые в стране меры для обеспечения свободных и демократических выборов.
Выполняя международные обязательства, Республика Узбекистан заблаговременно пригласила наблюдателей и создала благоприятные условия для наблюдения за подготовкой и проведением выборов.
Миссия, приступившая к наблюдению 14 декабря 2009 года, работала независимо, была беспристрастной по отношению к участникам предвыборной борьбы.
В рамках мониторинга прошли встречи с руководством Кабинета Министров, Министерства иностранных дел, Центральной избирательной комиссии, Верховного Суда, Прокуратуры, Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.
Состоялся обмен мнениями о ходе избирательного процесса с политическими партиями, Миссией БДИПЧ/ОБСЕ по оценке парламентских выборов в Узбекистане.
Законодательная база для проведения выборов в Законодательную палату Олий Мажлиса
Выборы в Законодательную палату Олий Мажлиса проводились на основе Конституции Республики Узбекистан, законов «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан», «О гарантиях избирательных прав граждан».
В целях либерализации и демократизации избирательной системы в 2008 году был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства о выборах». Изменения коснулись ряда положений 13-ти законодательных актов. В частности, правом выдвижения кандидатов в депутаты Законодательной палаты теперь наделены только зарегистрированные Министерством юстиции политические партии, количество депутатских мест в парламенте увеличено со 120 до 150, введен институт уполномоченных представителей политических партий, с 5 до 10 увеличено число доверенных лиц кандидатов в депутаты Законодательной палаты. В связи с актуальностью вопросов, связанных с охраной окружающей среды, обеспечением экологической безопасности населения, в нижней палате парламента предоставлены 15 мест для депутатов от Экологического движения Узбекистана.
Миссия отмечает, что созданная в республике нормативно-правовая база дает возможность для проведения демократических выборов.
Деятельность избирательных комиссий по подготовке к выборам
Выборы в Законодательную палату проводили Центральная, 135 окружных и 8 447 участковых избирательных комиссий.
Центральной избирательной комиссией была проделана большая работа по подготовке и проведению избирательной кампании.
В развитие Закона «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» (далее – Закон) в целях создания условий для активной деятельности политических партий при формировании представительных органов государственной власти ЦИК приняла Концепцию по подготовке и проведению выборов в Олий Мажлис Республики Узбекистан.
Международной общественности была предоставлена объективная информация о развитии избирательной системы республики, ее соответствии международным стандартам демократических выборов. В этих целях ЦИК проводила международные конференции, семинары, «круглые столы» с участием в том числе и зарубежных экспертов, представителей институтов гражданского общества.
ЦИК, используя возможности средств массовой информации, вела широкую разъяснительную работу среди электората о внесенных в Закон изменениях и дополнениях. Во многих областях республики прошли семинары для избирателей, которые впервые примут участие в выборах.
В целях повышения уровня правовых знаний и профессиональной подготовки организаторов выборов проведены территориальные семинары и тематическая учеба для членов окружных и участковых избирательных комиссий.
На областных телеканалах и по центральному телевидению транслировался учебный фильм о работе участковых избирательных комиссий в день голосования.
В помощь избирательным комиссиям были изданы методические пособия, сборники документов, касающиеся применения положений Закона.
Центральная избирательная комиссия работала гласно и открыто. Заседания проходили с участием международных наблюдателей, представителей политических партий и средств массовой информации.
Окружные избирательные комиссии организовали оповещение избирателей о границах каждого избирательного участка, месте нахождения участковой избирательной комиссии. Списки членов окружных и участковых комиссий с указанием адресов и номеров телефонов комиссий были опубликованы в местной печати.
Для эффективного функционирования окружные и участковые избирательные комиссии были обеспечены оргтехникой, средствами связи и автотранспортом.
В участковых комиссиях избиратели могли получить сведения о кандидатах, узнать о своих правах и обязанностях, ознакомившись с нормативными документами и методическими материалами. В этом убедились наблюдатели от СНГ, посещая избирательные участки Бухарской, Джизакской, Навоийской, Самаркандской, Сырдарьинской, Ташкентской, Хорезмской областей и города Ташкента.
Миссия отмечает независимость, коллегиальность и гласность в работе избирательных комиссий всех уровней.
Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты
По мнению Миссии, выдвижение кандидатов в депутаты проходило в соответствии с требованиями Закона, в обстановке гласности и открытости.
Согласно статье 21 Закона действующие в стране политические партии – Народно-демократическая партия Узбекистана, Социал-демократическая партия Узбекистана «Адолат», Движение предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократическая партия Узбекистана и Демократическая партия Узбекистана «Миллий тикланиш» – предоставили в ЦИК все необходимые для выдвижения кандидатов в депутаты документы и подписные листы с подписями избирателей в свою поддержку.
Центральной избирательной комиссией в соответствии со статьей 231 Закона была образована рабочая группа для проверки правильности составления подписных листов. В этой работе впервые приняли участие уполномоченные представители политических партий, что позволило обеспечить объективность при проверке подписных листов.
ЦИК допустила к участию в выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса кандидатов в депутаты от каждой из четырех политических партий.
Всего Центральной избирательной комиссией были зарегистрированы 517 кандидатов в депутаты, что предоставляло избирателям право реального выбора. В период предвыборной агитации 11 кандидатов исключены из списков на основании поданных ими заявлений. Таким образом, на 135 мест в Законодательной палате претендовали 506 кандидатов в депутаты.
Согласно требованиям Закона списки зарегистрированных кандидатов в депутаты публиковались в местной печати.
Каждая политическая партия выполнила требования статьи 22 Закона и выдвинула не менее 30 % женщин от числа кандидатов в депутаты.
Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании средствами массовой информации
По мнению Миссии, кандидатам в депутаты, политическим партиям были созданы равные условия в использовании средств массовой информации для проведения предвыборной агитации, обеспечено право выступления в СМИ с предвыборной платформой.
ЦИК утвердила Положение «О порядке использования средств массовой информации кандидатами в депутаты, политическими партиями при проведении предвыборной агитации во время избирательной кампании по выборам в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан».
По согласованию с политическими партиями ЦИК приняла Постановление «О предвыборной агитации в средствах массовой информации политических партий, кандидатов в депутаты во время избирательной кампании по выборам в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан».
Каждая политическая партия использовала бесплатно предоставленное эфирное время радио- и телеканалами «Узбекистон» и «Ёшлар», а также местными средствами массовой информации. На областных радио- и телеканалах Национальной телерадиокомпании с соблюдением принципа равенства транслировались рекламные ролики политических партий в объеме пяти минут ежедневно. По национальному телеканалу транслировались выступления и дебаты кандидатов в депутаты.
Для ведения предвыборной агитации политические партии использовали полосы газет «Халк сузи», «Народное слово» и «Правда Востока», а также свои органы печати и веб-сайты.
Политическим партиям были созданы равные условия при использовании средств наружной рекламы. В Республике Каракалпакстан и в областях каждой политической партии бесплатно предоставлялась для размещения агитационных плакатов площадь на пяти рекламных щитах, а в городе Ташкенте – на десяти.
Агитационная работа с электоратом проводилась политическими партиями, кандидатами в депутаты также посредством собраний, встреч с избирателями, проходивших в атмосфере открытости и гласности, корректно, с учетом национального менталитета и традиций.
В период предвыборной агитации политические партии провели 19 947 встреч с избирателями, в том числе Социал-демократическая партия Узбекистана «Адолат» провела 4 364 встречи, Демократическая партия Узбекистана «Миллий тикланиш» – 4 735, Движение предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократическая партия Узбекистана – 5 591, Народно-демократическая партия Узбекистана – 5 257 встреч.
Средства массовой информации широко освещали ход избирательной кампании.
В целях обеспечения гласности и открытости избирательного процесса ЦИК подписаны соглашения об освещении хода избирательной кампании с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, Творческим союзом журналистов Узбекистана, Общественным фондом поддержки и развития независимых печатных средств массовой информации и информационных агентств Узбекистана и Национальной ассоциацией электронных средств массовой информации.
По каналам телевидения и радио регулярно транслировались информационные ролики о предстоящих выборах.
На каждом избирательном участке, а также на центральных улицах населенных пунктов были вывешены баннеры, информирующие о дате выборов, плакаты, призывающие к голосованию. На мобильные телефоны избирателей отправлялись смс-сообщения с призывами принять участие в голосовании.
Участковые избирательные комиссии направляли избирателям приглашения принять участие в выборах с указанием даты, места и времени голосования.
В целях объективного и оперативного освещения хода выборов в соответствии с требованиями законодательства ЦИК образовала пресс-центр, а при областных избирательных комиссиях – пресс-группы.
В пресс-центре проводились брифинги, пресс-конференции для представителей национальных и зарубежных СМИ по различным аспектам избирательной кампании. Пресс-группы также оперативно информировали журналистов о ходе избирательной кампании.
Решения ЦИК публиковались в «Вестнике Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан», в других СМИ. Информация, связанная с проведением выборов, размещалась и оперативно обновлялась на веб-сайте ЦИК.
Списки избирателей
Списки избирателей в соответствии с Законом составлялись участковыми избирательными комиссиями с привлечением представителей общественности на основании сведений, предоставленных органами местной исполнительной власти и местного самоуправления. По информации ЦИК, в списки для участия в выборах было включено свыше 17 млн 200 тыс. избирателей.
Участковые избирательные комиссии за 15 дней до выборов предоставили гражданам возможность ознакомиться со списками и проверить правильность их составления. Каждый гражданин имел право обжаловать обнаруженные им ошибки или неточности в списках избирателей.
В целях проверки полноты и достоверности списков члены участковых избирательных комиссий совершали подворный и поквартирный обход.
Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей
В день выборов представители Миссии, осуществляя наблюдение в Республике Каракалпакстан, во всех областях и городе Ташкенте, посетили 787 избирательных участков 98 избирательных округов.
Выборы проходили в соответствии с нормами избирательного законодательства страны, в спокойной обстановке, при высокой явке граждан.
В предоставленных членами Миссии отчетах отмечены отдельные недостатки и упущения технического характера.
Однако эти факты, по мнению наблюдателей от СНГ, не повлияли на свободное волеизъявление избирателей и на итоги голосования.
На избирательных участках была обеспечена прозрачность процедуры как голосования, так и подсчета голосов.
Участие уполномоченных представителей политических партий в подсчете голосов усилило общественный контроль за деятельностью участковых избирательных комиссий.
В пресс-центре ЦИК можно было получать текущую информацию о ходе голосования.
Члены Миссии присутствовали на Конференции Экологического движения Узбекистана и констатируют, что избрание 15-ти депутатов в Законодательную палату Олий Мажлиса от Экологического движения Узбекистана прошло в соответствии с Законом.
Выводы и оценки
Выводы и оценки Миссии основаны на собственном наблюдении, анализе фактического материала и сведений, собранных в процессе мониторинга избирательной кампании.
Избирательные комиссии на выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса обеспечили реализацию свободного волеизъявления граждан.
Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств:
считает, что выборы в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, состоявшиеся 27 декабря 2009 года, проведены в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, действующим в государстве избирательным законодательством и общепризнанными нормами проведения демократических выборов;
признает прошедшие выборы свободными и открытыми;
констатирует, что выборы продемонстрировали уровень политической зрелости гражданского общества, обеспечили свободное волеизъявление избирателей, укрепили основы государственного суверенитета и демократические устои Республики Узбекистан.
С. ЛЕБЕДЕВ | Н. ЛОЗОВИК |
В. ВОЛКОВ | Я. МАДУМАРОВ |
М. ДЖАКЫПОВ | Т. ОХЛОПКОВА |
М. КАРРЫЕВ | Х. РАДЖАБЛИ |
|
|