Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

В.В. Ивантер, Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕГРАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ, УКРАИНЫ И БЕЛАРУСИ

В.В. Ивантер,
Директор Института
народнохозяйственного
прогнозирования РАН
ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕГРАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
РОССИИ, УКРАИНЫ И БЕЛАРУСИ

Развитие экономической интеграции стран СНГ в решающей мере определяется уровнем интеграционного взаимодействия России, Украины и Беларуси. Это связано не только с масштабом экономики этих трех стран, но и с их политическим влиянием на другие страны Содружества. Как известно, до последнего времени во внешнеэкономическом курсе России, Украины и Беларуси преобладали дезинтеграционные тенденции. Доля товарооборота со странами СНГ в общем объеме внешнеторгового оборота сократилась с 1990 по 2000 год: у России с 57% до 17%, у Украины - с 78% до 40%, у Беларуси - с 83% до 60%.

Что же может дать экономическая интеграция России, Украины и Беларуси? Для ответа на этот вопрос в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН было проведено специальное исследование. Была разработана макроструктурная модель экономического взаимодействия России, Украины и Беларуси и на ее основе осуществлены прогнозные расчеты на период до 2005 года. Расчеты проводились в двух вариантах. Первый вариант рассматривал перспективы развития наших стран при сохранении сложившегося уровня экономического взаимодействия, а второй - в условиях активной экономической интеграции. Все основные экзогенные (внешние) факторы (уровни эффективности использования ресурсов, возможные масштабы добычи основных видов топлива и т.п.) в этих вариантах принимались совершенно одинаковыми, за исключением направленности внешнеэкономических связей. Первый вариант предполагал сохранение преимущественной ориентации российских внешнеэкономических связей на дальнее зарубежье, а второй всемерное развитие взаимных экономических связей России, Украины и Беларуси, создание достаточно емкого общего рынка стран СНГ, в первую очередь, общего рынка продукции обрабатывающих отраслей промышленности.

Как показали расчеты, интеграционный фактор позволяет дополнительно увеличить современный уровень ВВП наших стран за период до 2005 года примерно на 15%. Если без дальнейшего развития интеграции среднегодовой темп роста наших экономик не превысит 3,5%, что навсегда исключает возможность достижения уровня развитых стран мира, то в условиях интеграции этот темп может возрасти до 5,8- 6,0 % в год. При такой динамике Россия, Украина и Беларусь в обозримый исторический период могут выйти на уровень, соответствующий большинству европейских стран.

Таким образом, экономическая интеграция наших стран могла бы стать мощным фактором ускорения социально-экономического развития.

Интеграционный фактор обеспечивает не только количественное увеличение, но и позитивные структурные изменения экономик, в частности преодоление однобокой топливно-сырьевой направленности российской экономики, характерной для слаборазвитых стран. В варианте интеграционного развития при общем росте промышленного производства России за 2001-2005 годы на 29% продукция машиностроения возрастет не менее чем на 47%, соответственно, на Украине при росте промышленного производства на 27% машиностроение увеличится на 33%, в Беларуси - при общем росте промышленной продукции на 31% продукция машиностроения вырастет на 40%.

Интеграционный фактор находит свое прямое отражение в прогнозируемой динамике и структуре внешнеэкономических связей. В варианте интеграционного развития достигается более высокий рост российского экспорта за счет экспорта в страны СНГ при стабилизации масштабов экспорта в страны дальнего зарубежья. По проведенным расчетам, в 2001-2005 гг. российский экспорт в страны СНГ мог бы возрасти почти в 1,4 раза, в том числе на Украину в 1,6 раза, а в Беларусь - на 22%. При этом решается задача оптимизации структуры экспорта основных товаров, в частности, энергоресурсов.

При отсутствии интеграционного процесса Россия не сможет сколько-нибудь существенно увеличить поставки нефти и газа в страны Содружества. В условиях интеграционного развития поставки российского газа на Украину могут к 2005 г. возрасти до 56 млрд. куб. метров, а в Беларусь - до 20,5 млрд. куб. метров. Это достигается при некотором сокращении поставок нефти и газа в страны дальнего зарубежья.

В варианте интеграционного развития предусматривается быстрый рост поставок в страны СНГ продукции российского машиностроения (в 1,4 раза). Поставка российских химических волокон за 2001-2005 гг. увеличится в 2-2,2 раза. Украина увеличит поставки в СНГ стальных труб - на 250 тыс. тонн, шин - на 2,5 млн. шт., поставку продукции машиностроения в 1,7 раза, мяса и мясопродуктов - на 50 тыс. тонн, молока и молочных продуктов - на 80 тыс. тонн. Беларусь увеличит поставки в СНГ машиностроительной продукции в 1,7-1,8 раза, продукции деревообработки - в 1,5 раза, трикотажа - в 1,7 раза, молочных продуктов - в 1,5 раза. Такое расширение внутреннего рынка стран СНГ в условиях интеграционного развития является важнейшим фактором роста производства в этих странах.

Вариант интеграционного развития отнюдь не предполагает проведения изоляционистской политики по отношению к странам дальнего зарубежья. Более того, как показали расчеты, в варианте интеграционного развития достигаются более высокие объемы импорта из стран дальнего зарубежья за счет некоторого сокращения положительного сальдо внешнеторгового баланса России с этими странами, которое, как известно, в настоящее время достигло нерационально больших размеров - более 60 млрд. долларов в год.

Перспективы экономической интеграции стран СНГ в значительной степени зависят от выбора наиболее целесообразной стратегии интеграционной политики. Весьма распространено мнение, что интеграционная стратегия на постсоветском пространстве должна в значительной степени следовать опыту западных стран, в частности опыту ЕС. Это означает осуществление интеграции “снизу”, начиная с создания зоны свободной торговли, и постепенного перехода через таможенный и платежный союз к экономическому союзу. Нам представляется, что для условий СНГ, где речь идет, по существу, о реинтеграции экономик, такая стратегия недостаточно эффективна. В конкретных условиях СНГ несравнимо более эффективной представляется макроинтеграционная стратегия, интеграция “сверху”. Это означает, что, прежде всего интегрирующиеся страны должны выработать согласованную общеэкономическую стратегию развития, установить количественно определенные цели конечного социально-экономического развития на перспективный период и, исходя из них, согласовать структурную, инвестиционную, внешнеэкономическую, инновационную, социальную политику. При этом должна решаться задача оптимального распределения имеющихся в распоряжении стран ресурсов с целью наиболее полного и быстрого достижения поставленных целей.

Механизмом разработки и реализации макроэкономической интеграционной стратегии могла бы стать совместная разработка заинтересованными странами согласованных макроструктурных прогнозов с использованием современных экономико-математических методов и информационных технологий. Подобные совместно разработанные макроструктурные прогнозы должны стать основой заключения между странами двухсторонних и многосторонних соглашений, обеспечивающих реализацию данных прогнозов. Такая интеграционная стратегия позволила бы в наиболее короткие сроки осуществить координацию социально-экономического развития интегрируемых экономик и наиболее быстро достичь намечаемых целей.