Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Стратегия сотрудничества стран СНГ в сфере информатизации (Решение Координационного Совета государств-участников СНГ по информатизации при РСС от 1 июля 2003 г. N 3/1)

Решение Координационного Совета
государств-участников СНГ по информатизации
при РСС от 1 июля 2003 г. N 3/1

 

 

СТРАТЕГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН СНГ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

1. Основание для разработки

Основанием для разработки настоящей “Стратегия сотрудничества стран СНГ в области информатизации” (далее – Стратегия) послужили:

  • Соглашение о сотрудничестве в формировании информационных ресурсов и систем, реализации межгосударственных программ государств–участников Содружества Независимых Государств в сфере информатизации, подписанное в г. Москве 24 декабря 1999 г.
  • Решение глав правительств СНГ о “Положении о Координационном Совете государств–участников СНГ по информатизации при РСС” от 7 октября 2002 г.

При разработке Стратегии учтены следующие документы, подготовленные или подготавливаемые к Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества, Женева , 2003 – Тунис, 2005:

  • Декларация Бишкекско–Московской конференции по информационному обществу (23-24 октября 2002 г.).
  • Проект декларации принципов. Документ WSIS/PC-1/DOC/1-R, (21 марта 2003 г.).
  • Проект плана действий. Документ WSIS/PCIP/DT/2-R, (21 марта 2003 г.).

 

2. Термины и их определения

В настоящем документе используются следующие термины:

Государственная политика информатизации

Комплекс взаимоувязанных политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий, направленный на установление общегосударственных приоритетов развития информатизации и создания условий перехода страны к информационному обществу.

 

Дистанционное обучение

 

Новый способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного, личного контакта между преподавателем и учащимся.

 

Защита информации

 

Совокупность методов и средств, обеспечивающих целостность, конфиденциальность и доступность информации в условиях воздействия на нее угроз естественного или искусственного характера, реализация которых может привести к нанесению ущерба владельцам или пользователям информации.

 

Индикаторы развития информационного общества

 

Перечень показателей, характеризующих развитие информационного общества в разных разрезах: информационно-технологическом, экономическом, социальном и др.

 

Информатизация

 

Процесс широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью повышения эффективности использования информации и знаний для управления, удовлетворения информационных потребностей граждан, организаций и государства и создания предпосылок перехода к информационному обществу.

 

Информационная система

 

Организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

 

Информационное общество

 

Ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни отдельной страны или всех стран мира (глобальное информационное общество), возрастанием доли информационно-коммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте.

 

Информационно-коммуникационная инфраструктура

 

Совокупность территориально распределенных государственных и корпоративных информационных систем, сетей связи, средств коммутации и управления информационными потоками, а также организационных структур, правовых и нормативных механизмов, обеспечивающих их эффективное функционирование.

 

Информационные ресурсы

 

Документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, депозитариях, музейных хранилищах и др.).

 

Персональные данные

 

Cведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.

 

Телемедицина

 

Область применения информационно-коммуникационных технологий, для адресного обмена медицинской информации между специалистами с целью повышения качества и доступности диагностики и лечения.

 

Универсальная услуга

 

Обеспечение всеобщего доступа к информационно-коммуникационным технологиям по приемлемой цене государственными и частными операторами вне зависимости от географического положения пользователя.

 

Электронное правительство

 

Область применения информационно-коммуни-кационных технологий, обеспечивающая взаимодействие органов государственной власти и граждан.

 

3. Текущее состояние сферы информатизации в государствах-участниках СНГ

Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) становится важным фактором социально-экономического развития стран СНГ.

Во всех странах–участницах имеются примеры успешных разработок собственных программных продуктов и приложений ИКТ. Предприятия и организации интенсивно внедряют корпоративные информационные системы, тем самым заметно повышая свою инвестиционную привлекательность и способствуя притоку внешних инвестиций в экономику стран-участниц.

В последние годы заметно растет уровень информатизации государственного сектора. Происходит быстрый рост числа эффективно работающих приложений ИКТ в области учета обращений граждан, систем электронного документооборота и контроля за расходованием бюджетных средств. Расширяется состав баз данных, доступных населению с использованием ИКТ и через порталы государственных органов.

Увеличивается число проектов, направленных на достижение конкретных социально-экономических результатов: расширение работ по пенсионным фондам и учету физических и юридических лиц, по совершенствованию работы налоговых и таможенных органов. Заметно развивается информатизация в правовой сфере.

Однако, в целом, уровень информатизации национальных экономик, включая государственный сектор, по значениям индикаторов, принятых ООН, остается пока невысоким.

Эффективность использования ИКТ в странах–участницах СНГ сдерживается недостаточной развитостью информационно-коммуникационной инфраструктуры, особенно в удаленных и труднодоступных местностях, недостаточным количеством квалифицированных кадров в области ИКТ, несоответствием нормативно-правовой базы потребностям информатизации.

Все страны-участницы располагают средствами доступа к глобальной информационной сети, хотя в связи с быстрым ростом числа решаемых задач и увеличением числа пользователей, наращивание средств доступа будет оставаться актуальной проблемой практически для всех стран.

Широкая практика предоставления информационных услуг для населения и предпринимательства в странах-участницах имеет сравнительно короткую историю и по уровню развитости информационных услуг наблюдается пока заметное отставание от группы развитых стран. Вместе с тем темпы роста информационных услуг в странах–участницах в последние годы остаются высокими.

Требуют решения вопросы разработки и применения стандартов ИКТ в деятельности по созданию информационных систем и ресурсов органов государственной власти, государственных и коммерческих организаций. Без признания общих в рамках стран–участниц стандартов невозможно обеспечить создание эффективных и конкурентоспособных информационных систем.

В последние годы активизировала свою работу Межпарламентская Ассамблея стран СНГ по разработке и согласованию проектов модельных законов. Значительную роль в становлении нормативно-правовой базы играет ориентированная на рыночные формы хозяйствования модернизация ведомственных нормативно правовых документов министерств и ведомств, ответственных за процессы информатизации.

 

4. Цель и задачи Стратегии

4.1. Цель Стратегии

Настоящая стратегия сотрудничества в области информатизации сформирована, исходя из конечной цели – построения в государствах Содружества и Содружестве в целом информационного общества на основе развития единого информационного пространства и их интеграция в мировое информационное сообщество.

Развитие сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в области информатизации должно исходить из того, что:

информационно-коммуникационные технологии являются важнейшим инструментом для проведения социально-экономических реформ в государствах–участниках СНГ;

в ряде стран–участниц имеется существенный интеллектуальный и научно-технический потенциал и высокий общеобразовательный уровень населения;

в процессе информатизации необходимо учитывать специфику региона с его огромными расстояниями, наличием удаленных, труднодоступных районов с малой плотностью населения, а также значительными различиями в уровне экономического развития государств–участников;

преимущества информатизации в полной мере реализуются при обеспечении надежности и безопасности соответствующих технологий;

сотрудничество государств–участников СНГ в сфере информатизации является равноправным и взаимовыгодным.

 

4.2. Задачи Стратегии

Для достижения цели Стратегии необходимо решить задачи создания стимулирующей среды для развития и укрепления сотрудничества, наращивания человеческого потенциала и совершенствования взаимодействия государства и бизнеса в развитии применений информационно-коммуникационных технологий.

Создание стимулирующей среды для развития и укрепления сотрудничества

Следует создать правовую и экономическую среду, стимулирующую реализацию совместных проектов, прежде всего в пользующихся спросом приложениях ИКТ, таких как электронное правительство, электронное дистанционное обучение, телемедицина и электронная торговля.

Создание в странах–участниках и в СНГ в целом стимулирующей среды (политических, правовых и регулирующих рамок) для развития и укрепления сотрудничества в сфере информатизации предусматривает:

  • Разработку государственной и межгосударственной политики информатизации, направленной на повышение уровня сотрудничества.
  • Развитие совместных работ по стандартизации в области ИКТ.
  • Совершенствование правовой базы, в частности в области защиты прав потребителей, охраны прав интеллектуальной собственности.

Наращивание человеческого потенциала

Скоординированное наращивание человеческого потенциала стран-участниц заключается в развитии образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров в области ИКТ. Здесь следует применять инновационные подходы, в максимальной степени используя при этом возможности, предоставляемые ИКТ. При решении этой задачи:

  • Необходимо содействовать применению ИКТ в сфере образования.
  • Государственная политика информатизации должна принимать в расчет неравный доступ к качественному образованию и профессиональной подготовке, в особенности применительно к уязвимым группам населения, обслуживаемым в недостаточной степени и жителям отдаленных районов.
  • Следует стремиться удовлетворять возрастающий спрос на специалистов различных направлений в области ИКТ путем подготовки необходимого количества специалистов и охвата всех имеющихся дисциплин и специальностей в области ИКТ.

Совершенствование взаимодействия государства и бизнеса в развитии применений ИКТ

Конструктивное сотрудничество при реализации проектов информатизации возможно лишь при организации эффективного взаимодействия государства и бизнеса стран-участниц. Для этого необходимо:

  • содействовать укреплению и развитию потенциала частного предпринимательства в области производства новых средств ИКТ;
  • создать правовую среду, поощряющую передачу технологий и инвестиций, в том числе предоставление венчурного капитала, для создания национальных и региональных предприятий по производству оборудования и предоставления услуг ИКТ;
  • способствовать проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок организациями частного сектора;
  • обеспечить поддержку малых и средних предприятий, работающих в сфере информатизации;
  • проводить государственную политику по устранению имеющихся административных барьеров в развитии частного сектора сферы информатизации.

4.3. Принципы сотрудничества государств-участников СНГ в сфере информатизации

каждое из государств–участников СНГ обеспечивает на своей территории на принципах взаимности, условия функционирования всех систем информатизации, являющихся предметом совместной разработки и эксплуатации в рамках программ и проектов сотрудничества;

государства-участники СНГ, используя имеющийся в наших странах образовательный и интеллектуальный потенциал, способствуют развитию прямых экономических связей предприятий и организаций в сфере информатизации по всем направлениям сотрудничества, определяемым настоящей стратегией;

государства–участники СНГ способствуют сотрудничеству образовательных учреждений по подготовке специалистов массовых профессий в сфере информатизации, разработке единых требований к такой подготовке и приданию юридической силы документам о подготовке кадров на территориях стран–участников;

Государства-участники СНГ стремятся обеспечить взаимодействие национальных информационных систем и сетей в рамках единого информационного пространства стран СНГ.

 

5. Основные направления сотрудничества государств-участников СНГ в сфере информатизации

Основные направления сотрудничества государств-участников СНГ в области информатизации должны охватывать:

  • Гармонизацию законодательства и нормативно-технической базы (технических регламентов) в области информатизации.
  • Разработку и внедрение новых приложений ИКТ.
  • Развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и создание единого информационного пространства.
  • Либерализацию условий торговли услугами информационных технологий.
  • · Информационную безопасность.

5.1 Гармонизация законодательства и нормативно-технической базы (технических регламентов) в области информатизации

Государства – участники должны продолжить работу по созданию модельных законов в области информатизации. Необходимо совершенствовать правовую базу, создающую условия для широкого использования ИКТ во всех сферах общественной жизни, в экономике, во взаимоотношениях органов государственной власти, граждан и организаций государств–участников СНГ, обеспечивающую единство информационного пространства на территории государств–участников СНГ, преодоление цифрового неравенства и ликвидации региональных и ведомственных барьеров на пути распространения информации.

Сотрудничество стран-участниц СНГ в области гармонизации законодательства должно охватывать вопросы информационного взаимодействия, оказания телекоммуникационных и информационных услуг, охраны интеллектуальной собственности, защиты информации и развития электронной торговли.

Информационное взаимодействие

Основной задачей регулирования информационного взаимодействия является создание условий для взаимного информационного обмена стран-участниц СНГ и формирование системы гарантий прав граждан и юридических лиц в этой области. Особое значение имеет создание системы гарантий права на доступ к информации. Должен быть установлен принцип ответственности уполномоченных органов за достоверность, открытость, полноту и актуальность предоставляемой информации.

Большое значение имеет вопрос о защите персональных данных граждан. Необходимо выработать методики работы с персональными данными, их сбора, хранения и защиты. Должны быть установлены меры ответственности государственных органов и организаций в случае нарушения установленного порядка обращения с персональными данными или их разглашения.

Телекоммуникационные и информационные услуги

Приоритетным направлением сотрудничества в этой области является разработка и принятие международных соглашений, определяющих общие принципы правового регулирования отношений, связанных с использованием глобальных информационных сетей и сетевых информационных ресурсов.

В целях развития взаимовыгодного сотрудничества процедуры лицензирования и сертификации должны быть существенно усовершенствованы с целью снижения сложности их прохождения и повышения их эффективности. Необходимо формировать условия для развития систем добровольной сертификации и стандартизации.

Важной является проблема обеспечения качества предоставляемых услуг. Качество предоставляемых информационно-коммуникационных услуг в СНГ на сегодняшний день не удовлетворяет общепринятым международным требованиям, прежде всего, за счет использования устаревшего оборудования. Для обновления технической базы необходимо создавать условия способствующие формированию финансовой базы долгосрочных инвестиций.

Интеллектуальная собственность

Необходимо пересмотреть систему регулирования различных видов объектов исключительных прав, с тем, чтобы устранить конфликты с обладателями прав на сходные по форме объекты. Для этого необходимо формализовать в нормах законодательства ряд наиболее значимых проблем, в частности, проблем соотношения прав на товарный знак, фирменное наименование c правами на доменное имя.

Необходимо совершенствовать правовое регулирование новых объектов исключительных прав, таких как программы для ЭВМ и базы данных.

Развитие законодательства об интеллектуальной собственности должно быть направлено на гармонизацию с общемировыми подходами к регулированию этой сферы общественных отношений. Для интеграции рынка объектов интеллектуальной собственности стран СНГ с общемировым должны быть созданы четкие и однозначные процедуры таможенного оформления и контроля экспорта и импорта программного обеспечения и других объектов интеллектуальной собственности, а также оказания информационных услуг посредством телекоммуникационных сетей.

 

Защита информации

Необходимо разработать систему правовых и организационных мер, позволяющих снизить уровень правовых ограничений в области защиты информации при сохранении необходимого уровня надежности деятельности в этой области и используемых средств защиты информации. При этом важно последовательно проводить в законодательстве принцип дифференциации правового регулирования деятельности в области защиты информации в зависимости от важности соответствующей области общественных отношений.

Необходимо совершенствовать механизмы использования средств защиты информации и средств электронно-цифровой подписи. Должна быть создана система нормативных актов и методических рекомендаций, позволяющих участникам данного вида деятельности осуществлять все принадлежащие им права и эффективно обеспечивать надежность используемых ими средств защиты информации и средств электронно-цифровой подписи.

Большое значение имеет рост осведомленности общества по вопросам защиты информации в связи со стремительным возрастанием сложности, потенциала и сферы применения ИКТ и транснационального характера информационных систем.

Электронная торговля

Решение проблемы правовой защиты сделок, заключаемых при помощи электронных средств, требует создания эффективного правового механизма использования средств электронного документооборота и аналогов собственноручной подписи.

Для развития системы расчетов с использованием компьютерных сетей необходимо совершенствовать законодательство о безналичных расчетах и о банковских картах. Нормы указанных актов должны раскрывать механизмы осуществления расчетов с использованием компьютерных сетей, устанавливать права и обязанности сторон, способы фиксации существенной для сделок информации. Необходимо также создать правовые механизмы распределения рисков, связанных с использованием новых способов расчетов.

Политика государства в области защиты прав потребителей должна быть направлена на повышение эффективности судебной защиты их прав и законных интересов. Основной задачей должно стать эффективное возмещение убытков, причиненных потребителям действиями, нарушающие их права и законные интересы.

Использование механизмов саморегулирования должно стать признанным способом решения проблем в области электронной торговли.

Необходимо принимать меры по гармонизации национального регулирования в области электронной торговли и международных подходов к решению сходных вопросов.

Разработка нормативно-технической базы и технических регламентов

Стандартизация в области ИКТ является важнейшим условием создания эффективных и взаимодействующих информационных систем. Разработка и применение единых стандартов при реализации совместных проектов стран-участниц СНГ по созданию информационных систем и ресурсов должно стать ключевым направлением сотрудничества в области информатизации.

5.2 Разработка и внедрение новых приложений информационно-коммуникационных технологий

В рамках данного направления предусматривается сотрудничество в области новых приложений ИКТ: электронное правительство, дистанционное образование, телемедицина, развитие систем электронной торговли и логистики, создание и развитие единой системы информационно–маркетинговых центров и интегрированных регистров физических лиц и правовых единиц.

Совершенствование деятельности органов государственной власти на основе использования ИКТ (электронное правительство)

Во всем мире органы государственной власти интенсивно используют информационно-коммуникационные технологии для повышения эффективности и качества своих услуг, для повышения результативности своей собственной деятельности. Соответствующие инициативы получили название "электронное правительство", которое подчеркивает увеличение масштабов электронизации труда управленцев.

Основными направлениями сотрудничества в этой области являются:

  • развитие систем электронного документооборота и локальных информационных сетей;
  • обеспечение совместимости стандартов хранения информации, делопроизводства и документооборота на национальном и межгосударственном уровне;
  • обеспечение на основе использования ИКТ открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов,
  • создание условий для эффективного взаимодействия органов государственной власти с гражданами и хозяйствующими субъектами, как на национальном, так и на межгосударственном уровне.

Дистанционное образование

Переход к виртуальным образовательным средам связан с совершенно иным уровнем формализации представления знаний. Содержание образования и модель подготовки специалистов должны быть формализованы до уровня, понятного без интерпретаций.

Основными темами сотрудничества по данному направлению являются:

  • Нормативно-правовое обеспечение. При переходе к новым образовательным структурам требуется изменение всего комплекса нормативно-правового обеспечения.
  • Образовательные технологии. Образовательные технологии для своей формализации требуют стандартизации и разработки новых программно-методических подходов.
  • Организация управления. При переходе к виртуальным образовательным структурам необходимо осуществить целый комплекс изменений на различных иерархических уровнях в рамках одного или нескольких учебных заведений.
  • Исследование рынков дистанционного образования и маркетинг.
  • Оценка качества учебных процессов с использованием ИКТ.
  • Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
  • Развитие системы подготовки специалистов и преподавателей ИКТ и квалифицированных пользователей.

Телемедицина

Информационно-коммуникационные технологии должны в массовом порядке применяться в здравоохранении с целью совершенствования использования ресурсов, качественного обслуживания пациентов, индивидуального ухода за больными, а также координации деятельности систем здравоохранения. Основными направлениями сотрудничества в области телемедицины являются:

  • Использование ИКТ для обеспечения равноправного доступа к услугам здравоохранения, а также предоставления гражданам более широких возможностей охраны здоровья.
  • Разработка новаторских решений и вариантов оказания услуг здравоохранения в районах, обслуживаемых в недостаточной степени.
  • Создание общей информационной системы для профилактики заболеваний, их лечения, мониторинга и контроля за распространением опасных и инфекционных заболеваний.
  • Создание на базе информационно-коммуникационных технологий сети по оказанию медицинской помощи при гуманитарных катастрофах и чрезвычайных ситуациях.
  • Создание системы оказания услуг телемедицины населению труднодоступных районов.

Развитие систем электронной торговли и логистики

Использование ИКТ в электронной торговле может содействовать либерализации торговли, увеличению производительности труда, повышению уровня доходов и росту число рабочих мест в национальной экономике. Основными направлениями сотрудничества в области электронной торговли и логистики являются:

  • Создание стимулирующей развитие электронной торговли среды и инфраструктуры.
  • Расширение круга потенциальных поставщиков товаров и услуг для электронной торговли, независимо от места их нахождения.
  • Разработка защищенных и надежных приложений электронной торговли, включая электронные платежные средства, которые бы обеспечивали совершение сделок в он-лайновом режиме.
  • Создание национальных центров электронной торговли, использующих международные стандарты.

Создание и развитие единой системы информационно–маркетинговых центров

Создание системы информационно-маркетинговых центров осуществляется в рамках Межгосударственной программы создания сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников СНГ.

Программа определяет основные принципиальные решения и комплекс мероприятий по созданию и организации функционирования интегрированной сети информационно-маркетинговых центров СНГ, а также основные организационные, правовые, экономические и другие механизмы построения сети.

Создание интегрированных регистров физических лиц и правовых единиц

В области создания интегрированных регистров физических лиц и правовых единиц стран – участниц СНГ целесообразно использовать уже отработанные в государствах СНГ технологии. На этом направлении целесообразно предусмотреть возможности обмена информацией о физических лицах, предприятиях и организациях стран Содружества из регистров, содержащих данную информацию в пределах, устанавливаемых нормами действующего законодательства.

 

5.3 Развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и создание единого информационного пространства

Главными задачами сотрудничества по данному направлению является содействие развитию информационной инфраструктуры государств – участниц СНГ, создание условий для универсального, повсеместного и приемлемого по цене доступа к информационно-коммуникационным технологиям. Именно на решение этих задач следует направить усилия сотрудничающих и заинтересованным стран СНГ, участвующих в построении единого информационного пространства.

Стратегия сотрудничества по данному направлению состоит в преодолении цифрового неравенства между государствами-участниками в развитии информационно-коммуникационной инфраструктуры, создание широкой сети пунктов коллективного доступа к сети Интернет на местном уровне, что призвано обеспечить равные права и возможности для населения удаленных, малонаселенных и труднодоступных районов.

В качестве основных направлений сотрудничества в данной области определяются следующие:

  • Обеспечение межгосударственного информационного обмена.
  • Преодоление существующих препятствий по доступу к ИКТ.
  • Универсальный доступ к ИКТ.
  • Коллективные пункты доступа к информационным сетям.
  • Широкополосный доступ к информационным сетям.
  • Низкозатратные возможности подключения к информационным сетям.
  • Конвергенция информационных и телекоммуникационных технологий.
  • Открытые стандарты и программное обеспечение с открытыми кодами.
  • Повышение сбалансированности трансграничных потоков информации.
  • Эффективный поиск, размещенной в информационных сетях информации.
  • Создание условий для взаимодействия информационных систем и обеспечения доступа к информационным ресурсам на языках государств-участников СНГ.

5.4 Либерализация условий торговли услугами информационных технологий

Либерализация условий торговли услугами информационных технологий является важнейшим условием развития сотрудничества стран- участниц СНГ в области информатизации. Сотрудничество по данному направлению должно быть ориентировано на:

создание условий наибольшего благоприятствования в торговле между странами- участниками;

снижение административных барьеров, препятствующих торговле информационными услугами;

обеспечение предоставления гражданам и организациям независимо от мест проживания и расположения общего доступа к открытым информационным ресурсам стран-участниц СНГ.

Для использования электронной цифровой подписи при международном информационном обмене, включая совершение трансграничных сделок необходимо создание системы взаимного признания сертификатов электронной цифровой подписи государств – участников СНГ.

Критерии признания иностранных электронных цифровых подписей определены в ст. 20(1) Модельного закона СНГ “Об электронной цифровой подписи”, которая допускает признание иностранной электронной цифровой подписи, если она может быть проверена открытым ключом, имеющим иностранное свидетельство, выпущенное одной из стран СНГ или государством, с которым есть договор о признании таких свидетельств.

5.5 Информационная безопасность

Для полной реализации преимуществ ИКТ сети и информационные системы должны быть достаточно устойчивы, способны предотвращать случаи нарушения безопасности, обнаруживать их и соответственно реагировать.

Стратегия сотрудничества в области информационной безопасности должна базироваться на анализе существующих и потенциальных угроз информационной безопасности, безопасности информационных и коммуникационных сетей и систем и включать решение следующих вопросов:

защита государственных систем от несанкционированного доступа;

защита баз данных;

защита персональных данных;

безопасность информационных и коммуникационных сетей и систем;

борьба с киберпреступлениями;

оперативное реагирование на случаи нарушения информационной безопасности, обмен информацией и техническими средствами борьбы с нарушениями;

международное сотрудничество в области обеспечения безопасности информационных и коммуникационных сетей и систем.

Эффективное обеспечение безопасности информационных систем – не только вопрос действий органов государственного управления и правоохранных мероприятий или технологических мер. Необходимо формировать глобальную культуру информационной безопасности (резолюция 57/295 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 20 декабря 2002 г.).

6. Механизмы реализации сотрудничества

6.1 Организационные механизмы

В структуре СНГ создан ряд органов отраслевого сотрудничества, которые реализуют проекты создания и использования информационных ресурсов и систем в интересах конкретных видов сотрудничества.

Для эффективной реализации Стратегии требуется координация работ проводимых всеми органами СНГ. Ведущая роль в координации сотрудничества в области информатизации должна принадлежать Координационному совету по информатизации государств-участников СНГ, т.к. в сферу его компетенции попадают все направления сотрудничества в сфере информатизации.

Система организации сотрудничества должна ориентировать участников сотрудничества на приоритетное использование возможностей национального и международного предпринимательства в области ИКТ для развития новых технологий и построенных на этой основе новых видов услуг.

Организация сотрудничества должна отличаться повышенной гибкостью для максимального учета предпочтений каждой страны СНГ при выборе схем присоединения к тому или иному направлению/проекту деятельности. Они могут варьироваться от слабых форм участия (например, на уровне научно-методической координации и одобрения проектов, или на уровне взаимного информирования о выполнении проектов) до сильных форм участия (например, долевое участие в проектировании или тиражировании решений).

Система организации сотрудничества должна в значительной степени использовать преимущества информационных технологий для эффективного функционирования сетевых способов повседневного взаимодействия участников сотрудничества как основополагающих приемов практического сотрудничества.

В связи с этим предлагается рассмотреть возможность осуществления комплексного проекта создания системы информационно-технологической поддержки функционирования Координационного совета государств – участников СНГ по информатизации. Предлагается подготовить и обеспечить сопровождение базы данных экспертов Координационного Совета по странам-участникам СНГ.

Важнейшее требование к формируемой системе организации сотрудничества – обеспечение преемственности организационных механизмов и кадрового потенциала в области информатизации, которыми располагают страны-участницы по линиям работы Исполкома СНГ и Регионального Содружества Связи.

6.2 Правовые

В качестве конструктивной нормативно-правовой базы сотрудничества можно рекомендовать подготовку необходимых двусторонних соглашений, правовых актов и ведомственных нормативных актов уполномоченных министерств (ведомств) государств – участников СНГ в сфере информатизации, призванных способствовать развитию сотрудничества в области создания и использования информационно-коммуникационных технологий в странах СНГ.

6.3 Финансовые

Предлагается подготовить обоснование минимально-необходимого бюджета сотрудничества, ориентированного на обеспечение реализации проектов, представляющих взаимный интерес.

Необходимо разработать инвестиционные механизмы для привлечения дополнительных источников финансирования проектов в области информатизации.

 

7. Перечень первоочередных мер в области сотрудничества на 2003 – 2006 г.г.

В качестве первоочередных мер сотрудничества стран-участниц СНГ в области информатизации на период 2003-2006 гг. предусматривается:

  • проведение анализа имеющихся совместных программ стран-участниц СНГ в области ИКТ с целью устранения дублирования и концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях;
  • рассмотрение вопросов совместной реализации наиболее актуальных программ и проектов в сфере ИКТ, включая вопрос ускорения реализации Программы создания сети информационно–маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников СНГ;
  • использование единых индикаторов готовности государств-участников к информационному обществу для мониторинга развития информатизации и определение межгосударственного органа, который будет заниматься таким мониторингом в рамках СНГ на регулярной основе;
  • повышение эффективности координации работ отраслевых органов СНГ в области создания и использования информационных ресурсов и систем.

Перечень первоочередных мер сотрудничества стран-участниц СНГ в области информатизации может уточняться и дополняться по представлению Координационного Совета государств-участников СНГ по информатизации при РСС.