Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Субрегиональный процесс подготовки к Всемирной встрече

Субрегиональный процесс подготовки к Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества:
итоги Бишкекско-Московской конференции
 
 
Татту Мамбеталиева
консультант Президента
Кыргызской Республики по вопросам ИКТ,
региональный директор Глобальной Инициативы
по Политике Интернет (GIPI) по странам СНГ.
(Кыргызская Республика, Бишкек),
Дрыганов Вадим Николаевич
Национальный координатор
Глобальная Инициатива по Политике Интернет (GIPI)
(Республика Беларусь, Минск)
 

Особая роль ИКТ в развитии человеческого потенциала, социально-экономического, политического и культурного развития общества привело к осознанию необходимости проведения во всем мире дискуссии по вопросам формирования информационного общества, в связи с чем, Организацией Объединенных Наций было принято решение провести Всемирную встречу на высшем уровне по вопросам информационного общества.

Начало пути к Всемирному саммиту было положено еще в 1998 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе, где тема использования ИКТ в целях преодоления разрыва между богатыми и бедными странами вышла на одно из первых мест. Развитый мир фактически объявил о своей готовности протянуть руку помощи в приобщении менее развитых стран к информационной революции.

Через два года, в 2000 году на Окинаве руководители ведущих государств мира, на встрече "группы восьми", приняли Декларацию о глобальном информационном обществе. Где особенно подчеркивалась опасность наметившейся в последнее время тенденции усиления “цифрового неравенства”.

21 декабря 2001 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций было принято решение провести Всемирную встречу на высшем уровне по вопросам информационного общества. Встреча должна пройти в два этапа: в Женеве 10–12 декабря 2003 года и в Тунисе в 2005 году.

В Решении особо подчеркивается важность открытости данного процесса, необходимость привлечения всех заинтересованных сторон, чтобы каждый имел возможность внести свой посильный вклад.

В дополнительной Резолюции ООН и Резолюции Международного Союза Электросвязи (ITU) № МСЭ содержится призыв к составлению разработке стратегического плана действий для согласованного , к скоординированному развитиюя информационного общества

Представляется, что данный План действий должен стать воплощением ыражением консенсуса между правительствами, частным сектором, гражданским обществом и иными основными заинтересованными сторонами относительно  программы действий на перспективу.

На Всемирной Встрече на высшем уровне планируется принять решение о соответствующем распределении задач между различными заинтересованными сторонамиучастниками, чтобы обеспечить эффективное осуществление последующих мероприятий.

С целью организации повсеместного обсуждения вопросов развития информационного общества, а также наиболее полного учета региональных особенностей и тенденций развития, было принято решение осуществлять процесс подготовки к Всемирной встрече на многоуровневой основе: сначала на местном, национальном, затем на региональном и в итоге на международном уровне.

В странах СНГ началом большого пути по подготовке Всемирного саммита явилась Бишкекско-Московская Конференция по вопросам информационного общества, которая была организована по инициативе Президента Кыргызской Республики, Аскара Акаева и поддержана Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. Данная конференция стала одним из важнейших координационных этапов по отработке согласованной позиции стран СНГ, которая будет представлена на региональной конференции в Бухаресте.

Бишкекско-Московская конференция была организована в два этапа. Первый этап конференции состоялся 9 – 11 сентября 2002 года на берегу озера Иссык-Куль, в резиденции Правительства Кыргызской Республики. В ней приняло участие более 100 представителей от 12 стран.

На конференции был обсужден широкий спектр вопросов национального и регионального уровней с вовлечением всех заинтересованных сторон, включая частный сектор, бизнес и НПО.

В ходе конференции были рассмотрены следующие вопросы:

    • человек и информационное общество;
    • развитие инфраструктуры информационного общества;
    • готовность к информационному обществу.
На конференции рассматривались актуальные вопросы использования ИКТ как инструмента преодоления бедности, необходимость договоренности между странами о единых подходах и методах проведения мониторинга, оценки, страновых и региональных сопоставлений.

Резолюция Бишкекско-Московской конференции по информационному обществу является начальным этапом согласования позиций стран СНГ по проблемам формирования информационного общества. На основе оценки существующих проблем в странах региона было выявлено, что они, в основном, оказались близкими друг другу и затрагивают широкий круг вопросов.

Необходимо отметить, что отличительной чертой первого этапа Бишкекско-Московской конференции являлось то, что впервые представителям гражданского общества была предоставлена возможность наряду с уполномоченными представителями государств СНГ, участвовать в рассмотрении всех вопросов по выработке согласованной позиции стран СНГ, которая в последующем будет представлена на региональной конференции в Бухаресте. О чем представителями НПО и международных организаций было высказано всеобщее удовлетворение, а также отмечено то что, это позволило выработать Резолюцию, которая учитывает взаимные интересы общества, частного сектора и государства.

Второй этап Бишкекско-Московской конференции по информационному обществу прошел в Москве с 23 по 24 октября. Второй этап стал продолжением той работы, которая была начата в Бишкеке. В Москву прибыли представители государственных органов, неправительственных организаций, частного сектора из 10-ти стран СНГ. В центре внимания участников конференции были следующие вопросы:

    • электронные услуги информационного общества;
    • роль государства и общественных организаций в развитии и обеспечении доступа к информационным и коммуникационным технологиям;
    • информационная безопасность.
По результатам обсуждения данных вопросов была принята Резолюция второго этапа Бишкекско-Московской конференции по информационному обществу.

По общим итогам двух этапов работы участников конференции стала Декларация Бишкекско-Московской конференции по информационному обществу, с которой ее участники обратились к предстоящей Панъевропейской региональной конференции по информационному обществу (г.Бухарест, 7-9 ноября 2002 года), чтобы внести вклад стран СНГ в подготовительный процесс Всемирной Встречи на высшем уровне по информационному обществу.

В декларации отмечено, что построение информационного общества является одним из центральных направлений развития человечества, и каждый человек должен иметь возможность доступа к информации и средствам информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), вне зависимости от пола, национальности, вероисповедания, социального положения и места жительства.

В Декларации также отмечено, что одним из основных факторов, определяющих характер использования и развития ИКТ в странах СНГ, является специфика региона с его огромными расстояниями, наличием удаленных, труднодоступных районов с малой плотностью населения, а также значительными различиями в уровне экономического развития государств.

Декларация призывает шире использовать накопленный в странах СНГ интеллектуальный, научно-технический и образовательный потенциал в целях развития других стран, и категорически осуждает использования ИКТ для целей, несовместимых с международной стабильностью и безопасностью, в особенности для преступных и террористических целей.

В Декларации также отражена необходимость сохранения культурного разнообразия информационного общества и обеспечение защиты интеллектуальной собственности.

Участники конференции также обратились к международным организациям и инвесторам с предложением о сотрудничестве в развитии ИКТ в регионе по наиболее важным приоритетным отраслям (телемедицина и дистанционное обучение; создание широкой сети пунктов коллективного доступа на местном уровне; использование высокочастотных каналов связи; обеспечение доступа широких масс населения стран СНГ к мировым информационным ресурсам).