Восемь лет: обретения и потери
Вместо предисловия
Содружество Независимых Государств, которому с первых его шагов предрекали неминуемую и скорую кончину, отметило восьмилетнюю годовщину. Востребованное временем, основанное на началах суверенного равенства всех его членов, СНГ приняло на себя важнейшую историческую миссию формирования основы для новых межгосударственных отношений на постсоветском пространстве.
Подписанные в декабре 1991 года в Вискулях и Алма-Ате политические решения об образовании СНГ прервали процесс хаотического распада СССР и не дали выхода его разрушительной энергии. Они гарантировали координацию действий вошедших в Содружество государств, отсутствие которой грозило не только им, но и всему мировому сообществу трудно предсказуемыми последствиями. Именно с образованием СНГ стали отчетливо проявляться черты мирной, цивилизованной формы политического и экономического размежевания бывших союзных республик.
Создание Содружества и его деятельность обеспечили появление благоприятных условий для становления и укрепления новых суверенных государств, способствовали выбору каждым из них собственной модели политического развития, социально-экономических реформ и государственного устройства.
В СНГ создан гибкий механизм организации межгосударственных и межправительственных связей, позволяющий учитывать разную степень готовности стран к интеграции, предоставляющий возможность каждой из них участвовать в интеграционных процессах в той мере и на тех направлениях, которые отвечают ее интересам.
Ростки интеграции, взращенные на почве Содружества за истекшие восемь лет, могут стать хорошей основой дальнейшего поступательного развития взаимовыгодного сотрудничества.
В то же время это был не простой период в жизни сообщества. Он показал, что строительство СНГ - отнюдь не скорое и не легкое дело. Проявившаяся в новых государствах эйфория независимости породила в некоторых из них стремление к противопоставлению понятий национальной государственности и межгосударственной интеграции. Они рассматривались нередко как несовместимые. Игнорировались традиционно тесные межреспубликанские связи. Их необдуманное свертывание повлекло за собой повсеместный спад производства, снижение жизненного уровня людей.
В Содружество входят государства, заметно отличающиеся друг от друга по потенциалу и структуре народного хозяйства. К тому же интеграция осуществляется в условиях не преодоленного пока экономического кризиса. На результативность многостороннего сотрудничества отрицательно влияет разная направленность интересов стран-участниц СНГ.
В определенных кругах бытует представление, что тесное взаимодействие стран СНГ возможно только после завершeния в них рыночного реформирования. Отсюда делается вывод, что различия в темпах и характере проводимых реформ, а также политические различия являются непреодолимыми барьерами на пути к интеграции. Мировой же опыт показывает, что интеграция сильнее этих помех.
В ряде стран остается превалирующим мнение, что можно приобщиться к мировому прогрессу, целиком полагаясь лишь на двусторонние межгосударственные отношения и не развивая широкие многосторонние связи интеграционного типа. Нацеленность отдельных стран на приоритетность делового сотрудничества с государствами “дальнего зарубежья”, а не внутри СНГ, тоже является определенным тормозом в развитии взаимовыгодного сотрудничества.
К сожалению, не были использованы благоприятные возможности и открывавшиеся широкие перспективы в рамках СНГ, основанные на уже достигнутых договоренностях. В итоге многие проблемы в государствах остались нерешенными. В общественном сознании закреплялось мнение о низкой эффективности интеграции, о весьма малой отдаче от взаимосвязей стран СНГ.
Все это не могло не вызвать серьезную озабоченность в государствах- Содружества и прежде всего у их политических лидеров. На заседании Совета глав государств в Кишиневе (октябрь 1997 года) были проанализированы актуальные проблемы в основных сферах сотрудничества. Кишиневская встреча подтвердила достаточно устойчивое понимание того факта, что СНГ себя не исчерпало и у него есть будущее, что при всех недостатках в функционировании Содружества оно остается единственной структурой, в которой все образующие его государства могут согласовывать свои позиции и действия для решения общих вопросов.
В то же время, для превращения СНГ в авторитетную, действенную региональную организацию, подчеркнули главы государств, следует пересмотреть всю систему управления интеграционными процессами, внести необходимые изменения в основополагающие документы, которые повысили бы роль каждого участника СНГ в разработке, принятии и, главное, исполнении согласованных правовых актов, а также более четко определить стратегию и перспективы развития Содружества, которые бы объединяли всех его участников и содействовали укреплению их взаимосвязей.
В качестве важнейшей стратегической задачи было определено формирование полноценной зоны свободной торговли СНГ. Признано необходимым также привести в соответствие с новыми реалиями структуру и принципы деятельности органов Содружества, определить механизмы мониторинга и реализации принципиальных договоренностей.
Главы государств 29 апреля 1998 года приняли Решение о проведении Специального межгосударственного форума на уровне членов правительств стран-участниц СНГ для обсуждения и внесения согласованных предложений Совету глав государств по вопросам совершенствования деятельности СНГ и его реформирования.
Форум, по существу, стал новой формой коллективного поиска решений, которые бы отвечали интересам всех государств Содружества. Он реализовывал две цели:
1. Выработка предложений по формированию зоны свободной торговли, а также по другим аспектам экономического взаимодействия стран СНГ.
2. Выработка проектов документов о совершенствовании деятельности и реформировании структуры Содружества.
Началу его деятельности предшествовала кропотливая работа представителей внешнеполитических ведомств государств-участников СНГ и Исполнительного Секретариата в формате рабочей группы, образованной еще 27 марта 1997 года решением Совета министров иностранных дел. Подготовленные ею проекты документов были положены в основу работы Форума. Они предусматривали:
- повышение роли государств во всех областях жизни Содружества, недопустимость создания надгосударственных структур или передачи каким-либо органам СНГ надгосударственных полномочий;
- разграничение полномочий высших органов Содружества с целью сосредоточения внимания глав государств на стратегических вопросах, создание демократической процедуры председательства в органах СНГ;
- повышение роли СМИД в общей структуре Содружества;
- создание механизма реализации решений советов глав государств и глав правительств.
В целях совершенствования деятельности Содружества и повышения его эффективности Форум подготовил, а Совет глав государств 2 апреля 1999 года принял Решение о совершенствовании и реформировании структуры органов СНГ. Согласно этому документу Исполнительный Секретариат, аппарат Межгосударственного экономического комитета, рабочие аппараты ряда межгосударственных и межправительственных отраслевых органов реорганизованы в Исполнительный комитет СНГ, который стал единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом Содружества.
Согласно положению о Комитете, которое до утверждения его Советом глав государств применяется временно, он обеспечивает организацию работы советов глав государств, глав правительств, министров иностранных дел, Экономического совета и других органов Содружества. Финансирование Комитета осуществляется за счет бюджетных средств государств-участников из единого бюджета органов СНГ. Порядок финансирования определяется решением Совета глав правительств. Комитет может иметь свои структуры и представительства в соответствии с решением Совета глав правительств.
Численность персонала, работающего в органах Содружества, которые финансируются за счет бюджетных средств государств, установлена в 710 человек. Фактически сегодня работают 612 сотрудников. Общая численность работающих в органах СНГ сокращена примерно на 50 процентов.
Практически завершено формирование аппарата Исполнительного комитета, вакантными остаются лишь некоторые квотные должности заместителей Председателя Исполкома, директоров департаментов и их заместителей.
При распределении квот каждому государству была предоставлена одна квота заместителя Председателя Исполкома, остальные квотные должности установлены пропорционально взносу государства на содержание Исполнительного комитета.
Образован Экономический совет Содружества. Это - основной исполнительный орган, который обеспечивает выполнение соглашений, принятых в рамках СНГ, решений Совета глав государств и Совета глав правительств о формировании и функционировании зоны свободной торговли и других вопросах социально-экономического сотрудничества, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции, а также по поручениям советов глав государств и глав правительств.
Совет состоит из заместителей глав правительств стран СНГ. В его заседаниях участвует Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ с правом совещательного голоса.
При Совете на постоянной основе действует Комиссия по экономическим вопросам с местом пребывания в Москве, которая состоит из полномочных представителей государств Содружества, а также заместителей Председателя Исполкома – Исполнительного секретаря СНГ с правом совещательного голоса.
По предложениям государств в состав Экономического совета уже назначено десять представителей стран-участниц, в основном это - вице-премьеры. На первых заседаниях Экономического совета согласован ряд проектов документов, связанных с формированием зоны свободной торговли, а также рассмотрены другие проекты социально-экономического характера.
Специальный межгосударственный форум пришел к единому мнению, что непременным условием существования СНГ, его эффективной и результативной работы должно стать выполнение решений советов глав государств и глав правительств. В этой связи по предложению Форума Советом глав государств были одобрены концептуальные положения Механизма реализации решений, а Совет глав правительств 8 октября в Ялте утвердил сам Механизм реализации решений Совета глав государств и Совета глав правительств. Принятый документ позволит создать механизм анализа и контроля за выполнением согласованных договоренностей, в основу которого положено тесное взаимодействие правительственных структур и соответствующего органа Содружества, использование национальных механизмов контроля, а также возможностей Исполкома СНГ.
В целях сосредоточения внимания политических лидеров государств преимущественно на стратегических вопросах развития СНГ Советом глав государств по предложению Форума утверждено Разграничение полномочий между Советом глав государств и Советом глав правительств. Совету глав правительств предоставлено право принятия окончательных решений по большинству проблем сотрудничества и, прежде всего, по блоку социально-экономических вопросов.
На эти же цели направлено и Решение Совета глав государств о Положении о Совете министров иностранных дел. Новое Положение о СМИД позволит ему стать основным исполнительным органом, обеспечивающим сотрудничество во внешнеполитической деятельности государств по вопросам, представляющим взаимный интерес, в период между заседаниями советов глав государств и глав правительств.
Решением Совета глав государств закреплено обязательное соблюдение сроков председательства в органах Содружества на основе принципа ротации. Отныне оно должно осуществляться поочередно каждым государством-участником, а сопредседателями будут предшествующий и последующий председатели.
Принятие этого документа приближает СНГ к стандартам современной международной межгосударственной структуры, опирающейся на демократическую процедуру руководства ею. Каждое государство Содружества вне зависимости от его размеров, экономических, политических и других возможностей примет на себя в определенные сроки груз ответственности за судьбу СНГ.
Весьма важным шагом на пути реформирования СНГ и его структуры стало принятие главами государств Декларации об основных направлениях развития Содружества, которая предусматривает разработку Программы действий по развитию СНГ.
Таким образом, можно констатировать, что в целом Форум справился с поручением Совета глав государств, подготовив проекты документов, связанных с совершенствованием деятельности СНГ и реформированием его структуры. Их принятие позволяет упорядочить деятельность органов Содружества, повысить оперативность и эффективность управления деятельностью органов СНГ.
С учетом новых функций и компетенции, перераспределения обязанностей структур СНГ следует продолжить работу по совершенствованию их деятельности. В этой связи представляется целесообразным:
- разработать Положение о Совете постоянных полномочных представителей при уставных и других органах СНГ, учитывая, что такой орган нужен для обеспечения координации сотрудничества стран СНГ в период между заседаниями советов глав государств, глав правительств и министров иностранных дел, а также для содействия реализации решений, принятых на высшем уровне, и для доработки проектов документов. На необходимость его создания указал Форум на своем заседании 27 апреля 1999 года;
- разработать Регламенты советов глав государств, глав правительств и министров иностранных дел, включив в них существующие Правила процедуры, определяющие, в основном, порядок подготовки, внесения, рассмотрения и принятия документов. Регламенты же должны определять порядок деятельности этих органов как ключевых в структуре Содружества с учетом реформирования и нового порядка председательства;
- разработать необходимые документы функционирования механизма “тройки”.
Вся эта будущая кропотливая работа вовсе не означает, что огромный пласт ранее принятых правовых актов сохранит свою ценность только для историков. Большинство документов остаются актуальными и сегодня, для их востребованности в будущем нет никаких юридических препятствий.
Соглашений - много, нужно только согласие
Все имеющие многолетнюю историю межгосударственные сообщества, будь то Европейский союз или АСЕАН, начинали свой путь к интеграции с создания прочного правового фундамента, на который опирается сейчас их тесное взаимовыгодное сотрудничество. Правда, на эту непростую работу им понадобились десятки лет.
Чем же отмечена восьмилетка законодательного творчества в Содружестве Независимых Государств? Обратимся к бесстрастной статистике. С 8 декабря 1991 года по 1 ноября 1999 года в рамках СНГ принято 1022 документа, в том числе 376 - Советом глав государств и 646 - Советом глав правительств.
Наибольшее число правовых актов касаются проблем многостороннего экономического сотрудничества. Таких документов подписано 230 - это 22,5 процента от общего количества принятых за восемь лет существования Содружества.* Ими заложены основы согласованной стратегии государств на длительную перспективу с учетом взаимных интересов и норм международного права. Предусматривается последовательное формирование условий для проведения важнейших экономических преобразований и поэтапного создания общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Справедливости ради надо сказать, что в первые годы активное законотворчество высших органов СНГ в экономической сфере заметно опережало происходящие в странах Содружества реформаторские процессы. В большинстве государств, например, до сих пор не сложилась отвечающая рыночным отношениям кредитно-финансовая система, и потому многие правовые акты оказались преждевременными, не нашедшими твердой опоры в реальной практике экономических взаимосвязей.
Эти и другие причины, видимо, и определили решение Специального межгосударственного форума многостороннее взаимодействие государств в деловой сфере сосредоточить на реализации Соглашения о создании зоны свободной торговли. Тем более, что за пять лет был принят объемный пакет документов, развивающих нормы этого правового акта. В их числе соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг), о реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешений на реэкспорт, о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений, о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах. Можно назвать также соглашения о создании Платежного союза, о проведении согласованной политики в области определения транспортных тарифов, об Общем аграрном рынке и другие. Подавляющее большинство этих правовых актов уже вступило в силу.
Новый импульс усилиям по формированию основ общего рынка придало подписание в апреле текущего года главами государств Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли, а главами правительств - Решения об основных направлениях работы по выполнению согласованных на высшем уровне договоренностей.
Вторым по количеству принятых правовых актов следует назвать военно-политическое сотрудничество. По этой тематике подписано 163 документа – 15,9 %. Напомним, что первые международные договоры по военным вопросам предусматривали переход от вооруженных сил бывшего СССР к Объединенным Вооруженным силам Содружества, а впоследствии – к национальным вооруженным силам государств СНГ. Были согласованы условия и этапы выполнения международных договоров о сокращении различных видов вооружения.
Серьезные перспективы в развитии оборонного партнерства связывались с Договором о коллективной безопасности, подписанным 15 мая 1992 года, Соглашением о создании объединенной системы противовоздушной обороны, а также рядом документов о военно-техническом сотрудничестве.
Весомые пакеты правовых актов касаются проблем сотрудничества на внешнеполитическом фронте, создания общего информационного пространства, научно-технического взаимодействия, борьбы с организованной преступностью, в экологической, гуманитарной и других сферах общих интересов.
Из общего числа принятых документов 864 (84,5 %) вступило в силу со дня подписания, а 158 (15,5 %) предусматривают ратификацию или выполнение внутригосударственных процедур, необходимых для их вступления в силу, и представление соответствующих документов депозитарию. Из 35 документов, предусматривающих ратификацию, вступило в силу 26, из 123 правовых актов, по которым предусмотрено выполнение внутригосударственных процедур, - 93.*
Следует заметить, что из всех документов, предусматривающих ратификацию и выполнение внутригосударственных процедур, только 6 вступили в силу для всех государств Содружества. В это число, к сожалению, не входит Соглашение о создании зоны свободной торговли и Протокол к нему. Они вступают в силу после сдачи депозитарию третьего уведомления. По Соглашению такие уведомления прислали 7 стран: Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика, Молдова, Таджикистан и Узбекистан. Для этих государств Соглашение вступило в силу, а для остальных - применяется временно.
В связи с тем, что Протокол к Соглашению ратифицирован Беларусью, Таджикистаном и Узбекистаном, он вступил в силу со дня получения депозитарием третьего уведомления, т.е. с 24 ноября с.г. На Украине проведение внутригосударственных процедур в отношении и Соглашения, и Протокола находится на завершающей стадии. В других государствах с учетом специфики национального законодательства пройдены разные отрезки пути.
Все годы существования Содружества много внимания уделялось сближению национальных законодательств государств. Важную роль здесь сыграла деятельность Межпарламентской Ассамблеи, наработавшей солидный пакет модельных законов, – 95 законодательных актов и 10 рекомендаций. Большинство из них легли в основу новых национальных правовых актов либо были использованы для внесения корректив в уже действующие законы.
И все же приходится констатировать, что принять нужный документ - вовсе не значит вовремя и надлежащим образом его исполнить. Зачастую после подписания соглашения или договора в государствах о нем забывают или принимают собственные правовые акты, которые не только не соответствуют, но, порой, противоречат заключенному ранее международному договору. Отговорка обычно стандартная - соглашение расходится с действующим национальным законодательством.
Возникает правомерный вопрос - зачем же тогда подписывать международный документ? Ведь это - договор, от слова договариваться, это - добровольно взятые на себя обязательства. И принимая их, государство идет на определенный компромисс. Оно объективно признает верховенство норм международного права над правом национальным. Но признает, как мы часто убеждаемся, чисто формально, на бумаге, а в реальной жизни руководствуется только собственными соображениями и сиюминутными интересами.
Об этом свидетельствует многолетняя практика деятельности Экономического Суда СНГ. Напомним, что создан он был в мае 1992 года "в целях обеспечения единообразного применения договоров, соглашений государств-участников Содружества и основанных на них экономических обязательств, а также в целях установления правовых пробелов в законодательстве государств-участников Содружества посредством создания судебных прецедентов".
За годы существования Судом рассмотрено 42 дела. Пять из них касались выполнения государствами экономических обязательств, 35 посвящены толкованию применения межгосударственных (межправительственных) соглашений, решений советов глав государств и глав правительств, иных актов Содружества, а 2 - разрешали трудовые споры. Следует заметить, что большинство запросов о толковании связаны с актами Содружества экономического характера или применением соглашений, призванных обеспечить социально-экономические права граждан, проживающих на территориях стран СНГ, и, прежде всего, социальные и правовые гарантии военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.
И все же надо признать, что потенциал Суда используется далеко не полностью. Главным препятствием на путях повышения его роли остается узкоспецифическая юрисдикция, ограниченность круга субъектов, правомочных обращаться в Суд, отсутствие механизма исполнения выносимых им решений.
Расширение компетенции Суда диктуется не только проблемами создания зоны свободной торговли, но и объективными процессами углубления интеграции стран СНГ, превращения Содружества в полноценную региональную международную структуру.
Время показало, что для успешного развития интеграции необходимо не только сближение национальных законодательств государств, но и их унификация. Определенную надежду на улучшение этих непростых процессов в Содружестве связывают с инвентаризацией его договорно-правовой базы. Такое задание дано Исполнительному комитету в принятом 2 апреля 1999 года Советом глав государств Решении о совершенствовании и реформировании структуры органов Содружества.
Исполнительный комитет активно начал эту работу – уже подготовлен и направлен в государства перечень правовых актов с просьбой высказать по ним замечания и предложения. Состоялось заседание экспертов государств, на котором обсуждены принципиальные подходы к инвентаризации договорно-правовой базы, заявлено о необходимости придать этому процессу не единовременный, а постоянный характер.
Признано целесообразным в основу первичной классификации положить разделение всех актов, принятых в рамках Содружества, на действующие и недействующие. К категории действующих отнести международные договоры и решения высших органов СНГ, которые в соответствии с их собственными положениями нельзя признать утратившими силу или которые государства-участники не договорились прекратить. К категории недействующих отнести международные договоры и решения советов глав государств и глав правительств, действие которых согласно их положениям или в силу другого договора или решения полностью прекращено. Например, договоры с истекшими сроками действия, а также договоры, определяющие процедуру продления, которая в установленные сроки не была выполнена.
Участники заседания признали целесообразным в первую очередь определить документы СНГ, которые можно было бы отнести к недействующим и подготовили проект перечня, в который включено около 400 правовых актов.
Следует отметить также, что многосторонние соглашения, как правило, носят рамочный характер, страдают известной декларативностью и в результате - трудноисполнимы, а двусторонние часто продиктованы второстепенными, сиюминутными интересами. Те и другие отличает недостаточная правовая проработанность.
Формированию нормативно-правовой базы Содружества мешает также неэффективность и несогласованность действия механизмов имплементации и трансформации правовых актов СНГ в национальное законодательство. Процесс тормозится распростаненным правовым нигилизмом и, зачастую, отсутствием готовности к компромиссу.
Кроме того, развитие нормативно-правовой базы Содружества сдерживается тем, что до сих пор фактически не налажена взаимная информация между государствами о принимаемых ими на основе документов Содружества нормативных актах. Распространяется такая информация пока лишь по ведомственным каналам.
Через общие интересы - к деловому партнерству
Достоинство любого международного сообщества оценивается в первую очередь уровнем эффективности экономического сотрудничества входящих в него государств. Применительно к СНГ правомерным будет сказать, что именно на фундаменте делового взаимодействия видится реальная возможность строительства полнокровного интеграционного объединения, в котором сближение его участников диктовалось бы не сиюминутной выгодой, а долгосрочными, стратегическими целями и программами.
Государства Содружества все восемь лет настойчиво стремятся выработать взаимоприемлемую совместную торгово-экономическую политику. Продвигаясь к этой цели методом проб и ошибок, они все же пришли к общему мнению, и это зафиксировано в документах Форума, что начинать надо с формирования зоны свободной торговли как первого этапа на пути к общему экономическому пространству.
Как не раз отмечалось на встречах лидеров стран СНГ, к настоящему времени созрели необходимые экономические предпосылки для создания зоны свободной торговли на просторах Содружества. Ее формирование позволит в перспективе обеспечить взаимный недискриминационный доступ на национальные рынки, стимулировать переориентацию внешнеэкономического сотрудничества в пользу внутренних торговых, производственных и кооперационных связей, упростить и унифицировать таможенные процедуры, организовать эффективную информационную поддержку торгового обмена в рамках СНГ.
Распространение режима свободной торговли на все без исключения государства СНГ означало бы крупный сдвиг в реализации курса на экономическую интеграцию в рамках Содружества. Неоднократно провозглашавшийся принцип приоритетности взаимного сотрудничества в таком случае приобретает реальный международно признанный механизм торгово-экономического взаимодействия, рождает дополнительные экономические стимулы для активизации деловых связей на пространстве СНГ.
К сожалению, и сегодня, спустя 8 лет с момента образования СНГ, приходится говорить лишь о первых робких шагах навстречу режиму свободной торговли. В современных условиях становление этого процесса сталкивается со многими проблемами. Государства в одностороннем порядке вводят изъятия из режима, сооружают административные и фискальные препятствия, имеющие местный или региональный характер. До сих пор отсутствует действенная платежно-расчетная система.
Существующие негативные процессы в реальном секторе экономик государств СНГ, неблагоприятные прогнозы их социально-экономического развития, сложная ситуация в валютно-финансовой и платежно-расчетной сферах, нестабильная конъюнктура на мировых рынках сырьевых ресурсов не дают оснований рассчитывать в краткосрочной перспективе на положительные сдвиги в динамике и структуре как взаимной торговли, так и товарообмена СНГ с дальним зарубежьем.
Не секрет, и об этом много и обстоятельно говорилось на Форуме, что введение полномасштабной зоны свободной торговли потребует существенного обновления нормативно-правовой базы и развития организационно-институциональных форм торгово-экономического сотрудничества, образования финансово-промышленных групп, координации торговой политики в отношении третьих стран.
Здесь следует отметить, что в торгово-экономических отношениях государств СНГ в последнее время происходит ряд существенных изменений, которые в целом приближают их к действующим нормам и правилам международной практики. Во-первых, заметно свернута система межгосударственных взаимосвязанных поставок продукции на эквивалентной основе, резко сократились масштабы государственных внешнеторговых операций. Во-вторых, возросла роль косвенного государственного регулирования внешнеторговой деятельности через механизмы налогового, таможенного и валютного контроля. В-третьих, в основном завершено формирование внешнеторгового механизма, основанного на ограниченном использовании нетарифных методов регулирования экспорта сырьевых товаров, применения протекционистского таможенного тарифа для защиты внутреннего рынка. В-четвертых, в результате последовательной либерализации внешнеэкономической деятельности торговые отношения более устойчиво развиваются на рыночных принципах, осуществляются непосредственно хозяйствующими субъектами, которые сами несут ответственность за выполнение заключенных контрактов.
Таким образом, к настоящему времени в государствах СНГ созрели необходимые экономические предпосылки для перехода к режиму свободной торговли. Состояние торгово-экономических отношений между странами Содружества, особенно с учетом последствий разразившегося во многих государствах финансового кризиса, диктует необходимость расширения внутреннего рынка СНГ, что может быть достигнуто только на основе полномасштабного многостороннего соглашения. Переход от двустороннего торгового сотрудничества к многостороннему позволит структурировать общее экономическое пространство и повлиять на углубление интеграционных процессов.
В то же время зона свободной торговли для эффективного своего существования и дальнейшего развития предполагает унификацию системы взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров и услуг, требует внедрения согласованной методологии и общего подхода к валютному регулированию, в частности, определения курсов национальных валют друг к другу и к свободно конвертируемым валютам третьих стран на единой рыночной основе. И, наконец, она должна опираться на усовершенствованную договорно-правовую базу.
Наиболее важным и актуальным в этой связи является вступление в силу Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли. В соответствии с Протоколом полная отмена таможенных пошлин и количественных ограничений (после прекращения действия согласованных на двусторонней основе изъятий из режима свободной торговли), национальный режим для импортируемых товаров, свобода транзита, добросовестная конкуренция, транспарентное применение защитных мер, согласованные процедуры решения торговых споров, взаимные консультации призваны обеспечить свободный доступ на национальные рынки и таким образом стимулировать переориентацию торговых, производственных, кооперационных связей в пользу стран СНГ.
Упрощение и унификация таможенных процедур в условиях постепенной отмены тарифных и количественных ограничений обеспечат значительную экономию затрат при осуществлении внешнеторговой деятельности.
Для формирования зоны свободной торговли к ранее принятым правовым актам необходимо разработать и подписать ряд новых документов. В этом перечне можно выделить такие проекты - изменения и дополнения к Правилам определения страны происхождения товаров, Протокол о введении согласованных правил лицензирования импорта, Протокол о поэтапном устранении технических барьеров во взаимной торговле, Соглашение об унификации правил и процедур проведения предотгрузочной инспекции, Протокол об унификации правил применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.
Очевидно, что реализация Соглашения о создании зоны и Протокола к нему предполагает не только формирование и поддержание собственно режима свободной торговли, но и введение необходимых сопутствующих элементов, прежде всего гармонизацию национальных таможенных законодательств.
На сегодняшний момент в целях развития положений Соглашения и Протокола к нему, ускорения процессов формирования зоны свободной торговли главами правительств приняты: Соглашение о порядке транзита через территории государств - участников Содружества, Изменения в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности, Соглашение о порядке таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых между государствами - участниками Соглашения, Протокол о порядке взаимодействия таможенных служб при перевозках специальных грузов и продукции военного назначения.
Предстоит разработка Типового порядка контроля за перемещением подакцизных товаров и единых форм представления таможенным органам финансовых гарантий при транзитных перевозках, Протокола о таможенных перевозчиках, а также Протокола о внесении изменений и дополнений в Основы таможенных законодательств государств.
Целесообразно оперативно завершить работу над проектом соглашения о единых принципах осуществления таможенно-банковского валютного контроля таможенными службами государств Содружества.
Все проекты являются важной составной частью предложений по формированию ЗСТ между государствами СНГ. К сожалению, некоторые участники Соглашения настороженно отнеслись к документам, которые должны регламентировать контроль за подакцизными товарами и валютный контроль.
Представляется крайне необходимым к разработке проектов привлечь заинтересованные национальные министерства и ведомства. Организовать соответствующие информационные потоки и осуществить их обработку в рамках компетенции и возможностей Исполнительного комитета как координатора исполнения Соглашения о создании зоны свободной торговли и Протокола к нему.
Очень важно оперативно подготовить проекты документов о порядке осуществления наблюдения за ходом выполнения Соглашения и Протокола, Правил процедуры проведения консультаций, предшествующих введению специальных торговых мер, соглашений в области торговли услугами, транзита, развития транспортно-коммуникационной и трубопроводящей системы, обеспечения добросовестной конкуренции, защиты интеллектуальной собственности и другие.
Исполнительный комитет СНГ уже приступил к разработке большинства из упомянутых документов. При этом, с учетом намерения большинства государств Содружества в ближайшее время вступить во Всемирную торговую организацию, необходимо в максимальной степени учитывать положения действующих международных правовых актов, принятых в рамках ГАТТ/ВТО, Европейского союза, НАФТА и других международных союзов и организаций, а также специфику взаимоотношений стран СНГ в экономической и социальной сфере.
По линии координации торговой политики в отношении третьих стран государства СНГ могли бы проводить постоянные многосторонние консультации об условиях своего вступления в ВТО и их соответствия обязательствам, вытекающим из участия в региональных объединениях в рамках Экономического союза, а также об установлении преференциальных торговых режимов в отношении третьих стран.
Очевидно, что дальнейшая стратегия экономической интеграции стран СНГ должна включать осуществление следующих основных этапов. Прежде
всего, это разработка предложений по механизмам погашения долгов между государствами СНГ в товарной форме или их собственностью, акциями и другими ценными бумагами, обязательствами перед третьими странами и т.п.
С участием заинтересованных государств СНГ и Межгосударственного банка необходимо организовать двустороннюю систему расчетов на основе валютного клиринга. Легализовать приграничную торговлю, с устранением искусственных барьеров в этой области, что могло бы значительно повысить взаимовыгодность торгово-экономических отношений за счет снижения розничных цен, введения льготного налогообложения, приемлемых транспортных тарифов. Это способствовало бы пополнению национальных бюджетов, увеличению торговой прибыли и использованию ее для активизации взаимной инвестиционной деятельности, совместного финансирования крупных инвестиционных проектов.
Одной из форм такой легализации могла бы стать организация приграничных торгово-таможенных складов и оптовых рынков, лицензии на которые выдавались бы с участием Экономического совета СНГ.
Большое влияние на развитие взаимной торговли могут оказать совместные программы по созданию и производству технологий, оборудования для стратегических отраслей, реализации совместных инвестиционных проектов. Для этого необходимо сосредоточить усилия стран СНГ на формировании совместных межгосударственных программ сотрудничества в конкретных сферах экономики, в которых наиболее ярко выражаются взаимные интересы государств, - топливно-энергетическом и агропромышленном комплексах, авиастроении, легкой промышленности и других отраслях промышленности, а также программ общеэкономического характера на длительную перспективу.
Их разработка и реализация способствовала бы преодолению тенденций сырьевой направленности экспорта в третьи страны. С учетом ранее сложившегося разделения труда, специализации производства, наличия квалифицированной рабочей силы можно было бы расширить масштабы переработки собственного сырья, изготовления из него продукции как для внутренних потребностей, так и для поставок на мировой рынок.
Повышение уровня экономического сотрудничества между странами СНГ, в частности решение проблем, связанных с регулированием финансовых
и платежно-расчетных отношений, проведением согласованной промышленной политики, формированием зоны свободной торговли, созданием общего аграрного рынка и общего транспортного пространства, при соблюдении взаимных интересов и более полном использовании рыночных стимулов могло бы снять многие преграды на пути построения гармонически совершенного, социально и экономически сбалансированного общехозяйственного пространства.
Восемь лет суверенной жизни бывших союзных республик привели к радикальному обновлению существовавшей ранее системы взаимодействия. В результате различных трансформаций произошли существенные сдвиги в использовании факторов формирования ВВП государств Содружества, в складывавшейся десятилетиями системе общего разделения труда.
В результате распада бывшего СССР и образования СНГ изменилась доля бывших союзных республик в общем экономическом потенциале Содружества. В частности, возросла роль Беларуси, Казахстана, России и Грузии в производстве ВВП и в развитии внешнеэкономических связей.*
Однако в целом по Содружеству происходило неуклонное падение объемов ВВП. В 1999 г. он составил примерно 31,3% (391,4 млрд. долл.) к уровню 1992 г. (в долларовом исчислении) и около 40% при исчислении в российских рублях. Общий товарооборот стран СНГ в 1999 г. поднялся, по нашим оценкам, (166,0 млрд. долл.) до 113% к уровню 1992 г. (146,8 млрд. долл.), в то же время взаимный товарооборот стран Содружества в 1999 г. по отношению к 1992 г. скорее всего не превысит 85,1%.
В настоящее время страны СНГ производят и потребляют примерно 10% производимой в мире электроэнергии. Используют 5,6%, а добывают свыше 10% мировых объемов нефти; соответственно 23,3% и 28,5% мировой добычи газа; выплавляют 9,2% стали, поставки которой составляют 16,2% мирового
экспорта. Производят свыше 15,0% первичного алюминия, свыше 10% меди, около 30% никеля, экспортируют свыше 17% вооружений. В государствах Содружества занято 12% ученых мира.
Таким образом, государства СНГ располагают значительным природным, производственно-экономическим и научно-техническим потенциалом и возможностями активного воздействия на развитие всей мирохозяйственной системы.
В результате либерализации внешней торговли за восемь лет произошло увеличение доли стран СНГ в мировом экспорте с 1,4% в 1992 г. примерно до 2,3% в настоящее время. Результаты внешней торговли за рассматриваемый период изменились следующим образом. Сальдо экспорта-импорта за 1992 год составило в $ млрд: 6,2, в том числе по СНГ - 0,3. Тот же показатель за 1999 год, по нашим оценкам, составит в $ млрд: 9,93, из них по СНГ - 2,8.
В 1994-96 годах постоянно расширялись объемы взаимной торговли государств Содружества, однако начиная с 1997 года обозначилась тенденция к их сокращению. В 1998 году объем взаимной торговли упал по сравнению с 1997 годом на 18,4%. По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, в январе-сентябре 1999 года он составил 31,61 млрд.долл., в том числе экспорт - 14,84 млрд.долл. и импорт - 16,77 млрд.долл. Снижение по сравнению с соответствующим периодом 1998 года - 29%. Внутри Содружества в 1999 году преобладающей для стран-участниц остается торговля с Россией (40,7%), Украиной (23,1), Беларусью (17,4), Казахстаном (6,1%). Взаимный экспорт за девять месяцев уходящего года сократился на 29,5% по сравнению с тем же периодом 1998 года и составил 14,84 млрд.долл.
Здесь важно отметить особое значение для развития взаимной торговли ценового фактора. Так, в 1994-96 гг. рост экспорта в государства Содружества происходил в основном не за счет увеличения физических объемов, а в связи с ростом цен на большинство экспортных товаров. Однако в 1997-98 гг. и в январе-сентябре 1999 года роль цены в увеличении стоимостных объемов товарооборота взаимной торговли была незначительна.
Более того, в течение 1997- 98 гг. наметилась тенденция снижения уровня мировых и контрактных цен на нефть, нефтепродукты, природный газ, металлопродукцию в результате изменений конъюнктуры на мировых рынках. За девять месяцев 1999 года также преобладала тенденция снижения среднего уровня цен при поставке в страны альянса.
Снижение объемов взаимного экспорта связано с рядом причин, в первую очередь, с ограниченностью масштабов производства в отраслях экономики государств СНГ, ориентированных на экспорт, и с тенденцией увеличения вывоза товаров в страны остального мира в целях получения свободно конвертируемой валюты.
Страновая структура взаимного экспорта свидетельствует, что половина государств СНГ ориентируется преимущественно на российский рынок как наиболее емкий. Более того, для некоторых партнеров сохранение и расширение экспортных позиций на российском рынке является приоритетной задачей.
Взаимный импорт стран СНГ за девять месяцев 1999 года сократился на 28,7% и составил 16,77 млрд.долл. Товарная его структура не претерпела существенных изменений и характеризуется преобладанием углеводородного сырья и топлива, проката черных и цветных металлов, продукции химической, нефтехимической и пищевой промышленности. Вместе с тем, обозначилось снижение объемов закупок энергоносителей, некоторых видов продовольственных товаров, промышленного сырья.
Структура взаимного импорта имеет те же особенности, что и экспорта. Большая часть товаров импортируется из России. Региональный товарообмен не диверсифицирован. В то же время наблюдается тенденция переориентации ряда государств на импорт из стран остального мира.
На результаты торговли стран Содружества со странами остального мира в 1998 году и начале 1999 года существенное влияние оказало ухудшение конъюнктуры на мировых рынках сырьевых товаров, что было связано с продолжающимся влиянием кризисных явлений в экономиках стран Юго-Восточной Азии и некоторым снижением темпов развития экономик стран Западной Европы.
Это обстоятельство выразилось в снижении спроса на топливно-энергетические и сырьевые товары, являющиеся основными статьями экспорта стран Содружества, а также в существенном снижении их средних экспортных и контрактных цен в 1998 году.
Однако с марта 1999 года цена на нефть и нефтепродукты стала постепенно подниматься. Так, в июне т.г. она достигла 18,2 долл. за баррель и продолжает расти. Поднялся спрос на цветные и черные металлы и изделия из них. Все это улучшило конъюнктурные условия во второй половине текущего года, что может положительно сказаться на общих итогах года.
Объем внешней торговли участников Содружества со странами остального мира за январь-сентябрь 1999 года по сравнению с сопоставимым периодом 1998 года сократился на 15%. Доля торговли стран СНГ со странами остального мира за январь-сентябрь 1999 г. в общем внешнем объеме товарооборота составила 72,5% против 68,7% за соответствующий период 1998 г.
Увеличили экспорт за девять месяцев 1999 года Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Молдова, Таджикистан и Туркменистан. В остальных странах наблюдалось снижение этого показателя.
Основными статьями экспорта стран СНГ в страны остального мира остаются топливно-энергетические ресурсы, черные и цветные металлы и изделия из них, минеральные удобрения, пиломатериалы, продукты химической промышленности. Доля машинотехнической продукции невелика, а ее номенклатура весьма ограничена.
В то же время перспективы увеличения экспорта странами СНГ все более ограничиваются в связи с продолжающимся снижением объемов добычи топливно-сырьевых ресурсов, усложнением ее условий, уменьшением инвестиций в добывающие отрасли.
Рассматривая социально-экономическую ситуацию, сложившуюся в странах Содружества на конец 1999 г. с позиций макроэкономики, нельзя не признать ее ухудшения. Остается напряженным финансовое положение большинства государств Содружества. В 1992 г. бюджетный дефицит имели 5 стран СНГ - Армения, Беларусь, Молдова, Россия, Узбекистан. Размер дефицита составлял в Узбекистане 11,6% ВВП; России и Молдове - 3,6-4,2; Беларуси - 1,7; Армении - 0,3%. Доходная часть бюджетов имела дефицит в Молдове и Узбекистане - 21-33%, Беларуси и России - 6-12, Армении - 0,6%.
В 1997 г. с дефицитом исполнены государственные бюджеты уже 9 стран СНГ. На Украине и Молдове он составил около 8% ВВП; в Армении, Азербайджане, Кыргызстане и России - 3,4%. Размер бюджетного дефицита в Кыргызстане, на Украине, в Молдове достиг четверти от общей суммы доходов, в Таджикистане, России, Азербайджане, Армении - 14-19%, Казахстане и Узбекистане - 4-7%.
Увеличивающийся государственный долг и рост расходов на его обслуживание значительно осложняют ситуацию в бюджетной сфере. Особенно напряженное положение с расчетами по долгам в текущем году складывается в России, на Украине и в Молдове.
Резко в качественном и количественном отношениях изменилась ситуация с обязательствами по внешнему долгу после августовского (1998) финансово-банковского кризиса, произошедшего в России. Страны СНГ до кризиса укладывались в принятые в международной практике пороговые значения его обслуживания, определяемые из соотношения суммы долга и ВВП в долларах США. До кризиса эти значения находились в целом по Содружеству в пределах 25-30%. После кризиса положение изменилось в связи с тем, что долговые обязательства, выраженные в долларах США при пересчете по девальвированному курсу национальных валют и отнесенные к имеющимся активам стран Содружества в национальных валютах, составляют уже не 25-30, а 70-80%. Это вдвое выше пороговых значений, принятых в мировой практике.
Значительно сдерживает подъем экономики стран СНГ ограниченный приток средств в ее реальный сектор со стороны кредитных организаций. Для многих государств Содружества кредитование по-прежнему остается краткосрочным. Доля краткосрочных кредитов составляет в Молдове 91% всех ссуд банков, на Украине - 86%, в Беларуси - 66, Казахстане - 64, Армении - 59%.
К концу третьего квартала 1999 г. во всех странах Содружества наблюдалось снижение курсов национальных валют по отношению к доллару США. Наибольшее падение произошло в Узбекистане, Беларуси, Таджикистане, Туркменистане.*
Все это привело к ухудшению социально-экономического положения государств Содружества в 1998-1999 гг., снижению их взаимного товарооборота. Сказались и скачки мировой хозяйственной конъюнктуры, которая стала более неустойчивой и менее предсказуемой. Впервые за последние пять лет в 1998-1999 гг. в мире зафиксирован рост числа государств с понижающимся уровнем ВВП на душу населения. Замедлились в
1998-1999 гг. темпы роста международной торговли товарами и услугами.
Новым явлением в странах СНГ в 1999 г. стало введение торговых ограничений на импорт из стран сообщества. Так, в январе 1999 г. Казахстан ввел ограничения на ввоз российского продовольствия. Девальвация рубля улучшила возможности для российского экспорта, в том числе и в страны СНГ, а увеличение ввоза товаров из России вызвало резкое ухудшение платежного баланса ее партнеров.
Сейчас, как известно, приоритеты в экономическом взаимодействии стран СНГ отданы созданию зоны свободной торговли. Именно в переходе на режим свободного товарооборота лидеры 11 государств, подписавших все документы о ЗСТ, видят реальную возможность вывести деловое сотрудничество на уровень конкретной, заинтересованной и многообещающей практики.
Несмотря на привлекательность конечных целей проводимых в странах СНГ рыночных реформ, они объективно вызвали ухудшение благосостояния людей. Обозначился комплекс острых социальных проблем, общих для всех государств Содружества: рост потребительских цен*, усиление дифференциации населения по уровню доходов и потребления, рост безработицы, разрушение социальной инфраструктуры, ухудшение демографической ситуации и другие.
Поэтому решения Содружества о социальных вопросах были нацелены в первую очередь на смягчение последствий системных преобразований. Во многом они сводились к тому, чтобы замедлить темпы снижения качества жизни и хотя бы частично компенсировать потери наиболее нуждающимся группам населения.
В целом за восемь лет в рамках Содружества о вопросах охраны труда, социального и пенсионного обеспечения, льгот и гарантий гражданам принято свыше 40 документов.
Одно из самых первых соглашений о социальной проблематике подписано в марте 1992 г. и связано с пенсионным обеспечением. В дальнейшем было принято еще восемь документов, регулирующих различные аспекты этой проблематики. Семь соглашений определяют социальные и правовые гарантии военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей. Шесть решений касаются проблем беженцев и переселенцев. В декабре 1994 года создан Межгосударственный фонд помощи этим категориям граждан.
В подписанных документах в той или иной степени затрагиваются проблемы ветеранов Великой Отечественной войны. Назовем важнейшие из них: "О взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников войны, а также лиц, приравненных к ним" от 12 марта 1997 года, "О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих", принятое 15 апреля 1994 года, и Соглашение от 9 декабря 1994 года об установлении дополнительных льгот и материальной помощи для участников войны, тружеников тыла военных лет и вдов погибших воинов в связи с 50-летием Победы.
Пакет документов посвящен социальным гарантиям воинам-интернационалистам, которые принимали участие в боевых действиях не только в Афганистане, но и на территориях других стран.
Особое место в блоке социально-экономических вопросов занимает проблема ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Катастрофа затронула судьбы миллионов людей в пострадавших районах Беларуси, России и Украины. Главы правительств приняли ряд решений о совместных мероприятиях по ликвидации ее последствий. В январе 1993 года они подписали Соглашение о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Для практической его реализации Решением Совета глав правительств создан Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера.
Интеграция в погонах
Информация - ключ к взаимопониманию
Готовы дружить отраслями
Вместо послесловия
Такие же масштабные цели поставлены и в других сферах общих интересов.
Таблица №1
По состоянию на
1 ноября 1999 года
СВЕДЕНИЯ
о количестве документов, принятых в рамках
Содружества Независимых Государств
Принято документов | ||
Направление сотрудничества | Всего | % к общему числу |
1 | 2 | 3 |
1. Содружество Независимых Государств (учредительные документы, заявления, декларации, меморандумы, планы, символика, документы организационного и порученческого характера) | 154 | 15,1 % |
2. Внешнеполитическое сотрудничество, сотрудничество с международными организациями | 45 | 4,4 % |
3. Экономика | 230 | 22,5 % |
в т.ч. 3.1. Общие вопросы экономики | 8 | 0,8 % |
3.6. Финансы, кредиты, налоги, взаиморасчеты, | 49 | 4,8 % |
4. Деятельность Межгосударственного экономического Комитета Экономического союза | 19 | 1,9 % |
5. Наука, научно-технический прогресс, научно-технологическое пространство | 20 | 2 % |
6. Статистика, стандартизация, метрология и сертификация | 16 | 1,6 % |
7. Информационное пространство в т.ч. 7.1. Информационная политика, 7.2. Средства массовой информации (печать, | 57 29 28 | 5,6 % 2,8 % 2,7 % |
8. Военно-политическое сотрудничество в т.ч. 8.1. Военное, военно-экономическое и военно- | 163 76 | 15,9 % 7,4 % |
8.3. Охрана границ | 38 | 3,7 % |
9. Сотрудничество правоохранительных органов, борьба с преступностью | 27 | 2,6 % |
10. Сотрудничество в вопросах права | 42 | 4,1 % |
11. Вопросы собственности, в т.ч. интеллектуальной и промышленной собственности | 10 | 1 % |
12. Правопреемство в вопросах собственности | 12 | 1,2 % |
13. Межнациональные отношения, миграция и перемещение граждан, вопросы беженцев и вынужденных переселенцев | 17 | 1,7 % |
14. Миротворческая деятельность | 56 | 5,5 % |
15. Охрана труда, социальное и пенсионное обеспечение, льготы и гарантии гражданам | 43 | 4,2 % |
16. Культура | 14 | 1,4 % |
17. Образование | 7 | 0,7 % |
18. Здравоохранение, спорт, туризм | 21 | 2 % |
19. Экология, гидрометеорология, ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий | 37 | 3,6 % |
20. Деятельность Исполнительного Секретариата Содружества Независимых Государств | 32 | 3 % |
Всего: | 1022* |
Азербайджанская Республика | 54 % | Республика Молдова | 73 % |
Республика Армения | 94 % | Российская Федерация | 99 % |
Республика Беларусь | 93 % | Республика Таджикистан | 98 % |
Грузия | 54 % | Туркменистан | 42 % |
Республика Казахстан | 96 % | Республика Узбекистан | 73 % |
Кыргызская Республика | 98 % | Украина | 66 % |
Примечание: 134 документа подписали все государства.
Азербайджанская Республика присоединилась к Содружеству Независимых Государств 24.09.93 г.,
По состоянию на 1 ноября 1999 года
Таблица № 2
Д А Н Н Ы Е
о представлении государствами - участниками Содружества ратификационных грамот и уведомлений
по документам, принятым Советом глав государств и Советом глав правительств СНГ,
предусматривающим ратификацию и выполнение внутригосударственных процедур
Государства-участники Содружества Независимых Государств | Подписано государством документов, предусматри-вающих ратификацию (с учетом присоединения) | Подписано государством документов, предусматри-вающих выполнение внутри-государственных процедур (с учетом присоединения) | Подписано государством документов, предусматривающих ратификацию и выполнение внутригосударственных процедур (с учетом присоединения) | |||
| Представлено ратификацион-ных грамот (уведомлений) по документам |
| Представлено уведомлений (ратификацион-ных грамот) по документам |
| Представлено ратификацион-ных грамот и уведомлений по документам | |
Азербайджанская Республика | 21 | 7 (33 %) | 75 | 39 (52 %) | 96 | 46 (48 %) |
Республика Армения | 33 | 18 (55 %) | 115 | 50 (43 %) | 148 | 68 (46 %) |
Республика Беларусь | 33 | 26 (79 %) | 115 | 98 (85 %) | 148 | 124 (84 %) |
Грузия | 16 | 4 (25 %) | 96 | 1 (1,0 %) | 112 | 5 (4,5 %) |
Республика Казахстан | 31 | 21 (68 %) | 112 | 52 (46 %) | 143 | 73 (51 %) |
Кыргызская Республика | 33 | 19 (58 %) | 118 | 47 (40 %) | 151 | 66 (44 %) |
Республика Молдова | 27 | 12 (44 %) | 104 | 22 (21 %) | 131 | 34 (26 %) |
Российская Федерация | 32 | 13 (41 %) | 114 | 35 (31 %) | 146 | 48 (33 %) |
Республика Таджикистан | 34 | 26 (76 %) | 116 | 57 (49 %) | 150 | 83 (55 %) |
Туркменистан | 18 | 9 (50 %) | 37 | 2 (5,4 %) | 55 | 11 (20 %) |
Республика Узбекистан | 24 | 20 (83 %) | 76 | 54 (71 %) | 100 | 74 (74 %) |
Украина | 22 | 12 (55 %) | 82 | 35 (43 %) | 104 | 47 (45 %) |
Примечание: Из 158 документов, принятых Советом глав государств и Советом глав правительств СНГ,
предусматривающих ратификацию и выполнение внутригосударственных процедур, только
6 вступили в силу для всех государств - участников СНГ, их подписавших (присоединившихся к
ним) и сдавших необходимые документы депозитарию.
Доля в ВВП (%%) | Доля товарооборота в общем объеме | ||||
1992 г.* | 1999 г.** | 1992 г. | 1999 г. | ||
Азербайджан | 1,7 | 1,1 | 1,4 | 0,8 | |
Армения | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,6 | |
Беларусь | 4,6 | 4,9 | 4,1 | 7,3 | |
Грузия | 0,8 | 1,3 | 0,5 | 0,7 | |
Казахстан | 4,3 | 5,7 | 4,8 | 4,7 | |
Кыргызстан | 0,9 | 0,4 | 0,5 | 0,7 | |
Молдова | 0,8 | 0,4 | 0,6 | 0,7 | |
Россия | 64,3 | 70,3 | 67,4 | 64,2 | |
Таджикистан | 0,7 | 0,3 | 0,3 | 0,8 | |
Туркменистан | 0,8 | 0,6 | 1,8 | 0,9 | |
Узбекистан | 3,8 | 3,7 | 2,3 | 4,0 | |
Украина | 16,6 | 10,8 | 15,9 | 14,6 | |
СНГ | 100,0 | 100,0 |
* В ценах 1993 г. рассчитан в долл. США по ППС (паритет покупательной способности валют).
** В текущих ценах 1999 г. по оценке ИК СНГ (рассчитан в долл. США).
Размер снижения курсов национальных валют по отношению к доллару США | Размер повышения курсов национальных валют по отношению к российскому рублю | ||
сентябрь 1999 г. в % к сентябрю 1998 г. | сентябрь 1999 г. в % к августу 1999 г. | сентябрь 1999 г. в % к сентябрю 1998 г. | |
Азербайджан | 12 | 1,1 | 28,6 |
Армения | 4,1 | (рост на 1,8%) | 34,5 |
Беларусь | в 5,5 раза | 3,6 | (снижение в 3,4 раза) |
Грузия | 33,5 | (рост на 0,4%) | 13,4 |
Казахстан | 74,6 | 6,1 | 23 |
Кыргызстан | 94 | 1,2 | (снижение на 20%) |
Молдова | в 2,2 раза | (рост на 0,5%) | (снижение на 41%) |
Россия | 56 | 1,3 | - |
Таджикистан | 90 | - | (снижение на 22,5%) |
Туркменистан | - | - | 38,3 |
Узбекистан | 28,6 | 1,4 | 19,3 |
Украина | 31,5 | 2 | 11,1 |
Темпы роста потребительских цен в 1999 году
(в процентах)I квартал | I полугодие | 9 месяцев | 1999 г. (прогноз) | |
Азербайджан | 99,2 | 98,4 | 98,6 | |
Армения | 103,4 | 104,3 | 100,3 | 108 |
Беларусь | 148,6 | 186,1 | 236,7 | |
Грузия | 109,8 | 107,9 | 106,6 | |
Казахстан | 100,4 | 111,7 | 113,3 | 116,8 |
Кыргызстан | 107,9 | 132,6 | 132,5 | 139 |
Молдова | 107,6 | 122,5 | 128,6 | 130 |
Россия | 116,0 | 124,5 | 131,4 | 140 |
Таджикистан | 106,6 | 112,5 | 141,0 | |
Туркменистан | … | 115,7 | 115,2 | |
Узбекистан | … | … | … | 122 |
Украина | 103,5 | 108,6 | 110,1 | 116 |