Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Пересмотренная вторая глава Постановляющей части (финансовые механизмы)

 

 

Источник:

Док. WSIS-II/PC-2/DOC/11(Rev.1)(Annex 1)

Документ WSIS-II/PC-3/DOC/7-R

8 августа 2005 года

Оригинал: английский

Записка Председателя Подкомитета

Пересмотренная вторая глава
ПОСТАНОВЛЯЮЩЕЙ ЧАСТИ (финансовые механизмы)

Финансовые механизмы для решения задач в области ИКТ в целях развития

15. Мы выражаем благодарность Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций за его усилия по созданию Целевой группы по финансовым механизмам (ЦГФМ) и выражаем признательность ее членам за представленный ими отчет. (Согласовано)

16. Мы напоминаем, что мандат ЦГФМ заключался в тщательном анализе вопроса об адекватности существующих финансовых механизмов для решения задач ИКТ в целях развития. (Согласовано)

17. В отчете ЦГФМ указывается на сложность существующих механизмов, как частных, так и государственных, обеспечивающих финансирование ИКТ в развивающихся странах. В отчете определяются возможные сферы усовершенствования этих механизмов, а также области, в которых развивающиеся страны и их партнеры в области развития могли бы придавать ИКТ более важное значение. (Согласовано)

18. На основе заключения обзорной части отчета мы рассмотрели усовершенствованные и инновационные механизмы финансирования, включая создание добровольного Фонда цифровой солидарности, о котором говорится в Женевской декларации принципов. (Согласовано)

19. Мы признаем существование разрыва в цифровых технологиях и задачи, которые он ставит перед многими странами, вынужденными делать выбор между многими конкурирующими целями при планировании в области развития и обосновании потребностей в средствах на развитие в условиях ограниченных имеющихся ресурсов. (Согласовано)

20. Мы признаем масштаб проблемы, связанной с преодолением разрыва в цифровых технологиях и требующей адекватных и устойчивых инвестиций в инфраструктуру ИКТ и услуги на базе ИКТ, а также наращивания потенциала [и передачи технологии] в течение многих предстоящих лет.

[Текст, предлагаемый Председателем для замены выделенного курсивом текста в пункте 20, выше]: Мы признаем необходимость содействия созданию среды, способствующей взаимовыгодной передаче технологий на согласованных условиях и обеспечению недискриминационного доступа к соответствующим необходимым технологиям.]

21. Мы признаем, что цели в области развития, содержащиеся в Декларации тысячелетия, имеют основополагающий характер. Монтеррейский консенсус по финансированию в целях развития является основой для создания адекватных и надлежащих финансовых механизмов для содействия развитию ИКТ, в соответствии с Повесткой дня цифровой солидарности Женевского плана действий. (Согласовано)

22. Мы признаем и подтверждаем особые и конкретные потребности в финансировании развивающихся стран, как это отмечено в пункте 16 Женевской декларации принципов*, перед которыми стоят многочисленные задачи в отрасли ИКТ, а также то, что имеется настоятельная необходимость уделять повышенное внимание их особым потребностям в финансировании для достижения целей в области развития, содержащихся в Декларации тысячелетия. (Согласовано)

23. Мы согласны с тем, что финансирование ИКТ в целях развития следует рассматривать в контексте растущей роли ИКТ не только как средства коммуникаций, но и как фактора, способствующего развитию, и инструмента достижения целей в области развития, содержащихся в Декларации тысячелетия. (Согласовано)

24. В прошлом финансирование инфраструктуры ИКТ в большинстве развивающихся стран было основано на государственных инвестициях. В последнее время отмечается существенный приток инвестиций в тех странах, где на основе надежной регламентарной базы поощряется участие частного сектора и где осуществляется государственная политика, направленная на преодоление разрыва в цифровых технологиях. (Согласовано)

25. Нас весьма воодушевляет тот факт, что достижения в области коммуникационных технологий и сетей высокоскоростной передачи данных постоянно расширяют возможности развивающихся стран и стран с переходной экономикой стать участниками глобального рынка услуг на базе ИКТ с использованием их сравнительных преимуществ. Такие новые возможности создают мощную коммерческую основу для инвестиций в инфраструктуру ИКТ в этих странах. В связи с этим органы государственного управления должны принять меры в рамках национальной политики в области развития, которые были бы направлены на обеспечение благоприятных и конкурентных условий для необходимых инвестиций в инфраструктуру ИКТ и для разработки новых услуг. В то же время странам следует осуществлять политику и принимать меры, направленные на устранение барьеров, которые могли бы помешать или воспрепятствовать участию таких стран на постоянной основе в глобальном рынке услуг на базе ИКТ либо затруднить такое участие. (Согласовано)

26. Мы принимаем к сведению, что существует множество задач, связанных с расширением масштаба полезного доступного информационного наполнения в развивающихся странах; в частности, необходимо вновь уделить внимание вопросу финансирования различных форм контента и приложений, поскольку, когда внимание сосредоточено на инфраструктуре ИКТ, эта тема часто остается незамеченной. (Согласовано)

27. Мы признаем, что привлечение инвестиций в ИКТ в основном зависит от благоприятных условий, включающих надлежащее государственное управление на всех уровнях, и от проведения благоприятной, прозрачной и способствующей конкуренции политики и наличия регламентарной базы, отражающей национальные реалии. (Согласовано)

28. Мы подчеркиваем то обстоятельство, что рыночные силы сами по себе не могут гарантировать полномасштабного участия развивающихся стран на глобальном рынке услуг на базе ИКТ. В связи с этим мы призываем к усилению международного сотрудничества и солидарности, направленных на содействие всем странам, особенно перечисленным в пункте 16 Женевской декларации принципов, в развитии инфраструктуры ИКТ и услуг на базе ИКТ, которые были бы рентабельными и конкурентоспособными на национальном и международном уровнях. (Согласовано)

29. Мы признаем, что во многих странах важную роль стало играть финансирование инфраструктуры ИКТ частным сектором, помимо государственного сектора, и что внутреннее финансирование дополняется потоками средств в направлении Север-Юг и сотрудничеством на уровне Юг-Юг. (Согласовано)

30. Мы признаем, что в результате растущего значения устойчивых инвестиций частного сектора в инфраструктуру многосторонние и двусторонние государственные доноры перенаправляют государственные ресурсы на другие цели в области развития, в том числе на разработку стратегий снижения уровня бедности и соответствующих программ, на реформирование политики, включение ИКТ в основные направления деятельности и наращивание потенциала. Мы призываем все органы государственного управления уделять в своих национальных стратегиях в области развития должное внимание ИКТ, в том числе традиционным ИКТ, таким как радио- и телевещание. Мы также призываем многосторонние учреждения, а также двусторонних государственных доноров рассмотреть вопрос о выделении большего объема финансовой помощи для проектов по созданию региональной и крупномасштабной национальной инфраструктуры ИКТ и для соответствующего развития потенциала. Они должны рассмотреть вопрос об оказании помощи и приведении их стратегий партнерства в соответствие с приоритетами, определенными развивающимися странами и странами с переходной экономикой в их национальных стратегиях развития, в том числе в их стратегиях снижения уровня бедности. (Согласовано)

31. Мы признаем, что государственное финансирование играет решающую роль в обеспечении доступа к ИКТ и услугам на базе ИКТ в сельских районах, а также для населения, находящегося в неблагоприятном положении, в том числе населения малых островных развивающихся государств и развивающихся стран, не имеющих выхода к морю. (Согласовано)

32. Мы отмечаем, что во всех развивающихся странах высокоприоритетной задачей является связанное с ИКТ наращивание потенциала и что существующие в настоящее время уровни финансирования недостаточны для удовлетворения этих потребностей, хотя и существуют многие различные финансовые механизмы для поддержки ИКТ в целях развития. (Согласовано)

33. Альтернативный вариант 1: [Мы признаем, что имеется ряд областей, в которых финансирование недостаточно, а подходы к финансированию должны быть более последовательными и согласованными.]

Альтернативный вариант 2: [Мы признаем, что имеется ряд областей, в которых действующим подходам к финансированию ИКТ в целях развития уделяется пока недостаточное внимание.]

В их число входят:

a. программы по наращиванию потенциала, материалы, инструментарий, финансирование образования и инициативы по специализированной подготовке в области ИКТ, особенно для регламентарных органов и служащих других государственных секторов и организаций;

b. доступ к коммуникациям и возможность подключения для предоставления услуг и приложений на базе ИКТ в отдаленных сельских районах, малых островных развивающихся государствах, развивающихся странах, не имеющих выхода к морю, и других местах с особыми технологическими и рыночными проблемами;

c. региональная магистральная инфраструктура, региональные сети, центры доступа к сети и соответствующие региональные проекты, предназначенные для соединения сетей в соседних странах и в экономически неблагоприятных регионах, для которых может понадобиться скоординированная политика, включая правовую, регламентарную и финансовую базу и начальное финансирование, а также будет полезен обмен опытом и образцами наилучшей практики;

d. широкополосные возможности для содействия предоставлению более широкого диапазона услуг и приложений, стимулирование инвестиций и предоставление доступа в Интернет по приемлемым ценам как для существующих, так и для новых пользователей;

e. скоординированная помощь, в надлежащих случаях, странам, перечисленным в пункте 16 Женевской декларации принципов, особенно наименее развитым странам и малым островным развивающимся государствам, с целью повышения эффективности и снижения операционных издержек, связанных с предоставлением помощи международных доноров;

f. приложения ИКТ и контент, предназначенные для интеграции ИКТ в деятельность по реализации стратегий искоренения нищеты и в отраслевые программы, особенно в здравоохранении, образовании, сельском хозяйстве и охране окружающей среды;

Кроме того, необходимо рассмотреть и другие изложенные ниже вопросы, относящиеся к ИКТ в целях развития, которые не получили должного внимания:

g. устойчивость на уровне проектов, относящихся к информационному обществу, например по обслуживанию инфраструктуры ИКТ;

h. особые потребности малых, средних и микро предприятий (МСМП), такие как потребности в финансировании;

i. местные разработка и производство приложений на базе ИКТ и разработка технологий ИКТ развивающимися странами;

j. относящееся к ИКТ институциональное реформирование и расширение потенциала нормативно-правовой базы;

k. совершенствование организационных структур и изменение процессов хозяйственной деятельности с целью оптимизации воздействия и повышения эффективности проектов в области ИКТ и других проектов, которые включают существенные компоненты ИКТ;

l. предоставление местными органами государственного управления услуг на базе ИКТ в общинах в таких областях, как образование, здравоохранение и получение средств к существованию, а также соответствующие инициативы на уровне местных общин.

34. Признавая, что органы государственного управления по-прежнему несут основную ответственность за координацию программ государственного финансирования и государственных инициатив в области развития ИКТ, мы рекомендуем, чтобы последующая межотраслевая и межучрежденческая координация осуществлялась, как донорами, так и получателями помощи, в рамках страны. (Согласовано)

35. Многосторонним банкам и учреждениям в области развития следует приспособить имеющиеся у них механизмы, а при необходимости и разработать новые механизмы, для обеспечения национальных и региональных потребностей в развитии ИКТ. (Согласовано)

36. Мы признаем следующие необходимые условия для равного и универсального доступа к финансовым механизмам, а также для более оптимального их использования:

а. создание политических и регламентарных стимулов, направленных на достижение универсального доступа и привлечение инвестиций частного сектора;

b. определение и признание ключевой роли ИКТ в национальных стратегиях развития и их разработка, в надлежащих случаях, в увязке с электронными стратегиями;

с. развитие институционального потенциала и возможностей для выполнения решений с целью содействия в использовании национальных фондов универсального обслуживания/доступа и в дальнейшем изучении этих механизмов, а также механизмов, направленных на мобилизацию внутренних ресурсов;

d. содействие разработке актуальных для местных условий информации, приложений и услуг, которые были бы полезны развивающимся странам и странам с переходной экономикой;

е. поддержка "увеличения масштаба" успешно реализуемых экспериментальных программ, основанных на ИКТ;

f. поддержка использования ИКТ в органах государственного управления в качестве одного из приоритетов и основной целевой области деятельности по содействию развитию на базе ИКТ;

g. развитие людских ресурсов и наращивание институционального потенциала (знаний) на каждом уровне достижения целей информационного общества, особенно в государственном секторе;

h. поощрение объединений предпринимательского сектора с целью содействия стимулированию спроса на услуги ИКТ путем оказания поддержки отраслям, занимающимся разработкой новой продукции, местным разработчикам культурного контента и приложений, а также малым предприятиям;

i. расширение возможностей для укрепления потенциала мобилизации средств и их эффективного использования. (Согласован весь пункт)

37. Мы рекомендуем усовершенствовать и обновить существующие механизмы финансирования, включая:

a. совершенствование финансовых механизмов, с тем чтобы финансовые ресурсы были достаточными, более предсказуемыми, предпочтительно несвязанными и устойчивыми;

b. усиление регионального сотрудничества и создание многосторонних партнерских отношений между заинтересованными сторонами, особенно путем создания стимулов для развития региональной магистральной инфраструктуры;

c. обеспечение приемлемого в ценовом отношении доступа к ИКТ посредством следующих мер:

i. снижение стоимости международного подсоединения к Интернет, взимаемой поставщиками услуг магистральных линий, а также содействие, среди прочего, созданию и развитию региональных магистральных сетей ИКТ и центров коммутируемого доступа в Интернет для сокращения стоимости межсетевых соединений и расширения сетевого доступа;

ii. содействие тому, чтобы МСЭ продолжил изучение в срочном порядке вопроса о международных Интернет-соединениях (МИС) с целью разработки соответствующих рекомендаций;

(Примечание: см. Приложение)

d. координация программ между органами государственного управления и крупными финансовыми органами с целью уменьшения инвестиционных рисков и снижения операционных расходов для операторов, выходящих на менее привлекательные рынки в сельских районах и рынки с низкой доходностью;

e. содействие ускорению разработки внутренних финансовых инструментов, в том числе поддержка местных инструментов микрофинансирования, бизнес-инкубаторов в области ИКТ, государственных кредитных инструментов, механизмов проведения обратных аукционов, инициатив по созданию сетей на базе местных общин, цифровой солидарности и других инноваций;

f. [ускорение темпов финансирования инфраструктуры ИКТ путем содействия потокам средств в направлении Север-Юг и сотрудничеству на уровне Юг-Юг]/[расширение возможностей доступа к существующим механизмам финансирования инфраструктуры ИКТ и услуг на базе ИКТ, а также содействие потокам средств в направлении Север-Юг и сотрудничеству на уровне Юг-Юг];

g. [предоставление финансовой поддержки]/[создание "виртуального" механизма финансирования] для мобилизации средств из различных источников в поддержку программ, направленных на вовлечение в цифровое общество и достижение установленных инвестиционных целей в ключевых областях, например широкополосная сеть, сельские и региональные проекты, а также для содействия разработке контента на местных языках, наращиванию потенциала [и для оказания поддержки отраслям, занимающимся разработкой новой продукции;]/[и для оказания поддержки предприятиям индустрии развлечений, содействия разработке программного обеспечения для профессиональной подготовки, созданию региональных Web-порталов, развитию средств радиовещания в местных общинах и выпуску кинофильмов на DVD;]

h. [содействие развивающимся странам в постоянном наращивании потенциала по созданию фондов и новых финансовых инструментов, включая целевые фонды и финансирование на начальной стадии, подходящих для их экономики;]

i. обращение с призывом ко всем странам принять конкретные меры по выполнению их обязательств в соответствии с Монтеррейским консенсусом;

j. [разработка [инновационной] политики "быстрого реагирования" и содействующего регламентарного механизма для оказания поддержки [краткосрочным] инициативам в рамках отраслевой политики в области ИКТ;]

k. содействие увеличению объема добровольных взносов;

l. определение ответственности в отношении универсального обслуживания: в регламентарной базе должна быть определена ответственность в области универсального обслуживания для всех национальных и международных операторов услуг электросвязи/ИКТ [в нейтральной с точки зрения технологии форме];

m. обеспечение, в надлежащих случаях, эффективного использования механизмов облегчения бремени задолженности, как это изложено в Женевском плане действий, включая, среди прочего, аннулирование долгов и обмен долговых обязательств, что может использоваться для финансирования ИКТ в рамках проектов в области развития, в том числе являющихся частью стратегий снижения уровня бедности.

[Альтернативное предложение для пункта 37g. [Многосторонним, региональным и двусторонним организациям в области развития следует рассмотреть вопрос о целесообразности создания виртуального форума для обмена между всеми заинтересованными сторонами информацией о потенциальных проектах и об источниках финансирования;]

[Альтернативное предложение для пункта 37j. [Многосторонним, региональным и двусторонним организациям в области развития следует рассмотреть вопрос о сотрудничестве с целью расширения их возможностей по оперативному предоставлению поддержки развивающимся странам, которые обращаются за помощью в связи с политикой в области ИКТ;]]

38. Мы приветствуем создание в Женеве Фонда цифровой солидарности (ФЦС) в качестве инновационного финансового механизма добровольного характера, открытого для участия заинтересованных сторон, цель которого состоит в превращении разрыва в цифровых технологиях в цифровые возможности для развивающихся стран и который предназначен главным образом для удовлетворения особых и неотложных потребностей на местном уровне и изыскания новых источников добровольного финансирования "солидарности". ФЦС дополнит существующие механизмы финансирования информационного общества, которые следует и впредь использовать в полной мере для финансирования развития новой инфраструктуры ИКТ и услуг на базе ИКТ. (Согласовано)

ПРИЛОЖЕНИЕ

В ходе обсуждений на ПодгКом-2 не удалось достичь консенсуса по следующим вопросам, обсуждение которых отложено до ПодгКом-3:

[Вариант 1: Предложен Бразилией, Кубой, Индией и Святейшим Престолом: Повышение осведомленности относительно положительного внешнего воздействия, которое оказывают разработка и применение бесплатного программного обеспечения и программного обеспечения с открытыми кодами.]

[Вариант 2: Повышение осведомленности относительно возможностей, предоставляемых различными моделями программного обеспечения, включая патентованное и бесплатное программное обеспечение, а также программное обеспечение с открытыми кодами.]

[Вариант 3: Содействие разработке и применению программного обеспечения с открытыми кодами и патентованного программного обеспечения с небольшой совокупной стоимостью владения и с оптимальной способностью к взаимодействию, при одновременном повышении осведомленности о всех имеющихся вариантах.]

[Вариант 4: Повышение осведомленности относительно возможностей, предоставляемых различными моделями программного обеспечения, и конкурентного воздействия бесплатного программного обеспечения и программного обеспечения с открытыми кодами на системы с патентованным программным обеспечением, что приводит к появлению множества экономически эффективных решений для потребителей.]

 

_____________