Исполком СНГ

Мониторинг социально-трудовой сферы Республики Беларусь

Мониторинг социально-трудовой сферы
Республики Беларусь

 

Шевченко Светлана Васильевна
директор Научно-исследовательского института
труда Министерства труда
и социальной защиты
Республики Беларусь, к.э.н.

С 1998 года в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 948 от 24 июля 1997 г. в Республике Беларусь организовано проведение мониторинга социально-трудовой сферы.

Эта система создавалась в целях отслеживания в динамике и взаимосвязи всех значимых явлений и процессов социально-трудового характера, выявления основных тенденций, прогнозирования их возможного развертывания в дальнейшем, поиска проблем и противоречий, присущих социально-трудовой сфере, для своевременного принятия необходимых управленческих решений по устранению или хотя бы сглаживанию проблем в социально-трудовых отношениях.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 47 от 14 января 1998 г. утверждено Положение о мониторинге социально-трудовой сферы Республики Беларусь, в котором определены основные направления мониторинга; организации, участвующие в работах по мониторингу, распределение между ними функций; форма представления, периодичность и получатели результатов мониторинговых исследований.

После объединения Министерства труда и Министерства социальной защиты населения в единое министерство было принято еще одно постановление Совета Министров Республики Беларусь № 550 от 24 апреля 2003 г., которым в положение о мониторинге социально-трудовой сферы внесены изменения, связанные с расширением направлений мониторинга и уточнением функций участников.

В соответствии с названными нормативными правовыми актами мониторинг социально-трудовой сферы в Республике Беларусь организован следующим образом.

Министерство финансов Республики Беларусь ежегодно при разработке республиканского бюджета предусматривает средства для целевого финансирования работ по организации и ведению мониторинга социально-трудовой сферы.

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь осуществляет общую координацию деятельности по разработке, организации и ведению мониторинга.

В НИИ труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь создан Аналитический центр мониторинга социально-трудовой сферы, осуществляющий мониторинговые исследования по следующим направлениям:

социально-демографическая ситуация и миграционные процессы;

трудовые ресурсы и занятость;

оплата труда;

уровень и качество жизни населения;

охрана и обеспечение безопасности труда;

социальное партнерство;

пенсионное обеспечение;

социальное страхование;

социальная помощь населению;

социальное обслуживание.

С учетом объемов выделяемого финансирования и остроты проблем социально-трудового характера Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь ежегодно определяет Аналитическому центру состав работ по мониторингу и сроки их выполнения.

В соответствии с ежегодно заключаемым договором между Министерством труда и социальной защиты и НИИ труда Аналитическим центром по результатам мониторинговых исследований готовятся аналитические или информационно-аналитические доклады, экспресс-обзоры, направляемые в адрес Администрации Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства статистики и анализа, Министерства труда и социальной защиты, Комитета государственного контроля, Совета Безопасности Республики Беларусь, Федерации профсоюзов Беларуси и Белорусской конфедерации нанимателей и предпринимателей. Отдельные аналитические материалы по конкретно заданной тематике готовятся для подразделений Министерства труда и социальной защиты.

За период с 1998 года по 2006 год подготовлено 23 выпуска докладов и экспресс-обзоров.

Министерство статистики и анализа Республики Беларусь в соответствии с Программой предоставления данных для ведения мониторинга социально-трудовой сферы по модемной связи передает в Аналитический центр сводные статистические данные по всем направлениям мониторинга (демографии и миграции населения, трудовым ресурсам и занятости, условиям и охране труда, оплате труда, доходах населения, о финансовых результатах деятельности организаций различных отраслей экономики, об объемах производства и реализации продукции, износе основных средств, запасах готовой продукции на складах, потерях рабочего времени и т.д.). Ежегодно в Аналитический центр из Министерства статистики и анализа поступает до 40 000 тыс. файлов, содержащих сводные статистические данные.

В Аналитическом центре статистическая информация Министерства статистики и анализа Республики Беларусь конвертируется и размещается в базе данных по мониторингу социально-трудовой сферы, функционирующей на платформе SQL Server. Эта база данных реплицируется на сервер Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, что позволяет, с одной стороны, оперативно использовать поступающие данные для подготовки докладов и экспресс-обзоров по мониторингу, с другой стороны, обеспечивать доступ к этой информации всех заинтересованных работников подразделений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также подразделений НИИ труда.

Аналитическим центром совместно с Министерством статистики и анализа Республики Беларусь определены 300 базовых организаций 11 отраслей реального сектора экономики и 6 отраслей бюджетной сферы, для которых разработаны специальные бланки 4-х форм, вошедшие в Государственную систему статистической отчетности Республики Беларусь, и инструкции по их заполнению.

Работниками Аналитического центра осуществляется тиражирование и рассылка форм статистической отчетности по мониторингу, а также консультирование базовых организаций по их заполнению. Заполненные формы поступают в Аналитический центр, где производится их машинная обработка.

Формы статистической отчетности по мониторингу построены таким образом, чтобы по каждой базовой организации получить в комплексе информацию о работниках (численность, распределение по категориям и по разрядам Единой тарифной сетки с учетом тарификации, половозрастную структуру, уровень образования, повышение квалификации, прием на работу и увольнение в разрезе причин), о рабочих местах (ликвидируемых и вновь создаваемых), об оплате труда (уровень и дифференциацию заработной платы, значения применяемой тарифной ставки первого разряда, уровень выполнения норм труда сдельщиков, фонд заработной платы, его состав и структуру, суммы надтарифных стимулирующих и компенсирующих выплат, относимых на себестоимость продукции и начисляемых в счет прибыли), об условиях труда и различных видах компенсаций за работу во вредных условиях, травматизме и профессиональной заболеваемости, о результатах производственно-хозяйственной деятельности и финансовом положении базовых организаций.

При наличии достаточного финансирования в рамках мониторинга проводятся также социологические опросы работников и экспертные опросы специалистов базовых организаций. За период с 1998 года по 2006 год проведено три социологических опроса и один экспертный опрос.

Социологические исследования были направлены на изучение удовлетворенности работников оплатой труда и уровнем жизни своих семей, выявление намерений по поводу возможной смены работы и основных причин неудовлетворенности работой. Оценивалась также социальная напряженность в трудовых коллективах, изучались причины, ее обуславливающие. Кроме того, изучались предпочтения работников относительно членства их в различных профсоюзных организациях, участие в обсуждении положений коллективных договоров, мнения работников по поводу роли профсоюзов и коллективных договоров в регулировании социально-трудовых отношений в организациях. Имели место также опросы по изучению мнения работников базовых организаций относительно качества медицинского обслуживания населения в Беларуси, а в организациях образования и здравоохранения изучалось отношение работников к проводимым в этих отраслях экономики реформам.

Экспертный опрос проводился в организациях реального сектора экономики с целью изучения ситуации с повышением тарифной ставки первого разряда и сложившегося удельного веса тарифной части заработной платы, учета мнения руководителей и специалистов базовых организаций относительно тех показателей, которые следует использовать в качестве основания для повышения ставки первого разряда.

В целях обеспечения качества аналитической работы в рамках мониторинга социально-трудовой сферы разработан пакет методик:

методика обработки и анализа статистических показателей базовых организаций по формам мониторинга;

методика анализа статистических показателей Министерства статистики и анализа Республики Беларусь для каждого направления мониторинга;

методика анализа социологической информации по мониторингу;

методика краткосрочного прогнозирования развития явлений и процессов социально-трудового характера.

Также разработан реестр нормативных правовых актов, подлежащих отслеживанию в рамках мониторинга социально-трудовой сферы. Систематически проводится изучение международного опыта по регулированию проблем, аналогичных тем, которые согласно результатам мониторинговых исследований наблюдаются в социально-трудовой сфере Республике Беларусь.

Проделанная работа по нормативно-методическому обеспечению мониторинга социально-трудовой сферы способствует обоснованности и достоверности выводов, содержащихся в докладах и экспресс-обзорах, подготавливаемых для органов государственного управления и является для специалистов Аналитического центра мониторинга основой уверенности в аргументации необходимости принятия решений по проблемным вопросам, выявляемым в рамках мониторинга.

 

 

 

Настройки внешнего вида сайта