Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Проблемы и пути совершенствования социального обслуживания людей

Проблемы и пути совершенствования
социального обслуживания людей

пожилого возраста и инвалидов в
Республике Беларусь

Сергеева Валентина Петровна
заместитель начальника главного управления
государственной социальной поддержки
населения Министерства труда и социальной защиты
Республики Беларусь

Население нашей республики переживает устойчивый период демографического старения. Доля населения старше трудоспособного возраста в общей численности населения достаточно велика: каждый четвертый житель республики пенсионер, на селе – каждый третий. Устойчивой тенденцией последних лет стало увеличение численности пожилых граждан, проживающих отдельно от детей и родственников: рост в 2005 году составил 32 процента по отношению к 2000 году. Из 735 тысяч одиноко проживающих пожилых граждан и инвалидов более 146 тысяч не имеют родственников. Более 500 тысяч жителей республики (5 процентов населения) – инвалиды.

В связи с этим развитие системы социального обслуживания людей пожилого возраста и инвалидов, координация и методическое обеспечение работы учреждений социального обслуживания занимают ведущее место и представляют собой предмет особой ответственности в деятельности органов по труду и социальной защите Республики Беларусь.

Можно констатировать, что во всех регионах нашей республики гражданам пожилого возраста и инвалидам социальное обслуживание предоставляется сложившейся и динамично развивающейся системой учреждений с многофункциональной структурой.

В результате внедрения государственного социального стандарта – один центр социального обслуживания на административный район - период становления и количественного роста социальных объектов в основном завершился. Основу системы социального обслуживания этой категории граждан составляют более 230 учреждений социального обслуживания республиканской и коммунальной форм собственности.

В системе Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь действует 60 стационарных учреждений социального обслуживания (для взрослых), где проживает более 14 тысяч человек. На 10 000 пенсионеров приходится 80,4 койко-мест в стационарах различных типов.

Ведется целенаправленная работа по укреплению и развитию их материально-технической базы, улучшению питания, созданию комфортных условий проживания. Стоит задача не только накормить и обогреть стариков. Важно создать атмосферу домашнего уюта и душевной теплоты. За счет средств республиканского бюджета и резервного фонда Президента в 2001-2005 годах построены и введены в эксплуатацию шесть объектов на 935 мест с общим объемом финансирования 23 586,5 млн. белорусских рублей.

Наряду с этим облисполкомами осуществлялись работы по реконструкции неиспользуемых зданий под дома-интернаты для престарелых и инвалидов. Таким образом, в 2004-2005 годах введено дополнительно 334 места. В стадии завершения находится реконструкция еще двух объектов на 220 мест.

По сравнению с 2003 годом количество учреждений, размещающихся в приспособленных зданиях, сократилось на 55 процентов, не имеющих канализации – на 57 процентов. Площади спальных помещений приведены в соответствие с санитарными нормами в 50 учреждениях (73%).

Однако преобладание стационарных учреждений большой вместимости не позволяет в полной мере учитывать индивидуальные особенности и личностные запросы проживающих. Потребность в социальном обслуживании в стационарных условиях остается достаточно высокой. На протяжении ряда лет очередность в дома-интернаты психоневрологического профиля находится примерно на одном уровне (на 1 января 2006 года на очереди для помещения в дома-интернаты состояло 1180 человек).

Кроме того, материально-техническая база ряда стационарных учреждений не отвечает современным требованиям. 27 процентов учреждений имеют жилые помещения, не соответствующие санитарным нормам. Поэтому ликвидация очередности и приведение жилых помещений в соответствии с санитарными нормами остаются первоочередными задачами в плане улучшения обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях.

Для выполнения этих задач в областях и г. Минске приняты программы по оптимизации и развитию сети учреждений социального обслуживания. На эти цели до 2010 года планируется направить из республиканского бюджета около 8 млрд. белорусских рублей, из местных более 170 млрд. белорусских рублей.

Особое внимание в этих программах уделено развитию нестационарных форм социального обслуживания, открытию отделений круглосуточного пребывания, домов-интернатов малой вместимости, а также строительству, реконструкции и обустройству действующих домов-интернатов.

Расширение сети стационарных учреждений более чем на 4,5 тысяч мест до 2010 года будет способствовать решению проблемы очередности и приведению жилых помещений в соответствие с санитарными нормами.

Сеть стационарных учреждений социального обслуживания в перспективе должна не только расширяться, но и видоизменяться. В качестве перспективной модели организации социального обслуживания мы видим перепрофилирование домов-интернатов общего типа в геронтологические центры, психоневрологических интернатов – в гериатрические центры, детских домов-интернатов – в реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями. Это необходимо для повышения уровня медико-социальной помощи с внедрением новейших реабилитационных технологий и научных достижений в гериатрии и геронтологии.

В основном, социальное обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов в республике ориентировано на предоставление услуг по месту жительства. Повсеместно создана сеть территориальных центров социального обслуживания населения, состоящая из 156 учреждений и 72 филиалов. Как показывает практика, нестационарные формы социального обслуживания оказались востребованными и популярными среди населения: на учете в центрах состоит более 1,3 млн. человек, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

На сегодняшний день в центрах функционирует 713 структурных подразделений. Только в 2005 году дополнительно открыто 65 отделений. До 2010 года планируется открыть еще 154 отделения и 382 филиала. Развитие внутренней инфрастуктуры центров и значительное расширение спектра оказываемых услуг являются основными направлениями реализации принципов адресности и доступности социального обслуживания.

Из каждых 10 тысяч пенсионеров и инвалидов социальным обслуживанием на дому охвачено 332 человека, этот показатель обнаруживает тенденцию к росту. Отделениями социальной помощи на дому обслуживается более 73 тысяч человек, что на 9,7 тысяч человек больше, чем в 2002 году (до введения платного обслуживания).

Организовано специализированное социально-медицинское обслуживание на дому граждан, утративших способность к самообслуживанию. Этими видами услуг пользуется почти одна тысяча человек.

Введена система платных социальных услуг, которая позволила человеку объективно оценить свои потребности в той или иной услуге, побудило активизировать свои возможности по самообслуживанию (до введения платных услуг обслуживалось 92 749 чел, после – 63 297 чел, численность обслуживаемых уменьшилась на 29452 человека).

Кроме того, созданы реальные предпосылки для повышения качества предоставления услуг, усиления контроля за рациональным использованием рабочего времени социальными работниками и в определенной мере получения дополнительных средств для дальнейшего развития нестационарного социального обслуживания и стимулирования труда работников. Всего платным надомным обслуживанием охвачено 52 867 человек, что составляет 72,4 процента от общего количества обслуживаемых. В прошлом году оказано платных услуг на сумму 4,8 млрд. белорусских рублей.

Развиваются дополнительные услуги, оказываемые гражданам пожилого возраста и инвалидам. Этому в большой степени способствует разработка нормативов времени более чем на 400 видов услуг.

В 2005 году 132 отделениями срочного социального обслуживания оказаны разовые услуги более 316 тысячам человек. Все большую популярность среди пожилых людей и инвалидов приобретают платные услуги по мелкому ремонту жилых помещений, подворных построек, печей, завозу, распиловке, колке и складированию дров, обработке приусадебных участков и других востребованных жизнью услуг. Эти услуги получили более 5 тысяч человек. Почти 35 тысяч граждан получили помощь через салоны “Милосердие”, созданные в 126 центрах.

Организация надомного обслуживания, службы сиделок, “стационаров на дому” для лежачих больных, развитие широкой сети пунктов проката технических средств, облегчающих уход за инвалидами, гражданами пожилого возраста, значительное расширение спектра оказываемых услуг являются основными формами их государственной поддержки.

Фактически гражданам созданы условия для реального выбора – оставаться как можно дольше в домашней обстановке или переселиться в дом-интернат.

Многим пожилым людям необходим не только адекватный уход, но и разнообразная общественная помощь для налаживания полноценной жизни, что связано с задачей переоценки взглядов на их нужды и потребности.

Принцип индивидуального подхода в решении проблем пожилого человека с учетом его специфических потребностей заложен в основу реализация Комплексной программы по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами Республики Беларусь до 2010 года, утвержденной Правительством в июле 2004 года. Этой программой предусмотрен широкий спектр мероприятий по удовлетворению комплекса жизненно важных медико-социальных, торговых, транспортных, культурно-бытовых услуг и услуг связи.

Применение выявительного принципа позволяет организовать оказание адресной социальной помощи конкретному человеку с мобилизацией на эти цели усилий организаций, где ранее работали ветераны труда, учреждений здравоохранения, торговли, бытового обслуживания, культуры, образования, органов по труду и социальной защите, общественных организаций.

По итогам 2005 года в рамках реализации этой программы более 90 тысяч пожилых людей получило помощь. В том числе различные виды помощи получили более 50 тысяч одиноких пожилых жителей села, из которых более 10 тысяч человек проживают в малонаселенных и отдаленных сельских населенных пунктах.

Потребности одиноких пожилых людей, выявленные в результате проведения ежегодных обследований материально-бытовых условий их жизни, определяют стратегию и практику местных исполнительных и распорядительных органов в сфере социального обслуживания.

Реализация социальной политики в отношении граждан пожилого возраста требует дополнительного уточнения, когда речь заходит о сельских жителях, особенно жителях отдаленных сел. Говоря об адресном подходе к социальной поддержке, мы должны учитывать особенности этой категории. Защита нетрудоспособных граждан в сельской местности зафиксирована в качестве приоритета на Второй Всемирной ассамблее по проблемам старения (Мадрид, 8 апреля 2002 г.).

Численность населения в малонаселенных сельских пунктах составляет 251,2 тыс. человек или почти 10 процентов от общего количества сельского населения. В отдаленных селах республики доля граждан старших возрастов составляет 80-90 процентов. Процесс старения населения в сельской местности идет более быстрыми темпами, чем в городе.

Специфику социального обслуживания на селе определяют ограничения на доступ к медицинским, образовательным, культурным, правовым услугам, услугам транспорта, связи бытового обслуживания, торговли.

В целях оказания услуг жителям отдаленных населенных пунктов в нашей республике особое внимание уделяется охвату сельских жителей надомным обслуживаем (почти 70 процентов обслуживаемых на дому – это сельские жители). Большое распространение в республике получило развитие оказание услуг через комплексные выездные бригады, создаваемые решениями районных исполнительных комитетов. В состав бригад входят специалисты различных служб: организаций социального обслуживания, здравоохранения, предприятий торговли, бытового обслуживания, культуры и других. Работа этих комплексных бригад осуществляется на базе 1038 домов социальных услуг, находящихся в ведении сельских исполнительных комитетов.

Таким образом, в республике происходит становление национальной модели социального обслуживания, основанной на программно-целевом подходе, принципах выявительности и адресности.