Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Аннотация к аналитическому докладу "Тенденции развития региональных экономических объединений стран СНГ"

Аннотация к аналитическому докладу
"Тенденции развития региональных экономических
объединений стран СНГ"

Аналитический доклад “Тенденции развития региональных экономических объединений стран СНГ” подготовлен редакционно-аналитической группой Департамента анализа экономических условий формирования зоны свободной торговли Московского отделения Исполнительного комитета СНГ в составе: В.А.Шульга (руководитель группы), В.И.Самохин, Д.А.Мацнев, О.В.Айдина.

При подготовке доклада использованы материалы структурных подразделений Московского отделения Исполнительно комитета СНГ, Межгосударственного статистического комитета СНГ, а также бывшего Межгосударственного экономического комитета Экономического союза.

Доклад имеет введение, 5 разделов, заключение в виде выводов и предложений и приложение, состоящее из таблиц, схем и других материалов.

Во введении отмечается, что причиной проведения настоящий работы явились такие новые процессы, произошедшие в последнее время, как ослабление целостности экономического пространства Содружества, ослабление хозяйственных связей между его странами, а также создание четырех региональных объединений СНГ.

Разработчики доклада исходили из положения, что для создания зоны свободной торговли СНГ в настоящее время важнейшими предпосылками являются симметричность в налогообложении торговли между странами и взаимодополняемость воспроизводственных процессов государств Содружества в рамках региональных экономических объединений.

В разделе 1 "Состояние и основные тенденции внешнеэкономи-ческой деятельности государств Содружества" определены важнейшие изменения внешнеэкономической деятельности государств СНГ.

Основными шагами в развитии торгово-экономического сотрудничества являются Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г., где начальным этапом создания этого Союза определено формирование зоны свободной торговли (межгосударственной (многосторонней) ассоциации свободной торговли), и Соглашение о создании зоны свободной торговли, подписанное 15 апреля 1994 года.

В анализируемом периоде сотрудничество во внешнеэкономической деятельности в основном строилось на основе двусторонних договоренностей и стимулировании государств Содружества к установлению режимов свободной торговли на двусторонней основе. Опыт реализации двусторонних соглашений показал сложность решения проблемных вопросов в области торгово-экономических отношений сразу между всеми государствами - членами Экономического союза. В Содружестве начался поиск новых организационных форм хозяйственных связей, что явилось одной из причин создания региональных экономических объединений стран СНГ.

Тенденция в переориентации внешнеэкономических связей государств Содружества на дальнее зарубежье, в основе которой лежит обмен невозобновляемых минеральных ресурсов на товары преимущественно потребительского назначения и отсутствие эффективных механизмов для "перелива" части выручки от внешнеэкономической деятельности сырьевых отраслей в развитие обрабатывающих, создает условия для формирования неэффективной структуры производства с преимущественным развитием топливно-сырьевых отраслей.

Определенную роль в снижении взаимного товарооборота государств Содружества на внутреннем рынке СНГ сыграла несогласованность в вопросах налоговой политики, унификации таможенного и тарифного регулирования.

В разделе 2 "Изменение воспроизводственного процесса в странах СНГ" отмечается, что в среднем по Содружеству в 1997 г. наметился прирост ВВП в 1 %. Причем 1990-1996 гг. являлись этапом спада, а 1997-1998 гг. - этапом стабилизации и некоторого оживления экономики.

Сопоставление статистических данных по изменению доли ресурсопроизводящих отраслей в структуре промышленного производства стран СНГ в 1997 г. по сравнению с 1990 г. показывает, что в настоящее время здесь сложились противоположные тенденции: увеличение доли ресурсопроизводящих отраслей - в Азербайджане, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, России, Таджикистане и Украине; снижение доли ресурсопрозводящих отраслей - в Армении, Беларуси, Молдове, Туркменистане и Узбекистане.

Первая тенденция наблюдается у государств Содружества, обладающих достаточным производством экспортных ресурсов и проводящих либеральную внешнеэкономическую политику. Вторая - характерна для стран СНГ, в которых существует жесткое государственное регулирование экономики или которые не обладают заметным объемом производства экспортных ресурсов, представляющих интерес для мирового рынка. Механизм структурной деформации и, соответственно, экономической дезинтеграции оказывает существенное влияние на структурную перестройку экономики, прежде всего, тех стран СНГ, которые обладают весомым ресурсным потенциалом и проводят политику либерализации внешнеэкономических связей.

В ходе реформ в экономике стран СНГ, наряду с глубоким спадом производства и несмотря на его начавшийся подъем, произошла резкая деформация воспроизводственного процесса в сторону ресурсо-производящих отраслей промышленности. Самоподдерживающийся механизм этой деформации направляется мировым рынком и действует против экономической интеграции государств Содружества.

В разделе 3 "Регионализация экономического пространства Содружества" рассматривается процесс регионализации экономического пространства Содружества когда под действием экономических реформ страны СНГ в течение 1994-1998 гг. образовали 4 региональных объединения различного типа: Союз Беларуси и России, Таможенный союз, Центральноазиатское экономическое сообщество и ГУУАМ.

Уровень экономического развития этих объединений в 1998 г. был все еще далек от того, которым они, как составные части единого народнохозяйственного комплекса бывшего СССР, обладали в 1990 г. Ближе всего к этому рубежу приблизилось Центральноазиатское экономическое сообщество. В 1998 г. по сравнению с 1990 г. объем его ВВП составил 68,6%, Таможенного союза - 58,6%, Союза Беларуси и России - 58,6%. ГУУАМа - 41,5%. Вследствие различной динамики экономического развития удельный вес одних объединений в экономике СНГ возрастает (Союз Беларуси и России, Таможенный союз), других снижается (ГУУАМ, Центральноазиатское экономическое сообщество).

Это свидетельствует об ослаблении взаимозависимости региональных объединений, все меньшей согласованности в их экономическом развитии, нарастающей автономности региональных объединений, нарушении целостности общего экономического пространства стран СНГ, снижении интенсивности интеграционных тенденций в целом по Содружеству.

Наряду с дезинтеграционными на группы стран СНГ воздействуют интеграционные механизмы. Они рассмотрены в разделе 4 "Интеграци-онные тенденции в региональных объединениях стран СНГ". Интеграционные тенденции наибольшей интенсивности присутствуют в Союзе Беларуси и России, затем по убывающей следуют Таможенный союз и Центральноазиатское экономическое сообщество, ГУУАМ.

Интеграционное воздействие региональных объединений противостоит дезинтеграционным тенденциям, направляемым мировым рынком, так как органически являясь его составной частью, региональные объединения выступают одновременно и как конкуренты мирохозяйственным связям в их монопольном влиянии на страны СНГ.

Наблюдаемое усиление интеграционных тенденций в региональных объединениях стран СНГ происходит в условиях существенного сокращения товарооборота внутри объединений. Глубина спада в величине товарооборота в 1998 г. по сравнению с 1990 г. заметно больше, чем в объемах ВВП для всех рассматриваемых объединений за данный период. Это свидетельствует о наличии в последних значительного интеграционного потенциала, который в настоящее время не используется.

В разделе 5 "Малая интеграция" в Содружестве и ее значение для региональных объединений стран СНГ" "малая интеграция", осуществляемая административно-территориальными образованьями государств Содружества, рассматривается как большой резерв для развития интеграционных процессов, идущих в региональных объединениях. Ее активное использование может задействовать недоиспользованный интеграционный потенциал региональных объединений стран СНГ и одновременно способствовать существенному расширению социальной базы интеграционных процессов.

В выводах и предложениях доклада констатируется, что под воздействием механизма структурной деформации и экономической дезинтеграции в экономике государств Содружества происходят глубокое деинвестирование и деиндустриализация производства, снижается уровень специализации и кооперирования в промышленности, усиливается натурализация сельского хозяйства. Экономический рост в странах СНГ опирается главным образом на внешние источники финансирования. Структурные сдвиги в промышленности, происходящие за счет опережающего развития добывающих отраслей наряду с натурализацией сельского хозяйства, свидетельствуют о направленности вектора структурной перестройки производства государств Содружества не в постиндустриальное, а в доиндустриальное общество.

Такая трансформация экономического развития стран СНГ привела к резкому падению уровня жизни населения. Это существенно уменьшает возможность установления рыночных отношений, поскольку современная высокоэффективная рыночная экономика не может быть построена на малом потребительском пространстве, которым располагает подавляющее большинство населения государств Содружества. Угрозой становится архаизация общества, невозможность появления массового среднего класса в странах СНГ. Тем самым под дезинтегрирующим воздействием мирового рынка резко сокращается социальная база установления рыночных отношений и проведения демократических преобразований в государствах Содружества.

В региональных объединениях стран СНГ имеются необходимые объективные условия для противостояния указанным негативным процессам: взаимодополняемость экономических систем государств Содружества и наличие в них соответствующих природных, производственных и интеллектуальных ресурсов. Для их эффективного использования должна активно проводится согласованная текущая деятельность региональных объединений стран СНГ, а также осуществляться единая стратегия развития. Иными словами, свободный "перелив" товаров, услуг, труда и капиталов в общем экономическом пространстве стран СНГ их объединенными усилиями должен быть направлен на достижение общих текущих и перспективных целей.

В докладе представлена широкая статистическая и иллюстративная база в виде приложений.

* *
*

Доклад может быть использован как справочно-информационный и аналитический материал в работе межгосударственных и межправительственных органов СНГ, национальных министерств и ведомств, научных организаций государств Содружества.