Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Аннотация к докладу “Особенности и этапы экономических реформ государств - участников Содружества Независимых Государств”

Аннотация к докладу
“Особенности и этапы экономических реформ
государств - участников
Содружества Независимых Государств”
 

Аналитический доклад “Особенности и этапы экономических реформ государств - участников Содружества Независимых Государств” подготовлен ” подготовлен группой специалистов Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств в составе: Шульги В.А. (рук. группы), Чаплыгина Ю.П., Рыбкина О.Е., Казанского С.Л. Разработку аналитических таблиц выполнили Иванова Н.В. и Пасютина Е.А. при участии Межгосударственного статистического комитета СНГ.

При подготовке доклада использованы материалы национальных экономических ведомств о социально-экономическом состоянии стран СНГ; ряд аналитических разработок научных учреждений Российской Академии Наук и Российской Академии Естественных Наук, а также литературные источники и периодическая печать государств Содружества и третьих стран.

Доклад состоит из 6 разделов, которые разбиты на 15 подразделов. Разделы иллюстрированы таблицами и диаграммами, характеризующими долю государств – участников СНГ в мировом валовом продукте, в мировой промышленной продукции, производительности труда в промышленности государств – участников СНГ по сравнению с мировым уровнем, среднедушевой ВВП государств – участников СНГ и основных региональных группировок в сравнении с мировым уровнем в 1997 г. по сравнению с 1990 г. и темпы роста (снижения) этих показателей за данный период; уровень развития государств – участников СНГ относительно других стран (ВВП на душу населения) за период с 1990 г. по 1997 г.; долю государств – участников СНГ в мировом экспорте; рейтинги инвестиционного риска; темпы прироста, падения основных макроэкономических показателей в среднем по Содружеству в 1992- 1999 гг.; распределение занятого населения по секторам экономики государств СНГ в 1995-1999 гг.; структуру инвестиций в основной капитал государств – участников СНГ по источникам финансирования; структуру промышленности стран Содружества в 1990 и 1997 гг.; структуру инвестиций в основной капитал базовых отраслей промышленности государств – участников СНГ; динамику инвестиций в основной капитал сельского хозяйства; приоритеты внешней торговли государств – участников СНГ в 1994 –1998 гг.; среднюю заработную плату в государствах – участниках СНГ.

В докладе сделан акцент на то, что трансформационные процессы в Содружестве имеют ряд принципиальных особенностей, выделяющих их из общего международного потока. Суть их состоит в следующем.

Во-первых, характер и направленность современной реформаторской политики и практических действий в постсоветских государствах сформировались на социалистических перестроечных идеях 80-х гг.

Во-вторых, эти действия были осложнены и отягощены формированием и утверждением новой национальной государственности.

В-третьих, цели и задачи экономических реформ всегда затрагивают глубинные основы государственности, устройства и организации общественно-политической и социально-экономической жизни общества.

В-четвертых, реформирование экономики разворачивалось на фоне “нового исторического выбора”, связанного с коренным изменением сложившегося общественного и социокультурного менталитета общества.

В-пятых, трансформационным воздействиям подвергались не самостоятельно сложившиеся и развивающиеся национальные экономики, а части единого с общим “центром экономического притяжения” хозяйственного комплекса, объединенного (интегрированного) единой экономической территорией (рыночным пространством), единой экономической идеологией, единой производственно-технологической и организационно-хозяйственной системой.

С таким сложным комплексом проблем не сталкивалась ни одна из трансформируемых стран мира. Каждое из государств СНГ с самого начала суверенного существования стояла перед “выбором пути”. И этот выбор стал решающим фактором дезинтеграции реформационных процессов, разнонаправленности геополитических и экономических национально-государственных интересов. Этот выбор придал единому трансформационному процессу национальную окраску.

В первом разделе доклада “Основные тенденции реформирования мировой экономики” рассматриваются процессы глобализации мировой экономики, степень участия как отдельных государств Содружества, так и региональной интеграционной группировки в мировом обороте товаров, услуг и капиталов. Проведен анализ темпов экономического развития СНГ в сравнении с другими странами и Европейским союзом.

Во втором разделе “Характеристика рыночных реформ в странах – участницах СНГ” дается краткая характеристика двух моделей реформирования экономики: институциональной и либеральной и способы осуществления рыночных преобразований в странах СНГ.

Третий раздел “Стратегические ориентиры и этапы экономических реформ в государствах Содружества” раскрывает суть национальных реформаторских программ, прошедших этапов преобразований и достигнутых результатов, что свидетельствует о близости идеологий рыночных преобразований, адекватности общих направлений и целевых установок. Общая особенность экономических реформ в государствах СНГ состоит в том, что они увязываются с решением стратегических задач более широкого формата, чем перестройка хозяйственных отношений на рыночных принципах и в обобщенном виде представляются следующими:

1. Преобразование республиканского народного хозяйства, как части общесоюзной плановой экономики, в национальную рыночную экономику - многоукладную, социально ориентированную, процветающую, интегрированную с мировым хозяйством, обеспечивающую политическую стабильность, повышение благосостояния и качества жизни населения до стандартов развитых стран мира.

2. Создание политических, организационно-правовых и хозяйственных предпосылок для проведения самостоятельной экономической политики как ключевого фактора утверждения национальной государственности и экономической независимости.

3. Осуществление структурной перестройки национальной экономики на рыночных основах в целях преодоления негативных последствий общесоюзной специализации, технологической отсталости и однобокости развития. Формирование внешних и внутренних условий для модернизации экономики, повышения эффективности производства и использования ресурсного потенциала для самостоятельного выхода на мировые товарные и финансовые рынки.

4. Достижение макроэкономической стабилизации, прекращение спада производства, бюджетного и финансово-инвестиционного кризиса, подавление инфляции, укрепление национальной валюты. Проведение политики сокращения бюджетных расходов на финансирование реального сектора экономики и социальной сферы, адресной поддержки малоимущих и малообеспеченных групп населения.

5. Утверждение частной собственности как господствующей формы отношений собственности, активизация на этой основе частной инициативы и предпринимательства, выращивание “класса собственников”.

6. Демонтаж системы государственного планового управления народным хозяйством, ограничение и устранение государства как “неэффективного” субъекта хозяйствования, разгосударствление экономической деятельности и приватизация государственных предприятий, культивирование “ответственного и эффективного хозяина”.

7. Либерализация предпринимательской деятельности, оптовых и розничных цен, заработной платы и доходов, контрактных отношений, торгово-посреднических, внешнеэкономических, денежно-кредитных, банковских, валютных, платежно-расчетных операций.

8.“Демонополизация” материального производства и сферы услуг, внутренней и внешней торговли, создание “конкурентной среды” для приоритетного развития малого предпринимательства и среднего бизнеса.

9.Развитие национальной рыночной инфраструктуры, формировании коммерческих биржевых, банковских, инвестиционных, страховых и торгово-посреднических институтов, финансового рынка, рынков страхования, недвижимости и рабочей силы.

10.Создание благоприятных общеэкономических и политических условий для иностранных капиталов, привлечения внешних кредитно - инвестиционных ресурсов на поддержку политической независимости, рыночных реформ, обеспечение социальной стабильности, модернизацию национальной экономики.

Четвертый раздел доклада “Основные направления формирования рыночного хозяйства в странах – участницах СНГ” посвящен национальным особенностям экономических реформ в государствах Содружества. Даны общие тенденции и различия в формировании рыночного хозяйства. В одних странах - все еще преобладает представление о высокой эффективности частной собственности и частного предпринимательства, минимизации роли государства в экономике, замены государственной монополии в регулировании хозяйственной деятельности на монополию “свободных рыночных сил”. В других - сохраняется упор на возрождение “национальных традиций” мелкого предпринимательства при упрочении государственной экономики в ключевых сферах. В третьей группе стран приоритет отдается “социальной справедливости” в реформировании отношений собственности, формированию государственно-корпоративной экономики, более последовательной ориентации на “смешанную собственность” и “социальное рыночное хозяйство”, чтобы не допустить открытой конфронтации социально-экономических интересов.

В то же время в ряде стран Содружества усилилось осознание слабости собственного реформаторского потенциала. В связи с чем нарастает склонность сместить институциональные реформы на создание приоритетных условий для иностранного капитала, который, по замыслу, должен все-таки стать источником рыночных технологий, основным “локомотивом” структурных преобразований, вхождения отдельных национальных производственно-хозяйственных комплексов в мировую экономику. Различия в подходах сказываются в первую очередь на темпах, масштабах и глубине институциональных преобразований.

В пятом разделе “Общие тенденции и особенности экономической политики в СНГ” показано, что экономическая практика складывается под воздействием последствий распада старых и хаотичного становления новых экономических институтов, свертывания и разрывов внутренних и межреспубликанских производственно-технологических и хозяйственных связей, формирования самодостаточных социально-экономических систем и соответствующих им хозяйственных механизмов. Определяющими факторами самостоятельной экономической политики стали различия в масштабах, глубине и продолжительности кризиса национальных экономик, попытки найти выход из него с упором на собственные силы и с расчетом на помощь мирового финансового сообщества или отдельных стран-спонсоров.

На основе анализа основных направлений, особенностей и последствий рыночных преобразований в государствах Содружества делается вывод об их многополюсной конфигурации, отражающей различия в целевых установках социально-экономических преобразований, готовности и возможностях реформаторских сил осуществить в короткие сроки коренные, системные трансформации общественно-политического и социально-экономического строя.

Шестой раздел “Международный опыт экономических преобразований” показывает, что смена экономических моделей происходит волнообразно с общей ориентацией на расширение поля применения и интенсивности использования институциональных механизмов и инструментов регулирования воспроизводственных процессов при сохранении и укреплении рыночного характера хозяйственных отношений. Почти повсеместно отмечается сужение сферы огосударствленной экономики и предпринимательских функций государства и усиление его роли как общенационального центра макроэкономического прогнозирования, программирования и планирования, регулятора денежно-кредитной, структурно-инвестиционной, внешнеэкономической, научно-технической и социальной политики, законодателя и контролера корпоративного и частного предпринимательства. Не менее отчетливо просматривается линия на либерализацию экономической деятельности, разгосударствленние объектов собственности и условий хозяйствования, послабление налогового давления, ограничение государственного социального патернализма.

В данном разделе рассмотрены: “Американская модель”, “Западноевропейская модель”, “Латиноамериканская модель”, “Азиатская модель”, “Восточноевропейская модель”, историческая перспектива перестройки японской экономики. “Китайский путь” представляет особый интерес как модель структурных институциональных реформ.

* *
*

Доклад может быть использован как справочно-информационный и аналитический материал в работе межгосударственных и межправительственных органов СНГ, национальных министерств и ведомств, научных организаций государств Содружества.