Подписание главами правительств десяти входивших в СНГ государств Соглашения о сотрудничестве в области образования (май 1992 года) явилось началом процесса взаимодействия образовательных систем стран Содружества.
В целях его реализации министрами образования было утверждено Положение о Конференции министров образования государств –участников СНГ. В ее работе принимают участие министры образования (и науки) Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Украины.
В 1992 и 1993 годах состоялись две Конференции министров, однако в 1994–1996 годах конференции не проводились.
Новый импульс сотрудничеству в области образования был придан подписанием в январе 1997 года Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ и Соглашения о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства СНГ. Соглашение подписали главы правительств восьми государств: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан.
Инструментом их реализации стал созданный в рамках вышеуказанного Соглашения Совет по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ.
Председателем Совета с 1997 года является Василий Иванович Стражев (до 2002 года – Министр образования Республики Беларусь).
Совет содействует формированию единого образовательного пространства Содружества Независимых Государств, в том числе:
рассматривает вопросы состояния сотрудничества в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, анализирует ход реализации многосторонних соглашений о сотрудничестве в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров;
изучает возможности дальнейшего развития сотрудничества в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, включая взаимодействие государственных и общественных структур, изучение в соответствии с заинтересованностью государств – участников Содружества образовательных процессов и тенденций развития образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров в рамках Содружества;
рассматривает и подготавливает проекты многосторонних программ в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров и вносит их в установленном порядке на рассмотрение уставных органов Содружества, проводит совместные мероприятия в пределах компетенции Совета;
содействует органам образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, общественным и негосударственным организациям государств – участников Содружества Независимых Государств в области формирования единого образовательного пространства Содружества;
изучает и обобщает опыт государств – участников Содружества по обеспечению социальной защиты учащихся и работников образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, взаимному признанию эквивалентности документов об их квалификации в рамках Содружества;
координирует деятельность государств – участников Содружества в области подготовки научных и научно-педагогических кадров и взаимного признания эквивалентности документов об их квалификации в рамках Содружества.
По инициативе Совета была подготовлена и Решением СГП утверждена Межгосударственная программа по выполнению Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ (2001 год).
Совет провел 24 заседания, на которых были обсуждены все вопросы Межгосударственной программы и значительная часть подготовленных проектов документов была внесена на рассмотрение заседаний Совета глав правительств Содружества (подписано более 30 документов). Принятие данных документов, а также целого ряда модельных законов Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ позволило создать нормативно-правовую базу для всестороннего сотрудничества в области образования.
В настоящее время Совет ведет работу по выполнению решений СГП о Плане мероприятий по дальнейшему развитию общего образовательного пространства и сотрудничества государств – участников СНГ в области образования на период до 2010 года; о Плане мероприятий по реализации Концепции развития образования взрослых в государствах – участниках СНГ; о Плане взаимодействия государств – участников СНГ по расширению применения дистанционных образовательных технологий до 2012 года, которыми предусматривается, в том числе:
подготовка соглашений о взаимном признании документов о высшем профессиональном образовании; о переподготовке и повышении квалификации преподавателей высших учебных заведений; о повышении квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений; о предоставлении равных прав гражданам для поступления и обучения в высших учебных заведениях и научных организациях;
осуществление мероприятий по гармонизации систем управления качеством образования; развитию совместной образовательной и научной деятельности; поддержке изучения русского языка как языка межнационального общения и средства гуманитарного, образовательного и научного сотрудничества, языков государств – участников СНГ; проведение творческих конкурсов и олимпиад и ряд других;
подготовка и принятие мер научного, правового, организационно-управленческого, кадрового, информационного, финансового обеспечения образования взрослых как составной части непрерывного образования, создание условий для развития национальных систем образования взрослых, постоянного самосовершенствования личности, ее адаптации к социально-экономическим переменам;
совершенствование нормативного правового обеспечения дистанционного обучения, средств и методов дистанционных образовательных технологий; создание обучающих технологий и учебно-методических комплексов, совместимых информационно-технологических инфраструктур национальных систем дистанционных обучающих технологий, организационных структур и финансово-экономических механизмов; проведение конференций, семинаров.
Одним из направлений конкретной практической деятельности по формированию единого образовательного пространства стало принятие решений на уровне Совета глав правительств о придании учебным заведениям, институтам, научным центрам государств – участников СНГ статуса базовых организаций.
Такой статус придан тринадцати высшим учебным заведениям, в том числе – пяти Республики Беларусь, семи вузам и Институту образования взрослых Российской Федерации.
В соответствии с утвержденными положениями деятельность базовых организаций направлена на подготовку специалистов; разработку образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования; осуществление научных исследований; повышение квалификации и переподготовку специалистов; подготовку научно-педагогических кадров; развитие и углубление сотрудничества образовательных и научно-исследовательских организаций; разработку, апробацию и распространение учебно-методических и научно-исследовательских материалов; создание и реализацию проектов, направленных на проведение междисциплинарных исследований; организацию международных конференций и иных мероприятий по проблемам формирования единого (общего) образовательного пространства.
Многоплановую и востребованную деятельность по формированию образовательного пространства осуществляют Московский государственный лингвистический университет – базовая организация по языкам и культуре государств – участников СНГ, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана» – базовая организация государств – участников СНГ по профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров по новым направлениям развития техники и технологий, Российский университет дружбы народов – базовая организация государств – участников СНГ в области информационного обеспечения образовательных систем государств – участников СНГ и ряд других вузов.
Так, одним из значимых проектов, реализованных в гуманитарной сфере, явилось создание на базе Московского государственного лингвистического университета Международного института языков государств – участников СНГ (МИЯ). Это в значительной степени позволило решить вопросы программно-методического обеспечения двухуровневой подготовки бакалавров и магистров на языках государств – участников СНГ.
В настоящее время разработаны и изданы шесть учебно-методических комплексов по языкам СНГ, в состав которых входят учебник, хрестоматия и книга для преподавателя, созданы шесть центров по языкам и культуре государств – участников СНГ: азербайджанский, армянский, кыргызский, казахский, русский и украинский. С 2008–2009 годов началось обучение студентов-россиян грузинскому, молдавскому и таджикскому языкам.
Активно проводит работу Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана – базовая организация государств – участников СНГ по профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров по новым направлениям развития техники и технологий.
Базовой организацией разработаны и изданы 5 учебно-методических комплектов и 16 учебных пособий по новым направлениям развития техники и технологий, проведена их апробация на базе вузов Республики Беларусь и Республики Казахстан. Только за 2009 год в МГТУ им. Н. Э. Баумана прошли профессиональную переподготовку и повышение квалификации более 200 граждан СНГ. Установлены связи с 20 вузами и 45 организациями и промышленными предприятиями государств – участников СНГ, разрабатываются и осуществляются учебные программы по их заказам.
Важным этапом в повышении мобильности студентов явится создание Сетевого университета СНГ. Этот проект реализуется по инициативе Российского университета дружбы народов и при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества СНГ, результатом которого стало подписание одиннадцатью ведущими университетами России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Украины Соглашения о Консорциуме по созданию Сетевого университета Содружества Независимых Государств.
Этот проект позволит проводить обучение студентов из стран Содружества по магистерским программам в области экономики, менеджмента, филологии и международного права. На основе договоров будет проходить обмен студентами, а учеба в другом вузе и другой стране продлится в течение года-двух.
Совет министров иностранных дел СНГ отметил активную работу Совета по выполнению Межгосударственной программы и базовой организации по языкам и культуре государств – участников СНГ – Московского государственного лингвистического университета по направлениям ее деятельности. Руководителям органов отраслевого сотрудничества СНГ направлена информация о положительном опыте их работы.
С 1998 года возобновила свою деятельность Конференция министров образования государств – участников СНГ. Состоялось 18 заседаний, на которых принят ряд важных решений, в том числе утверждены:
общие рекомендации о порядке аттестации и аккредитации образовательных учреждений государств – участников СНГ;
макет образовательного стандарта высшего образования для государств – участников СНГ;
типовое решение по созданию филиалов высших учебных заведений на территории одной из сторон – участниц;
номенклатура специальностей научных работников, утвержденная приказом Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации от 31.01.01 г. № 47 в качестве основы национальных номенклатур специальностей научных работников.
Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ приняты модельные законы: об образовании, о высшем и послевузовском профессиональном образовании, об образовании взрослых, об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании), о среднем общем образовании, о дошкольном образовании, о внешкольном образовании, о статусе учителя, о просветительской деятельности.
Особое внимание и поддержку предполагалось оказать проблемам развития образования взрослых как органической составной части непрерывного образования, одного из важнейших факторов устойчивого развития общества, его демократизации и гуманизации.
В этих целях главами правительств государств – участников СНГ в январе 1997 года было подписано Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых и создан в соответствии с данным Соглашением Межгосударственный комитет по распространению знаний и образованию взрослых, который, к сожалению, не обеспечил реализацию положений Соглашения.
В то же время сотрудничество в этом направлении развивалось: Советом по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ были предприняты меры по разработке предложений, направленных на развитие системы образования взрослых. По его инициативе подписано Решение о Концепции развития образования взрослых в государствах – участниках СНГ и о Плане мероприятий по ее реализации.
В соответствии с Концепцией образование взрослых признается в качестве необходимого элемента системы образования в государствах – участниках СНГ, что будет способствовать развитию образования как целостной системы, обеспечивающей гарантии права каждого гражданина на непрерывное образование в течение всей жизни, использованию образования взрослых и просветительской деятельности как действенного фактора социально-экономического развития.
Решением СГП от 14 ноября 2008 года об оптимизации деятельности органов отраслевого сотрудничества Содружества Независимых Государств Межгосударственный комитет по распространению знаний и образованию взрослых упразднен в установленном порядке.
В соответствии с Протоколом СГП от 14 ноября 2008 года о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых от 17 января 1997 года координацию работ по реализации настоящего Соглашения осуществляет Совет по сотрудничеству в области образования государств – участников Содружества Независимых Государств.
Департамент гуманитарного сотрудничества,
общеполитических и социальных проблем