Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Г.И.Тихонов, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам СНГ и связям с соотечественниками О СОВМЕСТНЫХ ПРОГРАММАХ И ПРОЕКТАХ СОДРУЖЕСТВА. УСИЛЕНИЕ ТЕМПОВ ИНТЕГРАЦИИ

Г.И.Тихонов,
заместитель Председателя Комитета
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации по делам СНГ
и связям с соотечественниками
   
О СОВМЕСТНЫХ ПРОГРАММАХ И ПРОЕКТАХ СОДРУЖЕСТВА.
УСИЛЕНИЕ ТЕМПОВ ИНТЕГРАЦИИ

Сегодня уже никто не спорит с тем, что нами уже потерян экономический потенциал (он на 50% потерян целиком по СНГ). Из этих 50% - половина потери по причине раздела единого экономического пространства.

Как же нам объединяться? Одиннадцать лет существует СНГ и продвижения нет. Видимо, поэтому и рождаются “двойка”, “четверка”, превратившаяся в “пятерку”, теперь новая “четверка”. Мы как бы по пустыне блуждаем и не знаем, с какой стороны нам подойти.

Мы начали работать по интеграции Россия-Беларусь и с этой целью в парламенте России создали Комиссию по экономической политике, которую я возглавляю и до сих пор. Мы начали с чисто практических шагов и стали собирать директоров автомобильных заводов Беларуси, наших моторных заводов Ярославля, проводили оперативки, и появились первые положительные результаты. При новом составе, новом бюджете нашего парламента этот процесс потихоньку начинает затихать.

На днях я был в Киргизии. Начали работать наши совместные компании. Есть такая строительная компания “Техпрогресс”, которая создала совместное российско-кыргызское предприятие “Техпрогресс” и получены конкретные результаты. С большим энтузиазмом эти шаги были приняты и Президентом Киргизии О.А. Акаевым. Чувствуется его большой интерес именно к тем, кто не декларирует, а кто уже начал работать. И работать надо именно в этом направлении и тогда у нас будут какие-то сдвиги.

Но в чем же вопрос? Вопрос финансовый. Часто в Думу поступают новые предложения о реструктуризации долгов. Почти все страны СНГ сегодня должны России. Что-то мы ратифицировали, что-то отклонили. С Киргизией мы договорились конкретно: вместо долгов представить конкретные объекты, которые будут приняты нашими экономистами, нашими предпринимателями, и на основании этих объектов будем развивать совместные предприятия. Я считаю, что по этому пути надо идти дальше и вместо того, чтобы откладывать долги, реструктуризовать их.

Сегодня рассматривается очень серьезный вопрос о вступлении в ВТО. Вот Россия уже готова, уже созрела. В зале сидят практически все экономисты и все отлично понимают, что вступление в ВТО сырьевой страны кроме бед ей ничего не приносит. Хотелось бы услышать точку зрения коллег из Киргизии. Они вступили в ВТО, а экономика от этого стала лучше развиваться? Я, может быть, ошибаюсь, но мое мнение таково, что экономика Киргизии также топчется на месте, а по некоторым позициям, к сожалению, они отступили. Значит, в ВТО нельзя вступать нашим отдельным странам, и если мы начнем отдельно вступать, то мы все только потеряем. Единственно, кто мог бы сегодня выиграть от вступления в ВТО, это, Беларусь (но ее, видимо, не возьмут), которая развивается на промышленной основе, как мы раньше называли сборочный цех Советского Союза. Им выгодно вступить в ВТО, но поэтому их брать не будут.

Поэтому нам надо быстрее создавать, так сказать, свое ВТО, надо объединяться. К этому стремятся все слои населения наших стран, в том числе и России. Эту позицию подтверждает и содержание выступлений на конференции. Ведь к этому все идет и все это отлично понимают. Но вдруг мы споткнулись на интеграции Россия и Беларусь. В чем же вопрос? Я его представляю абсолютно ясно.

Три года тому назад в этом же здании Назарбаев устроил национальный праздник Казахстана. И Назарбаев сказал, что в национальный праздник Казахстана он поднимает тост в столице нашей Родины Москве. Я у него спросил: “Нурсултан Абишевич, почему Вы не хотите интегрироваться в состав Россия-Беларусь, единое пространство, Вы же всегда были интегратором?” Он спросил: “А как Вы думаете, почему?”. Я ответил: “Вы не хотите быть третьим президентом”. Значит, надо интегрироваться? Надо. Но надо интегрироваться, видимо, не просто на совещании или собрании трех-четырех президентов (президенты уходят и приходят), надо создавать единый парламент.

Сегодня выступал наш коллега из Арбитражного Суда Вениамин Федорович. Хорошая мысль, что должен быть суд. Но суд-то должен разбираться по законам, а общих законов у нас сегодня практически нет. Модельные законы, которые мы делаем в МПА, остаются модельными законами, остаются красивыми, умными и толстыми бумагами. А нам нужны законы, которые будут приниматься парламентами, единым парламентом, которому будут даны права принимать законы прямого действия и пусть не по всем областям. Эти законы должны быть прямого действия. И не надо нам идти 50 лет по пути интеграции, как Европа. У нас разве опыта нет? У Европы не было опыта, она у нас училась. Я считаю, что решение этого вопроса – в избрании единого парламента от тех стран СНГ, которые хотят его создать.

Я еще раз подчеркиваю, что самое главное в этом отношении, нам надо объединяться и не входит в ВТО до тех пор, пока не объединимся сами. Давайте создавать единый парламент. Но чтобы не было разногласий, кто старший и кто младший брат, нужен двухпалатный парламент. И в нашем экономическом сообществе в первом документе написали, что решение принимается тремя четвертями. Отличный выход, то есть никакого насилия быть не может.