Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

К. Ж. КАРБУЗОВА. Об охране материнства и детства и гендерной стратегии Республики Казахстан

Кульшат Жапархановна КАРБУЗОВА,
член Национальной комиссии по делам
семьи и гендерной политике при
Президенте Республики Казахстан

 

 

Об охране материнства и детства и гендерной стратегии Республики Казахстан

Здравствуйте, уважаемые участницы и участники встречи!

Мне очень приятно выступать на этом форуме, который является олицетворением реализации гендерной политики наших стран и цели третьего тысячелетия, так как в Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций (2000 г.), которую подписало большинство стран мира, поощрение равенства мужчин и женщин, расширение прав и возможностей женщин определены в качестве основных целей развития человечества в третьем тысячелетии.

Казахстан определил своим приоритетом в области внешней политики интеграцию с мировым сообществом.

За годы независимости в Казахстане проведена большая работа по реализации данного приоритета.

С самого начала обретения Казахстаном суверенитета большое внимание улучшению положения женщин уделяет лично Глава нашего государства Нурсултан Абишевич Назарбаев.

В трудном для страны 1995 году он создает Совет по делам женщин и демографической политике при Президенте Республики Казахстан. В том же году состоялся Всемирный форум женщин в г. Пекине, который еще только рекомендовал мировому сообществу создавать институциональные механизмы по решению проблем женщин. А наша делегация во главе с первой леди Сарой Алпысовной на этом форуме уже докладывала о работе Совета.

Затем Совет был преобразован в Национальную комиссию по делам семьи и женщин с более широкими полномочиями.

Постановлением Правительства одобрена Концепция гендерной политики в Республике Казахстан. Она определила основные направления гендерной политики в нашей стране — достижение сбалансированного участия мужчин и женщин во властных структурах, обеспечение равных возможностей для экономической независимости женщин, развития своего бизнеса и продвижения по службе, создание условий для равного осуществления прав и обязанностей в семье, свобода от насилия по признаку пола.

В 2004 году на IV форуме женщин Казахстана Президент страны поручил Правительству и Национальной комиссии по делам семьи и женщин разработать на базе данной Концепции Стратегию гендерного равенства в Республике Казахстан.

Такой документ был разработан, и в конце прошлого года Стратегия гендерного равенства Республики Казахстан на 2006—2016 годы была утверждена специальным указом Главы государства. Также Президент своим указом образовал Национальную комиссию по делам семьи и гендерной политике.

В 1998 году Казахстан присоединился к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

В 2001 году состоялся наш отчет в ООН, в г. Нью-Йорке, об ее исполнении. Дав достаточно высокую оценку тому, как данная конвенция реализуется в Казахстане, эксперты ООН рекомендовали нам создать институт уполномоченного по правам человека.

Такой институт — омбудсмен — сегодня действует, и в нем имеются специалисты по гендерным вопросам.

Всего Казахстан присоединился к более чем 60 международным договорам по правам человека.

Не остались в стороне от проблем семьи и женщин и депутаты Парламента. Они создали свою депутатскую группу “Отбасы” и активно с нами сотрудничают.

Действуют Научно-исследовательский институт социальных и гендерных исследований при Казахском государственном женском педагогическом институте и ряд других научных центров по этой проблематике.

Вот уже 7 лет по инициативе Национальной комиссии выпускается ежегодный сборник “Женщины и мужчины Казахстана”, благодаря которому мы имеем возможность постоянно отслеживать гендерную ситуацию в стране.

Мы проводим активную работу по политическому и экономическому продвижению женщин. За последние пять лет при поддержке международных организаций проведено более 12 тысяч конференций, семинаров и тренингов, которыми охвачено более полумиллиона человек.

Сегодня в Казахстане около 40% предпринимателей, занятых в малом бизнесе, составляют женщины. Кредитованием проектов, в том числе представленных женщинами, занимается Фонд развития малого предпринимательства. Как сказал Президент, в перспективе он станет своего рода “финансовым супермаркетом”, и ему будет оказываться серьезная государственная поддержка.

В свое время, когда было очень трудно с кредитами (их практически невозможно было получить), Национальная комиссия добилась выделения, отдельной строкой в республиканском бюджете, средств на развитие предпринимательства среди женщин. Средства поступали именно через этот фонд, и мы активно с ним работали.

Постоянно в центре внимания находятся вопросы здоровья семьи и женщин. Принят ряд новых законов по защите прав детей, а также “О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления”, “О профилактике йододефицитных заболеваний”, “Об обогащении пшеничной муки препаратами железа, витаминами”. Сегодня в Казахстане йодируется практически вся соль и обогащается препаратами железа и витаминами вся мука, что способствует снижению заболеваемости анемией и распространенными в Средней Азии заболеваниями щитовидной железы.

Решение этого вопроса инициировала Национальная комиссия по делам семьи и женщин. Нами был привлечен грант Азиатского банка развития в сумме 900 тыс. долларов США для приобретения оборудования и внедрения технологий на соответствующих предприятиях.

Мы проводили также многочисленные акции, в том числе по обеспечению родильных домов, детских больниц и других лечебных учреждений современными приборами и оборудованием, по материальной поддержке малообеспеченных семей, благотворительные акции.

Для проведения всех этих мероприятий Национальной комиссией было привлечено дополнительно около 6 млн долларов США внебюджетных средств.

Программа “Охрана материнства и детства”, которая является частью государственной программы “Здоровье народа”, — один из приоритетов гендерной политики в нашей стране.

Состояние здоровья населения расценивается как основная составляющая национальной безопасности, экономической стабильности и социальной жизни Казахстана. Почти две трети населения составляют дети до 18 лет и женщины детородного возраста. С учетом важности и актуальности проблемы здоровья нации в центре внимания государства, органов здравоохранения и общественности находится охрана матери и ребенка.

Основными целями программы являются: создание условий для обеспечения сохранения жизни и здоровья матери и ребенка, получения качественной медицинской помощи, снижение материнской и младенческой смертности, повышение индекса здоровья женщин фертильного возраста, создание соответствующих социально-экономических условий для получения образования, направленных на формирование личности путем развития творческих, духовных и физических возможностей, социальная помощь детям-сиротам, инвалидам, детям, оставшимся без попечения родителей, из малообеспеченных и многодетных семей, активизация работы по профилактике правонарушений, предупреждению безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних и защите их прав. Данная программа рассчитана на 2005—2007 годы. И в рамках ее реализации в нашей республике решаются проблемы охраны матери и ребенка в условиях рыночных отношений.

Осуществляется оснащение материально-технической базы детских и родовспомогательных учреждений современным медицинским оборудованием и инструментарием по всей республике. Реализуется ряд мероприятий, направленных на активизацию работы по повышению правового, нравственного воспитания несовершеннолетних, а также защиты их прав. Специалисты по охране прав и защите детей введены в управление образования, рассматривается вопрос введения специалиста по правам детей в уполномоченный орган по правам человека в Казахстане. разработаны и реализуются меры по поддержке детей-сирот, детей из малообеспеченных и многодетных семей за счет республиканского бюджета и дополнительно за счет местных бюджетов.

С 2005 года ежегодно проводится по всей республике по гарантированному объему бесплатной медицинской помощи профилактический осмотр детей до 18 лет и женщин детородного возраста с дальнейшим их оздоровлением. Приняты меры по бесплатному лекарственному обеспечению детей по перечню заболеваний до 5 лет и “Д” учета до 18 лет, и беременных женщин. В столице и областных центрах созданы центры реабилитации и оздоровления детей, матерей и беременных. Ведется систематическая работа по вопросам здорового образа жизни, действуют Национальный и региональные центры по формированию здорового образа жизни, охраны репродуктивного здоровья, безопасного материнства, профилактике заболеваний среди детей, изучение основ валеологии в дошкольном и школьном воспитании.

В республике строятся новые современные школы, детские сады, а также детские, женские и родовспомогательные медицинские учреждения.

Из местного регионального бюджета многодетным семьям, детям, оставшимся без попечения родителей, и сиротам оказывается помощь сверх гарантированных социальных выплат.

Решаются вопросы по внедрению современных методик образования в школах, обеспечению дошкольным образованием.

В республике создана сеть домов семейного типа для детей-сирот и Дома юношеств по инициативе Сары Алпысовны Назарбаевой, почетного председателя Национальной комиссии по делам семьи и гендерной политике, человека с “золотым сердцем”.

В процессе реализации Государственной Программы “Охрана материнства и детства” наметились четкие позитивные сдвиги в демографической ситуации, что выразилось в улучшении показателей рождаемости, естественного прироста и воспроизводства населения; имеют тенденцию снижения показатели материнской и младенческой смертности, улучшаются показатели здоровья населения.

Нашей республике предстоит сделать еще немало по охране матери и ребенка. Каждый год в своем ежегодном послании Президент нашей Республики Нурсултан Назарбаев уделяет особое внимание этому вопросу.

Много внимания уделялось и уделяется борьбе с насилием в отношении женщин и детей. В структуре Министерства внутренних дел, по указанию Президента страны, были созданы подразделения по защите женщин от насилия. Почти во всех регионах страны активно действуют 30 кризисных центров для женщин и детей.

Мы инициировали проведение, впервые в нашей стране, гендерной экспертизы Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. В результате ужесточены наказания за насильственные действия против женщин.

Изучив с помощью Международной организации по миграции мировой опыт, мы внесли изменения и дополнения в Уголовный кодекс и Закон “О туристской деятельности в Республике Казахстан” по вопросам трафика женщин и детей. Теперь незаконный вывоз людей за пределы Казахстана и незаконный их транзит считаются преступлением и подлежат наказанию в виде лишения свободы от 3 до 8 лет с конфискацией имущества.

Практически по всем направлениям своей деятельности Национальная комиссия активно сотрудничала с неправительственными организациями. И впервые в истории государства по нашему предложению 37 лидеров НПО были награждены Юбилейной медалью в честь 10-летия независимости Казахстана. Это свидетельство больших прогрессивных перемен в жизни общества, а также авторитета нашей Национальной комиссии.

Вместе с тем, мы все прекрасно понимаем, что еще многое предстоит сделать для улучшения положения семьи и женщин, достижения реального гендерного равенства в стране.

Женщины в Казахстане составляют 52% населения. В то же время в Парламенте их, как известно, лишь около 10%, маслихатах — 17% от общего числа депутатов. В Правительстве у нас сегодня 4 женщины-министра (27%). Это неплохой показатель. Но нет ни одной женщины — акима области, всего 7 женщин — заместителей акимов областей. Среди заместителей акимов районов только 17% женщин, акимов сельских и поселковых округов — 11%. И это при том, что наши женщины более образованны, чем мужчины, и в стране имеется солидная база для их выдвижения. Например, только среди государственных служащих 58% женщин.

Женщины менее, чем мужчины, востребованы на рынке труда. Среди безработных 57% женщин.

Кроме того, несмотря на постоянное повышение заработной платы в стране, в том числе и у женщин, их заработок почти на треть меньше, чем у мужчин (61%). Это связано с тем, что женщины работают, в основном, на менее оплачиваемых и более низких должностях, чем мужчины, даже в таких традиционно “женских” отраслях, как здравоохранение и образование.

Большого внимания требует здоровье женщин. Индекс их здоровья составляет 20-30%. Более 60% женщин болеют анемией. Аборт продолжает оставаться одной из главных причин материнской смертности. Женщины больше страдают от болезней, передаваемых половым путем, бесплодия и других заболеваний.

Гендерное неравенство касается и мужчин. Они больше болеют туберкулезом и психическими расстройствами, их больше среди зараженных ВИЧ-инфекцией. Мужчины страдают заболеваниями, связанными с употреблением алкоголя и табакокурением, более подвержены производственному травматизму. Для них характерна высокая смертность в трудоспособном возрасте — у женщин этот показатель ниже более чем в 3 раза. В результате средняя продолжительность жизни мужчин на 11,4 года меньше, чем женщин, и сегодня составляет, соответственно, 60,6 и 72 года.

Гендерное неравенство проявляется в виде насилия в отношении женщин. При этом половина жертв домашнего насилия не обращается в правоохранительные органы, боясь морального осуждения.

Стратегия гендерного равенства Республики Казахстан на 2006—2016 годы нацелена на более эффективное решение всех этих проблем, а также достижение равенства не только прав, но и возможностей женщин и мужчин во всех сферах жизни и деятельности.

В истории нашего государства Стратегия гендерного равенства принята впервые. Фактически она открывает новый этап в социальной политике государства, четко определив цели, задачи и стратегию действий на предстоящие 10 лет.

Мы поставили задачу добиться 30%-й представленности женщин на уровне принятия решений в органах исполнительной и представительной власти, структурах управления во всех сферах деятельности нашего общества. В этой связи нам предстоит создать общенациональную сеть подготовки женщин-политиков, обучения женщин участию в политических процессах и выборных кампаниях. В государственных органах будут определены ответственные специалисты по гендерным вопросам. Впервые намечается обучение государственных служащих приемам работы по учету гендерных особенностей при разработке, реализации и оценке социально-экономических программ развития.

Мы будем работать с политическими партиями и общественными движениями по соблюдению гендерного баланса при формировании партийных списков при выдвижении кандидатов на руководящие должности и в выборные органы.

Будут приняты законы “О равных правах и равных возможностях мужчин и женщин” и “О бытовом насилии”. Намечается обязательная гендерная экспертиза действующих и разрабатываемых нормативных правовых актов.

В Стратегии гендерного равенства впервые предусматривается внедрение гендерного подхода в процесс разработки бюджетов всех уровней и государственных программ социально-экономического развития. У нас уже есть предварительная договоренность с ЮНИФЕМ о реализации пилотного проекта в г. Алматы.

Для расширения возможностей женщин по трудоустройству и обеспечению занятости Стратегия предусматривает широкое развитие государственных и частных детских дошкольных учреждений.

Специальный раздел Стратегии посвящен гендерному образованию и гендерному просвещению населения. Проведена гендерная экспертиза учебников общеобразовательных школ. Разработаны учебные программы и пособия по гендерному образованию для учителей и учеников.

Нам предстоит создать систему гендерного просвещения для депутатов Парламента и маслихатов, работников СМИ и всего населения.

Предусматривается совершенствование нормативно-правовой базы по охране материнства и детства, обеспечение приоритетности и улучшения финансирования этой службы. Уже принимаются меры по созданию на базе действующих онкологических диспансеров центров для раннего выявления (скрининга) рака молочной железы.

Намечается продолжить работу по борьбе с насилием в отношении женщин и детей, активизировать взаимодействие с правоохранительными органами, способствовать созданию новых и поддерживать работу действующих кризисных центров. К 2010 году они должны быть созданы во всех городах и районных центрах Казахстана.

Стратегия предусматривает разработку Комплексной программы повышения статуса семьи в Казахстане. Предварительно планируется провести масштабное, по всей республике, исследование по гендерным отношениям в семье с определением перспектив и направлений развития института брака и семьи, выработкой рекомендаций для включения их в программу.

Намечается проведение широкомасштабных информационно-просветительских кампаний, направленных на повышение гендерной чувствительности общества.

Расширится сеть научно-исследовательских институтов и центров гендерных исследований, что будет способствовать ускорению решения стратегических задач по всем направлениям реализации Стратегии.

Отличительной особенностью Стратегии является то, что в ней введен специальный раздел “Ожидаемые результаты от реализации Стратегии”, где четко записано, чего мы достигнем к 2016 году в плане гендерного равенства в нашем обществе.

17 февраля текущего года в г. Алматы мы презентовали Стратегию гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006—2016 годы международным и неправительственным организациям. Многие из них помогали нам в ее разработке. К презентации был проявлен большой интерес, в ней приняли участие уважаемая г-жа Юрико Шоджи, представители агентств ООН и ВОЗ, г-жа Дамира Сартбаева, региональный директор программы ЮНИФЕМ в странах СНГ, г-жа Анна Биолик, Посол Канады в Республике Казахстан, г-н Ивар Викки, Посол, Глава Центра ОБСЕ в г. Алматы, представители других иностранных посольств в Казахстане, Всемирного и Исламского банков развития, многие другие. Все они выразили готовность сотрудничать с нами по реализации Стратегии, за что мы им очень благодарны.

Стратегия гендерного равенства Республики Казахстан является основополагающим документом, направленным на реализацию гендерной политики нашего государства, инструментом ее реализации и осуществления мониторинга со стороны государства и гражданского общества, важным фактором становления демократии в нашей стране. Она сыграет немаловажную роль в интеграции Казахстана с мировым сообществом.

Объявление 2006 года Годом матери — это признак большого внимания и уважения государства Республики Беларусь к женщинам своей страны. Мир не может быть без матери, мать-женщина, женщина-мать. Так пусть всегда будет с нами материнское благословение!

Благодарю всех за внимание.