ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников
Содружества Независимых Государств
О модельном законе "О студенческом спорте"
Рассмотрев представленный Постоянной комиссией МПА СНГ по культуре, информации, туризму и спорту проект модельного закона "О студенческом спорте", Межпарламентская Ассамблея постановляет:
1. Принять модельный закон "О студенческом спорте" (прилагается).
2. Направить указанный модельный закон в парламенты государств-участников Межпарламентской Ассамблеи СНГ и рекомендовать его для использования в национальных законодательствах.
Председатель Совета Ассамблеи С.М. Миронов
Санкт-Петербург
16 июня 2003 года
N 21-9
Принят
на двадцать первом
пленарном заседании МПА СНГ
(постановление N 21-9 от 16 июня 2003 года)
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О студенческом спорте
Настоящий Закон определяет правовые, организационные,
экономические и социальные основы развития студенческого спорта; он призван обеспечить охрану здоровья, осуществления профилактики заболеваний, поддержание высокой работоспособности студентов высших и средних специальных учебных заведений, разработку стратегии развития физической культуры и спорта, организацию пропаганды здорового образа жизни, эффективность системы непрерывного образования и развития личности в государствах-участниках Содружества Независимых Государств.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Физическое воспитание - процесс обучения в интересах подготовки студентов к активной общественной жизни и, плодотворной трудовой деятельности, а также сохранения и укрепления здоровья, постоянного совершенствования физического, нравственного, интеллектуального, эстетического воспитания личности, включающий в себя все виды и формы организационной, целенаправленной и систематической деятельности, осуществляемой государственными и частными образовательными учреждениями в целях приобретения жизненно важных физических качеств и спортивного совершенствования студентов.
Студенческий спорт - спортивные занятия в высших и средних специальных учебных заведениях, различных форм собственности по государственным программам, а также занятия в спортивных секциях и командах по игровым видам спорта общественных объединений спортивной направленности (спортивные клубы, коллективы физической культуры), участие в спортивных соревнованиях.
Государственные, региональные органы образования в сфере физической культуры и спорта - специально уполномоченные органы исполнительной власти, осуществляющие обеспечение государственной политики в области физической культуры и спорта в масштабах страны и муниципальных образований.
Образовательные учреждения - высшие и средние специальные учебные заведения различных форм собственности.
Спортивные сооружения - комплекс спортивных сооружений и баз, дворцы спорта, стадионы, спортивные залы, плавательные бассейны, лыжные базы, хоккейные корты, плоскостные спортивные площадки и футбольные поля необходимых для организации учебных, учебно-тренировочных занятий в учебном процессе студентов, а также секционных занятий во внеучебное время.
Общественное объединение - добровольное самоуправляемое некоммерческое объединение (спортивный клуб, коллектив физической культуры, спортивная и оздоровительная секции, спортивная команда).
Система физического воспитания - совокупность учебно-тренировочного педагогического процесса по программам и государственным образовательным стандартам различного уровня, направленным на формирование здорового физически и духовно, морально устойчивого гражданина в сети образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов.
Учреждения дополнительного образования - спортивные школы, специализированные спортивные школы олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, училища олимпийского резерва, центры олимпийской подготовки.
Спорт и физическая культура - составные части культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности, подготовки его к соревновательной деятельности.
Спортивная классификация - программно-нормативный документ, устанавливающий нормы для присвоения спортивных званий и разрядов, условия и порядок выполнения установленных нормативов.
Статья 2. Цели и задачи настоящего закона
1. Настоящий Закон направлен на обеспечение конституционных прав студентов на всестороннее развитие, утверждение здорового образа жизни, создание условий для занятий физической культурой и спортом, а также профилактику заболеваний, вредных привычек и правонарушений.
2. Задачами настоящего Закона являются:
- обеспечение и защита прав студентов на занятия физической культурой и спортом;
- создание правовых гарантий для функционирования и развития студенческого спорта;
- определение прав и правовое регулирование обязанностей и ответственности государственных органов, образовательных учреждений, физических и юридических лиц в области студенческого спорта;
- подготовка, переподготовка и повышение профессиональной квалификации тренерско-преподавательских, медицинских кадров, работающих в образовательных учреждениях, студенческих общественных объединениях;
- правовое и организационное обеспечение взаимного признания документов, выдаваемых образовательными учреждениями студентам-выпускникам, а также детско-юношескими спортивными школами, спортивными школами олимпийского резерва государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - государств-участников);
- расширение межгосударственного пространства для проведения спортивно-массовых мероприятий среди студентов;
- расширение информационного пространства, обмена опытом работы по подготовке спортсменов высокого класса из числа студентов, проведения совместных учебно-спортивных мероприятий среди общественных студенческих спортивных объединений государств-участников.
Статья 3. Система физического воспитания студентов
1. Общее физкультурно-спортивное пространство государств-участников характеризуется общностью принципов государственной политики в сфере физического воспитания студентов, согласованностью государственных образовательных стандартов, программ, нормативных сроков обучения и перечней классификационных спортивных разрядов, стандартов. Организация спортивно-массовых мероприятий на территории государств-участников, формирование общего студенческого спортивного пространства является одним из приоритетных направлений политики государств-участников в области развития физкультуры и спорта.
2. Система физического воспитания студентов предусматривает организацию учебно-тренировочного процесса, проведение массовых спортивных мероприятий, соревнований в образовательных учреждениях, в студенческих спортивных общественных объединениях, а также участие студентов в международных спортивных мероприятиях.
3. Система физического воспитания включает в себя обязательное преподавание физической культуры в высших учебных заведениях, необходимое для укрепления здоровья, повышения физического развития, удовлетворения потребности в двигательной активности, а также совершенствования и повышения спортивного мастерства.
Для студентов с физическими недостатками или испытывающих по тем или иным причинам определенные физические трудности организуется специальное обучение, которое осуществляется в специальных оздоровительных группах или в специальных спортивных учреждениях для инвалидов за счет средств образовательных учреждений и органов социальной защиты населения.
4. В системе физического воспитания студентов могут создаваться и действовать детско-юношеские спортивные школы, школы высшего спортивного мастерства, учебные заведения для подготовки специалистов, научно-исследовательские институты, спортивные сооружения, общественные объединения, иные организации и учреждения, которые ставят целью физическое воспитание студентов.
Статья 4. Государственная политика в области студенческого спорта
1. Государственная политика в области студенческого спорта определяется в порядке, предусмотренном законодательством государства, и призвана обеспечивать потребности студентов в физическом развитии личности, создание условий для полной реализации возможностей в укреплении здоровья, организации досуга, повышении спортивного мастерства.
2. Государственная политика в области физического воспитания и спорта - направляющая и регулирующая деятельность государства в области физической культуры и спорта, осуществляемая с целью эффективного использования возможностей в достижении вполне определенных стратегических целей и решении задач общегосударственного и глобального значения. Она осуществляется посредством законов, общегосударственных программ, правительственных постановлений, международных договоров и программ, других актов, а также путем привлечения общественных организаций и движений для реализации среди студентов спортивно-массовых мероприятий имеющимися у них средствами.
3. Государство принимает необходимые организационные и законодательные меры для обеспечения:
- доступа всех студентов к бесплатным академическим занятиям спортом в образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования всех форм собственности, создания при образовательных учреждениях спортивных школ, школы высшего спортивного мастерства;
- координации научных исследований по наиболее актуальным проблемам вовлечения студентов в систематические спортивные занятия, подготовки в учебное время и после занятий спортсменов высокого класса, медико-биологического и допингового контроля;
- возможности использования спортивной базы, образовательных учреждений, научных достижений в целях подготовки спортсменов высокого класса, спортивного резерва, тренерских кадров и участия студентов во Всемирных студенческих играх;
- дальнейшего развития исторически сложившейся спортивной и духовной общности народов, проживающих на территории государства.
Глава 2. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА
И СФЕРА ДЕЙСТВИЯ
Статья 5. Законодательство о студенческом спорте
1. Законодательство государства о студенческом спорте формируется в соответствии с изложенными в статье 4 настоящего Закона принципами государственной политики в этой области и включает комплекс нормативных актов и нормативных решений органов исполнительной власти. В его состав входят правовые нормы общегосударственного действия.
2. Законодательство о студенческом спорте определяет совокупность правоотношений между лицами (студентами), учреждениями и организациями, причастными к функционированию и развитию этой сферы образования, организации здорового досуга.
Статья 6. Управление физическим воспитанием студентов
1. Управление физическим воспитанием студентов имеет государственно-общественный характер и осуществляется высшими органами государственной власти, органами управления образованием, физической культурой и спортом, общественными объединениями.
2. Основными принципами управления физическим воспитанием и спортом в государствах-участниках являются признание всеми органами государственной власти автономии образовательных учреждений, содействие студенческим спортивным общественным объединениям (спортивным клубам, коллективам физической культуры) в выполнении уставных целей и задач.
3. Контроль за качеством преподавания физической культуры и спорта в общеобразовательных учреждениях осуществляется посредством выполнения государственных учебных программ и нормативов.
4. Аккредитация образовательных учреждений, в которых ведется преподавание физической культуры и спорта, осуществляется на основании заключения по его аттестации, проводимой независимой государственной аттестационной службой.
5. Государство обеспечивает формирование государственного бюджета образовательных учреждений в части расходов на физическую культуру и спорт, определения порядка финансирования системы спортивного образования студентов, подготовки спортсменов высокого класса, оказания помощи спортивным клубам.
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА СРЕДИ
СТУДЕНТОВ
Статья 7. Физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях
1. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся студентов, формирование у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни являются одной из основных задач образовательных учреждений всех типов, входят в круг обязанностей администраций указанных учреждений и каждого педагогического работника.
2. Образовательные учреждения самостоятельно с учетом местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий физической культурой и спортом, средства и методы физического воспитания, виды спорта и продолжительность занятий (не менее пяти часов в неделю) на основе государственных образовательных программ и нормативов физической подготовленности, а также проводят внеучебную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с привлечением к ней учреждений дополнительного образования и общественных объединений физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности.
3. Образовательные учреждения ежегодно проводят тестирование и проверку физической подготовленности студентов в соответствии с установленными государственными нормативами. По итогам учебного года каждому обучающемуся выставляется оценка его физической подготовленности, а на выпускных курсах сдается экзамен.
4. Государственные и региональные органы управления физической культурой и спортом совместно с региональными государственными органами образования, с привлечением общественных объединений, организуют спортивные соревнования среди студентов по различным видам спорта, среди образовательных учреждений - смотры-конкурсы физической подготовленности студентов. Они имеют право поощрять победителей соревнований.
Статья 8. Физическое воспитание и реабилитация студентов-инвалидов
1. Вовлечение студентов-инвалидов в занятия физической культурой и спортом направлено на повышение их двигательной активности, восстановление функций организма, организацию здорового досуга и является непременным условием реабилитации и адаптации.
2. Организация занятий физической культурой и спортом в системе непрерывной реабилитации инвалидов, методическое, медицинское обеспечение и врачебный контроль осуществляются образовательными учреждениями и организациями здравоохранения, учреждениями социальной защиты населения.
3. Общеобразовательные учреждения, государственные органы социальной защиты населения совместно с общественными организациями инвалидов и общественными объединениями спортивной направленности обеспечивают проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, подготовку спортсменов-инвалидов к международным спортивным соревнованиям и Параолимпийским играм.
Статья 9. Физическое воспитание по месту жительства
1. Создание условий для занятий физической культурой и спортом по месту жительства студентов, а также в местах массового отдыха осуществляется администрациями образовательных учреждений.
2. Органы управления физической культурой и спортом совместно с органами жилищно-коммунального хозяйства оказывают помощь образовательным учреждениям и общественным объединениям в организации физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, пропаганды здорового образа жизни.
Статья 10. Физическая подготовка студентов допризывного и призывного возрастов
1. Физическая подготовка студентов допризывного и призывного возрастов к военной службе проводится в общеобразовательных заведениях, а также в учебных пунктах начальной военной подготовки по государственным программам и нормативам.
2. Государственные, региональные и местные органы власти в области обороны могут заключать договоры со студенческими общественными объединениями спортивной и военно-спортивной направленности на организацию физической подготовки студентов к службе в вооруженных силах.
3. Руководство физической подготовкой студентов к военной службе и контроль за их подготовкой осуществляют органы государственной исполнительной власти в области обороны совместно с органами управления в области образования, физической культуры и спорта.
Статья 11. Учреждения дополнительного образования
1. Специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки осуществляют подготовку студентов-спортсменов высокой квалификации по различным видам спорта для пополнения сборных команд.
Статья 12. Студенческие спортивные общественные объединения
1. Членами и участниками студенческих спортивных общественных объединений в высших учебных заведениях могут быть граждане государств-участников, достигшие возраста 17 лет.
Членами и участниками спортивных общественных объединений в колледжах, техникумах могут быть граждане государств-участников, достигшие возраста 14 лет.
2. Приобретение прав юридического лица спортивными общественными объединениями колледжей и техникумов возможно при наличии в составе руководящего органа общественного объединения не менее трех человек, достигших возраста 18 лет.
3. Студенческие спортивные общественные объединения в своей деятельности руководствуются соответствующими законодательными актами государств-участников и собственными уставами, утвержденными общими собраниями (конференциями, съездами и т.д.).
Статья 13. Тренерско-преподавательская работа со студентами
К профессиональной педагогической работе со студентами допускаются лица, прошедшие аттестацию и получившие документ установленного образца по специальности "Физическая культура и спорт", выданный образовательным учреждением, имеющие целью спортивную подготовку студентов соответствующего уровня, повышение и совершенствование спортивного мастерства для пополнения сборных команд государств-участников.
Статья 14. Судейство студенческих соревнований
К судейству студенческих соревнований допускаются судьи, имеющие соответствующую специальную подготовку и аттестацию, педагогическое профессиональное образование и состоящие на учете в федерациях судей по видам спорта, а также студенты, прошедшие необходимую практику судейства, аттестованные соответствующими органами управления физической культурой и спортом.
Статья 15. Медицинское обеспечение и врачебный контроль
1. К занятиям спортом допускаются студенты, прошедшие медицинское освидетельствование в государственных медицинских учреждениях и допущенные по состоянию здоровья к учебно-тренировочным занятиям и спортивным соревнованиям.
2. Государственные органы в области здравоохранения совместно с органами в области физической культуры и спорта создают консультативные пункты, кабинеты, врачебно-физкультурные диспансеры, оснащают их специальной аппаратурой, медицинским оборудованием, осуществляют подготовку специалистов в области спортивной медицины и повышение квалификации медицинских работников.
3. Преподаватели совместно с тренерами осуществляют учет занимающихся, контроль за состоянием здоровья студентов, их физическим развитием.
4. Ответственность за вред, причиненный здоровью студентов в связи с занятиями физической культурой и спортом без соответствующих документов, несут руководители образовательных учреждений и физкультурно-спортивных организаций по законодательству государств-участников.
Статья 16. Спортивные звания
1. Студентам, достигшим высоких результатов в индивидуальных видах спорта, а также в составах команд по различным видам спорта, государственными и региональными физкультурно-спортивными органами власти присваиваются спортивные разряды и звания.
2. Студентам, прошедшим специальную подготовку и принимавшим участие в судействе, местными физкультурно-спортивными органами присваиваются звание: "судья по спорту" или судейская категория, соответствующая его подготовке согласно действующей судейской классификации.
Статья 17. Документ спортсмена
1. Студентам, выполнившим разрядные нормативы или нормативы спортивных званий, выдается документ о присвоении соответствующего спортивного разряда или спортивного звания и звания "судья по спорту".
2. Выдачу документа о спортивном разряде, спортивном звании, звании "судья по спорту" производят государственный орган управления физической культурой и спортом или по его поручению образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, или общественные объединения, зарегистрированные в установленном законом порядке.
Глава 4. ФИНАНСИРОВАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА
Статья 18. Источники финансирования студенческого спорта
1. Основными источниками финансирования студенческого спорта являются бюджеты государств-участников.
Дополнительными источниками финансирования могут быть:
- средства предприятий, организаций, общественных объединений и фондов, иностранных государств и граждан, частных лиц, выступающих в качестве учредителей и соучредителей образовательного учреждения;
- собственные средства образовательных учреждений, студенческих спортивных общественных объединений, в том числе валютные, являющиеся доходами от физкультурно-спортивной, консультативной, научно-исследовательской, издательской, производственной и другой деятельности, не запрещенной национальными законами;
- доходы от депозитных вкладов;
- средства, передаваемые безвозмездно предприятиями, организациями, общественными фондами, частными лицами и другими спонсорами:
- кредиты;
- другие источники, не противоречащие законодательству.
Статья 19. Порядок финансирования спорта в образовательных учреждениях
1. Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных нормативов в расчете на каждого обучающегося, исходя из принципа оптимального последовательного увеличения фактических расходов на одного студента.
Государство гарантирует выделение средств на нужды подготовки спортсменов в размере, обеспечивающем ее приоритетность, а также защищенность соответствующих расходных статей в условиях инфляции.
2. Привлечение дополнительных источников не влечет за собой снижения нормативов или абсолютных размеров финансирования из государственного и местных бюджетов.
3. В целях привлечения инвестиций в систему студенческого спорта государство, региональные органы власти предусматривают:
- специальную систему налоговых льгот для образовательных учреждений, юридических и физических лиц, вкладывающих свои средства в любой форме в развитие студенческого спорта. Характер, размеры и порядок предоставления этих льгот определяются действующим законодательством;
- льготы по налогообложению недвижимости собственникам, сдающим свое имущество в аренду учреждениям и организациям.
4. Финансирование образовательных учреждений, включая расходы на укрепление и создание материальной базы, проведение спортивных мероприятий, участие в международных соревнованиях, осуществляется за счет бюджетов всех уровней по разделу "Образование".
Образовательные учреждения, работающие в режиме эксперимента, пользуются правом дополнительного финансирования в соответствии с законодательством.
5. Орган государственной власти в области физической культуры может заключать договор (оформлять государственный заказ) с общественными объединениями на подготовку спортивного резерва для сборных команд, проведение спортивно-массовых соревнований среди студентов с финансированием мероприятий в полном объеме.
Статья 20. Материально-техническая база
1. Органы государственной власти выделяют бюджетные и иные средства на строительство, содержание и развитие материально-технической базы студенческого спорта, устанавливают налоговые льготы собственникам материально-технической базы.
2. Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательными учреждениями, студенческими общественными объединениями, находятся в оперативном управлении этих учреждений, объединений.
Физкультурно-спортивные организации и общественные объединения, осуществляющие спортивную работу среди студентов, несут ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этими организациями и учреждениями собственности.
3. Спортивная материально-техническая база государственных образовательных учреждений, используемая в решении образовательных задач, а также в сфере подготовки спортсменов из числа студентов, налогами не облагается и приватизации или разгосударствлению не подлежит.
Статья 21. Отношения собственности
1. За образовательными учреждениями, студенческими общественными объединениями в целях обеспечения деятельности, предусмотренной уставом, учредитель (учредители) закрепляют на праве оперативного управления спортивные сооружения, здания, оборудование, а также иное необходимое имущество физкультурно-спортивного, социального, культурного и иного назначения.
2. Студенческому общественному объединению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования, а также на интеллектуального и творческого труда, являющегося составной частью деятельности спортивной организации и доходы от собственности.
3. За государственными образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, студенческими общественными объединениями закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование выделенные им в установленном порядке земельные участки.
4. Имущество, переданное образовательным учреждениям, учреждениям дополнительного образования, студенческим общественным объединениям, не подлежит изъятию для использования в иных, кроме физкультурной и спортивной работы, целях.
5. Образовательное учреждение, учреждение дополнительного образования несут ответственность за сохранность и эффективное использование своего спортивного имущества.
6. Контроль за деятельностью образовательного учреждения, учреждения дополнительного образования в этой части осуществляется учредителем или уполномоченным лицом.
Статья 22. Интеллектуальная собственность
1. Интеллектуальная собственность в форме материальных активов (научные труды, программное обеспечение, образовательные и информационные технологии и т.д.), служащая источником образовательной и экономической деятельности образовательных учреждений, их сотрудников, подлежит защите наравне с другими видами собственности.
2. При переходе спортсмена из одного образовательного учреждения, учреждения дополнительного образования, общественного объединения в стране в другое или иностранную физкультурно-спортивную структуру (производится по взаимному согласию) учреждение, учреждение дополнительного образования, общественное объединение имеют право востребовать средства, затраченные ими на подготовку спортсмена.
Переход осуществляется в порядке и в сроки, согласованные с государственным или региональным органом физической культуры и спорта.
Глава 5. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 23. Международное сотрудничество
1. Международное сотрудничество в области физической культуры и спорта среди студентов, осуществляемое в рамках внешнеполитической деятельности, основывается на подлинном партнерстве, взаимном доверии и строится на основе межгосударственных договоров и соглашений.
2. Студенческие общественные объединения имеют право устанавливать прямые связи с иностранными и международными физкультурно-спортивными организациями, осуществлять международные спортивные и научно-исследовательские программы, входить в международные спортивные общественные объединения в установленном законодательством порядке.
3. Государства-участники проводят согласованную политику в международных организациях в области физической культуры и спорта по работе со студентами в рамках двусторонних и многосторонних соглашений и договоров.
4. Договоры, заключенные студенческими общественными объединениями с иностранными партнерами о совместной спортивной деятельности, не могут рассматриваться как международные договоры государства.
Статья 24. Внешнеэкономическая деятельность
1. Студенческие общественные объединения самостоятельно осуществляют внешнеэкономическую деятельность в установленном законодательством порядке, имеют право открывать валютные счета в банковских и других кредитных организациях в соответствии с законодательством.
2. Валютные средства, полученные студенческими общественными объединениями от внешнеэкономической деятельности, принадлежат им на правах собственности или поступают в их оперативное управление и изъятию не подлежат. Они направляются на развитие системы спортивного образования и укрепление ее материально-технической базы.